План самообразования по духовно нравственному воспитанию. «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воспитатель:

Отчет по самообразованию: «Духовно-нравственное воспитание детей по средствам чтения художественной литературы».

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет

Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют прежде всего духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время, когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей. Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей.

Цель духовно-нравственного воспитания: Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет в условиях организации работы в комбинированном дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Основные принципы работы
Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего – в детстве».

Кризисные социальные явления вызвали научный интерес к теоретическим вопросам и моделям интеграции православной педагогики для создания доброго, безопасного мира и повышения гуманитарного потенциала образования, как социального института, определяющего качество жизни. Во многих развитых странах давно введены специальные учебные предметы, посвященные знакомству с отечественной духовной и нравственной культурой. Отечественные мыслители и ученые, и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства. Идея о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогической культуры.
Ведущие ученые (,) научно обосновали необходимость сближения психолого-педагогической науки и христианства в России. Построение современной педагогической науки движется в направлении возвращения на новом уровне постулатов души и духа, восстановлении понимания целостности личности во всех пространствах бытия : психофизическом, социальном, социокультурном и духовном.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника. Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. В социальной психологии детства было показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет – через опосредованные содержанием совместной деятельности в семь-восемь леи и затем к внутренне опосредованным. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
♣ чтения педагогом художественной литературы;
♣ наблюдений;
♣ показа сказок (педагогом, детьми);
♣ рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
♣ воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
♣ экскурсий по городу, целевых прогулок;
♣ проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
♣ чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;
♣ бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
♣ чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
♣ ответов на вопросы педагога, детей;
♣ проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
♣ сообщения дополнительного материала воспитателем;
♣ загадывания загадок;
♣ рассматривания наглядного материала;
♣ рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
♣ разбора житейских ситуаций;
♣ рассказов детей о своих впечатлениях;
♣ проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется, когда необходимо:
♣ организовать продуктивную деятельность;
♣ провести игры: со («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
♣ изготовить, сшить кукол к сказкам;
♣ провести экскурсии различной направленности;
♣ организовать вечера с родителями, для родителей;
♣ изготовить с детьми наглядные пособия;
♣ организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел и т. д.)

Воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществляется совместными усилиями образовательной системы и семьи. Семья при этом рассматривается как Малая Церковь. Здесь особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга.

Система деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет

Духовно-нравственное воспитание детей организовано по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное (беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (развлечения, игры: подвижные и назидательные, ролевые).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например, изготовление подарков, открыток к праздникам).

Итоговый этап
На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Проводится мониторинг развития интегративных качеств детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы. Для выявления результативности работы по теме, было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце учебного года. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная, трудовая деятельность и др.). Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний.

Евгения Дятлова
План по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЯТЛОВОЙ Е . А. НА 2014-2017 уч. г

ТЕМА : ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАПРАВЛЕНИЕ : социально-личностное

ВОСПИТАТЕЛЬ : Дятлова Е. А.

ГРУППА : старшая разновозрастная

Цель : Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации мероприятий направленных на духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника .

Воспитательные задачи :

Воспитывать духовно – нравственные чувства;

Формировать духовно – нравственные качества (добродетели ) ;

Воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи :

Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, Содействие развитию духовной , познавательной и практической деятельности.

Знакомства с этическими нормами поведения,

Формирование у детей и родителей осознанного отношения к воспитанию доброты , толерантности, уважения,

Привлечение родителей к организации воспитательной работы с детьми

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание образовательной среды формирующей нравственно-развитую личность

ЛИТЕРАТУРА :

Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» . - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Петрова В. И. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду » - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Куцакова Л. В. «Нравственно- трудовое воспитание в детском саду » - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Петрова В. И. Стульник Т. Д. «Нравственные беседы с детьми 4-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Зацепина М. Б. Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Р. С. Буре «Социально – нравственное воспитание дошкольников » - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Именно в дошкольном возрасте в результате воздействия педагога формируются нормы поведения в группе, в транспорте. Развиваются доброта, трудолюбие, честность. Игровые ситуации, труд, занятия помогают мне воспитывать ребенка . Я использую народные праздники, фольклор. При этом семья остается активным участником воспитательного процесса .

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - анкетирование, консультации, совместные праздники, выставки.

Этапы реализации Задачи Сроки

Подготовительный Изучение психолога – педагогической,

методической литературы

по теме самообразования 2014-2015г .

Диагностический Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2015-2016 учебный год

Практический Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016-2017 учебный год

Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития 2016-2017год

Цель : Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей . Привлекать родителей к нравственному воспитанию детей .

1Изучение психолога – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2014-2015 учебный год

Цель : Повысить свой профессиональный уровень,развитие любознательности и познавательной активности»

1. Найти новые перспективные планы по всем видам деятельности.

Сентябрь-Октябрь

Составление перспективного плана работы

1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы

Календарно – тематическое планирование

3. Изучить статей по духовно-нравственному воспитанию журнала «Ребёнок в детском саду» :

В течение года

в течении года

Подбор методического оснащения.

Составление конспектов занятии, развлечений.

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2015-2016 учебный год

Цель :

Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.

1. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности. В течение года

опытом работы с

воспитателями , применять их опыт в своей работе с детьми.

Картотеки

3. Родительское собрание

Родительская встреча (Консультация для родителей на тему : «Игры в семье» ).

4. Подготовка материала к информационным стендам.

День открытых дверей.

3-4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016-2017учебный год

Цель :

Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.

1.., персональном сайте

Сентябрь-Май

Сентябрь-май

Информационные листы в виде таблицы с результатами

3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Сентябрь-Май

Составление календарно – тематического планирования , конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей .

Дарья Асанова

Цель :

Создать условия для духовно -нравственного развития ребенка. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

Задачи :

Помогать усвоению детьми нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

Содействовать развитию речи детей , обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Воспитывать трудолюбие , привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

В процессе реализации плана самообразования по данной теме мной была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по теме : «Духовно – нравственное воспитание в семье посредством чтения сказок».

В основном все родители читают ребенку книги дома регулярно и по просьбе самого ребенка , и по своей инициативе. Прочитанное обсуждают с малышом. В каждой семье у ребенка есть домашняя библиотека. В основном это сказки, рассказы и стихи. По-мнению родителей, дети предпочитают слушать сказки и стихи. В библиотеку родители с детьми не ходят.

В группе был оформлен уголок «В гостях у сказки» , в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.

Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками.

В процессе реализации плана самообразования с детьми были организованы следующие виды деятельности :

НОД по чтению и рассказыванию русских народных сказок «Курочка Ряба» , «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , «Кот, петух и лиса» , «Заюшкина избушка» , «Гуси-лебеди» .

НОД по изобразительной деятельности : рисование «Колобок покатился по дорожке» , лепка по сказке «Репка» .

Настольные театры.

Конкурс «Кто лучше всех споёт песенку мамы-козы» .

Беседы по русским народным сказкам, целью которых было помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.

Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми» .

Дидактическая игра «Из какой сказки герои?»

Просмотр сказок в мультимедийном варианте, прослушивание в записи известных мастеров сцены.

Для родителей были подготовлены консультации «Духовно – нравственное воспитание в семье » и «Какие сказки читать детям» .

При работе над темой самообразования мной были составлены картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста .

С целью распространения педагогического опыта, для воспитателей ДОУ подготовлен доклад с презентацией «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста ».

В результате проделанной работы дети моей группы стали более направлены и открыты добру. У них начато формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе , добродушное отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. У малышей начала формироваться потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

На сегодняшний день духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют.

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Консультация «Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.

Конспект занятия «Ветер и солнце» (духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста) Цель: на примере притчи подвести детей к пониманию, что любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.

Людмила Ставцева
План работы по самообразованию на 2015–2017 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны ,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории ,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринемая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ . На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей , установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка . Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели :

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки .

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки .

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей , формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками .

7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок .

8. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки . Они сопереживают положительным героям, подсказывают им , как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать . Таким образом, сказка жила , живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль .

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальнык консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему : «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4. Проведение мастер- классов.

5. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области :

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

МБОУ «Калининская ООШ»

Орловского района Орловской области

Перспективный план по самообразованию по теме :

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »

Составил : воспитатель 1 категории

Ставцева Л. Э.

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по данной теме .

2. Родительское собрание : «Сказка ложь – да в ней намек» : (цель : познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).

3. Консультация для родителей : .

1. Изучение темы : «Роль народной сказки в развитии речи детей» .

Методические приемы :

Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей : «Роль сказок в развитии детей » , «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками , дисками.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах .

Методические приемы :

Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок» .

-Дидактическая игра : «Угадай сказку » .

Консультация : «Особенности чтения сказок о животных » .

3. День матери : организация конкурса для мам «Маму очень я люблю» .

1. Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми . Методические приемы :

- Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .

2. Родительское собрание : проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга » .

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки » .

1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы :

Чтение детям сказки : «Три медведя» .

Прослушивание аудиозаписи сказки .

-Консультация для родителей : «Почитай мне сказку » .

Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

1. Роль сказки в воспитании детей .

Методические приемы :

Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

2. Открытое занятие по теме : «В гостях у сказки » .

3. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» ,к к (празднику 23 февраля) .

1. Изучение темы : «Влияние сказок на психику ребенка » .

Методические приемы :

-Дидактическая игра : «Из какой сказки герой » .

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

-Консультация для родителей : «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

В уголке для родителей поместить книжку – раскладку : «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

2. К празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.

1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приемы :

Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

Добавить материал в театральный уголок.

2. Совместный досуг родителей и детей на тему : «В стране добра и зла» .

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приемы.

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

-Презентация проекта : «Какая прелесть – эти сказки » на итоговом родительском собрании.

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу :

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии » .

4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок » .

Ребенок - не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь.
Перефразированный Плутарх

1.Общие сведения

Ф.И.О.: Мелентьева Наталия Николаевна

Дата рождения: 13.03.1971г.

Образование: НГПУ,1996г.

Квалификация: учитель русского языка и литературы

Стаж работы:26лет

2.Самобразование классного руководителя

Тема самообразования: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

Личный перспективный план по самообразованию на 2013-2018 гг.

Цель

Гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание личности, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Направления

деятельности

Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, здоровьесберегающее, культурное, эстетическое, гуманистическое

«Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».

Личный перспективный план по самообразованию на 2013-2018 г.

Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». (Ш.А.Амонашвили.)
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Программа «Вместе весело шагать» предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им

и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном

в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности

ребенка, всех ее духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Проектирование мною программы «Вместе весело шагать» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела в систему разрозненные мероприятия по духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 5 по 9 класс. Программа ДНВ- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

Цель:

  1. Создание условий для развития личности, для вхождения её

в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

  1. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
  2. Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи:

  • Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.

· Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
  • Развитие форм ученического самоуправления.

Принципы:

  1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  2. Принцип сотрудничества.
  3. Деятельностный подход.
  4. Личностно-ориентированный подход.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся должны иметь представления:
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Педагогическое наблюдение, тестирование;

Выполнение творческих, проектных заданий

Анкетирование родителей и детей.

Формы подведения итогов воспитательной программы:

Открытые мероприятия;

Выставки творческих работ воспитанников;

Участие в конкурсах;

Создание фотоальбомов и фотогазет;

Создание презентаций и видеофильмов;

Выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

Викторины, кроссворды, игры;

Инсценировки;

Итоговые концерты для родителей.

Вся работа построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы, семьи и включает в себя3 направления:

· «Я и мое Отечество»

· « Я и окружающий мир»

· « Я и мое здоровье»

Я и мое Отечество

Название мероприятия

Сроки

Формы работы

Участники образовательного процесса

Будем знакомы!

Формирование классного коллектива родителей и детей.

сентябрь,

октябрь

Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, педагогические наблюдения, беседы.

Создание страницы класса в сети «Дневник. ру».

Создание актива родителей и детей

дети, учителя, родители, психолог,

Цикл классных часов по теме

«Я – гражданин и патриот» (с 5-9 кл.):

«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны».

Школьная и классная символика

В течение года

Классный час

Классный руководитель,

музейные специалисты, библиотекарь

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (с 5-9 классы)

В течение года

Классный час

Классный руководитель,

библиотекарь

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна»

В течение года

Классный час

Классный руководитель,

библиотекарь

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны»

В течение года

Встречи, беседы, выставки и т.д.

фотоотчёт

Классный руководитель,

библиотекарь, родители

Экскурсии в краеведческий музей и музеи

В течение года

экскурсии

Классный руководитель,

День учителя

«Золотое сердце учителя» «Моя любимая учительница» «Мой учитель лучше всех»

октябрь

Комплекс мероприятий:

праздничная программа,

конкурс рисунков,

конкурс творческих

проектов (индивид.),

выставка сочинений «Мой любимый педагог»

Классный руководитель,

«Мой дом, мой город. Мой любимый уголок»

ноябрь

Фотовыставка

Конкурс рисунков

Классный руководитель,

День народного единства

ноябрь

Комплекс

Классный руководитель,

Марафон ко Дню Матери. « Мы будем вечно прославля ть ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»»,

ноябрь

Комплекс мероприятий:

концертная

программа

выставка рисунков

конкурс стихов и сочинений

учитель музыки, учитель ИЗО, кл.руководитель

Акции «Подарок ветерану своими руками»,»Дети-детям»

Сентябрь,октябрь

концертная программа

Классный руководитель,

« Аты–баты, шли солдаты»

февраль

Конкурс стихов о Родине,России

Классный руководитель,

День космонавтики «Россия в освоении космоса» классы):

«Человек поднялся в небо»

Комплекс

мероприятий:

кл. часы, презентации проектов

выставка рисунков

Классный руководитель,

День Победы «День Победы – праздник всей страны»

«Память, которой не будет конца»

«Страницы великой Победы»

май

Комплекс

мероприятий:

конкурс детского рисунка на асфальте

конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)

фотовыставка

книжная выставка

экскурсия в краеведческий музей

Классный руководитель,

музейные специалисты,

библиотекарь

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Я и мое здоровье

Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»

в течение

Года

беседы, викторины, встречи

Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д.

в течение года

беседы, викторины, встречи

классные руководители, медицинский работник

Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться»

в течение года

беседы, викторины, игры

классные руководители, психолог школы

Цикл классных часов по ПДД «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.

в течение года

20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ

классные руководители, сотрудники ГАИ

Анкетирование учащихся:

«Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»

в течение года

анкетирование

психолог, классные руководители

Осенний школьный мини-марафон

Общешкольный поход

ежегодно в сентябре

кросс

экскурсия в осенний лес

Администрация, учитель физкультуры, классные руководители

«Мама, папа, я – спортивная семья»

октябрь

Спортивные соревнования

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

Профилактические акции

«Внимание, дети!»

Встречи с мед.работниками Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле –

здоровый дух».

сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

январь

Комплекс мероприятий: встречи с сотрудниками ГАИ, выставка рисунков, КТД -изготовление книжек-малышек для групп детского сада

Комплекс мероприятий:

конкурс рисунков и плакатов

беседы

газета, стенд

индивидуальные и групповые творческие проекты

фотоотчёт

Учитель,

Сотрудники ГАИ,

учитель ИЗО

классные руководители, мед. работник

классный руководитель

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.

Я и окружающий мир

«Законы коллектива», распределение поручений в классе

сентябрь

классный час

кл. руководитель

Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:

«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.

в течение года

классный час

Кл. руководитель,инспектор по охране прав детства, социальный педагог,

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.

в течение года

классный час

Кл. руководитель,приглашение родителей

Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты»:

«Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться - лучше помириться», «Чужой беды не бывает» и т.д.

в течение года

классный час

кл.руководитель

Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром»

в течение года

классный час

Кл. руководитель социальный педагог, представители религиозных структур

День пожилого человека),встреча с пожилыми людьми

«С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.

Октябрь

В течение года

концертная

программа

проекты

Администрация

Кл. руководитель,

учитель музыки,

День Конституции и День права:

Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д.

Встречи с работниками УВД и прокуратуры

декабрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

кл.руководитель,учитель музыки,

«Рождество Христово»

январь

Конкурс детского рисунка

кл.руководитель Учитель ИЗО, воспитатели

Праздник «Масленица «

февраль-март

концертно-развлекательная программа

кл.руководитель, учитель музыки

Святая Пасха

конкурс «Пасхального яйца»

выставка рисунков

беседы

апрель

комплекс мероприятий: конкурс «Пасхального яйца»

выставка рисунков

беседы

кл.руководитель, учитель музыки, учитель ИЗО

Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2раза в год)

в течение года

анкетирование, диагностика

кл.

руководитель

Предполагаемый результат:

· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

· уважительное отношение к традиционным религиям;

· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

· уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

· знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция средней школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:

1.Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.

2. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.

3. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. -Минск: Нац. ин-т образования, 2009. -- 120 с.

4. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997г.

5.. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.

6.Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook