Вывод к проекту минералы сокровища земли. Презентация по окружающему миру "исследовательская работа "таинственные минералы""

Коваль Василий

Одно из прекрасных и удивительных отражений нашей планеты – минералы. Они, словно крошечные осколки далеких звезд, таят в себе множество загадок земных глубин и других планет.

Земная кора, горные породы, руды и метеориты состоят в основном из веществ, называемых минералами.

Минерал – это природное тело, которое состоит из химических элементов и имеет кристаллическую структуру. Все части минералов однородны, т.е. одинаковы, этим они и отличаются от горных пород, которые состоят из нескольких минералов. Образуются минералы в результате природных физико-химических процессов. В настоящее время установлено более 3900 минеральных видов.

Главный источник образования минералов скрыт от наших наблюдений в недрах земного шара. Здесь, в результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли и громадным давлением, образуется основная масса минералов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА моей исследовательской работы – «Тайны минералов».

Я выбрал эту тему потому, что мне всегда были интересны камни. У моря, в песке, у реки или на дороге, я собирал самые красивые и необычные из них, и подолгу рассматривал и любовался ими. Мне было очень интересно, почему они все такие разные, не похожи друг на друга? Как они образуются и откуда берутся? Для чего они нужны и можно ли без них обходиться? Какую тайну хранят минералы из моей коллекции?

ГИПОТЕЗАмоей работы: Я предполагаю, что в Калининградской области можно встретить минералы из моей коллекции.

ЦЕЛЬ моего исследования: узнать ответы на интересующие меня вопросы о минералах.

ЗАДАЧИработы:

  • Изучить литературу о минералах;
  • Выяснить, как образуются минералы на Земле;
  • Узнать, где и для чего применяются минералы;
  • Получить информацию о минералах моей коллекции.

МЕТОДЫ исследования:

  • Изучение литературы, материалы сети интернет;
  • Беседа с учителем и родителями.

ПЛАН исследования:

  • Изучить происхождение минералов, их свойств, и применение в повседневной жизни человека, в том числе тех, которые находятся в моей коллекции.
  • Узнать, какие минералы встречаются в Калининградской области.

ЧАСТЬ I

Одно из прекрасных и удивительных отражений нашей планеты – минералы. Они, словно крошечные осколки далеких звезд, таят в себе множество загадок земных глубин и других планет.

Земная кора, горные породы, руды и метеориты состоят в основном из веществ, называемых минералами.

Минерал – это природное тело, которое состоит из химических элементов и имеет кристаллическую структуру. Все части минералов однородны, т.е. одинаковы, этим они и отличаются от горных пород, которые состоят из нескольких минералов. Образуются минералы в результате природных физико-химических процессов. В настоящее время установлено более 3900 минеральных видов.

Главный источник образования минералов скрыт от наших наблюдений в недрах земного шара. Здесь, в результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли и громадным давлением, образуется основная масса минералов.

Процессы образования минералов

  1. МАГМАТОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Магматические породы и минералы образуются в результате застывания магмы, которая внедряется в толщу земной коры и изливается на земную поверхность при вулканических извержениях. Полевой шпат, кварц и пириты встречаются в пустотах породы. (Рис. 1)

(Рисунок 1)

  1. ЭКЗОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Минералы образуются в результате взаимодействия факторов атмосферы, гидросферы и биосферы на верхнюю пленку земной коры, а также на уже имеющиеся минералы. (Рис. 2)

АТМОСФЕРАГИДРОСФЕРА БИОСФЕРА

(температура солнца, (воды, реки,) (живые организмы,

атмосферное давление, растения, животные,

ветер, дождь) человек)

(Рисунок 2)

3.МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Образование минералов происходит в результате изменения горных пород в глубинах земного шара под влиянием господствующих в недрах высоких температур и давлений. (Рис. 3)

Высокие температуры Высокие давления

(Рисунок 3)

Минералы сыграли важнейшую роль в развитии человека и создании цивилизации. В каменном веке люди пользовались кремниевым орудием труда. Около 10000 лет назад человек освоил способ получения меди из руды, а с изобретением бронзы начался новый век – бронзовый. (Рис. 4)

Кремниевые орудия труда и изделия из бронзы

(Рисунок 4)

Минералы находят широкое применение в повседневной жизни человека. Их используют в пищу, как источник сырья, как предмет искусства и роскоши, и как компоненты высоких технологий. Например, человек ежедневно потребляет в пищу поваренную соль (натрия хлорид), из полевого шпата делают фарфор и зубные пасты. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, компьютеры и множество других вещей. (Рис. 5)

Поваренная соль

Фарфор

Гвозди

Зубная паста

Одним из направлений медицины является литотерапия – лечение камнями. Гипотеза данного лечения гласит, что минералы обладают свойствами излучения и поглощения энергии, которые способны восстанавливать энергетический баланс организма. (Рис.6)

ЛИТОТЕРАПИЯ

(Рисунок 6)

У меня есть коллекция минералов, которая называется «Минералы Забайкалья», в ней находится 10 минералов. Я расскажу вам о трех минералах, наиболее интересных для меня.

Является главным источником ценного металла – вольфрама, который широко применяется в электронике и электротехнике, в изготовлении спиралей электроламп, хирургических инструментов и бронебойных снарядов.

Месторождения в России: Средний Урал, Алтай, Приморский край, Чукотка, Восточное Забайкалье.

Галенит – основная руда для получения свинца. Из некоторых галенитов извлекают серебро. В России его добывают на Рудном Алтае, в Восточном Забайкалье, на Северном Кавказе.

до 30 кг. В Алмазном фонде России хранится старинный испанский орден «Золотое руно», верхняя часть которого состоит из пяти крупных топазов. С древних времен этими камнями украшали свои короны многие короли и султаны разных стран. В настоящее время топаз широко используется для украшений ювелирных изделий. Добывают его на Урале, в Забайкалье, в Приморском крае.

ЧАСТЬ II

Калининградская область является самым крупным месторождением в мире такого минерала, как ЯНТАРЬ . Благодаря этому драгоценному минералу, наш регион часто называют«Янтарным краем».Его широко используют для изготовления ювелирных изделий, лекарств, а также масел, лаков, эмалей и много др.Каждый из нас может его найти на берегах Балтийского моря.

Разведана и подготавливается к добыче КАМЕННАЯ СОЛЬ и ФОСФОРИТЫ . Запасы каменной (поваренной) соли в нашей области составляют 1500 миллиарда тонн, но залегают очень глубоко (от 760 до 1225 м), что затрудняет организацию добычи. Фосфориты известны тем, что их широко используют в производстве минеральных удобрений. Однако технология их добычи, на сегодняшний день, организована не в полной мере.

На территории нашей области много песков, в которых имеется большое количество минерала КВАРЦА, используется в оптических приборах, в телефонной и радиоаппаратуре, и электронных приборах, а так же глины, в которой содержится огромное количество минералов, таких как КАОЛИНИТЫ , АНДАЛУЗИТЫ , МОНОТЕРМИТЫ и др. Их широко используют в изготовлении фарфоровых изделий и керамической плитки.

В Калининградской области так же есть минеральные воды для лечения заболеваний органов движения, нервной системы, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

ВЫВОД: Подводя итоги моей работы, можно сделать вывод о том, что МИНЕРАЛ – это природное тело, которое состоит из химических элементов и имеет кристаллическую структуру. Все они имеют разный цвет, разную форму и разные предназначения. Образуются минералы в результате природных физико-химических процессов. В настоящее время установлено более 3900 минеральных видов. Существует три процесса образования минералов: магматогенные, экзогенные и метаморфические процессы.

Минералы сыграли важнейшую роль в развитии человека и создании цивилизации, они находят широкое применение в повседневной жизни человека, и даже употребляются в пищу. Их используют в медицине.

Благодаря проведенному исследованию я узнал много интересного о минералах моей коллекции. И теперь я знаю точно о месторождении этих минералов, и что на территории Калининградской области они нам не встретятся.

Мне стало известно, что наш край богат минералами, которые широко используют в изготовлении ювелирных изделий, медицине и нескольких видах промышленности.

При подготовке доклада мною была использована следующая литература:

  • «Энциклопедия драгоценных камней и минералов»;
  • «Минералогия»;
  • «Минералы в художественной литературе».

Файл содержит работу, защиту, презентацию к исследовательской работе "Камни и минералы моей коллекции".


«Неретин Дима»

Оренбургская область

Оренбургский район

ТЕМА:

Выполнил: Неретин

Дмитрий Робертович

Руководитель:Гонышева

Светлана Владимировна

учитель начальных классов

с.Черноречье

1. Введение…………………………………………………………………………3

2 .Основная часть………………………………………………………………… 4

2.1. Происхождение минералов ………………………………………………… 4

2.2. Горные породы ……………………………………………………………… 4

2.3 Минералы Урала …………………………………………………………… 4-5

3. Минералы вокруг нас.Начало коллекции …………………………………. 5-7

3.1.Агат………………………………………………………………………...........5

3.2.Гранит………………………………………………………………………… 5

3.3.Мрамор………………………………………………………………………… 5

3.4.Змеевик………………………………………………………………….............5

3.5.Галит…………………………………………………………………..…...........6

3.6.Родонит………………………………………………………………….………6

3.7.Нефрит………………………………………………………………….……….6 3.8.Яшма………………………………………………………………….………6 -7

3.9 Сердолик……………………………………………………………..………… 7 3.10.Аметист……………………………………………………………..….………7 3.11.Коралл…………………………………………………………….……………7

3.12.Малахит……………………….………………………………….…………… 7

4.Свойства и особенности минералов………………………………………. … 8

5.Заключение…………………………………………………………….………… 9

6. Список литературы………………..…………………………………………… 10

7.Приложение………………………………………………………………… 11-12

1.Введение.

Я выбрал эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Когда я был маленький, я набирал их полные карманы и носил домой. Я складывал их в коробочки, подолгу рассматривал, играл с ними. В песке, у реки или на дороге, я все время искал красивые и необычные камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы? Раньше я думал, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель
Задачи:

    выяснить, как образовались минералы на земле;

Объект исследования: минералы и горные породы.

Гипотеза:

Методы исследования:

    изучение литературы по теме,

    обращение к компьютеру,

    посещение музея,

2.Основная часть

2.1.Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами. На нашей планете насчитывается несколько тысяч горных пород. По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические, осадочные и метаморфические.
При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются

магматические породы. Это - гранит, андезит, базальт. Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы и также застывают (см. приложение 1)
Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс.
Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы - метаморфические. Таким образом, Земля в своих глубинах вынашивает, а затем создает феноменальное творение - камни. Этот процесс скрыт от наших наблюдений, так как происходит глубоко в недрах Земли. В результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли, под громадным давлением образуется основная масса минералов.

2. 2 . Горные породы

Горные породы - это плотные или рыхлые агрегаты, образующие земную кору, состоящие из однородных или различных минералов.

Минералы - это кристаллические вещества.Они могут быть в твёрдым состоянии, например горный хрусталь, в жидком, например ртуть и газообразном - это кислород, и др. Конечно каждый из вас представляет при слове кристалл - крупные, прозрачные,яркие или бесцветные многогранники с идеальными блестящими гранями. К сожалению в природе встречаются на много чаще песчинки,обломки, но все они обладают теми же свойствами как и крупные, красивые кристаллы минералы.

2.3.Минералы Урала
Из сети Интернета я узнал, что Урал - район с которого началась минералогическая слава России. На Урале находят практически все известные минералы, золото, платина, топаз, гематит, изумруд, пирит, хризолит и другие. Пожалуй, ни одна страна, ни один уголок нашей планеты не может сравниться с нашим Уралом по богатству и разнообразию минеральных ресурсов.
Особенно много различных минералов встречается в Ильменских горах, на территории Челябинской области, недалеко от города Чебаркуль находится знаменитый Ильменский заповедник. Там представлено 764 минеральных вида и их разновидностей. В Оренбурге есть Краеведческий музей, который я посетил. Мне очень понравилось. Там я увидел множество камней, различных минералов, очень красивых и разнообразных. Я узнал, что некоторые камни, найденные мной являются минералами, например, галит. Наш Урал также богат горным хрусталем, он встречается на Урале почти повсеместно. Цветные разновидности горного хрусталя имеют свои названия. Горный хрусталь, относится к наиболее распространенным минералам на земле.
Искать минералы для коллекции можно везде! В первую очередь, конечно, на различных рудниках и карьерах, а также в скалах, осыпях, речных каньонах, речной гальке. Камни для коллекций находят даже на склонах железных и автомобильных дорог, в строительных котлованах, различных канава

3 . Минералы вокруг нас. Начало коллекции.

Камни и минералы зачаровывали меня своей красотой. И несколько камней мы купили. Это послужило началом моей коллекции. Собирая коллекцию, мне хотелось узнать про физические свойства минералов. Поэтому мы воспользовались информацией из интернета, журналов, где рассказывалось об их свойствах, местах добычи и использования.

3.1 . АГАТ.

Первый минерал, который у меня появился в коллекции – агат,его мне подарила мама. Она сказала: «Этот камень называется агат. Я дарю тебе его, он «защищает от болезней». Этот камень всегда лежит у меня на столе. Он мне очень нравится. Он имеет неповторимый красивый рисунок и цвет.

Минерал агат - красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным. Агат бывает голубовато-серым, темно-серым, белым и коричневым.

3.2. ГРАНИТ.

Самая распространенная горная порода.Окраска гранита преимущественно серая,но нередки розовые, зеленые, желтые и красные граниты. Минералы гранита полевой шпат и кварц. Залежи гранита представляют огромные массивы площадью от сотен до тысячи квадратных километров.Гранит давно используется человеком,как строительный камень. Дробленый и измельченный используется в производстве бетона,дорожного покрытия,в монументальной скульптуре,как облицовка на тротуарах.

3.3. МРАМОР.

Мрамор состоит из кальцита с примесями других минералов. Окраска мрамора зависит также от примесей. Розовый цвет дает железо,желтый –примесь марганца и железа голубоватые и черные цвета – примесь битума и графита.Самые крупные месторождения мрамора на Урале. Мрамор используется, как камень для памятников,для облицовки,в электротехнике, мраморная крошка и песок используется при изготовлении мозаики и штукатурке.

3.4. ЗМЕЕВИК.

Змеевик – горная порода темно- зеленого цвета. Этот камень обладает сильной энергетикой.Издревле его использовали при лечении. Минерал помогает при головных болях, душевных заболеваниях при простудных заболеваниях, снимает нервозность.

Из него делают столешницы,вазы,сервизы,поделки, талисманы. Месторождения змеевика на Урале, в Казахстане,в Сибири и т.д.

3.5. ГАЛИТ.

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Соль бывает не только в морской воде, встречается и в горах в виде кристаллов. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он белый, бывает бесцветным.

Без остальных минералов жить можно: хотя, что за жизнь, например, без полевого шпата, из которого делают фарфор, фаянс и зубные пасты; или, тем более, без минералов - драгоценных камней? Природные камни, применяемые в строительстве, тоже состоят из минералов. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, микросхемы, компьютеры и еще множество нужных вещей.

3.6. РОДОНИТ.

Камень родонит своим названием обязан греческому слову «rhodon», означающему «роза», поскольку своей окраской он напоминает эти красные или розовые цветы. У геологов он называется рубиновым или розовым шпатом, а более поэтично - «камнем утренней зари».

В странах Востока и Индии его считают божественным камнем, пробуждающим любовь, талант. Родонит называют камнем России. Самый мощный по энергетике родонит на Урале.Родонит используют виде талисманов,браслетов из него изготавливают торшеры, вазы,украшают лестницы, в качестве украшений.Родонит талисман молодых людей жаждующих побед,а также писателей, поэтов, музыкантов.

3.7. НЕФРИТ.

Минерал,а также самоцвет полудрагоценный поделочный камень, цвет зеленый всех оттенков,желтый,черный, голубой,серый, белый. Месторождения нефрита есть на Полярном Урале,в районах Забайкалья и др. Нефрит использовался с давних времен для изготовления орудий труда и охоты у древних народов,вырезали амулеты. У Чингисхана была печать виде тигра из нефрита, турки считали нефрит камнем победы, изготовляли из него украшения для ножей, мечей. В странах Азии нефритовые талисманы вешают на шею детям, чтобы оградить их от болезней.

Слово «яшма» происходит от греческого «яспис», что означает пестрый, яркий.

Эта горная порода состоит из кварца, халцедона и пигментированных минералов, полудрагоценный камень.Цвет зависит от примесей может быть зеленый, голубой,серый,синий, бурый. Из яшмы делают украшения, амулеты, красивые шкатулки,часы подсвечники, письменные приборы, камины,фигурки. Энергетически яшма считается домашним талисманом, оберегает жилища от отрицательного воздействия

3.9. СЕРДОЛИК.

Название минерала связано с окраской камня,принадлежит к минералам. Цвет бывает розовый, коричнево-красный,белый. После длительного пребывания на свету цвет коричневатого переходит в оранжево –красный. Используется в изготовлении ювелирных изделий,поделок, амулетов,египтяне. Название камня созвучно русскому слово «сердце»,потому что своим красноватым оттенком напоминает кровь и огонь, ассоциируется с жизнью, с сердцем и солнцем.

3.10. АМЕТИСТ

Разновидность кварца. Цвет фиолетовый, синевато - розовый. Месторождения на Среднем Урале, крупные кристаллы ювелирного качества на Приполярном Урале. При нагревании аметист становится бесцветном.В древнем Риме аметист называли «благословенным камнем» ,считали, что он приносит удачу покой и благо.

Используется в ювелирном деле.

3.11. КОРАЛЛ

Минерал из класса коралловых полипов, из класса гидроидных, образует мощный известковый скелет, способствует формированию рифов. Основные места их распространения – Карибское море, Коралловое море. Колонии кораллов находятся на глубине от 3 до 300 метров. Окраска бывает красной, нежно – розовой, голубой,белой, черной.

В странах Востока целители из белого коралла применяют порошок для лучшего сращивания костей. Коралловые бусы избавляют от головной боли.

3 .12. МАЛАХИТ
Минерал ярко зеленого цвета, основной карбонат меди. Месторождения находятся на Урале.Малахит при нагревании в колбе выделяет воду, углекислый газ и становится черным. Используют для ювелирных и отделочных работ. Их также используют как краску для живописи (см. приложение 1)

Камни и минералы различают по твердости: самый твердый – алмаз. При воздействии высокой температуры и давления превращается в графит, то есть меняются его физические свойства. Из прозрачного кристалла самого твердого на земле он превращается в хрупкое черное непрозрачное вещество, которое потом вставляют в карандаш.

Самый мягкий – тальк, из которого делают пудру и детскую присыпку.

Для себя я сделал вывод, что минералы и горные породы сложны и разнообразны. Я попробовал разобраться в них и провести несколько экспериментов.

4. Свойства и особенности минералов.

Я задумался над тем, смогу ли я вырастить кристаллы в домашних условиях? В несколько сосудов были помещены нити и налиты насыщенные растворы: раствор поваренной соли, чтобы вырастить кристалл галита,раствор квасцов, чтобы вырастить кристалл алунита,раствор медного купороса, чтобы вырастить кристалл- халькантита. (Что собой представляют природные минералы халькантит и алунит? Халькантит –минерал класса сульфатов,как сталактит, обнаруживается,где добывают медь. Алунит в природе встречается редко.Все минералы хорошо растворяются.)

Я начал наблюдение: 1 день –процедил все насыщенные растворы. Самый крупный кристаллик,где был насыщенный раствор квасцов, привязал к нити и оставил для наблюдения. Много мелких кристаллов было обнаружено,где был налит насыщенный раствор медного купороса, выбрал несколько крупных и поместил в сосуд без нити. Где был раствор соли, не было кристаллов, поместил красную нить. 2 день - образовался кристалл из квасцов. 3 день - образовался кристалл из медного купороса, появились на нити, где была соль несколько кристаллов. Я наблюдал 6 дней, но крупных кристаллов не было, а рост был по нити в виде порошкообразной массы. Я заметил,что в холодном месте кристаллы быстрее растут. Таким образом, все минералы состоят из кристаллов, которые имеют разнообразную форму, меняют свои свойства,если меняются условия в природе (температура и давление) и меняются свойства камней.
Несколько раз я приносил свою коллекцию в класс. Рассказывал на уроках окружающего мира о камнях и минералах. Посещая музеи, изучая камни, мне пришлось прочитать много литературы.

Работая над проектом я изучил строение Земли, она состоит из коры, мантии,ядра. Все полезные ископаемые залегают в земной коре.

Исследовав состав минералов ученым удается выращивать искусственные кристаллы рубин и др.

5. Заключение.

Проведя свое исследование, я установил, что:

Из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;

Минералы и горные породы могут менять свою структуру и свойства;

Минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- драгоценные камни,после их обработке используют,как украшения, талисманы;
- на Урале можно найти практически все известные минералы;


Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я буду продолжать собирать коллекцию минералов

6 . Список литературы.

    В.И. Чупров, В.П. Юсупов «Цветные камни и коллекционные минералы в экспозиции музея «Самоцветы». Издательство А/О «Октава», 1997 г., Москва.

    Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

    Джаспер Стоун «Всё о лечебных и магических минералах». Издательство ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г., Санкт-Петербург.

    Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.

    Научно-популярное издание «Самые красивые и знаменитые Камни мира». ООО «Издательство Астель», 2007 г., Москва.

    О. Афанасьева «Тайны камней». ООО «Издательство «Тригон», 2006 г., Санкт-Петербург.

    Планета Земля. Энциклопедия- М:Издательский дом РОСМЭН,1997.

    Райли П., Оливер К. Земля и океаны. – ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

    Сеть Интернет.

Приложение 1


Гранит Базальт Малахит






Изделия из минералов



Моя коллекция горных пород и минералов

Приложение 2



рис.1 рис.2

рис. 3 рис. 4



рис. 5 рис. 6

Просмотр содержимого документа
«защита»

Здравствуйте! Я, Неретин Дмитрий, ученик 3 класса Школы имени Гонышева Александра Ивановича.

Слайд 1.

Разрешите представить мою исследовательскую работу «Камни и минералы моей коллекции»

Я выбрал эту тему потому, что мне всегда нравились камни. Когда я был маленький, я набирал их полные карманы и носил домой. Мне было очень интересно, почему все камни разные и не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы?

Слайд 2.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы, собрать собственную коллекцию камней и минералов и изучить их свойства.
Задачи

    изучить литературу о минералах;

    что такое горные породы и минералы;

    сколько существует различных минералов;

    изучить свойства минералов своей коллекции;

    познакомить окружающих с моим увлечением.

    вырастить кристаллы в домашних условиях

Слайд 3.

Объект исследования: минералы и горные породы.

Гипотеза: знают ли мои одноклассники, что минералы это горные породы и все они состоят из кристаллов.

Методы исследования: изучение литературы по теме, обращение к компьютеру, посещение музея, наблюдение и исследование свойств минералов.

Слайд 4 .

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами .

По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические, осадочные и метаморфические.

Минералы - это кристаллические вещества.Они могут быть в твёрдом состоянии, например горный хрусталь, в жидком, например ртуть и газообразном - это кислород.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Особенно много различных минералов встречается в Ильменских горах, на территории Челябинской области. Недалеко от города Чебаркуль находится знаменитый Ильменский заповедник. Там представлено 764 минеральных вида и их разновидностей.

В Оренбурге есть Краеведческий музей, который я посетил.

Там я увидел множество камней, различных минералов.

Слайд 8

Я тоже собрал свою коллекцию камней и минералов.

Из интернета я узнал, что искать минералы для коллекции можно везде! На рудниках и карьерах, в скалах, осыпях, речных каньонах, речной гальке.

Слайд 9

АГАТ - красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным. Агат бывает голубовато-серым, темно-серым, белым и коричневым. Ещё этот камень защищает от болезней.

Слайд 10

ГРАНИТ- самая распространенная горная порода.Окраска гранита преимущественно серая,но нередки розовые, зеленые желтые и красные граниты. Минералы гранита полевой шпат и кварц. Гранит давно используется человеком,как строительный камень.

Слайд 11

МРАМОР - его окраска зависит от примесей. Розовый цвет дает железо,желтый –примесь марганца и железа, голубоватые и черные цвета – примесь битума и графита.Самые крупные месторождения мрамора на Урале.

Слайд 12

ЗМЕЕВИК – горная порода темно зеленого цвета,камень обладает сильной энергетикой.Издревле его использовали при лечении головных болей, при простудных заболеваниях. Месторождения змеевика есть на Урале,в Казахстане,в Сибири …

Слайд 13

ГАЛИТ – с этим минералом мы встречаемся каждый день – это поваренная соль. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого слова «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Слайд 14

РОДОНИТ –минерал, цвет розовый, розово- вишневый,малиновый. Не прозрачный, но обладает приятным просвечиванием. Родонит –камень иллюзий.В странах Востока и Индии его считают божественным камнем. Родонит называют камнем России. Самый мощный по энергетике родонит на Урале.Родонит используют виде талисманов,браслетов из него изготавливают торшеры и др.

Слайд 15

НЕФРИТ - минерал,а также самоцвет полудрагоценнй поделочный камень, цвет зеленый всех оттенков, желтый,черный, голубой,серый, белый. Нефрит использовался с давних времен для изготовления орудий труда и охоты у древних народов,вырезали амулеты.

Слайд 16

ЯШМА - полудрагоценный поделочный камень.Цвет зависит от примесей. Может быть зеленый, голубой,серый,синий, бурый. Из яшмы делают украшения,амулеты, красивые шкатулки,часы подсвечники, письменные приборы,камины,фигурки. Энергетически яшма считается домашним талисманом,оберегает жилища от отрицательного воздействия.

Слайд 17

СЕРДОЛИК- название минерала связано с окраской камня. Цвет бывает розовый, коричнево-красный,белый.Из Индии поступают самые красивые сорта камня –после длительного пребывания на свету цвет коричневатого переходит в оранжево –красный. Используется в изготовлении ювелирных изделий,поделок, амулетов,египтяне носили застежки из этого камня.

Слайд 18

АМЕТИСТ- разновидность кварца. Цвет фиолетовый, синевато-розовый. Место рождения На Среднем Урале. При нагревании аметист становится бесцветном.В древнем Риме аметист называли «благословенным камнем» ,считали, что он приносит удачу покой и благо.

Слайд 19

КОРАЛЛ- Минерал из класса коралловых полипов. Основные места их распространения –Карибское море,Коралловое море. Окраска бывает красной, нежно – розовой, голубой, белой, черной. В странах Востока целители из белого коралла применяют порошок для лучшего сращивания костей.Коралловые бусы могут избавить от головной боли.

Слайд 20

МАЛАХИТ - минерал ярко зеленого цвета. Месторождения находятся на Урале. Используют для ювелирных и отделочных работ,делают шкатулки, поделки,вазы украшают музеи. Малахит при нагревании в колбе выделяет воду, углекислый газ и становится черным.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

В домашних условиях я попытался вырастить кристаллы.

В несколько сосудов были помещены нити и налиты насыщенные растворы: поваренной соли, чтобы вырастить кристалл галита, раствор квасцов, чтобы вырастить кристалл алунита,раствор медного купороса, чтобы вырастить кристалл- халькантита.

Я начал наблюдение:

В 1 день –процедил все насыщенные растворы. Самый крупный кристаллик,где был насыщенный раствор квасцов, привязал к нити и оставил для наблюдения.

Много мелких кристаллов было обнаружено,где был налит насыщенный раствор медного купороса. Я выбрал несколько крупных и поместил в сосуд без нити.

Где был раствор соли, не было кристаллов и я поместил красную нить.

На 2 день образовался кристалл из квасцов.

На 3 день образовался кристалл из медного купороса и появилось несколько кристаллов на нити,где была соль.

Я наблюдал 6 дней, но крупных кристаллов не было, а рост был по нити виде порошкообразной массы. Я заметил,что в холодном месте кристаллы быстрее растут. Таким образом, все минералы состоят из кристаллов, которые имеют разнообразную форму, меняют свои свойства,если меняются условия в природе (температура и давление). Так я сделал вывод, что можно вырастить кристаллы в домашних условиях.

Слайд 26

В заключении хочу сказать, что проведя свое исследование, я установил, что:
- процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;

Минералы и горные породы могут менять свою структуру и свойства;

Минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
-драгоценные камни,после их обработке используют,как украшения,талисманы;
-на Урале можно найти практически все известные минералы;
- искать минералы для коллекции можно везде;
- свой музей дома может сделать каждый.

Слайд 27

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

Я очень хотел бы побывать на Уральских горах, Ильменских горах, в Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни и поэтому я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

Слайд 28

Просмотр содержимого документа
«приложение к работе »

Приложение 1


Гранит Базальт Малахит



Посещение музея «Горные породы и минера Южного Урала»

Изделия из минералов


Моя коллекция горных пород и минерало

Приложение 2


рис.1 рис.2

рис. 3 рис. 4

рис. 5 рис. 6

Просмотр содержимого документа
«титульный лист»

Оренбургская область

Оренбургский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чернореченская средняя общеобразовательная школа имени кавалера ордена Красной Звезды Гонышева А.И.»

ТЕМА:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КАМНИ И МИНЕРАЛЫ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ»

Выполнил: Неретин

Дмитрий Робертович

Руководитель:Гонышева

Светлана Владимировна

учитель начальных классов

с.Черноречье

Просмотр содержимого презентации
«Неретин Дима. представление работы»


Камни и минералы моей коллекции

Выполнил работу:

Неретин Дмитрий

ученик 3 класса

« Чернореченской CОШ»

Руководитель: Гонышева

Светлана Владимировна


Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы,собрать собственную коллекцию камней и минералов и изучить их свойства.

Задачи:

  • изучить литературу о минералах;
  • выяснить,как образовались минералы на земле;
  • что такое горные породы и минералы;
  • сколько существует различных минералов;
  • изучить свойства минералов своей коллекции;
  • познакомить окружающих с моим увлечением;
  • вырастить кристаллы в домашних условиях.

Объект исследования: минералы и горные породы.

Гипотеза: знают ли мои одноклассники, что минералы это горные породы и все они состоят из кристаллов.

Методы исследования:

  • изучение литературы по теме,
  • обращение к компьютеру,
  • посещение музея,
  • наблюдение и исследование свойств минералов.

Способы происхождения горных пород и минералов

При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы.

Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы.

Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы - метаморфические.




Я узнал из Интернета, что искать минералы для коллекции можно везде! В первую очередь, конечно, на различных рудниках и карьерах, а также в скалах, осыпях, речных каньонах, речной гальке. Камни для коллекций находят даже на склонах железных и автомобильных дорог, в строительных котлованах, различных канавах.



Агат - это минерал. Месторождение агатов есть в Катайском районе. Агат находят у реки Синара около села Зырянское. Здесь находится Зырянский карьер.


Гранит – это горная порода. Дробленый и измельченный гранит используется в производстве бетона,дорожного покрытия,в монументальной скульптуре,как облицовка на тротуарах и на зданиях.


Мрамор используется, как камень для облицовки,в электротехнике, мраморная крошка и песок используется при изготовлении мозаики и штукатурке.

Мраморная мука находит применение в сельском хозяйстве.Также мрамор применяется для облицовки полов,каминов,фонтанов, лестниц.


Змеевик. Из этого минерала делают столешницы,вазы, сервизы,поделки, талисманы.


Галит(поваренная соль) – минерал.

Галит – сырье для получения соляной кислоты и ее солей (каустическая и кальцинированная сода, газообразный хлор, нашатырь и др.).


Камень родонит своим названием обязан греческому слову « rhodon » , означающему « роза » , поскольку своей окраской он напоминает эти красные или розовые цветы. У геологов он называется рубиновым или розовым шпатом, а более поэтично - « камнем утренней зари » .


Нефрит – его месторождения имеются на Полярном Урале,в районах Забайкалья,Туве и др.

Турки считали нефрит камнем победы, изготовляя из него рукояти, украшения для ножей, мечей. В странах Азии нефритовые талисманы вешают на шею детям, чтобы оградить их от болезней


Слово « яшма » происходит от греческого «яспис», что означает пестрый, яркий.

В Древнем Египте из яшмы производили магические печати и фигуры богов. Жители Древнего Рима использовали камень для изготовления магических амулетов для тяжело больных.


Сердолик - один из самых популярных самоцветов. Название камня созвучно русскому слово "сердце", потому что своим красноватым оттенком он напоминает кровь и огонь, ассоциирующиеся с жизнью, с сердцем и солнцем.


Издавна аметис т считается одним из самых сильных талисманов. Свое название камень получил в честь Аметист – греческой нимфы. В переводе с греческого «аметистос» означает «непьяный». Аметист и магические свойства его позволяют считать данный минерал мощным амулетом от злой судьбы.


Коралл своё название он получил от древнегреческого слова « кораллион » , которым называли морских полипов.

На Руси камень считался вещим, обладающий таинственными свойствами. Кроме этого, бытовало мнение, что если человек заболеет, то коралл побелеет, а если выздоровеет, то он снова покраснеет.


Малахит в древности считали камнем врачей и ученых, символом исполнения желаний. Считается, что малахит приносит исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Его надевают на шею ребенку для защиты от болезней и опасностей.


Кристалл алунита


Выращивание кристаллов в домашних условиях.

Развел насыщенные растворы,процедил,поместил нити,к нитям привязал отобранные,самые крупные кристаллики. Стал наблюдать.


Выращивание кристаллов в домашних условиях.

2 день – образовался кристалл из квасцов, так выглядит кристалл из купароса, а где была соль красная нить осталась без изменения.


Выращивание кристаллов в домашних условиях.

3 день - вырос кристалл из купороса,а где была соль,на нити появилась кристаллизация.


Выращивание кристаллов в домашних условиях.

За кристаллизацией соли я наблюдал 6 дней, но крупных кристаллов не было, а рост был по нити виде порошкообразной массы. Я заметил,что в холодном месте кристаллы быстрее растут.Таким образом, все минералы состоят из кристаллов, которые имеют разнообразную форму,меняют свои свойства, если меняются условия в природе (температура и давление)и меняются свойства камней.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя свое исследование, я установил, что: - из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы; - известно около 3500 видов минералов; - процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли; - единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль; минералы и горные породы могут менять свою структуру и свойства;

Минералы широко применяются в строительстве и промышленности; -драгоценные камни,после их обработке используют,как украшения,талисманы; - на Урале можно найти практически все известные минералы; - искать минералы для коллекции можно везде! - сделать свой музей дома может сделать каждый.


Вывод

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые. Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я буду продолжать собирать коллекцию минералов


Исследовательская работа

по окружающему миру

Тема: «Минералы».

Выполнила

ученица 4класса МБОУ СОШ№6
Клименко Екатерина

Руководитель проекта

Кадочникова Н. М

2016 год

Ст. Курджипская

Содержание.

1.Введение .

2. Минералы

2.1.Что такое минералы?

2.2.Происхождение минералов

2.3. Способы добычи минералов

2.4.Разнообразие минералов

2.2. Минералы вокруг нас

3. Интересные сведения о минералах.

3.1. Влияние минералов на развитие цивилизации

3.2. Месторождения минералов России

3.3. История минералогии нашего края

4. Практическая работа

5. Заключение.

6. Список использованной литературы

Цели проекта.

    Узнать что такое минералы;

    Их происхождение;

    Как и где их добывают;

    Какую пользу приносят человеку;

    Узнать добывают ли минералы в нашем крае; (слайд №2)

Задачи проекта.

    Собрать необходимую информацию;

    Изучить ее;

    Провести практическую работу;

    Полученные сведения донести до слушателей; (слайд №3)

Актуальность: Минеральное сырье играет важную роль в жизни каждого человека: начиная от поваренной соли, применяемой в кулинарии, рудных минералов, из которых извлекают различные металлы, заканчивая минералами, необходимыми для производства разнообразной техники, электроники.

Введение. (слайд№4)

Тема моей исследовательской работы – «Минералы».

Я выбрала эту тему, потому, что мне нравится собирать камни. Я ищу красивые и необычные камни на берегу речки, возле дома, иногда папа привозит. Я складываю их в коробочку, подолгу рассматриваю. Мне стало очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Из чего они состоят и откуда вообще берутся? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы?

Что такое минералы? (слайд №5)

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разных цветов и формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов.

Минерал - природное твёрдое неорганическое тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой. Они образуются в результате физических и химических процессов, протекающих в недрах Земли и на ее поверхности.

Минералы относят к неживому миру.

Минералогия – наука об изучении минералов.

Происхождение минералов (слайд №6)

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами. На нашей планете насчитывается несколько тысяч горных пород.

По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на:

    Магматические,

    Осадочные,

    Метаморфические.

Наша планета Земля разделена на несколько слоёв: земная кора (≈ 40 км), мантия (2900 км), ядро (6900 км) – внешняя часть (2200км) находится в расплавленном состоянии, внутренняя часть – твёрдая. Чем глубже мы будем углубляться в недра земли, тем больше будет давление и выше температура – с каждым километром на 20-30 градусов. Температура ядра - 5000°С. Породы на глубине плавятся, образуя магму. Магма постепенно поднимается вверх там, где давление поменьше, медленно остывает и затвердевает на глубине, образуя разные минералы. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы (при извержениях вулканов) и также застывают. При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы. Это - гранит, андезит, базальт, габбро, перидотит.(слайд №7)

Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс.(слайд №8)

Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы - метаморфические. Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор. (слайд №9)

Некоторые скальные породы содержат наряду с другими примесями минералы металлов. Если таких минералов достаточно для производства металла, такая порода называется «руда».(слайд №10)


Два элемента, кислород и кремний, составляют 74% массы земной коры.

Алюминий, железо, кальций, натрий, калий и магний - 24,27%.

Все вместе они формируют 99% земной коры.

Таким образом, Земля в своих глубинах вынашивает, а затем создает феноменальное творение - камни. Этот процесс скрыт от наших наблюдений, так как происходит глубоко в недрах Земли. В результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли, под громадным давлением образуется основная масса минералов.(слайд №11)

Способы добычи минералов и полезных ископаемых: (слайд №12)

    Открытым способом в карьерах (песок, глина, известняк…)

    Сооружение шахт (каменный уголь, металлические руды…) (слайд №13)

    Бурение скважин (нефть, природный газ, грунтовые воды…)(слайд №14)

Разнообразие минералов (слайд №15)

Науке известно больше трех тысяч минералов, но большинство из них встречается очень редко. Лишь 300-350 минералов широко распространены и составляют почти все окружающие нас камни или горные породы.

Мир насекомых и растений значительно разнообразнее мира минералов. Но они распространены только на поверхности земли и в водных бассейнах, и лишь на небольшую глубину живые организмы проникают в земные недра.

Минеральный же мир вездесущ. Всюду минералы. Весь земной шар от его тяжелого железоникелевого ядра и до каменной земной коры сплошь состоит из минералов. В организме животных и растений много минеральных веществ.

В природе существует так много минералов, что минералогам пришлось выработать целую систему их определения, основанную на физических и химических свойствах. Иногда распознать минерал помогают очень простые свойства, например, цвет или твердость, а порой для этого требуются сложные тесты в лабораторных условиях с применением реагентов.

Минералы вокруг нас (слайд №16)

Вокруг нас минералы: мы ходим по минералам, дышим минералами, употребляем в пищу многие из них, приготовляем пищу в минеральной посуде, строим жилища из минералов, большая часть топлива - минералы, почти вся наша промышленность (особенно тяжелая) добывает и перерабатывает минералы. Без минералов немыслима жизнь человека. Более того, само органическое вещество, первая клетка возникла из минеральных веществ, потому что первичным веществом нашей планеты были минералы.

Но с многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день – с самым жизненно важным, незаменимым минералом №1 – обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. (слайд №17)Что за жизнь, например, без полевого шпата, из которого делают фарфор, фаянс и зубные пасты; или, тем более, без минералов – драгоценных камней? Природные камни, применяемые в строительстве, тоже состоят из минералов. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, микросхемы, компьютеры и еще множество нужных вещей, некоторые используются в медицине. Минералы содержатся в продуктах всех видов: овощи, злаки, мясо и молочные продукты. Насчитывается около 30 видов минералов и микроэлементов, отсутствие которых нарушает нормальную работу организма человека. Минеральные вещества – важная составляющая здоровья организма.

Влияние минералов на развитие цивилизации. (слайд №18)

Минералы сыграли важную роль в развитии человека и создании цивилизаций.

В каменном веке люди пользовались кремниевыми орудиями труда: каменные ножи, топоры, наконечники стрел, при помощи камешков кремния добывали огонь, посуду тоже научились делать.

Около 10 000 лет назад человек научился получать медь из руды.

С изобретением бронзы (сплава меди и олова) начался новый век - бронзовый.

С начала железного века, 3300 лет назад, человек осваивал все новые способы использования полезных ископаемых, добытых из земной коры.

Современная промышленность по-прежнему зависит от минеральных ресурсов Земли. Минералы находят применения во всех областях человеческой деятельности. Знания о том, что они собой представляют, как оказались там, где мы их нашли и умение отличить их друг от друга необходимы при поиске новых залежей.

Месторождения минералов в России (слайд №19)

Добыча минералов ведется в разных странах: Австралии, Бразилии, Африке и других.

Территория Российской Федерации очень богата месторождениями драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, встречаются как распространенные по всему миру минералы, так и редкие, уникальные.

Месторождения драгоценных камней в России - это настоящая кладовая минералов: 27 видов самоцветов из 132 месторождений! В России очень много янтаря высшего качества.

В Якутии богатейшие месторождения алмазов. Самый известный представитель минерального царства-алмаз открыт человеком около 5 тыс. лет назад. Обладающий исключительными свойствами, этот минерал стал незаменим в современной технике и медицине.(слайд №20)

Урал является богатейшим источником камня, его недра богаты самоцветами. Например, аналогов уральскому малахиту нет. А месторождения чароита и некоторых других драгоценных камней в России вообще единственные в мире.

На Урале находятся сотни месторождений минеральных камней и практически все камни имеют международное признание. Самыми востребованными и достойно выдерживающими конкуренцию считаются всего 5 драгоценных уральских камней. (слайд №22)

Известный русский минеролог А. Е. Ферсман на территории Урала насчитал 55 видов поделочных камней. Его именем назван Московский минералогический музей, где собраны известные шедевры минералогии.(слайд №23)

История минералогии нашего края (слайд №24)

Республика Адыгея расположена в центральной части Северо-Западного Кавказа, в бассейнах рек Кубани, Лабы и Белой.

Кавказские горы нельзя сравнить по богатству коллекционными минералами с Уралом или Кольским полуостровом, но и безнадёжным этот регион назвать нельзя.

Здесь были и находки мирового значения и просто представляющие региональный интерес.

Кавказ - довольно молодая горная страна, но в его недрах таятся многочисленные богатства, в том числе горные минералы. С древних времен здесь добывали свинец, медь, железо, нефть и др. Тогда как Северная Европа еще находилась в каменном веке на Кавказ уже пришла бронзовая эпоха.

Основу современной геологии и минералогии Кавказа заложил еще в конце 19 века Г.В. Абих, известный немецкий геолог. Исследовав в сопровождении казаков весь Кавказ, он собрал и обработал богатейший геологический материал, основу которого составляли горные минералы. Его труды стали фундаментом для развития и изучения геологии Кавказа.

Одними из первых были месторождения в верховьях реки Сюк (правый приток р. Белой) недалеко от ст. Даховская. Там велась секретная разработка уранового месторождения. Сейчас этот район получил название Белореченского месторождения или заброшенные штольни Адыгеи. Насчитывается около 50 штолен, многие из них частично или полностью затоплены, некоторые законсервированы (входы залиты бетоном). В большинстве штолен повышенный радиоактивный фон, поэтому находиться в них не безопасно. Сейчас на Белореченском месторождении практикуются студенты-геологи. (слайд №25)

Гора Бештау - высочайшая вершина в окрестностях Кавказских Минеральных Вод. До минералов здесь уже можно дотянуться рукой.
Одно из месторождений в долине Кубани - заброшенный Эльбрусский рудник.

Исследовательская работа (слайд №26)

Изучив имеющуюся литературу о минералах, я решила попробовать вырастить кристалл в домашних условиях. Мы купили готовый набор для выращивания кристалла. Работу выполняла в соответствии с инструкцией и в присутствии родителей.

Сделала каркас для кристалла, Подготовила все необходимое, Налила дистиллированную воду в стеклянную банку, Высыпала порошок алюминиевых квасцов и пищевой краситель, перемешала. Нагревала на водяной бане, пока не растворился порошок.(слайд №27)

Опустила каркас в полученный раствор и через несколько дней получились вот такие кристаллы.(слайд №28)

Таким же образом можно вырастить и другие кристаллы.(слайд №29)

Вывод (слайд №30)

Выполнив данный проект, я поняла, что мир минералов огромен, разнообразен и очень интересен. Минералы важны для человека в различных отраслях его деятельности, наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее.

Мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

Мое путешествие в мир минералов было увлекательным и познавательным.

Я буду продолжать пополнять свою коллекцию минералов.

Спасибо за внимание! (слайд №31)

Список использованной литературы

1. Современная школьная энциклопедия. География. – Москва «РОСМЭН» 2008год

2. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.

3. Сеть Интернет.

МОУ «Катайская средняя образовательная школа № 1»

Исследовательская работа

Окружающий мир Минералы

Ученик 4 «б» класса

Панов Максим

Учитель:

Галунчикова Елена

Николаевна

г. Катайск 2010 г

1. Введение

2. Минералы

2.1. Многообразие минералов

2.2. Происхождение минералов

2.2. Минералы вокруг нас

3. Интересное о минералах

3.1. Начало коллекции

3.2. Минералы Урала

4. Заключение

5. Список использованной литературы

1. Введение

Тема моей исследовательской работы – «Минералы».

Я выбрал эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Когда я был маленький, я набирал их полные карманы и носил домой. Я складывал их в коробочки, подолгу рассматривал, играл с ними. В песке, у реки или на дороге, я все время искал красивые и необычные камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы? Раньше я думал, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы.

Задачи работы:

· изучить литературу о минералах;

· выяснить, как образовались минералы на Земле;

· сколько существует различных минералов;

· установить, где можно найти минералы для коллекции.

Методы исследования :

Опрос других людей,

Изучение литературы,

Обращение к компьютеру,

Посещение музеев,

Наблюдение,

Исследование образцов из коллекции.

2. Минералы

2.1. Многообразие минералов

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые «поделочные» и драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы.

По определению, минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже через лупу или в микроскоп. Сам термин "минерал", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".

Сегодня известно около 3500 видов минералов, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.

Гранат Сапфир

2.2. Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами. Например, гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. На нашей планете насчитывается несколько тысяч горных пород. По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические, осадочные и метаморфические.

При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы . Это - гранит, андезит, базальт, габбро, перидотит. Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы (при извержениях вулканов) и также застывают.

Гранит Базальт

Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы . Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс.

Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы - метаморфические. Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор.

Таким образом, Земля в своих глубинах вынашивает, а затем создает феноменальное творение - камни. Этот процесс скрыт от наших наблюдений, так как происходит глубоко в недрах Земли. В результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли, под громадным давлением образуется основная масса минералов.

2.3. Минералы вокруг нас

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Без остальных минералов жить кое-как можно; хотя что за жизнь, например, без полевого шпата, из которого делают фарфор, фаянс и зубные пасты; или, тем более, без минералов - драгоценных камней? Природные камни, применяемые в строительстве, тоже состоят из минералов. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, микросхемы, компьютеры и еще множество нужных вещей. Один из самых распространенных минералов - кварц. Именно из него в основном состоит песок на пляже и в карьере.

3. Интересное о минералах

3.1. Начало коллекции

Когда я был маленький, у меня появился первый минерал - агат. Это было так: мы с дедушкой ездили в село Боровое. Знакомый моего дедушки подарил мне агат. Он сказал мне: «Этот камень называется агат. Я подарю тебе его, он защищает от болезней». Этот камень всегда лежит у меня на столе. Он мне очень нравится. Он имеет неповторимый красивый рисунок и цвет. С одной стороны он отшлифован.


Мой агат

Минерал агат - красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным. Агат бывает голубовато-серым, темно-серым, белым и коричневым. Месторождение агатов есть в Катайском районе. Агат находят у реки Синара около села Зырянское. Здесь находится Зырянский карьер. Летом я был там и наблюдал за работой техники в карьере. Мой папа рассказал мне, что здесь добывают минерал – гранит. Его дробят и получают щебень, который используют при строительстве дорог. Летом я хочу поехать к реке Синара, и возможно, найти минералы для своей коллекции.


Зырянский карьер

Я собираю камни для коллекции у реки, озера, в горах, в лесу и просто на дороге. Сейчас издательством «Де Агостини» выпускается журнал «Минералы- сокровища Земли». Он интересен тем, что с каждым номером журнала я получаю образец какого-либо минерала для коллекции.

Ещё мне нравится минерал Арагонит. Он мне интересен формой.

Арагонит из моей коллекции

После кальцита арагонит – самый известный карбонат кальция. Он образуется при низких температурах, например, в пещерах. Визитная карточка арагонита- шестигранные призматические тройники, то есть срастаются три кристалла. Встречается арагонит в Испании, Марокко, а также в России на Урале.

3.2. Минералы Урала

Я узнал из сети Интернета, что Урал - район с которого началась минералогическая слава России. Сегодня в этом район находят множество интересных минералов для коллекций. На Урале находят практически все известные минералы, золото, платина, топаз, гематит, изумруд, пирит, хризолит и другие. Пожалуй, ни одна страна, ни один уголок нашей планеты не может сравниться с нашим седым Уралом по богатству и разнообразию минеральных ресурсов.

Особенно много различных минералов встречается в Ильменских горах, на территории Челябинской области, недалеко от города Чебаркуль. Там находится знаменитый Ильменский заповедник. Я побывал в этом заповеднике. В музее представлены образцы горных пород и минералов Ильменских гор. Там, представлены 764 минеральных вида и их разновидностей. Также я был на выставке минералов в Краеведческом музее города Челябинска. Мне очень понравилось на этих выставках. Там я увидел множество камней, различных минералов, очень красивых и разнообразных. Я узнал, что некоторые камни, найденные мной, являются минералами, например, горный хрусталь.
Горный хрусталь встречается на Урале почти повсеместно. Цветные разновидности горного хрусталя имеют свои названия. Горный хрусталь, кристаллический кварц, относится к наиболее распространенным минералам на земле.

Ольга Кирова
Проект «Этот удивительный мир камней и минералов» старший возраст.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Детский сад «Светлячок» . П. Уральский, Нытвенский район, Пермский край.

ПРОЕКТ

«Этот удивительный мир камней и минералов »

Первой квалификационной категории

Кирова О. С. 2014 год.

Тип проекта : познавательно- исследовательский.

участники проекта – дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок проведения- июнь- июль 2014г.

Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы , кристаллы

Основные направления проекта :

Познавательно-исследовательское

Актуальность проекта :

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

Развивать познавательную активность.

Расширять словарный запас детей, формировать связную речь

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Предполагаемый результат :

дети научились различать минералы и кристаллы ,

уметь называть их особенности;

научились работать с лупой, пинцетом.

Работа с родителями :

Познакомить с проектом .

Помощь в сборе материала о камнях

Помощь в оформлении мини- музея «камни »

План действий :

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

Определение направлений познавательной практической деятельности;

Организация совместной творческой познавательной практической деятельности.

План проведения проектной деятельности

Этапы Совместная работа педагога с детьми

1. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края . Заинтересовать в предстоящем проекте/

2. "Удивительные камни "

Цель : познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

3.«Мы – геологи»

Цели : развивать тактильные ощущения. Познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

4. «Полезные ископаемые»

Цель : Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Рисование по замыслу «Превращение камешков»

Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях .

Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок»

Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень»

Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни »

Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов , камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд""

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевая игра

«В поисках клада»

Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни »

Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

Выставка «Изделия из камня »

Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook