Проблема взаимоотношения полов и гендерные исследования. Правовые аспекты взаимоотношения полов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

3 Семья – это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы. Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье. В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Важно здоровое функционирование семьи.

5 Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит: дети с раннего возраста воспитываются без отцов; разведенные молодые люди не сразу вступают в повторный брак; снижение рождаемости – главный фактор неблагоприятной демографической ситуации в России.

7 Факторы, оказывающие отрицательное влияние на прочность молодой семьи: Ранний возраст вступающих в брак. Неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональное распределение семейного бюджета и обязанностей, неправильное отношение к трудностям, возникающим в семье.

10 Для создания крепкой молодой семьи необходимо знать: Молодые люди, прежде чем вступить в брак, должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. 2. Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем. 3. Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. 4. Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

13 По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми. Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет. Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребенка - употребление алкоголя, наркотических веществ, курение) одним или обоими родителями.

14 У родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учеными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

15 Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: - психологический; - культурный; - материальный. Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье). Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин к раздражению и ссорам. Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи.

16 В совместной жизни главным можно считать умение понимать и ценить спутника жизни, видеть все его достоинства и прощать недостатки. Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные. Это создает базу прочной совместной жизни, помогает сохранить и пронести через всю жизнь чувство первой любви, обеспечить счастливую жизнь.

17 Статья 1. Основные начала семейного законодательства СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

18 2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

19 Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

20 Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. 3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

21 Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

22 Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Материал о семейном законодательстве был взят с сайта http://www.consultant.ru/popular/family/20_1.html


Вопрос о психологических особенностях и различиях представителей мужского и женского пола более сложен, чем вопрос об их биологических и физических различиях. Взаимозаменяемость мужчины и женщины в широкой сфере деятельности порой позволяет ставить под сомнение наличие специфических половых психологических особенностей и на этом основании пренебрегать их изучением. Но, признавая специфические отличия полов, многие исследователи интересуются вопросом их происхождения.

В концепции естественного отбора Ч. Дарвина сформулирован принцип, по которому в схватке побеждает или выживает особь с признаками, способствующими сохранению всего вида. Поэтому у самки должны быть развиты качества, способствующие вынашиванию и выращиванию детеныша, а у самца – те, которые помогают защитить семейство. Так как беременность делает самку уязвимой и в период вынашивания она нуждается в защите, то обязанности защитника возлагаются на того, кто не может носить ребенка сам. Поэтому самец должен быть физически сильным, готовым к бою. Избыточная нежность в мужчине отрицательно сказывается на способности драться в нужный момент. А избыток агрессивности у женщины сокращает количество беременностей.

Итак, биологическая теория Дарвина объясняет, почему природа поощряет в мужчине агрессивность, а в женщине заботливость.

В психоаналитической теории З. Фрейдом выделены психосексуальные стадии развития ребенка . Отношения с другим полом и к себе зависят от того, успешно прошел индивид соответствующую стадию или у него произошла фиксация.

Например, взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». У женщин фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными.

Пройдя эдипов комплекс, мужчина подавляет свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом, что позволяет мальчику приобрести набор ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающего для него, что это значит – быть мужчиной.

Прохождение комплекса Электры обеспечивает девочке, становящейся более похожей на мать, символический доступ к отцу, увеличивая таким образом шансы выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые женщины мечтают о первенце – мальчике, феномен, который ортодоксальные фрейдисты интерпретируют как выражение замещения пениса.

На генитальной стадии в раннем подростковом возрасте индивидуумы проходят через гомосексуальный период. Новый взрыв сексуальной энергии направлен на человека одного с ним пола. Хотя явно гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Человек, прошедший все стадии, приобретает генитальный характер идеальный тип личности в психоаналитической теории, характеризующийся зрелостью и ответственностью в социально-сексуальных отношениях.

По Фрейду, биологическая природа предопределяет зависть к пенису у девочек к мальчикам. Из этого следует вывод, что более полноценным является мужчина, а у женщины всегда будет присутствовать, чаще в подсознательной сфере, некоторая враждебность к противоположному полу, что будет мешать ей реализовывать себя.

Социокультурная теория К. Хорни . Хорни не соглашалась почти ни с одним положением Фрейда в отношении женщин. Она возражала против главного основания аналитической концепции в различиях между полами, заключающегося в строении гениталий, и выдвинула свою теорию, учитывающую другое важное биологическое отличие – различную роль мужчины и женщины с точки зрения репродуктивной функции и влияния социокультурных факторов. По Хорни, способность к материнству у женщины имеет физиологическое преимущество. Бессознательно это проявляется в мужской психике как сильнейшая зависть мальчика к материнству. Но зависть мужчины имеет большие возможности для успешной сублимации, чем зависть девочки к пенису. Невероятная сила импульса мужчины к творчеству в любой области, ощущение незначительности собственной роли в сотворении живого существа подталкивает его постоянно к сверхкомпенсации за счет других достижений.

Женщины часто чувствуют себя неполноценно по сравнению с мужчинами из-за того, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщине относились как к существу второго сорта, не признавая равенство ее прав с правами мужчин и воспитывая так, чтобы она признавала мужское «превосходство». «Наша культура – это мужская культура, которая не способствует раскрытию женщины и ее индивидуальности. Как бы женщину ни превозносили в роли матери или возлюбленной, с точки зрения человеческих или духовных ценностей на первом месте всегда оказывается мужчина». К. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными из-за стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной могут выражаться желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными, такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера».

Весь комплекс чувств и фантазий, содержанием которых является ощущение женщины своей дискриминации, ее зависть к мужчине, ее желание быть мужчиной и отвергнуть женскую роль, мешает женщине разглядеть свои достоинства. «Даже материнство воспринимается как лишняя обуза. Все оценивается с мужской, абсолютно чуждой, точки зрения, и поэтому женщине приходится признать свою несостоятельность». Но желание быть мужчиной «ослабляет чувство себя, а подавленная женственность в тех или иных переживаниях непременно напоминает ей о женской роли».

Особенностью мужской психики является подсознательное недоверие к женщинам. К. Хорни считала, что это порождено обидой и тревогой, во все времена мешавшими отношениям между полами. Тревога заключается в страхе перед женщиной, который «глубоко укоренен в сексуальности… Например: мужчина боится только сексуально привлекательных женщин, которых, как бы страстно он ни желал, пытается держать в повиновении. Пожилым женщинам, напротив, оказывается величайшее уважение, даже в тех культурах, где молодых женщин боятся и поэтому подавляют». К. Хорни приводит пример целого ряда табу, существующих в первобытных племенах и связанных с менструацией, беременностью и родами, культа Девы наряду со сжиганием ведьм. Этот страх скрывается как в чрезмерном превозношении женщин, так и презрительном отношении к ним. То есть мужчина в большей степени сексуально зависит от женщины, так как у женщины часть сексуальной энергии передана продуктивным детородным процессам. Поэтому мужчины жизненно заинтересованы в том, чтобы держать женщин в зависимости. Эти факторы, имеющие психогенную природу и относящиеся к мужчине, по-видимому, лежат в основе великой борьбы за власть между мужчиной и женщиной.

Таким образом, К. Хорни обрисовывает отношения полов как недоверительные, что проистекает из социально-культурных условий, которые можно проследить, анализируя исторические факты и письменные источники. Она по-своему объясняет причину недоверия и отвечает на вопрос, почему вообще возникает эта борьба между полами: «Во все времена более сильная сторона будет создавать идеологию, помогающую ей удержать свою позицию и сделать эту позицию приемлемой для более слабой. В этой идеологии особенности слабой стороны будут трактоваться как неполноценность и будет доказываться, что эти отличия неизменные, фундаментальные, Богом данные».

Близок к К. Хорни во взглядах на отношения природы половых различий А. Адлер, объясняющий их сначала стремлением к власти, а затем стремлением к превосходству и полагавший, что заблуждения относительно неполноценности женщин и превосходства мужчин постоянно разрушают гармонию между полами. Адлер связывает неудовлетворенность женщин своим положением с очевидными преимуществами мужчин, которые привели к таким нарушениям в психическом развитии женщин, что в настоящее время наличествует почти «всеобщая неудовлетворенность женской ролью». Он считал, что «различию между мужественными и женственными чертами нельзя найти оправданий». По его мнению, важность мужского начала усилилась разделением труда. «Доминирующее мужское начало направляет деятельность женщины таким образом, что мужчины, как кажется, получают от жизни максимум удовольствия, в то время как женщинам поручают те дела, которых мужчины предпочитают избегать», но само разделение возникло стихийно, в идеале, чтобы заниматься тем, для чего люди лучше приспособлены .

Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона поиск идентичности может быть трудным процессом для определенных групп людей, и все зависит от окружения человека. Например, молодым женщинам нелегко достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей второго сорта. С точки зрения Эриксона, феминистское движение получило большую поддержку из-за того, что общество до недавнего времени препятствовало усилиям женщины достичь позитивной идентичности, то есть неохотно предоставляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости. Подобные трудности можно наблюдать у групп социальных и сексуальных меньшинств .

В исследовании М. Кана проверялось предположение о том, что чувство идентичности облегчает созревающей личности развитие способности к интимности. Он выявил, что у мужчин достижение интимности тесно связано с решением жениться или не жениться. В этом плане достижение идентичности, основанное на традиционно мужских ролевых особенностях американской культуры, является решающим. Женщины могут быть тесно связаны с социальными предписаниями необходимости выйти замуж, поэтому достижение идентичности имеет мало общего с замужеством. В то же время достижение идентичности у замужних женщин больше влияет на стабильность супружеских отношений. Идентичность, основанная на умении справляться с тревогой и выражать чувства открыто, способствует стабильности брака .

Согласно юнгианской теории личности каждый человек несет в себе мощные первичные психические образы – архетипы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Юнгом описаны многие архетипы, но для проблемы отношения полов интересны такие архетипы, как Анима, Анимус, Персона, Тень и Самость .

Персона – публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношении с другими людьми. Обозначает много ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Это и половые роли мужчины и женщины, и те социальные роли, которые исполняют мужчины и женщины в обществе.

Тень – подавленная, дурная и животная сторона личности. Содержит социально неприемлемые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. В отношениях между полами это то, что «не принято показывать».

Анима – «душа», представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону или персонифицирующее женское начало – смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п.

Анимус – «дух», внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона, персонифицирующая физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность.

Основанный на том биологическом факте, что в мужчине и женщине выражены и мужские, и женские черты, этот архетип эволюционировал на протяжении многих лет в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины до некоторой степени феминизировались в результате многолетней совместной жизни с женщиной, а для женщины является верным обратное. Выражение этих архетипов должно быть гармоничным, не нарушать общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации.

Мужчина должен выражать свои феминистские качества наряду с маскулинными, а женщина должна сочетать в себе фемининность наряду с маскулинностью. Если эти необходимые атрибуты не развиваются, результатом может быть односторонний рост и функционирование.

Развитие личности происходит в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Теория К. Юнга наиболее сложна в теории личности и лишь затрагивает проблемы отношения полов, но она является современным вариантом воззрения на природу человека как андрогинной через образ первоначальной бесполости или двуполости младенца. Понятие «андрогиния» было введено американским психологом С. Бем для обозначения людей, успешно сочетающих как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Но само представление об андрогинной природе человека было сформировано еще древнегреческим философом Платоном в «Пире» и продолжено у многих философов, в том числе и у Бердяева.

Особый взгляд на природу психологического различия полов представлен у О. Вейнингера. По его мнению, первоначальна половая недифференцированность эмбрионального развития человека, растения или животного.

Дифференциация, разделение полов никогда не будет закончено. Вейнингер признает, что все половые признаки женщины имеются у мужчины. И наоборот, все мужские признаки имеются у женщины, «хотя бы в слабом развитии». «Таким образом, мужчина и женщина являются двумя субстанциями, распределенными в самых разнообразных смешениях в живых индивидуумах… Можно сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины, существует только мужественное и женственное… Нет ни одного живого существа, которое можно было бы отнести только к одному или иному полу. В действительности встречается лишь колебание между двумя крайними точками, на которых нам не найти ни одного живого существа. В живой жизни встречаются индивидуумы, лишь приближенные к этим полюсам» .

Таким образом, авторы различных теорий личности подходят к проблеме отношений между полами с разных позиций, обусловливая природу различия то с биологической, то в большей степени с социально-культурной точки зрения. Недостаток большинства данных теорий в том, что они основаны на клинических наблюдениях, на работе с невротическими личностями, и поэтому скорее объясняют различие в поведении определенных групп людей. Но ценность их в том, что они дают различные, порой противоречащие друг другу, обоснования данной проблемы. Сам человек очень многолик в своих проявлениях, противоречив, и в рамках одной теории невозможно и, наверное, не нужно разбирать его до конца.

Многие исследователи, рассматривая проблему отношения полов, нередко обращались к мифам, сказкам, пословицам и другим примерам житейской мудрости, пытаясь ответить на вопрос, какова природа различий между полами.

Анализируя древние мифы, в них выделяют общую установку по отношению к определению мужского и женского. Мужчина олицетворяется как носитель активного, социально творческого начала, а женщина – как пассивно-природная сила. В древнекитайской мифологии наиболее ярко представлено это положение через полярные космические силы женского начала Инь и мужского Ян, взаимодействие которых делает возможным существование Вселенной. В большинстве мифов Земля, Луна и вода олицетворяют женское начало, а Солнце, огонь – мужское. Казалось бы, это и есть объяснение реальных отличий, но данное противопоставление «лишь из серии бинарных оппозиций, с помощью которых мифологическое сознание пытается упорядочить жизненный мир, разделяя его свойства на положительные и отрицательные». Как указывает Кон, представления о женском начале как пассивном не универсальны. Например, в тантаризме «мужское начало как недифференцированный абсолют должно быть разбужено женской энергией, активной творческой силой».

Во многих мифах можно встретить образы богов, обладающих женскими и мужскими свойствами (Гермафродит), божеств с двойным набором гениталий и других половых признаков (Шива, бородатая Афродита). На первый взгляд это отражение индивидуальной патологии, но эти примеры – образы богов, то есть данное качество было возведено в культ и имеет более глубокое значение.

И. С. Кон делает вывод о глубокой асимметрии в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин: мужчина главным образом рассматривается как активное, культурное начало; воспринимается и оценивается по своему общему положению, роду занятий, социальным достижениям. Женщина – как пассивная, природная сила; в системе семейно-родственных отношений ей отводится роль матери, жены, сестры. В ней подчеркиваются такие качества, как плодовитость, целомудрие, верность и другие свойства темперамента, характера, внешности. Ум упоминается как мудрость, но не сама по себе, а служит «главным аргументом в ее отношениях с мужскими персонажами» .

Таким образом, можно проследить проблему отношения полов, поднимаемую для обсуждения в разных аспектах, то есть для рассмотрения данных положений можно выделить несколько критериев или вопросов:

То, как разные исследователи показывают путь формирования специфических черт, присущих тому или иному полу;

То, в каком ракурсе они определяют отношения между полами (например, борьба или договор);

Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным законодательством. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекра­щения брака и признание его недействительным; регулирует личные неимущественные и имущественные отношения меж­ду членами семьи; определяет формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Основным документом семейного законодательства явля­ется Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой в декабре 1995 г. (действует с изме­нениями 1997, 1998, 2000, 2004 и 2006 гг.). В нем опреде­лены личные права и обязанности супругов; законный ре­жим имущества супругов; договорный режим имущества супругов (порядок заключения и содержание брачного кон­тракта); ответственность супругов по обязательствам. Рас­сматриваются формы воспитания детей, оставшихся без по­печения родителей, в том числе вопросы усыновления, опе­ки и попечительства над детьми, а также установлен поря­док применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Условия и порядок заключения брака. Брак заключа­ется в органах записи актов гражданского состояния (загсах) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в загс (рис. 4). При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, не­посредственная угроза жизни одной из сторон и др.) брак мо­жет быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак, обязательно также достижение брачного возраста. Брачный возраст законодательно устанав­ливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин, например беременности, в брак можно вступать с шест­надцати лет. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, про­водится только с их согласия. При сокрытии одним из бра- чующихся венерического заболевания или ВИЧ-инфекции пострадавший вправе обратиться в суд с требованием о при­знании брака недействительным.

Рис. 4. Заключение брака

Прекращение брака. Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или по расторжении по заявлению одного или обоих супругов. Без согласия жены муж не имеет права возбуждать дело о расторжении брака во время ее бе­ременности и в течение года после рождения ребенка. Рас­тяжение брака производится в загсе по истечении месяца со подачи заявления при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. При наличии несовер­шеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного и.) супругов на развод дело рассматривается в судебном по­рядке.

Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о рас­торжении брака:

    с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети;

    порядок выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного супруга;

    размер этих средств и раздел общего имущества супругов.

Права несовершеннолетних детей. Ребенком призна­ется лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совер­шеннолетия). Каждый ребенок имеет право жить и воспиты­ваться в семье, знать своих родителей. К числу прав ребенка относится право на родительскую заботу, всестороннее раз­витие, уважение его человеческого достоинства. Ребенок мо­жет свободно общаться с обоими родителями, бабушкой и де­душкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Рас­торжение брака не влияет на права ребенка.

Защиту прав и законных интересов ребенка осуществляют родители. В то же время ребенок может самостоятельно об­ращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, в ходе любого судебного или административного разбирательства обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок может выражать свое мнение при решении в се­мье любого вопроса, так или иначе затрагивающего его ин­тересы.

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию; при от­сутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разреша­ются органом опеки и попечительства.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со сто­роны родителей или лиц, их заменяющих.

Права и обязанности родителей. Родители имеют рав­ные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет, а также при вступлении в брак несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, пси­хическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Они обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Если не­совершеннолетние родители в браке не состоят, но достигли шестнадцатилетнего возраста, они вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если родители не достиг­ли шестнадцати лет, их ребенку может быть назначен опе­кун. Несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Родители (или один из них) могут быть лишены родитель- псих прав, если они:

    уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алимен­тов;

    отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, вос­питательного и другого учреждения;

    жестоко обращаются с детьми, осуществляют физиче­ское или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

    являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

    совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоро­вья своего супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном по­рядке. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на тяготы и государственные пособия, установленные для роди­телей, имеющих детей. Суд может с учетом интересов ребен­ка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одно­го из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

Вопросы для самоконтроля

    Какие вопросы регулируются Семейным кодексом РФ?

    Каковы условия и порядок заключения брака?

    Как осуществляется расторжение брака?

    Перечислите права несовершеннолетних детей.

    Каковы права и обязанности родителей?

Узнайте секреты отношения полов! Чем отличаются мужчина от женщины в плане отношений? Какими бывают отношения мужчины и женщины? Отношения между полами полны нюансов и тайн, которые в древности хранили от непосвященных как великие сокровища! Часть этих редких знаний вы найдете в этом разделе сайта «Х-Архив». Получите ответы на вопросы о том, какие женщины возбуждают мужчин, восхищают их, а каких женщин они избегают? Какие мужчины нравятся разным типам женщин, и от чего это зависит? Как найти второю половинку? Возможна ли гармония мужчины и женщины? Мужчины узнают, в чем заключается суть женщины отношениях, как построить отношения с девушкой и привлечь к себе женское внимание. Женщинам будет полезна информация о том, как завязать отношения и как сохранить отношения с мужчиной, как вдохновлять мужчин, и в чем заключается женская помощь…Здесь собраны самые важные моменты отношения полов и тонкие нюансы отношений с противоположным полом, которые нужно знать каждому! Проверенные и действенные методики помогут добавить романтики в ваши отношения. Благодаря мощным медитативным техникам вы сможете реализовать свое желание любить и быть любимыми и достичь глубокого взаимопонимания с партнером.

Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным законодательством. Оно устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным. Устанавливает порядок урегулирования личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи (супругами, родителями и детьми), между другими родственниками и иными лицами. Определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Основной документ семейного законодательства - Семейный кодекс Российской Федерации. В нем определены:

1) личные права и обязанности супругов;

2) законный режим имущества супругов;

3) договорный режим имущества супругов (порядок заключения и содержание брачного контракта);

4) ответственность супругов по обязательствам;

5) формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы усыновления, опеки и попечительства над детьми;

6) порядок применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Наиболее важные правовые аспекты содержатся в приведенных ниже главах Семейного кодекса Российской Федерации.

Глава 3. Условия и порядок заключения брака.

Ст. 10. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Ст. 11. Брак заключается в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в загс. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и др.)

брак может быть заключен в день подачи заявления.

Ст. 12. Условия заключения брака: необходимы взаимное добровольное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13. Брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин, в виде исключения - с 16 лет.

Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только с их согласия. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Глава 4. Прекращение брака.

Ст. 16. Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов.

Ст. 17, Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Ст. 18. Расторжение брака производится в загсах по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. Или в судебном порядке при наличии у супругов несовершеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Ст. 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака: с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети; порядок выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного супруга; размер этих средств и раздел общего имущества супругов.

Ст. 25. Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

Ст. 54. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, имеет право знать своих родителей, право на их заботу, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Ст. 55. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака не влияет на права ребенка.

Ст. 56. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, эту защиту осуществляют родители. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 - лет в суд.

Ст. 57. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, в ходе любого судебного или административного разбирательства обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ст. 58. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, при отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Глава 12. Права и обязанности родителей.

Ст. 61. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет, а также при вступлении в брак несовершеннолетних детей.

Ст. 62. Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Если несовершеннолетние родители в браке не состоят, но достигли шестнадцатилетнего возраста, они вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если родители не достигли 16 лет, их ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями. Несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста 14 лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Ст. 63. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться

о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Ст. 69. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, воспитательного и другого учреждения;

3) жестоко обращаются с детьми, осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

4) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

5) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоровья своего супруга.

Ст. 70. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Ст. 71. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для родителей, имеющих детей.

Ст. 73. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

Семейный кодекс настолько просто и понятно описывает взаимоотношения в семье и правовые обязанности его членов, что в дополнительных комментариях не нуждается.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook