Ценностно-ориентировочная деятельность. Практическая работа по обществознанию "виды деятельности"

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данн ая деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материально-производственная (преобразование природы) и социально-производственная (преобразование общества). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность трудовую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) - одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим духовную деятельность можно условно разделить на духовно-теоретическую (производство духовных ценностей) и духовно-практическую (сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными видами духовной деятельности являются наука, искусство, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.


| |

Человек не может усидеть на одном месте. Нами постоянно осуществляется Это может показаться чем-то невозможным, но такова реальность.

Общая информация

Первоначально необходимо дать обозначение слову «деятельность». Так называют вид активности человека, что направлен на познание, а также дальнейшее творческое преобразование окружающего мира (в том числе и самого себя). Когда упоминается социально-преобразовательная деятельность, это значит, что люди создают условия, удобные для общества, подстраивают их под самого себя. Но для начала всё же давайте остановимся на общей информации. Итак, человеческая деятельность может принимать следующий характер:

  1. Сознательный. Во время этой деятельности человеком осознано определяется цель и предвидится возможный результат принятых решений.
  2. Продуктивный. Активность человека направлена на то, чтобы получить определённый результат.
  3. Преобразующий. Во время процесса деятельности человек меняет окружающий его мир и самого себя.
  4. Общественный. Это значит, что процесс деятельности подразумевает наличие общения и установления различных отношений с иными людьми.


Иная классификация

Также существуют и другие виды представления человеческой деятельности. Так, её можно разделить на практическую и духовную. Для полноты сравнения нами будет рассмотрена не только социально-преобразовательная, но и Это позволит лучше разобраться в данной теме. Первая относится к практическому направлению, а вторая - к духовному.


Какой бывает социально-преобразовательная деятельность?

Это вопрос, на который нет универсального ответа. Так, она может быть созидательной или разрушительной - зависимо от конечного результата. Как показывает социальная практика, судить о влиянии определённой деятельности можно только спустя значительное количество времени. Ведь, как это ни парадоксально, даже определённые катаклизмы могут оказать благотворное влияние в будущем. В качестве примера приведем французскую революцию и После этих событий по всей стране развернулся Якобинский террор, когда очень значительное количество людей сложили свою голову на плахе. Но одновременно были запущены и позитивные тенденции, благодаря которым сейчас Франция является развитой, продвинутой державой.

На деятельности влияет и то, творческая она или репродуктивная. В первом случае создаётся что-то качественно новое. Как правило, это происходит медленно. Но конечный эффект будет потрясающим. При репродуктивной деятельности происходит повторное создание чего-то по имеющимся уже схемам и представлениям. Этот процесс протекает, как правило, довольно быстро. Но пальма первенства и эффект первооткрывателя в том случае утеряны. Также отдельно выделяются выявления деятельности. Они в данном случае могут быть внешними или внутренними. Под первыми подразумевается деятельность, направленная на взаимодействие с кем-то или чем-то. Тогда как внутренние выявления - это мыслительные процессы.


О познавательной деятельности замолвим слово...

К ней относят всё, что связано с пониманием принципов функционирования окружающей среды и распознавания чего-то нового. Здесь можно выделить несколько направлений. Среди них: чувственная, рациональная, художественная, житейская, личностная, религиозная деятельность. Отдельно следует рассмотреть Благодаря этому человек может руководиться принципом объективности, получать обоснованные и системные знания, которые к тому же можно перепроверить. В данном случае познавательная деятельность - это ещё и способ развития общества. Она направлена на усовершенствование его уклада.

Практика

Социально-преобразовательная деятельность - это такой элемент взаимодействия в обществе, который не обходится без общения. Ведь оно является способом взаимосвязи между различными людьми. Если говорить о познавательной деятельности, то она собой представляет так называемый субъект-объектный процесс. То есть, человек совершает определённые действия, направленные на понимание какой-то вещи или процесса. В качестве примера можно привести преобразования, происходящие в обществе. Тогда как социально-преобразовательная деятельность - это такой процесс, что не может происходить без контакта между различными людьми.


Особенности общения

Очень часто этот процесс отожествляют с коммуникацией. Но эти понятия следует разделять. Так, под общением может пониматься деятельность, что носит духовный и материальный характер. А вот коммуникация является чисто информационным процессом. В качестве примера можно навести пример взаимодействия человека и животного (собаки, крысы и так далее). Согласитесь, общение с другими людьми ни в какое сравнение не пойдёт с коммуникацией с животными. В качестве аналогии можно сказать, что первый тип взаимодействия базируется на диалоге, тогда как второй - на монологе. Социальная практика может предоставить бесчисленное количество подтверждений, что всё происходит именно так. Из всего этого можно сделать один вывод. Социальные объекты - это исключительно люди.


Реализация

Итак, мы уже знаем, что собой представляет социально-преобразовательная деятельность. Примеры этого механизма изменения общества смогут закрепить полученную информацию. Для начала давайте начнём с минимально возможного уровня. Представим, что какой-то конкретный человек не удовлетворен образовательным уровнем в школе. Тогда он работает над созданием детских летних лагерей. В них будет осуществляться пропаганда науки. Там будут показывать захватывающие вещи из раздела физики/химии, объясняться большое значение знаний и так далее. Это будет пускай и не очень масштабная, но тем не менее социально-преобразовательная деятельность. И дети вместо того, чтобы идти в потенциально не хорошие компании, будут заниматься образованием.

Можно привести в пример и более крупный масштаб. Представим, что человек решил учредить общественную организацию, которая будет заниматься популяризацией научного подхода и принципа рационализма в рамках одной отдельной страны или даже целого мира. Здесь всё упирается исключительно в амбиции и цели. Социально-преобразовательная деятельность может вестись с различным уровнем успеха и в разных масштабах. Но при этом следует понимать, что она может быть осуществлена исключительно группой людей. В современном государстве изменить, скажем, размер материнского капитала одному человеку не под силу. Даже если рассматривать пример наиболее облечённых властью людей - министров правительства, то даже их решение зависит от текущего положения дел и огромного аппарата чиновников. Даже в таком случае нельзя сказать, что всё может быть реализовано просто и без проблем.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке Французской революции XVIII в. (социально-преобразовательная деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию наук, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.

В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.
Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин сатирически изобразил начальника, который решил во вверенной ему области сделать как можно больше вреда, чтобы «впоследствии из него польза вышла». Его программа: «Сначала он науки упразднит, потом город спалит, наконец, население испугает». И всякий раз будет при этом слезы проливать и приговаривать: «Видит Бог, что я сей вред для собственной ихней пользы делаю». И в наше время есть деятели, которые во имя утопической цели, или для получения прибыли, или ради того, чтобы оставить след в истории, готовы крушить оправдавшие себя формы общественной жизни, ломать добрые традиции, наносить своими действиями невосполнимый ущерб природе. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят: «Ломать - не строить». Но зачастую разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого положительного результата. «Великий реформатор, - говорит В. Г. Белинский, - приходит не с тем, чтобы разрушать, а с тем, чтобы создать, разрушая».

Прогнозирование включено в различные виды деятель­ности, но может быть и самостоятельной целью деятельно­сти. Такую деятельность мы называем прогностической, то есть ее цель - получение прогноза. Анализу этой деятель­ности и будет уделено внимание в этом параграфе.

Направленность в будущее, опосредованность про­шлым, регулирующая функция - это все те характери­стики цели как прогноза, которые обеспечивают сознатель­ность целенаправленной деятельности.

Итак, человеческой деятельности присуща цель. Цель, как мы пытались показать, имеет прогностическую приро­ду, она всегда прогноз. Следовательно, правомерно утвер­ждение, что в процессе целенаправленной, сознательной деятельности осуществляется прогнозирование.

Развивая далее вопрос о прогнозировании в деятельно­сти, мы неизбежно должны сделать следующее предполо­жение: поскольку деятельность обязательно включает про­гнозирование, она предполагает и формирует способность человека к прогнозированию. И, как любая способность, способность прогнозирования также зарождается, прояв­ляется и формируется в деятельности.

Одним из проявлений единства способности и деятель­ности является то, что способность, формируясь в деятель­ности, вместе с тем определяет и успешность деятельности. Это общее положение распространяется и на способность прогнозирования. Влияние способности прогнозирования на успешность деятельности доказано в ряде исследований (А. В. Брушлинский, 1979; Л. А. Венгер, 1983; Е. Н. Сур­ков, 1985; И. М. Фейгенберг, 1986 и др.). А. В. Брушлин­ский, в частности, при изучении роли прогнозирования в процессе мышления показал, что именно предвосхищения искомого определяют экономичность, обоснованность и пра­вильность решения. Анализируя причины высоких дости­жений в деятельности учителя, А. А Бодалев также усмат­ривает их в прогностических способностях: «...у человека, признанного знатока людей, с наблюдательностью тесно соседствует особая форма интуиции, заключающаяся в спо­собности данного человека на основе быстрой оценки ха­рактеристик наружности, оформления внешности и мане­ры поведения людей определять их внутреннюю суть, их направленность, их будущие действия» (А. А. Бодалев, 1974, с. 102). Художественная литература, повседневные наблюдения также располагают множеством примеров, по­казывающих, что успешность деятельности часто зависит именно от способности человека предвидеть свое будущее или будущее поведение других людей, развитие тех или иных явлений, ситуаций в будущем.

Великие люди, составляющие таинственную группу гени­ев, обладают тремя качествами: наблюдательностью, интуици­ей, предвидением (А. Моруа. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1974. с. 364).

Вспомним описание прогностических способностей пол­ководца Б. М. Тепловым (1976).

Приведем пример из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (режиссер Н. Михалков. Мосфильм, 1974).

В Губкоме получена телеграмма: «Тысячи умирающих от голода людей взывают о помощи. Лига наций отказала голодаю­щим России, хлеб только на золото Призываю ускорить отправ­ку в Москву изъятого у буржуазии золота и ценностей. Предсе­датель ВЧК - Дзержинский».

Доставку цветного груза поручают чекисту Егору Шилову. На поезд, которым ехал Е. Шилов, нападает банда басмачей. Ценности исчезли. Егор - без памяти в течение трех дней. По возвращении в Губком вспомнить ничего не может, сотрудники выразили ему недоверие. Он решает сам найти украденное зо­лото. Проникает в банду, сходится с одним из басмачей, знав­шим, где золото спрятано. Басмач показывает ему тайник. Ши­лов посмотрел и отошел в сторону, на край обрыва, как бы глядя вдаль. Басмач, осознав свой промах, бежит на него с тем, чтобы столкнуть с обрыва. Шилов делает шаг в сторону, и басмач ле­тит вниз.

Таким образом, предвидя действия басмача после рас­крытия тайны и действуя в соответствии с этим прогнозом, Шилов добивается успеха.

Говоря о прогнозировании в деятельности, нужно ука­зать на следующее их соотношение: специфические особен­ности деятельности определяют и специфику способности прогнозирования. Прогнозирование включено в любую че­ловеческую деятельность. Но можно назвать такие виды деятельности, где прогнозирование является основным со­держанием. Естественно, что особыми являются и требова­ния этой деятельности к прогностическим способностям человека. А таких видов деятельности становится все боль­ше и больше: перспективное планирование в различных отраслях народного хозяйства; определение последствий вмешательства человека в природу; моделирование раз­вития различных социально-общественных явлений и т. п.

Любая сознательная деятельность представляет собой единство содержательных, операционных и мотивационных компонентов.

Как показывают результаты психологических исследо­ваний, для прогнозирования не менее важны знания о на­стоящем - знание текущей информации об объекте прогно­за. Действительно, существует множество ситуаций, когда человек прогнозирует, не имея возможности провести глу­бокий ретроспективный анализ, а вынужден использовать для прогноза ту информацию, которая поступает здесь и сейчас. Причем протекание событий, о которых строится прогноз, характеризуется неопределенностью (будет - не будет). Изучение текущей информации - ее восприя­тие, запоминание, сопоставление предшествующей и по­следующей - и составляет одно из оснований для предпо­ложений о будущем в подобных ситуациях. Проблема соот­ношения знаний о настоящем и знаний о прошлом - одна из главных в работах по вероятностному прогнозированию, которое И М. Фейгенбергом и В. А. Иванниковым (1978) определяется как сопоставление поступающей информа­ции о наличной ситуации с хранящейся в памяти о прошлом опыте. На основании сличения прошлого с настоящим стро­ятся гипотезы о предстоящих событиях, и им приписывает­ся та или иная вероятность. Работы по исследованию веро­ятностного прогнозирования показали, что благодаря сопо­ставлению текущей информации с данными о тенденциях и закономерностях поведения прогнозируемых объектов в прошлом снижается неопределенность среды, что и приво­дит к уменьшению ошибок прогноза.

При анализе содержательной стороны прогнозирования встает вопрос об объеме знаний, необходимых для получе­ния прогноза. Причина в том, что знания об объекте про­гноза, не являясь в настоящее время значимыми, могут стать существенными в будущем или на состояние прогнозируе­мого объекта могут существенное влияние оказать случай­ные причины. Например, в октябре 2002 г. немецкие уче­ные объявили населению о том, что они ценой больших усилий создали модель, позволяющую прогнозировать по­явление «пробок» на дорогах. Если бы в эту модель не нуж­но было закладывать учет случайностей, то, как говорят авторы, она могла бы свестись к нескольким простым урав­нениям. Основная трудность - учесть при прогнозиро­вании случайные факты. Поэтому при прогнозировании привлекается заведомо широкий круг знаний, включая те, которые в настоящее время кажутся малозначительными. Но при таком широком содержательном анализе знаний со­храняется необходимость их избирательного использова­ния. Этому, как правило, способствует актуализация необ­ходимых знаний на различных этапах прогнозирования.

Таким образом, содержательная сторона познаватель­ной прогностической деятельности включает: а) основания прогнозирования, то есть знания, которые отражают объек­тивно существующие связи и тенденции развития прогно­зируемых явлений; б) особенности соотношения этих зна­ний с текущей информацией о прогнозируемом объекте;

В) ..очеловеченные» знания, которыми располагает прогно­зирующий субъект и которым присущи различные каче­ственные характеристики: избирательность, полнота, осо­знанность, правильность и пр.

Операциональный состав прогностической деятельно­сти, как и любой другой, складывается из действий. Наряду


С такими характеристиками действий, как единство внут­реннего и внешнего, содержательность, операциональность, мы хотели бы обратить внимание на преобразовательные особенности действий. Действие как единица прогности­ческой деятельности интересно именно потому, что в про­цессе овладения действием происходит формирование со­ответствующих психических свойств, качеств, а значит, и способностей.

Одним из оснований для выделения действий, необхо­димых и достаточных при прогнозировании, является прин­ципиальная возможность познания будущего благодаря объективно существующей причинно-следственной зависи­мости явлений и процессов. Еще Давид Юм (1711-1776) писал: «По-видимому, единственное отношение, которое может выводить нас за пределы наших чувств и которое сообщает нам о существовании и объектах, нами невиди­мых и неосязаемых, есть причинность» (Д. Юм, 1998, с. 131). Через эту форму связи и взаимообусловленности раскрывается такое соотношение явлений, при котором од­но из них порождает другое. «Если я знаю причину появле­ния песка на моем столе, я не просто удовлетворяю свое любопытство и понимаю необычное событие, я получаю возможность предсказать дальнейшее и защитить себя от неприятных последствий... От приписывания причин дру­гого (или результатов его действия) ему как личности, пред­мету действия или ситуационным условиям в значительной мере зависит целесообразность моего поведения» (X. Хек - хаузен, 1986, т. 2, с. 72). В закономерно развивающихся причинно-следственных отношениях зафиксированы вре­менные отношения явлений объективного мира. Причина обращена к прошлому, а следствие - к будущему. Причин­но-следственная связь, существующая всегда в потоке вре­мени, позволяет осуществлять в познавательной деятель­ности переход от знания прошлого к настоящему и будуще­му. Действие установления причинно-следственной связи можно рассматривать как одно из действий, входящих в операционный состав прогностической деятельности.

Возможности познания будущего заключены в актив­ной, преобразующей сущности человеческого сознания.

Это свойство сознания теснейшим образом связано с позна­нием будущего. Значимой оказывается преобразующая си­ла человеческого сознания в моделировании образов буду­щего. Будущее - та познавательная категория, в которой отражение находит свое самое активное проявление. Буду­щее конструируется, проектируется, в конце концов созда­ется самим субъектом на основе преобразования. Эти осо­бенности отражения будущего и обязывают предполагать, что действия по преобразованию знаний (особенно пред­ставлений) - один из видов действий, осуществляемых при прогнозировании.

Умственные действия преобразования представлений составляют содержание процесса воображения. При ана­лизе познавательных возможностей, которые обеспечива­ют человеку отражение будущего, не случайно указывает­ся именно на воображение. Этот познавательный психиче­ский процесс позволяет «оторваться» (отойти) от реально существующей в настоящем действительности и через ее преобразование получить принципиально новые образы. Л. С. Выготскдй_(1967) считал, одной из главных функций воображения ориентировку в будущем. Реализация этой функции воображения требует от человека творческого преобразования образов настоящего и прошлого. Творче - стВств"Данном случай состоит в получении нового образа, не существовавшего ранее. Через такой результат будущее как бы приходит в настоящее. Второе действие, включен­ное в познавательную прогностическую деятельность, - действие реконструкции и преобразования представ­лений.

В теории познания в качестве формы развития любой отрасли знаний рассматривается гипотеза. Гипотеза выпол­няет эту функцию прежде всего потому, что она заключает в себе, с одной стороны, определенный уровень знаний о прошлом - «объективную истину», а с другой - знание, которое не имеет достоверного объяснения. Форма, в кото­рой фиксируется это противоречивое единство, - гипоте­за, обеспечивающая переход от старого знания к новому. Не всякая гипотеза есть прогноз, поскольку гипотеза мо­жет относиться и к прошлому, и к настоящему, но прогноз может существовать только в форме гипотезы. Знание о будущем отличают те противоречия, которые заключает в себе гипотеза: между тем, что известно и что еще не стало достоверным знанием. Содержание гипотезы составляет предвосхищаемая картина ожидаемой действительности. Гипотеза-предположение может относиться к следствиям, выводимым на основе знания причин; к планам, отража­ющим как конечную цель действий, так и их последователь­ность; к моделям, отражающим образы будущего.

Гипотеза как форма познания будущего наиболее полно и точно отражает специфику будущего, учитывая его отно­сительную достоверность, вероятностный характер, раз­личную перспективность. Будет ли гипотеза частной или общей, описательной или объяснительной, в любом случае она направлена на познание тех явлений, связей, отноше­ний, которые еще предстоит установить, обосновать их ис­тинность.

Выдвижение и анализ гипотез является одним из не­обходимых действий познавательной прогностической дея­тельности.

Знание о будущем может быть для человека и необходи­мостью, и потребностью. Вся история развития активной творческой деятельности человека подтверждает необходи­мость прогнозирования для ее успешной организации. Дей­ствия человека, совершенные им без оценки последствий, без учета тех связей, которые возникнут в результате его вмешательства в биологические или социальные процессы, оказываются в лучшем случае бесполезными, а часто вред­ными.

Связующим звеном между получением информации о будущем и включением этой информации в организацию деятельности и управлением ею является план. По пред­ставлениям А. Бауэра (1979), план фиксирует систему це­лей и средств, предусматривающих направленное измене­ние объекта при данных или предполагаемых обстоятель­ствах. В цели плана формулируется желаемое, намечаемое состояние в будущем. Именно цель осуществляет в плане функцию предвидения. Чем более удаленной от настояще­го является цель, тем более перспективен план. Планы без целей теряют свой смысл именно потому, что теряется об­раз будущего результата, к которому должны вести плани­руемые действия. Если план содержит в себе перспектив­ные цели и способы «превращения цели как замысла в цель как достижение» (С. Н. Архангельский, 1960), то такой план всегда есть прогноз. В плане заложена и возможность оценки правильности прогнозируемых целей и действий. Этим план-прогноз отличается от других форм, в которых отражается знание о будущем.

В операционный состав познавательной прогностиче­ской деятельности входит умственное действие планиро­вания.

Как известно, действия подчиняются частным целям (А. Н. Леонтьев, 1975), поскольку они сами являются эле­ментами какой-либо деятельности, имеющей более общую цель, чем цепь составляющих ее элементов. Значит, в про­цессе познавательной прогностической деятельности уста­новление связей, формулирование гипотез, создание обра­зов на основе преобразования представлений, составление плана могут быть самостоятельными частными целями, подчиненными общей цели познания будущего. Это поло­жение является принципиально важным, поскольку позво­ляет подойти к характеристике познавательной прогности­ческой способности через изучение тех особенностей человека, которые будут проявляться при установлении причинно-следственных связей, выдвижении и анализе ги­потез, преобразовании представлений, планировании.

В зависимости от цели познавательной прогностической деятельности, то есть от общей цели, эти действия могут иметь в реальном процессе прогнозирования различную иерархию, в любом варианте соподчинения отражающую их взаимосвязь.

Выделенные действия не только необходимы для про­гнозирования, но и достаточны для полной характеристики операционного состава прогностической деятельности. Каждое из рассмотренных действий учитывает объектив­ные связи, но каждое может стать достоянием субъекта. Представленный через данные действия состав прогности­ческой деятельности воплощает единство ее формы и содержания, единство ее когнитивной и регулятивной функции, единство цели и средств прогнозирования.

Таким образом, операционная сторона познавательной прогностической деятельности складывается из установле­ния причинно-следственных связей, реконструкции и пре­образования представлений, выдвижения и анализа гипо­тез, планирования.

Мотивация как компонент прогностической деятельно­сти проявляется достаточно многопланово. Но здесь важно подчеркнуть двустороннюю связь этих явлений. Антиципи­рующая, прогностическая составляющая входит в содержа­ние и структуру мотивации любой деятельности. Сошлем­ся на вывод Мак-Клелланда и соавторов, сделанный при обобщении результатов экспериментов по изучению моти­вации достижения с применением ТАТ: «Большинство, ес­ли не все они, направлены в будущее - например, установ­ленные желания достижения, успешная инструментальная деятельность, антиципирующие целевые реакции и пози­тивные эмоции в конце рассказа. Вместе с тем категории не меняются, что, казалось бы, больше относится к объектив­ному описанию ситуации... без устремления или момента предвосхищения. Это... означает, что одна из основных ха­рактеристик мотивации,- по крайней мере, мотивации достижения - быть антиципирующей или опережающей» (D. С. McClelland, R. A. Clark, Т. В. Robv, J. W. Atkinson, 1949, 39, р 253). При исследовании различных аспектов мотивов и мотивации психологи все в большей мере усмат­ривали прогностические аспекты мотивации, и эта тенден­ция позволила X. Хекхаузену заключить: «Вряд ли суще­ствует такой класс содержания мотиваций, в котором последовательность действий не проецировалась бы на от­даленное будущее, а степень значимости этих действий не определялась бы главной целью» (X. Хекхаузен, 1986, т. 2, с. 40).

Для прогнозирования характерны, вероятно, все те мо­тивы, которые присущи любой познавательной деятельно­сти, но есть основания говорить и о специфических моти­вах прогнозирования.

Мотивом познавательной прогностической деятельно­сти может выступать потребность «экстраполировать себя в будущее», потребность «выходить за свои пределы». Эта потребность и ее удовлетворение, по данным JI. И. Анци­феровой (1981), становятся «важнейшей детерминантой жизненного пути личности и его временной_организации». Определение мотива, данное Д. Мак-Клелландом, напря­мую указывает на его очевидный прогностический харак­тер. «Мотив - это сильная аффективная ассоциация, отличающаяся антиципацией целевой реакции и основан­ная на прошлой связи определенных стимулов с позитив­ным или негативным аффектом» (С. Мадди, 2002, с. 501).

Одно из направлений связи мотива и прогнозирова­ния - вероятностное прогнозирование успеха и неудачи. Возникновение поведения, мотивированного достижением, имеет определенные предпосылки и показатели. К ним от­носятся: центрирование на самостоятельно достигнутом результате, связь результата с самооценкой возможностей, различение трудности задачи и собственных возможно­стей, разделение детерминант способностей и усилия и, на­конец, субъективная вероятность успеха (X. Хекзаузен, 1986, т. 2, с. 274-284). За субъективной вероятностью успеха стоит накопление опыта успешного и неуспешного поведения, субъективные прогнозы успехов, осознание в качестве оснований таких прогнозов меры своих возмож­ностей и усилий. «В мотиве происходит сознательное отра­жение будущего на основании использования прошлого опыта» (Е. П. Ильин, 1998, с. 69).

Мотив - антиципируемая смена аффектов, основанная на прошлом опыте (1965). Мотив - отражение в психике человека будущего с учетом прошлого (намерение к дей­ствию, поступкуТ.

Потребность личности экстраполировать себя в буду­щее порождает новое противоречие, несоответствие меж­ду этой потребностью и возможностями в настоящий мо­мент. Можно полагать, что каждый раз, когда человеку удается снять это противоречие, совершенствуется прогно­стическая деятельность. В такие моменты (процессы, пери­


Оды) перспективы, намечаемые на будущее, приводятся в соответствие с возможностями, а последние перестраива­ются с ориентацией на будущее. Мотив_ы прогнозирования специфичны тем, что фиксируют желаемое будущее, по­буждают к активной деятельности, чтобы снять это проти­воречие между нежелательным настоящим и желательным будущим.

Прогнозирование может быть мотивировано необходи­мостью включать знание о будущем в свою жизнедеятель­ность и тем самым обеспечивать «преднастройку», готов­ность к встрече с этими событиями.

Необходимость как мотив прогнозирования возникает в силу того, что без знания о будущем невозможны адапта­ция к меняющимся условиям среды, оптимальная саморе­гуляция поведения, а тем более активная преобразующая деятельность. Поэтому не случайно уже младенцы, когда их руки тянутся к предмету, ожидают получить осязатель­ную информацию, то есть предвосхищают результат своего движения. К году на основе этих ожиданий формируется преднастройка движений, которая снимает напряжение рук при схватывании предмета.

Дошкольники, как показывают результаты многочис­ленных исследований, также прогнозируют (А. А. Алексе­ев, 1980; А. В. Запорожец, 1974; Н. Н. Поддьяков, 1977; Я. 3. Неверович, 1974; В. С. Мухина, 1980 и др.). В обще­нии со взрослыми и сверстниками у них возникают эмоцио­нальные ожидания оценки своих поступков и высказыва­ний, они предвидят последствия своих поступков и часто формулируют их в словах. В ситуативной деятельности воз­никает предвидение возможных изменений ситуации, по­ведения людей и т. п. Необходимость учитывать развитие событий в будущем побуждает дошкольников к предвосхи­щающей эмоциональной коррекции поведения, хотя их спе­циально ей не учат.

Необходимость как мотив прогнозирования выступает в тех случаях, когда оно включено в систему профессио­нальной деятельности. В частности, установлено, что в де­ятельности оператора на основе предвосхищения сигналов обеспечивается максимальная готовность к реагированию.

На личностном уровне ожидаемое будущее включается в формирование уровня притязаний, в механизмы самокон­троля, эмоциональную коррекцию поведения. Например, один из выводов, полученных В. В. Давыдовым и А. К. Мар­ковой (1978) при изучении учебной деятельности школь­ников, состоит в том, что по мере овладения ею самокон­троль осуществляется с ориентацией на все более отодви­нутый во времени результат.

Познавательная прогностическая деятельность сама мо­жет быть источником, порождающим мотивацию. Убеди­тельно это доказано в исследованиях А. В. Брушлинского (1983) и его учеников. На первом этапе была доказана ги­потеза о том, что предвидение искомого, отдельных ходов, построение модели будущего решения или способа имеют место при работе над любой мыслительной задачей. В одно время с фактами, характеризующими мышление как про­гнозирование, были получены данные о том, что прогнози­рование оказывается регулятором мыслительного поиска, поскольку через него формируется у человека познаватель­ная мотивация. Она проявляется в виде направленности на предвосхищение (прогнозирование) строго определенных свойств познаваемого объекта и способов его познания.

Таким образом, прогнозирование представляет собой познавательную прогностическую деятельность, которая характеризуется единством содержательных, операцион­ных и мотивационных компонентов. Содержательная сто­рона прогнозирования включает знания о тенденциях раз­вития объекта прогноза в прошлом и знание текущей ин­формации о нем.

В операционный состав прогнозирования входят как не­обходимые и достаточные следующие умственные дейст­вия: установление причинно-следственных связей, рекон­струкция и преобразование представлений, выдвижение и анализ гипотез, планирование.

Источником мотивации познавательной прогностиче­ской деятельности является «потребность выходить за свои пределы», экстраполировать себя в будущее и необходи­мость использовать знания о будущем для наиболее целе­сообразной организации своей жизнедеятельности и опти­


Мального преобразующего воздействия на природу и обще­ство. Познавательная прогностическая деятельность сама является источником мотивации.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook