Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). Тест – опросник родительского отношения Методика детско родительских отношений варга столин

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да » или «Нет ».

Тестовый материал
  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту
  • Принятие / отвержение ребенка : -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация : 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз : 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение "

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33 ) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8 ) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация "

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов ) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла ) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз "

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов ) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла ) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль "

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов ) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла ) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка "

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов ) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла ), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Источники
  • Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

Родительское отношение - это «система или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Семья - это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок). Между родителем и ребенком складываются взаимоотношения, взаимовлияния, взаимодействия. Ребенок считает семью средой, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка. Они обеспечивают удовлетворение почти всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите. Стиль семейного воспитания является некой реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.

Понятие «родительское отношение» имеет в основе своей общий характер и указывает на взаимную связь и зависимость между родителем и ребенком. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяющее черты родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

1.2. Типы родительского отношения.

Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. Родительское отношение позволяет охарактеризовать определенный стиль (тип) поведения, который оба родителя демонстрируют в отношении ребенка. Стиль поведения или стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

“Принятие - отвержение”. Отражает эмоциональное отношение к ребенку.
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, одобряет его интересы, планы.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, ему кажется, что он не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума.
По большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

“Кооперация”. Отражает социально желаемый образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.

“Симбиоз”. Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель старается удовлетворить все его потребности, постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

“Авторитарная гиперсоциализация”. Отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

“Маленький неудачник”. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Тип отношения к ребенку зависит не только от особенностей родителей, но и от особенностей самого ребенка, при этом любая типология родительского отношения находится в прямой зависимости от стиля семейного воспитания, характерного для той или иной системы детско-родительских отношений. Под стилем семейного воспитания также подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер и контроль над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрений и наказания.

Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Назначение теста

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Тест

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

. Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
. Кооперация : 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
. Симбиоз : 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
. Контроль : 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
. Отношение к неудачам ребенка : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» - 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” - 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это - своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие / Отвержение"

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала "Контроль"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Источники

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

В опроснике родительского отношения принимали участие родители тех же 10 благополучных и 10 неблагополучных семей.

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли один из родителей из каждой семьи (в основном матери).

Математико-статистическую обработку данных проведем в программе Microsoft Excel 2007. Результаты представлены в таблицах 15 и 16.

Таблица 15

Некоторые статистические показатели по методике «Опросник родительского отношения» контрольной группы исследования

Принятие-Отторжение

Кооперация

Контроль

Инфантилизация

Среднее м 1

Стандартное отклонение, у 1

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Минимум (min)

Максимум (max)

Максимум

Максимум

Максимум

Максимум

Таблица 16

Некоторые статистические показатели по методике «Опросник родительского отношения» основной группы исследования

Принятие-Отторжение

Кооперация

Контроль

Инфантилизация

Среднее м 2

Стандартное отклонение, у 2

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Минимум (min)

Максимум (max)

Максимум

Максимум

Максимум

Максимум

Получены данные по шкале «принятие/отвержение» в контрольной группе (среднее) - м 1 =31,3, при стандартном отклонении у 1 = 1,06 и максимальном показателе Мах 1 = 32,0 (максимально возможное значение - 33 балла), что свидетельствует об очень высоком уровне эмоционального принятия своих детей в благополучных семьях. Тогда как по этой же шкале в основной группе исследуемых получены данные: м 2 =6,3; у 2 = 3,56 и максимальном показателе Мах 2 = 12,0, то есть ни одна семья в этой группе исследования не достигла результата даже в половину возможного. Это свидетельствует о высоком уровне эмоционального отторжения ребенка взрослыми.

Шкала «Кооперация». Результаты, полученные по шкале опросника в основной группе очень низкие - средние показатели по группе составляют всего у 1 = 2 балла при максимально возможном - Max=8 баллов. В контрольной группе показатель существенно выше: 6,8 балла. Можно сделать однозначный вывод о том, что в неблагополучных семьях совместная деятельность с детьми, сопереживание внутреннему миру ребенка практически полностью отсутствует. В благополучных семьях родители стараются все делать вместе с ребенком, не считают его внутренний мир чем-то эфемерным, несуществующим.

По шкале «Симбиоз» при проведенном анализе были получены следующие средние данные: 1. Благополучные семьи (контрольная группа) - м 1 =6,2, при стандартном отклонении у 1 = 0,42 и максимальном показателе Мах 1 = 7,0 (максимально возможное значение - 8 баллов). 2. Неблагополучные семьи (основная группа исследования) - м 1 =0,7, при стандартном отклонении у 1 = 0,67 и максимальном показателе Мах 1 = 2,0 (максимально возможное значение - 8 баллов). Сделаем вывод о том, что в контрольной группе родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Шкала «Контроль». Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. В контрольной группе средний балл составил м 1 =4,1, при стандартном отклонении у 1 = 0,32 и максимальном показателе Мах 1 = 5,0, что говорит о достаточном и неизбыточном контроле детей со стороны взрослых. Это позволяет детям развиваться полноценной личностью, без излишних страхов и очень жестких дисциплинарных рамок. Такого явления не наблюдается в основной группе исследования. Средний балл составил м 1 =1,2, при стандартном отклонении у 1 = 2,1 и максимальном показателе Мах 1 = 7,0, что говорит об отсутствии контроля детей со стороны взрослых, либо о чрезмерно высоком контроле (стандартное отклонение у 1 = 2,1).

Средний балл, высчитанный по шкале «маленький неудачник» в контрольной группе (м 1 =1,8, у 1 = 0,42, идеальный уровень = 0) и в основной группе (м 1 =6,6, у 1 = 0,97, идеальный уровень = 0), позволяет сделать вывод: в неблагополучных семьях явно выражена инфантилизация ребенка. Его считают ничего не умеющим неудачником. Будущее этого ребенка представляется родителям в весьма мрачных красках. Напротив, родители контрольной группы считают неудачи своих детей случайными, ничего не значащими.

Согласно методике проведения опроса, данные должны быть выражены в процентилях. Для большей наглядности мы будем использовать обычные арифметические проценты.

По количеству утверждений по таким параметрам как: I - «принятие - отвержение»; II - «кооперация»; III - «симбиоз»; IV - «авторитарная гиперсоциализация»; V - «маленький неудачник» мы получили следующие результаты:

Благополучные семьи

Примем максимально возможные значения показателей за эталон и проведем анализ опросника для благополучных семей относительно эталонных показателей:

Анализ проведенного опросника с благополучными семьями представим в таблице 17.

Таблица 17

Показатели по количеству баллов по благополучным семьям

Принятие/

отвержение

Кооперация

Контроль

1 семья Мать

2 семья Мать

3 семья Мать

4 семья Мать

5 семья Мать

6 семья Мать

7 семья Мать

8 семья Мать

9 семья Мать

10семья Мать

Среднее значение

31,3 балла (94,85%)

6,8 балла (85%)

6,2 балла (77,5%)

4,1 балл (58,57%)

1,8 (6,2) (77,5%)

* в скобках указаны проценты.

Итак, анализ данных по благополучным семьям выглядит следующим образом:

Шкала «Принятие / Отвержение». Средний «сырой балл» составляет 31,3. Во всех исследованных семьях показатель эмоционального принятия ребенка очень высокий. Взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

Шкала «Кооперация». Средний «сырой балл» составляет 6,8 из 8 возможных. Во всех исследованных семьях выявлено, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует детей, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Шкала «Симбиоз». Средний «сырой балл» составляет 6,2. Это позволяет сделать вывод о том, что в контрольной группе родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Низкие баллы по шкале (суммарный средний «сырой» балл составляет 1,8) свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такое отношение взрослого позволяет ребенку не зацикливаться на неудачах, а двигаться вперед, развиваясь в полноценную личность.

Неблагополучные семьи

Примем максимально возможные значения показателей за эталон и проведем анализ опросника для неблагополучных семей относительно эталонных показателей.

Анализ проведенного опросника с неблагополучными семьями представим в таблице 18.

Таблица 18

Показатели по количеству баллов по неблагополучным семьям

Принятие /

отвержение

Кооперация

Контроль

Маленький неудачник (сопереживание неудачам)

Максимальное значение показателя

Минимальное значение показателя

1 семья Мать

2 семья Мать

3 семья Мать

4 семья Отец

5 семья Мать

6 семья Мать

7 семья Отец

8 семья Мать

9 семья Мать

10 семья Мать

Среднее значение

6,3 балла (19,09%)

0,8балла (10%)

0,7 балла (8,75%)

1,2 балла (17,14%)

6,6 (1,4) (17,5%)

Итак, анализ данных по неблагополучным семьям выглядит следующим образом:

6,3 балла по шкале «Принятие / Отвержение» свидетельствуют о том, что взрослые испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Низко оценивает его способности и нередко своим отношением третируют ребенка.

0,8 баллов по шкале «Кооперация» - говорят о том, что в неблагополучных семьях ни о какой кооперации не может быть и речи: «Я сам по себе, ты сам по себе: растешь и ладно».

0,7 баллов по шкале «Симбиоз» так же говорят о значительной дистанции в отношениях между взрослыми и детьми.

Низкие баллы по шкале «Контроль» (1,2 балла) - свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны родителей практически отсутствует. Родители либо очень заняты собой, либо им просто нет никакого дела до контроля за ребенком. В 4-ой семье ярко выражена авторитарность по отношению к сыну, но, по моему мнению, она носит показательный характер.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Высокие баллы по этой шкале (6,6 баллов) - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и он твердо уверен в том, что «ничего путного из него не выйдет!». Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям просто несерьезными, а, зачастую родители просто не интересуются внутренним миром ребенка и не подозревают о его существовании

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что во всех опрошенных неблагополучных семьях, в большей или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения к детям. По критериям:

1. Во всех семьях дети эмоционально отвергаются, и только в семьях №№ 5 и 8 матери предпринимают попытки найти общий язык с детьми.

2. Кооперация и симбиоз попросту невозможны, т.к. родители считают, что дети мешают им жить, или попросту этих детей не замечают.

3. Показатели родительского контроля также оставляют желать лучшего. Самый распространенный ответ был «За строгое воспитание дети благодарят потом» с комментарием: «Чем больше его бьешь, тем умнее впредь будет!»

4. По критерию «Маленький неудачник» почти все родители выразили мнение, что «ничего путного из них (детей) не вырастет». Исключение составили семьи №№ 5 и 9, где матери понимают, что, возможно, они неверно оценивают своих детей, что сами матери виноваты в таком воспитании, но что-либо менять не хотят или не могут.

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это эмоциональное отвержение и инфантилизация детей.

Отвержение отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Инфантилизация или «Маленький неудачник» -- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В данном случае в родительском отношении имеет место стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. Данная категория родителей старается не замечать своих детей, либо не воспринимать их серьезно.

Общие выводы по обоим категориям семей представим графически. Чтобы привести данные исследования к одному формату, примем идеальный показатель контроля за 50% (по данным А.Я.Варга, В.В.Столина), потому что значительные колебания показателя в ту или иную сторону - это неправильно. Так же заменим показатель «Маленький неудачник» на прямо противоположный по значению и назовем его «Сопереживание при неудачах ребенка». В этом случае данная оценочная шкала примет общее направление графика, что позволит наглядно сравнить отличия показателей в благополучных и неблагополучных семьях.

Рис.1.

На графике мы наглядно видим, что в благополучных семьях показатели всех шкал близки или стремятся к идеалу.

В отличие от этого, в неблагополучных семьях те же показатели ничтожно низки. По первой шкале «Принятие/отвержение» в неблагополучных семьях явно видно сильно высокое эмоциональное отрицание детей в семье, их не замечают и не хотят замечать. По остальным шкалам видно отсутствие кооперации, симбиоза, контроля. В последней шкале явно выражено отношение к ребенку в семье как к «маленькому неудачнику».

То есть в исследованных нами неблагополучных семьях налицо предвзятое, неадекватное отношение к детям. Выводы, полученные при анализе опросника не противоречат, а подтверждают личные впечатления от беседы с данными родителями.

Таким образом, по данным, полученным с помощью методов наблюдения, беседы, а также методики «Рисунок семьи» и «Опросник родительского отношения» (Варга, Столин), нами были сделаны соответствующие выводы.

В основной группе могут быть сделаны следующие выводы:

1) Мы наблюдаем несостоятельность родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют ребенка, практически не занимаются его воспитанием.

2) По результатам проведенной методики «Рисунок семьи» с детьми из неблагополучных семей, можно заключить, что изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания. О конфликтности в семье в большей степени свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком. Итак, в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

3) Результаты теста-опросника родителей свидетельствует о том, что во всех опрошенных неблагополучных семьях, в большей или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения к детям. Родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это эмоциональное отвержение и инфантилизация детей.

4) В неблагополучных семьях наиболее неблагоприятная ситуация там, где оба родителя - хронические алкоголики. Они, как правило, оба не работают, соответственно материальное положение семьи находится на низшем уровне.

5) Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Тревожность таких детей связана с нарушением семейных взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность, приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения.

6) Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужным.

7) Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее на его развитие влияет разрыв с семьей. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

8) При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей.

Итак, в результате наблюдения за детьми, во всех неблагополучных семьях были выявлены показатели негативного влияния неблагополучной семьи на развитие ребенка: нарушение поведения, нарушение развития детей, нарушение общения.

В контрольной группе могут быть сделаны следующие выводы:

1) Недостатки семейного воспитания в данных благополучных семьях не обнаружены. Во всех семьях родителями создаются условия для правильного и гармоничного развития ребенка.

2) Рисунки детей изображают благоприятную семейную ситуацию. Дети изображают себя вместе с родителями. Изображение первыми людей также говорит о благоприятном семейном окружении. На рисунках нет изоляции отдельных фигур. Мы наблюдаем также отсутствие чувства неполноценности в семейной ситуации. Итак, благоприятная семейная ситуация (на рисунках изображены веселые лица, яркие цветовые оттенки, общая деятельность всех членов семьи, хорошее качество линий) имеет высокие показатели.

3) Во всех исследованных семьях показатель эмоционального принятия ребенка очень высокий. Взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

4) Во всех исследованных семьях выявлено, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует детей, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Итак, во всех исследуемых нами благополучных семьях выявлена благоприятная семейная ситуация.

Сравнивая в нашем исследовании благополучные и неблагополучные семьи, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что внутрисемейные отношения в неблагополучных семьях качественно отличаются от отношений в благополучных семьях, подтвердилась.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника.

Инструкция: Отвечайте на вопросы теста с помощью ответов «Да» или «Нет».

ТЕСТ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Ключ к тесту:

  • Принятие / отвержение ребенка: 5, 6, 20, 27, 37, 38, 43, 45,
    -3, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, -23, -24, -26, -29, -39, -40, -42,
    -44, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60;
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36;
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58;
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59;
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста:

Шкала “Принятие / Отвержение”

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала “Кооперация”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала “Симбиоз”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала “Контроль”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала “Отношение к неудачам ребенка”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook