Конспект театрализованного занятия «Сорока-Белобока» (1 младшая группа). Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей Пальчиковая гимнастика про сороку

Дети дошкольного возраста очень любят пальчиковые игры. Пальчиковые игры не только забавляют детей, помогают создать радостное настроение (что, согласитесь, тоже немаловажно), но и способствуют развитию речи малышей. Доказано, что тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга.
Ниже приводятся варианты пальчиковых игр.


Сорока-белобока

Выполняют круговые движения указательным пальцем правой руки по ладони левой руки:
- Сорока-сорока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают большой, указательный, средний, безымянный пальцы:
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,

Покачивая мизинец, говорят:
- А этому не дала:
- Он дров не рубил,

- Воду не носил,
- Каши не варил -
- Ему ничего нет!


Мало кто знает, что любимую всеми "Сороку-белобоку" можно продолжить:

Поглаживая руку ребёнка у запястья, говорят:
Знай наперед:
Здесь водичка холодненька,
Поглаживая в области локтя:
Здесь тепленька,
Поглаживая у плеча:
Здесь горяченька,
Щекотят под мышкой:
А здесь – кипяток, кипяток!

Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления, например:

Замок

Ручки складываются в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы),
- Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку поворачиваете к себе, другую от себя, попеременно меняя их),
- Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
- И открыли (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны)!


На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему. Например:


Три медведя

Сидели три медведя (сжимать пальцы рук в кулак и разжимать-3 раза)

В избушке за столом (показать "крышу" над головой и "стол" перед собой).

Муку они мололи (круговые движения кулачком по по ладошке) ,

Чтоб печь пирог потом.

Раз-кхе, кхе, два-кхе, кхе (показать указательный палец одной руки, затем другой)

Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).

Нос в муке (потереть нос),

Хвост в муке (показать"хвост"),

Уши в кислом молоке (потереть уши).


Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)

И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой).

Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой накрываете другой).

Я попробую немножко,

И поем ещё чуть-чуть (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаём воображаемые ягодки и оправляем их в рот).

Лёгким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики "убегают").


Дом

Молоточком я стучу (постучать кулачками друг о друга),

Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук),

Строю я высокий дом (поднять руки с соединёнными пальчиками вверх),

Буду жить я в доме том (похлопать ладошками).


Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали (имитируем рисование),

Наши пальчики устали (плавно поднимаем руки перед собой),

Наши пальчики встряхнём (встряхиваем пальчики),

Рисовать опять начнём (имитируем рисование).


Дождик

Дождик, дождик, поливай (указательным пальцем постукиваем по ладони другой),

Будет хлеба каравай (образовать руками перед собой круг),

Будут булки, будут сушки (похлопывать поочерёдно одной ладонью о другую),

Будут вкусные ватрушки (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая круг).

Пальчик-мальчик

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного.


Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Белка

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.


Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.


Помощник

Здравствуйте, дорогие читатели! А знаете ли вы, насколько полезна пальчиковая гимнастика для малышей? Что она дает детишкам? И как правильно предлагать крохе гимнастику? Для вас мы подобрали чудесные варианты пальчиковой гимнастики в стишках.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Пальцы, кисти и стопы - средоточие биологически активных зон, влияющих на организм. В восточной медицине веками развивается направление иглоукалывания, су-джок. В переводе значит «стопа - кисть». Древнеславянская медицина оставила в подарок удивительное искусство сплетения пальцев для улучшения здоровья и развития интеллектуальных способностей - мудры. Они помогают направить мысли в нужное русло, облегчить спазмы кишечника и даже снизить риск осложнений при инфаркте миокарда.

При иглоукалывании, воздействуя на определенные точки в заданной последовательности и определенным образом, специалисты способны за несколько сеансов избавить от бронхиальной астмы или гипертонии.

Воздействие на кисти, стопы и пальцы чрезвычайно важно для гармоничного развития малыша. Но как воздействовать правильно?

Пальчиковая гимнастика: примеры

Подходы и наборы упражнений зависят от возраста ребенка. Гимнастика проводится под чтение стихов. Так ребенок успокаивается, формирует положительную связь между голосом родителей и незнакомыми действиями.

Упражнения пальчиковой гимнастики в 1 год

В год и раньше малыш может не сразу схватиться за предмет, совершать странные движения. Это нормально, моторика (способность управлять движениями) развивается постепенно.

Друзья – садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
(Ладошку собираем в кулачок. Большой пальчик отгибаем, выпрямляем, потом сгибаем наполовину. И опять сгибаем, так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем теперь указательный пальчик, потом сгибаем-разгибаем)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Теперь сгибаем-разгибаем средний палец. При этом важно стараться не сгибать указательный и большой пальчики)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем еще и безымянный, стараемся не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем теперь мизинчик)

Улитка.

Выполняется 2 - 4 раза.
Держите ладошку малыша открытой, и своим пальцем «рисуйте» спираль по направлению от середины ладони крохи до основания пальчиков, захватывая также внутреннюю сторону большого пальца.
Сопровождайте игру таким текстом:
Улитка, улитка, улитка ползет.
Улитка в тележке конфеты везет.
Вообще пальчики сгибаются и разгибаются по 4 - 10 раз на каждой ручке.

Семейка

Начиная с большого пальчика, разминайте поочередно каждый пальчик ребеночка. Затем сгибайте их, приговаривая:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
(Прижмите кулачок к груди крохи)
Вот и вся моя семья.

Разминка

Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли в садик погулять (пальчиком одной ручки считаем пальчики на другой, слегка нажимая на подушечки)
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу (указательным пальчиком одной ручки выполняем круговые проглаживания ладошки другой).
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать (считаем пальчики в обратном порядке, поглаживая их).
Потом опять читаем стихотворение, и повторяем движения на другой руке.

Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните (расслабляем ручки и встряхиваем их),

Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики (обе ладошки с пальчиками, прижатыми друг к другу, приставляем к головке. Сгибаем несколько раз сомкнутые пальцы).


Пальчиковые упражнения и игры в 2 года

В этом возрасте чадо начинает разговаривать, строить первые фразы. Поэтому чтение ребенку стихов особенно важно. Более того, важно дальнейшее развитие моторики. Для этого давайте малышу рвать ненужные бумаги, мять разную ткань, щупать мешочки с песком и камушками. Если этого не делать, отпрыск доберется до бумаг и мелких предметов в самом неподходящем месте и в максимально неудобное время.

Пальчиковая гимнастика “Сорока-Ворона”

Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила. (загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
…а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил..

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимаем и разжимаем пальчики в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (ручки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопаем)
– Вот, вот, вот! (показываем ушки)

ВОРОНА

У вороны голова, (руки на голове)
ва-ва-ва-ва (хлопаем 4 раза)
Клюв и крылья, (ручки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги, (ручки за спиной, топаем),
оги-оги-оги-оги (хлопаем 4 раза)

МАШИНКА

Заведу мою машину (включаем «мотор»)
– Би-би-би, налью бензину. (хлопаем 3 раза, топаем)
Крепко-крепко руль держу («держим руль»)
На педаль ногою жму. (топаем правой ножкой).

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (ручки в «замок», вращаем большие пальцы)
Прицепил вагон, повез (сцепляем указательные пальцы).
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой (руки покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладошки смыкаем углом (нос)).
Крепко я держу штурвал («держим штурвал»)
Я ведь главный капитан (хлопаем 4 раза).

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (сидя на пятках, вращаем руками)
Мы не дети, мы пилоты (хлопаем 4 раза)
Руки – нос, и руки – крылья (показываем «нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья (встать, разбежаться, руки изображают крылья).

КОШКИ – МЫШКИ

Вот кулак, (показываем кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрываем пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладони левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибаем по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращаем кулак)
В норки быстро разбежались (прячем кулак под правую подмышку)

Пальчиковая гимнастика в 3 года

В этом возрасте ребенок уверенно (хоть и не всегда правильно) держит ложку, умеет обращаться с вилкой и чашками разного размера. Давайте чаду эти предметы почаще. Давайте чаду рвать и мять.

Клен

Ветер тихо клен качает, (пальчики растопырены, тянем их вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошки вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки, низко-низко)
Зашумел листвою клен. (шевелим пальчиками)

Кораблик

По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека, (складываем руки лодочкой, делаем волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальчика)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, показываем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаются к голове, изображаем кошачьи когти, шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаются-разжимаются пальчики)
Сладкий тортик испечем. («мнем тесто»)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальцами обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

МОЕМ РУКИ

1. «Моем руки» (ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук).
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
2.«Стряхиваем водичку с рук» (пальцы сжаты в кулак, с силой вы¬прямляем пальчики, как бы стряхивая водичку).
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
3.«Вытираем руки» (энергичные движения имитируют вытирание каждой руки полотенцем).
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро

Игра: «Крестики»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие ребенка. Для проведения игры спе¬циального оборудования не требуется.
Проведение игры: При чтении стихотво¬рения показывайте малышу, как можно делать из пальчиков нолик, а как - крестик.
У меня на столике
Крестики и нолики,
Захотел Илья Пятков
Сделать их из пальчиков,
И фигурки у него
Получаются легко.
Захотите - научу
Девочек и мальчиков
Делать их из пальчиков?
Чем старше становится чадо, тем сложнее должны быть упражнения. Например, нолики и крестики можно делать с помощью всех пальцев (а не только большого и указательного).

ФОНАРИКИ

Поочередно сжимаем и разжимаем пальцы рук на счет «раз-два».
На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.
На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.
Выполняем упражнение сначала медленно, потом ускоряем темп. Упражне¬ние можно выполнять сначала на счет, а затем - сопровождая движения такими строчками:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

Игра «Шалунишка»

Цель: Развить мелкие мышцы пальчиков ребенка, улучшить координацию движений и мышление.
Проведение игры: Посадите малыша перед собой и, читая стихотворение, показывайте движения, которые необходимо совер¬шать. Если у крохи не получается повторить ваши действия, возьмите его руки в свои и помогите. Через некоторое время ребенок будет са-мостоятельно повторять действия за вами.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила (чертим круговые линии на ладошке).
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала (загибаем пальцы),
А этому не дала. Он много шалил,
Свою тарелку разбил (покачаем мизинчик).

ПЕЧЕМ БЛИНЫ

Вариант 1.
Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.

Вариант 2.
а) левая рука касается ладонью стола, а правая рука - тыльной стороной;
б) смена позиции. Теперь руки меняются.
Упражнение можно выполнять на счет «раз-два» или со стихами.

Надеюсь, наша подборка придется по вкусу вам и вашим детишкам!

Счастья вам и радости!

Друзья, если вам нравится статья, пожалуйста, поделитесь ею со знакомыми, нажав кнопочки соцсетей. Вдруг кому-то это будет очень нужно? И не забывайте подписываться на обновления блога – здесь вас ждет много всего интересного!

подготовила

Пальчиковая гимнастика и ее роль

в развитии речи детей.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей.

Известный педагог сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти

выводы не случайны.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.

9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.

10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Какие задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка?

· Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.

· Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.

· Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

· Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.

· Способствует развитию эмоциональной выразительности.

Группы и виды пальчиковых игр

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I .группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключатся с одного движения на другое.

II .группа. Упражнения для пальцев условно статические.

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III . группа. Упражнения для пальцев динамические.

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

Игры – манипуляции . К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,

«Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

«Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.

Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя.

С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т. п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

· Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

· Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

· Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2) взрослый выполняет движения руками ребенка;

3) ребенок выполняет движения своими руками.

· Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

· Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

· При выполнении упражнений необходимо вовлекать , по возможности, все пальцы руки.

· Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

· Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

· Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.

· Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

· Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

· Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

«Сорока»

Сорока, сорока,

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой)

Где была? Далеко?

Кашу варила, деток кормила:

Этому дала,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки).

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

«Сорока-белобока»

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.)

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей созывала.

Гости на двор – кашу на стол.

Этому дала на тарелочке,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.)

Этому дала на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому не дала:

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

Идет коза рогатая,

(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.)

Идет коза бодатая,

Ножками - топ-топ!

(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.)

Глазками - хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

(Хлопают в ладоши.)

Того коза забодает, забодает.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки

(Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.)

Где были? У бабушки.

Что ели – кашку, что пили – бражку,

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Ложка маленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шшшу – полетели, полетели

На головку сели.

«Оладушки»

Бабушка, бабушка

(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…

И т. д., перечисляя всех детей.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Хлопают в ладоши.)

«Прятки»

В прятки пальчики играли

(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Поднимают большой палец вертикально.)

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!

(пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

«Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?

(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)

С этим братцем в лес ходил.

(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Примеры пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.

«Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.))

Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять….

(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,

указательный с указательным и т. д.)

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание.)

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.»

Приходили прямо к дому

(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.)

А мизинчик-малышок

(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики - друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

«За работу»

(Пальцы сжаты в кулачок.

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку - дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)

Печки все – тебе топить.

(Разгибаем указательный и т. д.)

Тебе – воду носить.

А тебе – обед варить

А тебе – посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)

«Пальчики ложатся спать»

(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик - прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Домик»

(Пальцы сжать в кулачок.

Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)

(Разгибаем пальцы.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять -

(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

«Дружные пальчики»

(Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному,

начиная с большого.)

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а это – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

«В конце снова сжимают пальцы в кулак,

но большой кладут сверху.)

«Пять маленьких братьев»

(Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.)

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря его называют указательным.

Третий твой палец – как раз посередине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповторимый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший – любимец,

По счету он пятый.

Зовется мизинец.

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят за столами

И ритмично, поочередно, скачками согласно тексту

двигают по поверхности стола от себя к его

противоположному краю прямые пальцы обеих рук.)

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены

вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые - догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики - бегом,

(Движение средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые-пешком.

(Медленное движение безымянных пальцев по

поверхности стола.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

(Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.)

Мы морковку трем, трем,

((Потирают кулак о кулак.)

Мы капусту солим, солим,

(Имитируют посыпание солью.)

Мы капусту жмем, жмем.

(Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)

«Замок»

На двери висит замок.

(Дети сжимают пальцы в замочек.)

Кто его открыть не смог?

(Пожимают плечами.)

Мы замочек потянули,

(Тянут в стороны сцепленные кисти.)

Мы замочек покрутили,

(Крутят сцепленные кисти.)

Мы замочком постучали

(Стучат основанием кистей друг о друга.)

И открыли!

(Разводят кисти в стороны.)

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Дети изображают ладоням «цветок с закрытыми лепестками».)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Разводят пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмичные движения пальцами - вместе и врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Дети изображают кистями рук «корни».

Список литературы

1. Александрова на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / // Дошкольная педагогика. – 2008. №7.

2. Бардышева игры. – – дидактика», 2006.

3., Мирясова игры для развития речи дошкольников. М., 1999.

4. Коноваленко и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / , . – М.: -пресс», 2000.

5. Крупенчук игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

7. Рузина пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2000.

8. Савина гимнастика для развития речи дошкольников, М., 1999.

9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

10. Соколова, с пальчиками. – М.: 2004.

11.Ткаченко мотрика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.

12. Цвынтарный пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

Пальчиковая гимнастика

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.

"БЕЛОЧКА”
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

"ДЕТКИ”

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове "вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
"ОЧКИ”

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.
"БАБОЧКА"
(народная потешка)

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

"ПТИЧКИ"

Птички прилетали,

Крыльями махали.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
– застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем, трем (пальцы рук сжаты в кулаки, кулаки к себе, от себя ).

Мы капусту солим, солим (движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев в кулаки).

«Замок»

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).

Кто открыть его бы смог? (Повторение движений .)

Потянули ( пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть сначала в одну, потом в другую сторону),

Покрутили ( движения кистями рук со сцепленными пальцами к себе, от себя),

Постучали ( пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга )

И открыли ( пальцы расцепить, ладони в стороны ).

«Лошадки»

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок, цок, цок, цок,

Мчится резвый табунок (указательные и средние пальцы идут по поверхности стола).

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят корову)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят»)

Молоко коровье.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, (

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, ( Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне (пальцы рук собраны вместе – «бутон»),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки (пальчики смотрят вниз – «корни»).

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке (одна рука сжата в кулак – «ножка», на кулаке раскрытая ладонь другой руки – «крышка стола»),

Рядом стульчик у окошка (к ладони одной руки приставлен кулачок ).

Два бочонка под столом (обе ладони сжаты в кулак ).

Вот какой я видел дом! (ладонями обеих рук показать крышу дома .)

« Домик»

Раз, два, три, четыре, пять (разжимают по одному сжатые в кулак пальцы, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять (сжимание поочередно, начиная с мизинца, широко расставленных пальцев в кулак).

В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы, начиная с большого),

Мы с тобой снежок лепили (лепят, меняя положение ладоней ).

Раз – подбросим (подбрасывают ),

Два – поймаем ( приседают, ловят ),

Три – уроним ( роняют)

И… сломаем ( топают) .

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки )

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках (ритмично сжимают и разжимают кулаки ).

Всем хватило зернышек! (Опять сжимают и разжимают кулаки.)

«Уточка»

Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец )

И среднего и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец )

И самого любимого. (Загибают указательный палец )

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого .)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая ласточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красу! ( На каждую строчку большой палец дважды «здоровается» с одним пальцем, начиная с указательного сначала правой руки, потом левой.)

«Елочка»

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки»),

Шишки, иголочки ( пальцы сжаты в кулаки, указательные выставлены ),

Шарики, фонарики («шарики» из пальцев вверх, вниз),

Зайчики и свечки («ушки» из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты),

Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе).

Игра "Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени).

Игра "Паучок"

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра "Улитка"

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
("Улитка" заползает на "цветочек").

Лепесточки погрызёт.
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне"). Игра "Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Игра "Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

«перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом") .

Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) .

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). чиками мы покрутим,...

Пальчиковая гимнастика

Сорока. При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

или, как вариант:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете

замок
:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их .

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

открыли
, малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Ягодки Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены

щепотью
. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчик-мальчик.

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

- “Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

С этим – в дудочку дудел.

Этот пальчик.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – матушка,

Этот пальчик – батюшка,

Ну а этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Пальчики .

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Зайка.

Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

Скачет, скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

И ловит

зайку
другой рукой (или ребенок ловит, или

зайки
ловят друг друга…)

Осьминог.

Восемь пальчиков для ног –

Получился осьминог.

Сколько ног у осьминога?

Много – Много!

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Улитка.

На одной скользящей ножке

Домик, голова и рожки.

Дай-ка пальчики сюда!

То не пальчики – рога.

Изображаем пальчиками рожки улитки.

Кошка.

Как у нашей кошки

Беленькие ножки,

Мяконькие лапки,

Ноготки – царапки.

Ступаем “ножками” – пальчиками мягко, по-кошачьи.

Поцарапаем немножко

Не ребята мы, а кошки

Мышка.

Как у нашей мышки

Ножки-коротышки.

Ножки мышкины спешат

К сырной корке – и назад.

Изображаем пальчиками мышкины ножки.

Солнышко. – Ножки вверх! Ножки вниз!

Солнце, солнышко, качнись!

Солнце с тучкою качнулось

И Трезорке улыбнулось.

Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

Солнышко:

Утро красное пришло,

Солнце ясное взошло.

Стали лучики светить

Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

Прилетели тучки

Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок

Жук – Шесть мелькает ножек-рук –

Это убегает жук.

Ты куда? – но нет ответа.

Жук в траве укрылся где-то.

Изображаем пальчиками лапки жука.

Черепашка.

- “Сколько пыли, сколько сора –

До дверей дойду не скоро”, –

И вздыхает тяжко

Наша черепашка.

Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

Мишка. – Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В доме половица!

Топаем “ножками” – пальчиками.

А пока танцует Мишка,

Мы похлопаем в ладоши.

Вместе с лисонькой-плутишкой

Будем зрителями тоже. Хлопаем в ладоши.

Журавли. – “До свиданья, до свиданья,

Возвращайтесь поскорей!” –

Провожаем, провожаем

В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

Крылышками машем:

- “До свиданья, Маша!

Полетели мы на юг,

Вспоминай нас, добрый друг!” Ладошками изображаются крылья птиц.

Козел.

- “Вот какой козел рогатый!” –

Рожки делают ребята.

- “Вот какие рожки

У козла Тимошки!”

Встрече Тимофей не рад –

Грозно смотрит на ребят.

- “Уходите, вас не знаю:

Забодаю, забодаю!”

Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Рак. – Как хватает рыбу рак?

Да клешней своей – вот так!

Манит он своей клешнею:

- “Пощипаемся с тобою!”

Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

Слоник.

- “Слоник, апельсин подай!” –

- “Угощайся попугай!”

Слоник очень-очень рад,

Что сильнее всех носат.

Пальчиком изображается хобот.

Слоник.

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает

Козочка - Шел старик дорогою

Идти пальчиками по стол

Нашел козу безрогую.

Показать пальчиками рога

Давай, коза, попрыгаем,

Постучать пальчиками по столу

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

Снова показать рога

А старик ругается.

Погрозить пальчиком

Киска .

Киска ниточки мотала

Вращять руками, как бы наматывая нить на клубок

И клубочки продавала.

Вытянуть обе ладони вперед

Сколько стоит?

Три рубля. Покупайте у меня!

Показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка. – Одной рукой я травку рву,

Выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня.

Вытянуть руки вперед

Вот сколько пальцев у меня!

И повернуть ладонями вверх

Ой, ладушки.

Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

На окно поставим, остывать заставим.

А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник

Топором дрова колю

Имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз

А потом пилой пилю.

Имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад

Отнесу их бабушке,

Показать ладоши

Чтоб испечь оладушки.

Похлопать ладонями друг о друга

Молоточком я стучу,

Постукивать кулачками друг о друга

Дом построить я хочу.

Соединить кончики пальцев обеих рук

Строю я высокий дом,

Поднять выпрямленные ладони вверх

Буду жить я в доме том.Похлопать ладонями

Тесто

Тесто ручками помнем

Сжимаем и разжимаем пальчики

Сладкий тортик испечем

Как будто мнем тесто

Серединку смажем джемом

Круговые движения ладошками по плоскости стола

А верхушку сладким кремом

И кокосовую крошкой

Мы присыплем торт немножко

Сыплем “крошку” пальчиками обеих рук

А потом заварим чай

В гости друг-друга приглашай.

Капуста – Мы капусту рубим рубим

Говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту

Мы морковку трем трем

Ручками показывать как мы трем морковку

Мы капусту солим солим

Пальчики щепоткой-солим

Мы капусту мнем мнем

Ручками “мнем” капусту

Отдыхаем

Мы сегодня рисовали,

Имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой

Наши пальчики устали,

Наши пальчики встряхнем,

Встряхивать кистями

Рисовать опять начнем.

Снова имитировать рисование

Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Пальцы рук соединяются в “замок”

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

Раз, два, три, четыре, пять

Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки вниз, встряхнуть кистями

Отдохнем

Наши пальчики просулись,

Потянулись, потянулись…

И встряхунлись…

Выполняем все эти движения

По ладошке побежали

По ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот

Побежали, побежали,

Поскакали, поскакали

Изобразите эти движения

И устали. Сели отдыхать

Потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

Прятки

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали

Дождик – Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

Будет хлеба каравай,

Образовать перед собой круг руками

Будут булки, будут сушки,

Похлопывать поочередно одной ладонью другую

Будут вкусные ватрушки.

Соединить большой и увказательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг

Строим стенку.

Строим стенку,

Выше, выше,

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно

нижнюю
ладонь кладем на

верхнюю
, имитируя кирпичную кладку.

Добрались уже до крыши!

К моменту произнесения этих слов

стенка
должна

дорасти
примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

Чья крыша выше?

Выше, выше, выше!

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Квасим капусту

Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в

Это что еще за хруст?

Куст

распружинился
, подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

Как же мне без хруста,

Тут наша

капуста
вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.

Если я – капуста?

Мы капусту рубим, рубим,

Рубим капусту
на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и

солят
.

Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.

Все перемешаем!

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

В бочки набиваем

Ладонь на ладони,

уминаем
капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.

В погреб опускаем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Улитка.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.

Улитка-улитка,

Отвори калитку,

Выходи из дома,

Будем знакомы!

Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок

наружу
– теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.

Улитка-улитка,

Высуни рога,

Дам пирога!

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный –

улитка
будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.

Улитка-улитка, пошли гулять!

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).

Поползли, поползли, поползли…

Улитка
ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно,

ракушку
она за собой тащить не может,

ракушка
незаметно исчезла.

Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!

(При повторении – до свидания, улитки!)

Рожки
щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница.

Гусеница, гусеница,

Ладонь одной руки

ползет
, как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т. к. гусеница заползла на травинку с земли!)

Бабочкина дочка,

ползет
обратно к плечу по внешней стороне руки

По травинкам ползает,

То же проделываем, меняя руки:

от корня к верхушке

Кушает листочки:

И по другой стороне обратно.

Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове

Ам!
одна ладонь скользит по другой ладони вверх и

кусает
всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

Спать захотела.

… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.

Проснулась –

Постепенно расправляем ладони…

Бабочкой обернулась!

Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.

Полетела, полетела, полетела!

Машем

крыльями
(запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Круговорот воды в природе.

Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.

Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам

Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.

И в море большое-большое-большое впадает…

Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.

А с моря в жару пар поднимается,

Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.

К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

Тучку изображают сцепленные над головой руки.

Кап-кап

И т. д.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет “раз-два” пальцы врозь-вместе.)

2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет “раз-два-три”).

3. Пальчики здороваются(на счет “раз-два-три-четыре-пять” соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д)

4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).

10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса “крадется”- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц “убегает” – быстро пальцы движутся назад.)

2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).

4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).

6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

8. Цветок (то же, что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).

9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).

11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

Понравилось? Лайкни нас на Facebook