Экологическая культура и зож. Воспитание экологической культуры обучающихся материал на тему

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

″Утверждаю″

Зам. Директора по УР

______/_____________/

__________________

Cеминар классных руководителей

Воспитание экологической культуры обучающихся

Тольятти

«Человека не может не занимать природа.

Он связан с ней тысячью неразрывных нитей.»

И.С.Тургенев.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания , главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Воспитание экологической культуры обучающихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наш век создалась такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей. Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются во всех учебных заведениях, в которых он учится. Включение основ экологических знаний в обучение подростка, его экологическое образование - это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами - подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.

Важнейшими факторами решения экологических проблем являются психологическая готовность людей внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, сознательное соблюдение экологических ограничений, а также стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности. Экологическое воспитание как раз и предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, т.е. формирование новой экологической культуры человека.

«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре. Москва. 7 мая 1998 г.).

Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. В мировой практике используются две основных взаимодополняющих модели такого образования:

  1. введение в содержание образования на различных уровнях учебного предмета «экология»,
  2. экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. В настоящее время все большую поддержку начинает получать второй подход.

Однако развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования недостаточно эффективно. Основным результатом традиционного экологического образования оказывается определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем.

Педагоги отмечают, что учащиеся хотя и усваивают экологические знания, готовы воспринимать информацию об экологических бедствиях, но, как правило, не стремятся разобраться в причинах их возникновения. По данным анкетных опросов 80% подростков не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране здоровья среды. (В ТЭТ – 26% - массовые акции, 13% - субботники, 61% -просто не мусорить. 2007 г.)

Цель региональной экологической политики в сфере образования - создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей, и в первую очередь подрастающего поколения, с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов.

Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
  • освоение экологически безопасных способов природопользования;
  • обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
  • формирование потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.

Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, школами, вузами, учреждениями дополнительного образования детей.

Просвещение подразумевает, прежде всего, целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев населения в активное участие в природоохранной деятельности. Эколого-просветительская деятельность может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами.

Экологическое просвещение не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы общего и профессионального экологического образования

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.

Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить тополь от осины. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить.

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей Земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить….

Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов, всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто придет за нами, нашу прекрасную планету. При помощи могучего таланта и знаний человек щедро одарил Землю отходами производства. А «победить природу можно только повинуясь ей» (Ч. Дарвин).

И самое главное. Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой.

Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность проблемы по формированию экологической культуры обучающихся, ведущей целью работы преподавателей является создание условий для формирования экологической культуры личности подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии (экскурсии в экологический музей Института экологии Волжского бассейна);
  • раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности обучающихся (участие в конкурсах и выставках);
  • формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие (использование на занятиях разных приемов обучения – дискуссии, ролевые игры);
  • содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи (участие в конференциях).

Отношение людей к природе в процессе производства сопутствовало всей истории человечества и всегда в той или иной мере отражалось в сознании людей. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи. Осваивая экологическую культуру, человек создаёт экологические условия своего существования, продуцирует свою систему его отношений с природой.

Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1992 г.) предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, целью которого является развитие экологической культуры народа, каждого члена общества.

Экологическое образование предполагает: 1) формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы, понимание, что человек не господин природы, а её часть (когнитивный уровень); 2) формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного, любовного отношения к природе и человеку как части природы (аффективный уровень); 3) формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы и физического и душевного здоровья человека в соответствии с принципом «мыслить глобально, действовать локально» (конативный уровень).


Гражданское воспитание - это организация в педагогическом процессе разнообразной деятельности учащихся, предполагающей формирование гражданского сознания, которое дает человеку возможность осознать социальные процессы и явления, свои поступки и действия с позиций интересов общества.

Гуманность – это совокупность нравственно-психологических свойств, интегративное качество личности, в котором выражается осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей жизненной ценности.

Это качество личности раскрывается в проявлении доброты и дружелюбия, милосердия, готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, в умении понять другого человека, сопереживать ему, быть терпимым, порядочным и т.д. Одновременно гуманность проявляется и в добром, заботливом отношении к миру природы, ко всему живому на Земле, в созидательном труде на благо человека, общества, природы.

Проявления гуманности исключают такие негативные личностные проявления, как агрессивность, раздражительность, злопамятность, высокомерие по отношению к людям, вандализм по отношению к природе и вещам, созданным умом и руками других людей.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в межличностных отношениях. Признаки бездушия, черствости, нечестности у воспитанников не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Он обязан создавать в жизни детей такие ситуации, в которых учащиеся могут совершить свой нравственный выбор в пользу гуманности, в которых это качество способно развиваться и формироваться. Особая роль в воспитании гуманности принадлежит личному положительному примеру педагога. Его гуманитарная профессиональная культура состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, насколько учитель сам умеет поддержать ученика в трудные моменты, помочь найти выход из затруднительных жизненных ситуаций.

Важным моментом нравственного воспитания является формирование ценностного отношения человека к явлениям общественной жизни. Эти отношения интегрируются в таком личностном качестве, как гражданственность. Оно включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине (патриотизм), стремление к миру и уважение к другим народам (интернационализм).

В настоящее время в Республике Беларусь содержание гражданского воспитания в школе определяется работой учителей, воспитателей по формированию национального самосознания учащихся (приобщение детей к национальной культуре Беларуси), по патриотическому и интернациональному воспитанию.



Особо следует сказать о роли эстетического воспитания в развитии и формировании личности школьника. Слово «эстетика» в переводе с греческого (aisthetikos) означает “чувственно воспринимаемы, имеющий отношение к чувственному восприятию. Сегодня оно означает науку о прекрасном, о чувствах, переживаниях прекрасного.

Эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей. Оно не менее актуально, чем развитие интеллекта, формирование научного мировоззрения, так как «человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через посредство всех чувств» (К. Маркс).

Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием, поэтому в педагогической теории и практике прочно утвердилось понятие «нравственно-эстетическое воспитание».

В общем, философском плане

эстетическое воспитание это процесс формирования чувств человека в области прекрасного, то есть таких чувств, переживая которые человек оценивает явления, события, факты, предметы как красивые или безобразные, возвышенные или вульгарные, грубые или изящные и т.д.

Педагогическая наука дает узко-профессиональное определение эстетического воспитания (см. глоссарий).

По мнению Б.Т. Лихачева. Перед педагогами в области эстетического воспитания стоят прямые и косвенные задачи.

К прямым задачам относятся:

v Развитие у каждого школьника способностей восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности, выработка у школьников умений и навыков различения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического;

v Формирование творческих способностей, умений и навыков созидания прекрасного в деятельности (учебной, трудовой, игровой), в отношениях с людьми.

Косвенными задачами Б.Т. Лихачев считает

развитие эстетических восприятий, художественных способностей, умений и навыков созидания прекрасного в процессе формирования базовой культуры личности, осуществление эстетического воспитания в тесной связи с жизнью детей.

Эффективное решение данных задач, по мнению К.В. Гавриловец и И.И. Казимирской. Возможно на основе знаний и учета в реальном педагогическом процессе важнейших факторов, которые обусловливают нравственно-эстетическое развитие школьников, результативность их воспитания в целом.

К таким факторам относятся:

v готовность педагога к диалогическому общению с воспитанниками, к сотрудничеству с ними, уважение мнений и личного достоинства учащихся;

v демократизация отношений между учителями и учащимися;

v наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждого школьника;

v возрастание удельного веса в педагогическом процессе трудового воспитания, так как широта видения прекрасного в жизни, в искусстве, по мнению многих педагогов и психологов, открывается человеку по мере его приобщения к серьезному труду;

v эстетизация всех сторон жизни школьников.

На основании вышесказанного К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская сформулировали следующие задачи нравственно-эстетического воспитания:

1. Создание нравственно-эстетической школьной среды развития учащихся, предполагающей эстетизацию школьного быта, обеспечение культуры межличностных отношений всех участников педагогического процесса.

2. Педагогическое просвещение родителей, приобщение их к эстетическому воспитанию детей в школе и в семье, эстетизация домашнего быта школьников, семейных межличностных отношений.

3. Включение школьников в разнообразные виды деятельности, позволяющие накапливать опыт творческого, эстетического самовыражения.

4. Приучение учащихся к анализу своей жизнедеятельности по нравственно-эстетическим критериям.

5. Актуализация всех источников эстетического опыта школьников – в учебной, внеклассной, внешкольной деятельности. Выработка единства эстетических требований и критериев семьи, школы, общества.

6. Организация систематических упражнений учащихся в нравственном поведении и эстетической творческой деятельности; преобладание действенных упражнений перед словесными формами воздействия на учащихся в процессе нравственно-эстетического воспитания.

