План самообразования по духовно нравственному воспитанию. «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Воспитатель:
Отчет по самообразованию: «Духовно-нравственное воспитание детей по средствам чтения художественной литературы».
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет
Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют прежде всего духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время, когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей. Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей.
Цель духовно-нравственного воспитания: Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет в условиях организации работы в комбинированном дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
Основные принципы работы
Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников
«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего – в детстве».
Кризисные социальные явления вызвали научный интерес к теоретическим вопросам и моделям интеграции православной педагогики для создания доброго, безопасного мира и повышения гуманитарного потенциала образования, как социального института, определяющего качество жизни. Во многих развитых странах давно введены специальные учебные предметы, посвященные знакомству с отечественной духовной и нравственной культурой. Отечественные мыслители и ученые, и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства. Идея о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогической культуры.
Ведущие ученые (,) научно обосновали необходимость сближения психолого-педагогической науки и христианства в России. Построение современной педагогической науки движется в направлении возвращения на новом уровне постулатов души и духа, восстановлении понимания целостности личности во всех пространствах бытия : психофизическом, социальном, социокультурном и духовном.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника. Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. В социальной психологии детства было показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет – через опосредованные содержанием совместной деятельности в семь-восемь леи и затем к внутренне опосредованным. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
♣ чтения педагогом художественной литературы;
♣ наблюдений;
♣ показа сказок (педагогом, детьми);
♣ рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
♣ воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
♣ экскурсий по городу, целевых прогулок;
♣ проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
♣ чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;
♣ бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
♣ чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
♣ ответов на вопросы педагога, детей;
♣ проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
♣ сообщения дополнительного материала воспитателем;
♣ загадывания загадок;
♣ рассматривания наглядного материала;
♣ рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
♣ разбора житейских ситуаций;
♣ рассказов детей о своих впечатлениях;
♣ проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо:
♣ организовать продуктивную деятельность;
♣ провести игры: со («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
♣ изготовить, сшить кукол к сказкам;
♣ провести экскурсии различной направленности;
♣ организовать вечера с родителями, для родителей;
♣ изготовить с детьми наглядные пособия;
♣ организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел и т. д.)
Воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществляется совместными усилиями образовательной системы и семьи. Семья при этом рассматривается как Малая Церковь. Здесь особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга.
Система деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет
Духовно-нравственное воспитание детей организовано по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное (беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (развлечения, игры: подвижные и назидательные, ролевые).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например, изготовление подарков, открыток к праздникам).
Итоговый этап
На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Проводится мониторинг развития интегративных качеств детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы. Для выявления результативности работы по теме, было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце учебного года. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная, трудовая деятельность и др.). Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний.
Евгения Дятлова
План по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЯТЛОВОЙ Е . А. НА 2014-2017 уч. г
ТЕМА : ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАПРАВЛЕНИЕ : социально-личностное
ВОСПИТАТЕЛЬ : Дятлова Е. А.
ГРУППА : старшая разновозрастная
Цель : Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации мероприятий направленных на духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника .
Воспитательные задачи :
Воспитывать духовно – нравственные чувства;
Формировать духовно – нравственные качества (добродетели ) ;
Воспитывать любовь к родной природе.
Развивающие задачи :
Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, Содействие развитию духовной , познавательной и практической деятельности.
Знакомства с этическими нормами поведения,
Формирование у детей и родителей осознанного отношения к воспитанию доброты , толерантности, уважения,
Привлечение родителей к организации воспитательной работы с детьми
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание образовательной среды формирующей нравственно-развитую личность
ЛИТЕРАТУРА :
Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» . - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Петрова В. И. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду » - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Куцакова Л. В. «Нравственно- трудовое воспитание в детском саду » - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Петрова В. И. Стульник Т. Д. «Нравственные беседы с детьми 4-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Зацепина М. Б. Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Р. С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников » - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Именно в дошкольном возрасте в результате воздействия педагога формируются нормы поведения в группе, в транспорте. Развиваются доброта, трудолюбие, честность. Игровые ситуации, труд, занятия помогают мне воспитывать ребенка . Я использую народные праздники, фольклор. При этом семья остается активным участником воспитательного процесса .
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - анкетирование, консультации, совместные праздники, выставки.
Этапы реализации Задачи Сроки
Подготовительный Изучение психолога – педагогической,
методической литературы
по теме самообразования 2014-2015г .
Диагностический Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2015-2016 учебный год
Практический Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016-2017 учебный год
Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития 2016-2017год
Цель : Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей . Привлекать родителей к нравственному воспитанию детей .
1Изучение психолога – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2014-2015 учебный год
Цель : Повысить свой профессиональный уровень,развитие любознательности и познавательной активности»
1. Найти новые перспективные планы по всем видам деятельности.
Сентябрь-Октябрь
Составление перспективного плана работы
1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы
Календарно – тематическое планирование
3. Изучить статей по духовно-нравственному воспитанию журнала «Ребёнок в детском саду» :
В течение года
в течении года
Подбор методического оснащения.
Составление конспектов занятии, развлечений.
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2015-2016 учебный год
Цель :
Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.
1. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности. В течение года
опытом работы с
воспитателями , применять их опыт в своей работе с детьми.
Картотеки
3. Родительское собрание
Родительская встреча (Консультация для родителей на тему : «Игры в семье» ).
4. Подготовка материала к информационным стендам.
День открытых дверей.
3-4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016-2017учебный год
Цель :
Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.
1.., персональном сайте
Сентябрь-Май
Сентябрь-май
Информационные листы в виде таблицы с результатами
3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.
Сентябрь-Май
Составление календарно – тематического планирования , конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей .
Дарья Асанова
Цель :
Создать условия для духовно -нравственного развития ребенка. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи :
Помогать усвоению детьми нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
Содействовать развитию речи детей , обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Воспитывать трудолюбие , привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
В процессе реализации плана самообразования по данной теме мной была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по теме : «Духовно – нравственное воспитание в семье посредством чтения сказок».
В основном все родители читают ребенку книги дома регулярно и по просьбе самого ребенка , и по своей инициативе. Прочитанное обсуждают с малышом. В каждой семье у ребенка есть домашняя библиотека. В основном это сказки, рассказы и стихи. По-мнению родителей, дети предпочитают слушать сказки и стихи. В библиотеку родители с детьми не ходят.
В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки» , в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.
Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками.
В процессе реализации плана самообразования с детьми были организованы следующие виды деятельности :
НОД по чтению и рассказыванию русских народных сказок «Курочка Ряба» , «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , «Кот, петух и лиса» , «Заюшкина избушка» , «Гуси-лебеди» .
НОД по изобразительной деятельности : рисование «Колобок покатился по дорожке» , лепка по сказке «Репка» .
Настольные театры.
Конкурс «Кто лучше всех споёт песенку мамы-козы» .
Беседы по русским народным сказкам, целью которых было помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.
Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми» .
Дидактическая игра «Из какой сказки герои?»
Просмотр сказок в мультимедийном варианте, прослушивание в записи известных мастеров сцены.
Для родителей были подготовлены консультации «Духовно – нравственное воспитание в семье » и «Какие сказки читать детям» .
При работе над темой самообразования мной были составлены картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста .
С целью распространения педагогического опыта, для воспитателей ДОУ подготовлен доклад с презентацией «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста ».
В результате проделанной работы дети моей группы стали более направлены и открыты добру. У них начато формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе , добродушное отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. У малышей начала формироваться потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
Публикации по теме:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.
На сегодняшний день духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют.
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.
Консультация «Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.
Конспект занятия «Ветер и солнце» (духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста) Цель: на примере притчи подвести детей к пониманию, что любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.
Людмила Ставцева
План работы по самообразованию на 2015–2017 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны ,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории ,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринемая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ . На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей , установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка . Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цели :
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки .
3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .
4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки .
Для достижения цели я определила, следующие задачи :
1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей , формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками .
7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок .
8. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки . Они сопереживают положительным героям, подсказывают им , как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать . Таким образом, сказка жила , живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль .
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями :
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальнык консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему : «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».
4. Проведение мастер- классов.
5. Участие родителей в развлечениях и утренниках.
6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Образовательные области :
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
МБОУ «Калининская ООШ»
Орловского района Орловской области
Перспективный план по самообразованию по теме :
«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »
Составил : воспитатель 1 категории
Ставцева Л. Э.
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по данной теме .
2. Родительское собрание : «Сказка ложь – да в ней намек» : (цель : познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).
3. Консультация для родителей : .
1. Изучение темы : «Роль народной сказки в развитии речи детей» .
Методические приемы :
Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.
- Консультация для родителей : «Роль сказок в развитии детей » , «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками , дисками.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах .
Методические приемы :
Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок» .
-Дидактическая игра : «Угадай сказку » .
Консультация : «Особенности чтения сказок о животных » .
3. День матери : организация конкурса для мам «Маму очень я люблю» .
1. Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми . Методические приемы :
- Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок ?»
Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .
В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .
2. Родительское собрание : проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга » .
3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки » .
1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Методические приемы :
Чтение детям сказки : «Три медведя» .
Прослушивание аудиозаписи сказки .
-Консультация для родителей : «Почитай мне сказку » .
Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.
1. Роль сказки в воспитании детей .
Методические приемы :
Обустроить уголок ряженья.
- Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».
2. Открытое занятие по теме : «В гостях у сказки » .
3. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» ,к к (празднику 23 февраля) .
1. Изучение темы : «Влияние сказок на психику ребенка » .
Методические приемы :
-Дидактическая игра : «Из какой сказки герой » .
Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .
-Консультация для родителей : «Как выбрать полезную сказку для малыша » .
В уголке для родителей поместить книжку – раскладку : «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .
2. К празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.
1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».
Методические приемы :
Учить детей обыгрывать знакомые сказки .
Добавить материал в театральный уголок.
2. Совместный досуг родителей и детей на тему : «В стране добра и зла» .
1. Самоанализ плана по самообразованию .
Методические приемы.
Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .
-Презентация проекта : «Какая прелесть – эти сказки » на итоговом родительском собрании.
2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу :
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .
3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии » .
4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок » .
Ребенок - не сосуд, который нужно
наполнить, а огонь, который нужно зажечь.
Перефразированный Плутарх
1.Общие сведения
Ф.И.О.: Мелентьева Наталия Николаевна
Дата рождения: 13.03.1971г.
Образование: НГПУ,1996г.
Квалификация: учитель русского языка и литературы
Стаж работы:26лет
2.Самобразование классного руководителя
Тема самообразования: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
Личный перспективный план по самообразованию на 2013-2018 гг.
Цель |
Гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание личности, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. |
Направления деятельности |
Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, здоровьесберегающее, культурное, эстетическое, гуманистическое |
«Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».
Личный перспективный план по самообразованию на 2013-2018 г.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки.
Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком
этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический
процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и
становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили.)
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа «Вместе весело шагать»
предусматривает воспитание Благородного человека,
Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им
и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном
в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы,
способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека
высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека,
общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на
признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Проектирование мною программы «Вместе весело шагать» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности
учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела в систему разрозненные мероприятия по
духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 5 по 9 класс.
Программа ДНВ- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.
Цель:
- Создание условий для развития личности, для вхождения её
в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
- Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
- Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
- Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
· Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
- Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы:
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Обучающиеся должны иметь представления:
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Педагогическое наблюдение, тестирование;
Выполнение творческих, проектных заданий
Анкетирование родителей и детей.
Формы подведения итогов воспитательной программы:
Открытые мероприятия;
Выставки творческих работ воспитанников;
Участие в конкурсах;
Создание фотоальбомов и фотогазет;
Создание презентаций и видеофильмов;
Выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
Викторины, кроссворды, игры;
Инсценировки;
Итоговые концерты для родителей.
Вся работа построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы, семьи и включает в себя3 направления:
· «Я и мое Отечество»
· « Я и окружающий мир»
· « Я и мое здоровье»
Я и мое Отечество
Название мероприятия |
Сроки |
Формы работы |
Участники образовательного процесса |
|
Будем знакомы! Формирование классного коллектива родителей и детей. |
сентябрь, октябрь |
Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, педагогические наблюдения, беседы. Создание страницы класса в сети «Дневник. ру». Создание актива родителей и детей |
дети, учителя, родители, психолог, |
|
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» (с 5-9 кл.): «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны». Школьная и классная символика |
В течение года |
Классный час |
Классный руководитель, музейные специалисты, библиотекарь |
|
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (с 5-9 классы) |
В течение года |
Классный час |
Классный руководитель, библиотекарь |
|
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» |
В течение года |
Классный час |
Классный руководитель, библиотекарь |
|
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» |
В течение года |
Встречи, беседы, выставки и т.д. фотоотчёт |
Классный руководитель, библиотекарь, родители |
|
Экскурсии в краеведческий музей и музеи |
В течение года |
экскурсии |
Классный руководитель, |
|
День учителя «Золотое сердце учителя» «Моя любимая учительница» «Мой учитель лучше всех» |
октябрь |
Комплекс мероприятий: праздничная программа, конкурс рисунков, конкурс творческих проектов (индивид.), выставка сочинений «Мой любимый педагог» |
Классный руководитель, |
|
«Мой дом, мой город. Мой любимый уголок» |
ноябрь |
Фотовыставка Конкурс рисунков |
Классный руководитель, |
|
День народного единства |
ноябрь |
Комплекс |
Классный руководитель, |
|
Марафон ко Дню Матери. « Мы будем вечно прославля ть ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»», |
ноябрь |
Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков конкурс стихов и сочинений |
учитель музыки, учитель ИЗО, кл.руководитель |
|
Акции «Подарок ветерану своими руками»,»Дети-детям» |
Сентябрь,октябрь |
концертная программа |
Классный руководитель, |
|
« Аты–баты, шли солдаты» |
февраль |
Конкурс стихов о Родине,России |
Классный руководитель, |
|
День космонавтики «Россия в освоении космоса» классы): «Человек поднялся в небо» |
Комплекс мероприятий: кл. часы, презентации проектов выставка рисунков |
Классный руководитель, |
||
День Победы «День Победы – праздник всей страны» «Память, которой не будет конца» «Страницы великой Победы» |
май |
Комплекс мероприятий: конкурс детского рисунка на асфальте конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) фотовыставка книжная выставка экскурсия в краеведческий музей |
Классный руководитель, музейные специалисты, библиотекарь |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Я и мое здоровье
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» |
в течение Года |
беседы, викторины, встречи |
||
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д. |
в течение года |
беседы, викторины, встречи |
классные руководители, медицинский работник |
|
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» |
в течение года |
беседы, викторины, игры |
классные руководители, психолог школы |
|
Цикл классных часов по ПДД «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д. |
в течение года |
20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ |
классные руководители, сотрудники ГАИ |
|
Анкетирование учащихся: «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ» |
в течение года |
анкетирование |
психолог, классные руководители |
|
Осенний школьный мини-марафон Общешкольный поход |
ежегодно в сентябре |
кросс экскурсия в осенний лес |
Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
|
«Мама, папа, я – спортивная семья» |
октябрь |
Спортивные соревнования |
Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
|
Профилактические акции «Внимание, дети!» Встречи с мед.работниками Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле – здоровый дух». |
сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль январь |
Комплекс мероприятий: встречи с сотрудниками ГАИ, выставка рисунков, КТД -изготовление книжек-малышек для групп детского сада Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и плакатов беседы газета, стенд индивидуальные и групповые творческие проекты фотоотчёт |
Учитель, Сотрудники ГАИ, учитель ИЗО классные руководители, мед. работник классный руководитель |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.
Я и окружающий мир
«Законы коллектива», распределение поручений в классе |
сентябрь |
классный час |
кл. руководитель |
|
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»: «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д. |
в течение года |
классный час |
Кл. руководитель,инспектор по охране прав детства, социальный педагог, |
|
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д. |
в течение года |
классный час |
Кл. руководитель,приглашение родителей |
|
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты»: «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться - лучше помириться», «Чужой беды не бывает» и т.д. |
в течение года |
классный час |
кл.руководитель |
|
Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром» |
в течение года |
классный час |
Кл. руководитель социальный педагог, представители религиозных структур |
|
День пожилого человека),встреча с пожилыми людьми «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д. |
Октябрь В течение года |
концертная программа проекты |
Администрация Кл. руководитель, учитель музыки, |
|
День Конституции и День права: Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д. Встречи с работниками УВД и прокуратуры |
декабрь |
Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи |
кл.руководитель,учитель музыки, |
|
«Рождество Христово» |
январь |
Конкурс детского рисунка |
кл.руководитель Учитель ИЗО, воспитатели |
|
Праздник «Масленица « |
февраль-март |
концертно-развлекательная программа |
кл.руководитель, учитель музыки |
|
Святая Пасха конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы |
апрель |
комплекс мероприятий: конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы |
кл.руководитель, учитель музыки, учитель ИЗО |
|
Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2раза в год) |
в течение года |
анкетирование, диагностика |
кл. руководитель |
Предполагаемый результат:
· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· уважительное отношение к традиционным религиям;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция средней школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1.Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.
2. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.
3. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. -Минск: Нац. ин-т образования, 2009. -- 120 с.
4. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997г.
5.. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
6.Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.