6.5. Компоненты нравственно-эстетического воспитания. Нравственно-эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования базовой культуры личности является сложным и многогранным процессом. Можно определить его общие структурные компоненты в соответствии со структурой нравственно-эстетического сознания, которое является целью воспитательных усилий педагогов в процессе обучения и воспитания учащихся:

v формирование моральных, нравственно-эстетических знаний школьников в процессе преподавания учебных предметов, во внеклассной и внешкольной работе; развитие нравственно-эстетических представлений и понятий;

v на их основе – выработка нравственно-эстетических чувств , так понятия переживаются человеком как чувства; воспитание чувств совести, долга, собственного достоинства и т.д.

v помощь учащимся в определении собственных нравственно-эстетических жизненных позиций и выработке нравственно-эстетических потребностей и воли;

v создание условий для формирования нравственного поведения, культуры общения, вежливости, развития умений и навыков творческой деятельности, созидания прекрасного в жизни.

Конкретными компонентами нравственно-эстетического воспитания являются те направления воспитательной работы, которые определены как приоритетные для современных учебно-воспитательных учреждений в Республике Беларусь. Они находят свое отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Подробно с данным документом, его содержанием вы ознакомитесь на практических занятиях, в лекции мы только обозначим структуру нравственно-эстетического воспитания в соответствии с ним:

v воспитание культуры отношений личности к себе и другим людям , психологической культуры личности, культуры поведения, внешнего вида и т.д.;

v воспитание эстетической культуры;

v воспитание культуры отношений личности к обществу, результатом усилий педагогов в этом направлении является сформированность национальной, гражданской, правовой, политической культуры личности школьника.

1. В чем заключаются сущность и структура мировоззрения, каковы его функции?

2. Какие виды мировоззрения выделяются в современных гуманитарных науках (философии, педагогике, социологии)?

3. Определите основные пути формирования научного мировоззрения школьников в учебно-воспитательном процессе школы.

4. Что такое мораль, нравственность как формы общественного сознания, каковы их общественные функции?

5. В чем заключается сущность нравственно-эстетического воспитания?

6. Определите содержание нравственного воспитания как системы нравственных отношений, которые необходимо формировать в личности учащегося в педагогическом процессе.

7. Какие факторы влияют на результативность нравственно-эстетического воспитания в современной школе?

8. Назовите структурные компоненты нравственно-эстетического воспитания.

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. – М., 1975.

2. Арцишевский, Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие / Р.А. Арцишевский. – Львов, 1986.

3. Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя / О.С. Богданова, С.В. Черенкова. – М.: Просвещение, 1988.

4. Буянов, В.С. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект / В.С. Буянов. – М., 1987.

5. Вернадский, В.И. Научное мировоззрение // Философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев / В.И. Вернадский. – М., 1990.

6. Гавриловец, К.В. Целесообразность приоритета нравственного воспитания в целостном образовательном процессе / К.В. Гавриловец // Праблемы выхавання. – 2004. – № 1. – С. 3 – 5.

7. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. – Минск: Нар. асвета. 1988.

8. Журавлев, И.К. Через доказательства к убеждениям / И.К. Журавлев. – М., 1980.

9. Концепция непрерывного воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь (2006).

10. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2003. – № 4. – С. 113 – 119.

11. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – М., 1985.

12. Основы эстетического воспитания / Под ред. М.а. Кушаева. – М., 1988.

13. Попов, С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект / С.И. Попов. // Советская педагогика. – 1991. – № 6.

14. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983.

15. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988.

16. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. – М., 1983.

17. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.

План:

1. Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека.

3. Компоненты экологического образования и воспитания.

4. Уровни формирования экологической культуры личности.

Глоссарий:

1. Экология – общая наука об отношении организмов в окружающей среде (Э. Геккель), наука об организации и функционировании надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоцинозов и биосферы.

2. Экологическая культура – система научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил; нравственного и эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

3. Экологическое сознание – экологические знания (сведения, выводы и обобщения) об окружающей природной среде и взаимодействии с ней человека, экологические мышление, чувства и воля.

4. Экологический кризис – трудности, проблемы экологического характера вследствие техногенной деятельности человека.

5. Экологическое воспитание – целенаправленная, специально организованная, систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей, на формирование их экологического сознания, умений и навыков по изучению природы и ее охране.

6. Экологическое образование – процесс овладения учащимися системой научных знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знаний, умений и навыков природоохранительной деятельности.

7. Валеология - наука о сохранении и укреплении здоровья человека, здоровом образе жизни.

7.1. Экологическая культура как специфический способ организации и совершенствования экологической деятельности человека. Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой. Термин «экология» в 1866 г. впервые употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (слово, мысль). Под экологией Геккель понимал «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся в широком смысле все «условия существования». В CC столетии экологию определяют как биологическую науку об организации и функционировании надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоцинозов и биосферы. Часто ее рассматривают также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает проблемы взаимодействия человека и биосферы.

Мир природы – это среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем человек, преобразовывая окружающую действительность, вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах, иногда забывая, что он сам – тоже часть природы. Если деятельность человека протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых природных ресурсов, биологический баланс природе может быть разрушен, что неизбежно повлечет за собой гибель человеческого сообщества.

7.2. Содержание понятий «экологическая культура», «экологический кризис», «экологическое воспитание», «экологическое образование». Сегодня уже существуют значительные экологические проблемы (кризисы, см. глоссарий) как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего человечества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно использовать земные недра, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем каждое отдельное государство должно проявлять заботу о чистоте своих природных регионов, бороться с истреблением лесов, флоры и фауны, способствовать культуре земледелия, сохранению почв.

Природа является для людей средой обитания, объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления экологического образования и воспитания, которые способствуют формированию экологического сознания, экологической культуры человека.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания (факты, сведения, выводы и обобщения об окружающей среде и взаимодействии с ней живых организмов), эстетические чувства и экологическую ответственность. Использование человеком природы требует от него развитого экологического мышления, проявляющегося в умении экономно и эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологических процессов производства. В состав экологического сознания входят также волевые устремления человека, направленные на охрану природы. Таким образом, экологическое сознание – это знания об экологических закономерностях, переживание эстетических чувств от наблюдения за природой, ответственность за ее сохранение; экологическое мышление, способствующее поддержанию природного баланса, и добрая воля человека, позволяющая реализовать экологические знания и мышление.

Экологическое сознание выполняет функции, присущие научному мировоззрению: просветительную (изучение природы как среды обитания человека и как эстетическое совершенство); развивающую (развитие умений осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных); воспитательную (формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе); организующую (стимулирование природоохранительной деятельности школьников); прогностическую (развитие умений предвидеть возможные последствия тех или иных действий человека в природе).

Эффективная реализация данных функций обусловливает формирование у учащихся экологической культуры как совокупности экологического сознания и экологической деятельности, поведения.

Экологическая культура как важная часть научного мировоззрения формируется в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание – это целенаправленная, специально организованная, систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей. Под экологической образованностью и воспитанностью понимается:

v сформированность экологических знаний, умений и навыков природоохранительной деятельности;

v развитие нравственно-эстетических чувств по отношению к природе;

v осознание учащимися положения о том, что человек – это часть природы, природа – среда обитания человека;

v наличие твердой воли к осуществлению природоохранительной работы.

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения и воспитания в школе. В ходе нравственного и эстетического воспитания вырабатываются бережное отношение учащихся к окружающей природной среде, любовь ко всему живому, умения наслаждаться красотой природы. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, в которой значительную роль отыгрывает «экологическое образование» (см. глоссарий).

7.3. Компоненты экологического образования и воспитания. Сопоставление сущности понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» позволяют выделить их общие и специфические проявления (компоненты). Так, общим для данных понятий является компонент – экологические знания как система научной информации об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности людей на природу, об экологических кризисах и проблемах, путях их разрешения, способах выживания человека в неблагоприятных экологических условиях.

В основном данный компонент формирования реализуется в процессе экологического образования.

Экологическое образование осуществляется на уроках естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов. Так, биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы современного производства. История, обществоведение, основы государства и права показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Учащиеся узнают о недостатках законодательства, регулирующего отношения к природе государственных и общественных организаций, отдельных личностей.

Литература, языки, изобразительное искусство, музыка раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на развитие духовности и нравственности человека.

Важнейшим компонентом экологического воспитания является формирование экологического сознания (см. глоссарий), где наряду со знаниями экологического характера формируются экологические взгляды, чувства, убеждения, твердая воля к решению экологических проблем, к природоохранной деятельности.

В системе экологического воспитания большая роль принадлежит туристско-краеведческой работе, созданию школьных лесничеств, уголков природы в Домах и Дворцах школьников, объединений учащихся-экологов, кружков юных натуралистов и т.д.

Эффективное осуществление экологического воспитания зависит от разрешения некоторых противоречий. Во-первых, школьникам важно осознать, что поскольку природа является источником всех материальных благ, люди стремятся взять от нее как можно больше. Вместе с тем ее запасы не бесконечны, поэтому их использование должно быть разумным. Противоречие преодолимо, если деятельность человека в природе направлена одновременно на ее использование и сохранение. Во-вторых, природа – это важнейший фактор воспитания детей, их интеллектуального, эстетически-нравственного и физического развития. Но урбанизация (рост городов, городского населения), широкое применение техники, автоматизация производства и быта отчуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-прагматическим. Противоречие разрешимо только при условии эффективного экологического воспитания в результате познавательной и практической деятельности в природе, эстетического освоения природной среды.

Показателями экологической образованности и воспитанности (а следовательно, сформированности экологического сознания во всей широте понимания этого термина) являются:

v знание и понимание школьниками современных экологических проблем;

v осознание ими личной ответственности за сохранение природы;

v активная природоохранная деятельность в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

v развитое чувство любви к природе; умение видеть и понимать красоту природы, любоваться и наслаждаться ею.

7.4. Уровни формирования экологической культуры личности. Разработкакритериев сформированности экологического сознания учащихся позволяет определить уровни экологической культуры личности:

v Высокий уровень характеризуется тем, что в сознании конкретной личности представлены все компоненты экологического сознания (глубокие и прочные экологические знания, развитое экологическое мышление, отношение к природе как к источнику эстетического наслаждения, сформированность эстетических чувств и переживаний восприятия природы, устойчивые ЗУН(ы) в области природоохранной деятельности, стремление к их реализации, то есть твердая воля к защите и сбережению природных ресурсов, флоры и фауны).

v Достаточный уровень формирования экологической культуры человека обусловлен сформированностью знаний, умений и навыков по охране природы, хотя экологические знания, мышление, эстетические чувства могут быть развиты минимально.

v О низком уровне развития экологической культуры можно говорить в том случае, если человек экологически неграмотен, воспринимает природу только как источник благосостояния человека, не замечая ее эстетических проявлений, не осведомлен о региональных и глобальных экологических проблемах. Экологическая грамотность – это способность и готовность к участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью людей. Экологическая грамотность складывается из понимания природы как среды обитания человечества, его дома; из естественно-научных знаний человека и знаний о процессе взаимодействия природы и общества; из умений и навыков природоохранной деятельности.

Об уровнях формирования экологической культуры учащихся средних школ необходимо говорить в связи с их возрастными особенностями.

Для младших школьников высокий уровень экологической культуры проявляется в основных знаниях об окружающем их мире природы, в эмоционально-нравственном отношении к природной среде (этика очеловечивания природы). В плане экологического образования и воспитания предполагается освоение детьми простых нравственно-экологических понятий, норм и правил (изучение понятий о природных закономерностях, о взаимозависимости природы и человека, о социальных мотивах отношения человека к природе и т.д.).

Высокий уровень экологической культуры учащихся подросткового возраста характеризуется наличием системы научных знаний экологического характера, которая усваивается в процессе экологического образования на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов, и сформированностью определенного опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к природе во всех видах деятельности. Экологические образование и воспитание в этом возрасте направлены на осознание подростками своей личной ответственности за последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Учащихся этого возраста необходимо включать в такие формы организации экологической деятельности, как экспедиции, походы, экскурсии, акции, практикумы, кружки, клубы экологического характера. Педагогам, работающим над формированием экологической культуры учащихся подросткового возраста, необходимо понимать, что экологическое просвещение и приобщение учащихся-подростков к экологической деятельности должны быть паритетны (равнозначны).

Проявления высокого уровня экологической культуры у старшеклассников связаны с углублением и систематизацией знаний о природе, об экологических проблемах индустриального и постиндустриального общества. Реализация этих знаний предполагает организацию общественно полезной экологической деятельности в связи с профессиональной ориентаций старшеклассников.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. Что такое экология? Почему понятие возникло только в XIX столетии?

2. В чем состоит сущность понятия «экологический кризис»? Какие экологические кризисы Вам известны?

3. Определите сущность понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание», «экологическое образование»; докажите их взаимосвязь, покажите различия.

4. Из каких основных элементов складывается система экологического воспитания и какие противоречия разрешаются с ее помощью?

5. Как проявляются высокий и достаточный уровни формирования экологической культуры учащихся разных возрастов?

6. Определите формы и методы экологического образования и воспитания школьников.

Литература:

1. Дерябо, С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Р.-на-Д., 1996.

18. Кукушин, В.С. Экологическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2002. – С.109 – 125.

19. Подласый, И.П. Экологические и трудовые воспитательные дела // Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 174 – 177.

20. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суровегиной. – М., 1983.

21. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П. Печко. – М., 1984.

Эколо гия (от др. -греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - это наука n о взаимодействиях живых организмов n и их сообществ n между собой n и с окружающей средой

Культура антропологическая - - способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества n Культура - искусственная среда (всё, созданное человеком) n Материальная и Духовная культура n

Культура аксиологическая - n n («аксиоc» - ценность) - ценностная оценка - совокупность произведений человеческой деятельности, в то числе и нравственные ценности, значимость (ценность) которых общепризнанна

Экологическая культура общества n n - сложившийся комплекс способов и средств поддержания отношений в системе «природа-общество» , нарушение которого создает угрозу самому факту существования человека как биосоциального существа n В. П. Тугаринов

Экологическая культура общества n - совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека n А. А. Вербицкий

Экологическая культура общества n n система научных знаний о природе и взаимодействии с обществом, сознание и понимание необходимости оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой, развитие эмоционально-чувственного и нравственно-эстетического восприятия среды, развитие чувства долга, ответственное отношение к природе n И. Д. Зверев

Экологическая культура общества n n - неотъемлемая часть культуры общества, характеризуется степенью его духовности, степенью нравственности, степенью внедрения экологических принципов в деятельность людей n В. А. Ситаров

Экологическая культура общества комплексное новообразование, включающее систему экологических знаний, n умения природоохранной деятельности, n экологические ценности и n чувство ответственности за принимаемые решения в отношениях с природой n - это

Компоненты Экологической культуры n n n n экологическое сознание, убеждение, стиль жизни экологическое мировоззрение экологическое поведение экологические знания систему моральных эколого-культурных ценностей экологически чистые производства и выпускаемую ими продукцию экологические учреждения и организации систему эколого-социальных отношений в обществе

n 2. n Формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности

Мониторинг здоровья учащихся 2011 / 2012 уч. г. 1 -4 классы: n дефекты речи - 29 % учащихся n отставание в физическом развитии - 10 % 5 -9 классы: n нарушение зрения - 24 % n нарушение осанки - 38 % n 10 -11 классы n нарушения зрения - 44 % n нарушения осанки - 64 %

n За последние 15 лет: Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения функциональных систем организма Распространенность функциональных отклонений увеличилась: среди юношей - на 89% среди девушек - на 51, 6% n

В структуре болезней современных подростков I место стали занимать болезни органов пищеварения: с 10, 8 % до 20, 3 % n n Хронические болезни нервной системы: с 3, 8 % до 17, 3 %

Показатели физической работоспособности и физической подготовленности: ниже на 20 -25 % n 50 % мальчиков и 75 % девочек (11 класс) не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности n

Современные подростки по уровню морфофункционального развития n n n в целом, отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия 80 % выпускников школ и имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья более 35 % юношей непригодны к службе в армии

Имеющиеся заболевания и расстройства у 22 -25 % девушек n могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции, сокращению рождаемости.

Показатели психологического здоровья современного учительского корпуса: Для учителей с 15 -20 -летним стажем, (а таких в школе большинство) характерны ранние "педагогические кризы истощения". Уровень невротизации достигает 70%. n

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:

1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения Дефицит времени для усвоения информации n Психотравмирующий фактор Уменьшение продолжительности сна и прогулок Снижение физической активности Стресс для развивающегося организма

2) Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников является низкая двигательная активность Дефицит двигательной активности n в младших классах - 35 - 40%, n среди старшеклассников – 75 -85% n Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10 -18%) компенсируют дефицит движений

3) Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность Системы гигиенического обучения и воспитания n по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), n сознательного и ответственного отношения к своему здоровью

4) Широкое распространение Деструктивных форм поведения: n курение n алкоголь n наркотики n ранняя сексуальная активность n девиантные формы поведения

Владение системой знаний о здоровья человека и общества n n Осознание здоровья как ценности n Владение знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности n Представление о взаимодействии организма и среды, месте человека в эволюции Земли

n Владение системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья n Владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуально-типологических особенностях

n Формирование установки на здоровый образ жизни n Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни

n Владение знаниями о биологической природе и целостности организма человека n Владение знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих признаках n Владение знаниями о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью

n n В России в 80 -е годы прошлого столетия создано новое междисциплинарное научнопедагогическое направление Термин «валеология» для обозначения «здоровья человека» предложил профессор И. И. Брехман n 1987 г. - первая монография о валеологии

« Это всегда было моей мечтой создать специальную формулу, чтобы подготовить людей к жизни, защитить от стресса, сделать их здоровыми, а их жизнь стабильной и счастливой» . Доктор И. Брехман

Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья. Метанаука - Универсальная наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук.

Валеология основывается на достижениях естественных, общественных и гуманитарных наук Валеология Психология Медицина Гигиена Сексология Культурология Социология Педагогика и другие

n Валеология (лат. valeo - «быть здоровым») - общая теория здоровья, заключающаяся в интегральном подходе к физическому, нравственному и духовному здоровью человека и основывающаяся на достижениях естественных, общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

n С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) проводит ежегодные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология» . n Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог» . n Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология» .

Однако!!! n n n отсутствие единой концепции преподавания отсутствие подготовленных педагоговвалеологов отсутствие критериев выделения валеологических идей и теорий в стройное научное знание, то есть в науку

n Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины Проникновение в валеологию таких понятий как: n «медитация» , «инь и ян» , n практики эзотерики n теориями нетрадиционной медицины n учения Порфирия Иванова и т. п. n каббалистики

2001 г. - Министерства образования России: n Исключение предмета «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России n Изъятие из Перечня специальностей высшего профессионального образования специальности «валеолог»

n В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в вузах Беларуси – по инициативе отдельных образовательных учреждений. n В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.

Между тем! Возникновение валеологии, по мнению ряда ведущих ученых, - это прорыв интеллекта в науках о здоровье. Основные проблемы валеологии: n здоровье как биосоциальная категория; n механизмы формирования здоровья; n методы определения конституциональных особенностей индивида; n методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; n практические способы сохранения и укрепления здоровья; n теория и методика валеологического образования.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. n

Объектом изучения валеологии выступает здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни n

Цель валеологии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о n формировании, n сохранении и n укреплении здоровья; практическими знаниями оздоровления организма

Основные задачи валеологии: n n n Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

n Формирование установки на здоровый образ жизни. n Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни. n Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

n Формирование установки на здоровый образ жизни. n Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

n n Понятие здорового образа жизни - одна их категорий этнопедагоги; формирование здорового человека - одну из основополагающих этнокультурных традиций народа Здоровье - компонент культуры Понятие здоровья - одна из сущностных общечеловеческих ценностей Здоровье – как категория экологической науки

Валеология Практическая Валеологические аспекты знаний: Медицинский Биологический Культурологический Педагогический Экологический Психологический… Теоретическая Диагностическая валеолгия: «измерение» здоровья Оздоровительные технологии


Культура здорового образа жизни в структуре экологического воспитания

Охрана окружающей среды - принципиальная задача для здоровья нации. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Но если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

И для этого в детских садах необходимо создавать проекты основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом созданы оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка, системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают элементарные экологические знания о природе у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира. Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Цель экологического воспитания воспитать у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.

Список использованной литературы:

  1. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Консультация для родителей "Воспитание культуры здорового образа жизни дошкольников как психолого-педагогическая проблема."

Экологическое воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Воспитание экологической культуры – это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природа для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической (природоохранной) деятельности учащихся, овладение ими опытом эмоционально волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

Цель экологического воспитания – экологическая культура личности.

Экологическая культура личности – уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

В структуре экологической культуры выделяют (А.М. Захлебный, Б.Т. Лихачев и другие): 1. Систему экологических знаний. 2. Экологическое сознание, ценностное отношение к природе. 3. Опыт (умения, навыки) экологической деятельности.

В соответствии со структурой экологической культуры определены задачи воспитательной работы по ее формированию: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, осознание последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность, формирование ценностных ориентаций экологического характера, гуманного, ответственного отношений к природе, формирование готовности к природоохранной деятельности и соответствующих умений.

Пути формирования экологической культуры: экологизация учебных предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание.

ЗОЖ – это такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. ЗОЖ проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.

Теоретической основой формирования ЗОЖ является валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, ЗОЖ. В соответствии с этим в содержание валеологического образования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма, знание средств стрессоустойчивости и физического самосовершенствования и т.д.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook