Ценностно-ориентировочная деятельность. Практическая работа по обществознанию "виды деятельности"
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данн ая деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.
Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).
Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материально-производственная (преобразование природы) и социально-производственная (преобразование общества). Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Иная классификация выделяет деятельность трудовую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) - одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:
1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;
2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:
1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;
2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;
3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).
Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);
2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);
3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).
Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим духовную деятельность можно условно разделить на духовно-теоретическую (производство духовных ценностей) и духовно-практическую (сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными видами духовной деятельности являются наука, искусство, религия, образование.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.
| |
Человек не может усидеть на одном месте. Нами постоянно осуществляется Это может показаться чем-то невозможным, но такова реальность.
Общая информация
Первоначально необходимо дать обозначение слову «деятельность». Так называют вид активности человека, что направлен на познание, а также дальнейшее творческое преобразование окружающего мира (в том числе и самого себя). Когда упоминается социально-преобразовательная деятельность, это значит, что люди создают условия, удобные для общества, подстраивают их под самого себя. Но для начала всё же давайте остановимся на общей информации. Итак, человеческая деятельность может принимать следующий характер:
- Сознательный. Во время этой деятельности человеком осознано определяется цель и предвидится возможный результат принятых решений.
- Продуктивный. Активность человека направлена на то, чтобы получить определённый результат.
- Преобразующий. Во время процесса деятельности человек меняет окружающий его мир и самого себя.
- Общественный. Это значит, что процесс деятельности подразумевает наличие общения и установления различных отношений с иными людьми.
Иная классификация
Также существуют и другие виды представления человеческой деятельности. Так, её можно разделить на практическую и духовную. Для полноты сравнения нами будет рассмотрена не только социально-преобразовательная, но и Это позволит лучше разобраться в данной теме. Первая относится к практическому направлению, а вторая - к духовному.
Какой бывает социально-преобразовательная деятельность?
Это вопрос, на который нет универсального ответа. Так, она может быть созидательной или разрушительной - зависимо от конечного результата. Как показывает социальная практика, судить о влиянии определённой деятельности можно только спустя значительное количество времени. Ведь, как это ни парадоксально, даже определённые катаклизмы могут оказать благотворное влияние в будущем. В качестве примера приведем французскую революцию и После этих событий по всей стране развернулся Якобинский террор, когда очень значительное количество людей сложили свою голову на плахе. Но одновременно были запущены и позитивные тенденции, благодаря которым сейчас Франция является развитой, продвинутой державой.
На деятельности влияет и то, творческая она или репродуктивная. В первом случае создаётся что-то качественно новое. Как правило, это происходит медленно. Но конечный эффект будет потрясающим. При репродуктивной деятельности происходит повторное создание чего-то по имеющимся уже схемам и представлениям. Этот процесс протекает, как правило, довольно быстро. Но пальма первенства и эффект первооткрывателя в том случае утеряны. Также отдельно выделяются выявления деятельности. Они в данном случае могут быть внешними или внутренними. Под первыми подразумевается деятельность, направленная на взаимодействие с кем-то или чем-то. Тогда как внутренние выявления - это мыслительные процессы.
О познавательной деятельности замолвим слово...
К ней относят всё, что связано с пониманием принципов функционирования окружающей среды и распознавания чего-то нового. Здесь можно выделить несколько направлений. Среди них: чувственная, рациональная, художественная, житейская, личностная, религиозная деятельность. Отдельно следует рассмотреть Благодаря этому человек может руководиться принципом объективности, получать обоснованные и системные знания, которые к тому же можно перепроверить. В данном случае познавательная деятельность - это ещё и способ развития общества. Она направлена на усовершенствование его уклада.
Практика
Социально-преобразовательная деятельность - это такой элемент взаимодействия в обществе, который не обходится без общения. Ведь оно является способом взаимосвязи между различными людьми. Если говорить о познавательной деятельности, то она собой представляет так называемый субъект-объектный процесс. То есть, человек совершает определённые действия, направленные на понимание какой-то вещи или процесса. В качестве примера можно привести преобразования, происходящие в обществе. Тогда как социально-преобразовательная деятельность - это такой процесс, что не может происходить без контакта между различными людьми.
Особенности общения
Очень часто этот процесс отожествляют с коммуникацией. Но эти понятия следует разделять. Так, под общением может пониматься деятельность, что носит духовный и материальный характер. А вот коммуникация является чисто информационным процессом. В качестве примера можно навести пример взаимодействия человека и животного (собаки, крысы и так далее). Согласитесь, общение с другими людьми ни в какое сравнение не пойдёт с коммуникацией с животными. В качестве аналогии можно сказать, что первый тип взаимодействия базируется на диалоге, тогда как второй - на монологе. Социальная практика может предоставить бесчисленное количество подтверждений, что всё происходит именно так. Из всего этого можно сделать один вывод. Социальные объекты - это исключительно люди.
Реализация
Итак, мы уже знаем, что собой представляет социально-преобразовательная деятельность. Примеры этого механизма изменения общества смогут закрепить полученную информацию. Для начала давайте начнём с минимально возможного уровня. Представим, что какой-то конкретный человек не удовлетворен образовательным уровнем в школе. Тогда он работает над созданием детских летних лагерей. В них будет осуществляться пропаганда науки. Там будут показывать захватывающие вещи из раздела физики/химии, объясняться большое значение знаний и так далее. Это будет пускай и не очень масштабная, но тем не менее социально-преобразовательная деятельность. И дети вместо того, чтобы идти в потенциально не хорошие компании, будут заниматься образованием.
Можно привести в пример и более крупный масштаб. Представим, что человек решил учредить общественную организацию, которая будет заниматься популяризацией научного подхода и принципа рационализма в рамках одной отдельной страны или даже целого мира. Здесь всё упирается исключительно в амбиции и цели. Социально-преобразовательная деятельность может вестись с различным уровнем успеха и в разных масштабах. Но при этом следует понимать, что она может быть осуществлена исключительно группой людей. В современном государстве изменить, скажем, размер материнского капитала одному человеку не под силу. Даже если рассматривать пример наиболее облечённых властью людей - министров правительства, то даже их решение зависит от текущего положения дел и огромного аппарата чиновников. Даже в таком случае нельзя сказать, что всё может быть реализовано просто и без проблем.
Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.
Практическая деятельность
направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность
связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке Французской революции XVIII в. (социально-преобразовательная деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию наук, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.
В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную
и разрушительную.
Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.
Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин сатирически изобразил начальника, который решил во вверенной ему области сделать как можно больше вреда, чтобы «впоследствии из него польза вышла». Его программа: «Сначала он науки упразднит, потом город спалит, наконец, население испугает». И всякий раз будет при этом слезы проливать и приговаривать: «Видит Бог, что я сей вред для собственной ихней пользы делаю». И в наше время есть деятели, которые во имя утопической цели, или для получения прибыли, или ради того, чтобы оставить след в истории, готовы крушить оправдавшие себя формы общественной жизни, ломать добрые традиции, наносить своими действиями невосполнимый ущерб природе. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят: «Ломать - не строить». Но зачастую разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого положительного результата. «Великий реформатор, - говорит В. Г. Белинский, - приходит не с тем, чтобы разрушать, а с тем, чтобы создать, разрушая».
Прогнозирование включено в различные виды деятельности, но может быть и самостоятельной целью деятельности. Такую деятельность мы называем прогностической, то есть ее цель - получение прогноза. Анализу этой деятельности и будет уделено внимание в этом параграфе.
Направленность в будущее, опосредованность прошлым, регулирующая функция - это все те характеристики цели как прогноза, которые обеспечивают сознательность целенаправленной деятельности.
Итак, человеческой деятельности присуща цель. Цель, как мы пытались показать, имеет прогностическую природу, она всегда прогноз. Следовательно, правомерно утверждение, что в процессе целенаправленной, сознательной деятельности осуществляется прогнозирование.
Развивая далее вопрос о прогнозировании в деятельности, мы неизбежно должны сделать следующее предположение: поскольку деятельность обязательно включает прогнозирование, она предполагает и формирует способность человека к прогнозированию. И, как любая способность, способность прогнозирования также зарождается, проявляется и формируется в деятельности.
Одним из проявлений единства способности и деятельности является то, что способность, формируясь в деятельности, вместе с тем определяет и успешность деятельности. Это общее положение распространяется и на способность прогнозирования. Влияние способности прогнозирования на успешность деятельности доказано в ряде исследований (А. В. Брушлинский, 1979; Л. А. Венгер, 1983; Е. Н. Сурков, 1985; И. М. Фейгенберг, 1986 и др.). А. В. Брушлинский, в частности, при изучении роли прогнозирования в процессе мышления показал, что именно предвосхищения искомого определяют экономичность, обоснованность и правильность решения. Анализируя причины высоких достижений в деятельности учителя, А. А Бодалев также усматривает их в прогностических способностях: «...у человека, признанного знатока людей, с наблюдательностью тесно соседствует особая форма интуиции, заключающаяся в способности данного человека на основе быстрой оценки характеристик наружности, оформления внешности и манеры поведения людей определять их внутреннюю суть, их направленность, их будущие действия» (А. А. Бодалев, 1974, с. 102). Художественная литература, повседневные наблюдения также располагают множеством примеров, показывающих, что успешность деятельности часто зависит именно от способности человека предвидеть свое будущее или будущее поведение других людей, развитие тех или иных явлений, ситуаций в будущем.
Великие люди, составляющие таинственную группу гениев, обладают тремя качествами: наблюдательностью, интуицией, предвидением (А. Моруа. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1974. с. 364).
Вспомним описание прогностических способностей полководца Б. М. Тепловым (1976).
Приведем пример из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (режиссер Н. Михалков. Мосфильм, 1974).
В Губкоме получена телеграмма: «Тысячи умирающих от голода людей взывают о помощи. Лига наций отказала голодающим России, хлеб только на золото Призываю ускорить отправку в Москву изъятого у буржуазии золота и ценностей. Председатель ВЧК - Дзержинский».
Доставку цветного груза поручают чекисту Егору Шилову. На поезд, которым ехал Е. Шилов, нападает банда басмачей. Ценности исчезли. Егор - без памяти в течение трех дней. По возвращении в Губком вспомнить ничего не может, сотрудники выразили ему недоверие. Он решает сам найти украденное золото. Проникает в банду, сходится с одним из басмачей, знавшим, где золото спрятано. Басмач показывает ему тайник. Шилов посмотрел и отошел в сторону, на край обрыва, как бы глядя вдаль. Басмач, осознав свой промах, бежит на него с тем, чтобы столкнуть с обрыва. Шилов делает шаг в сторону, и басмач летит вниз.
Таким образом, предвидя действия басмача после раскрытия тайны и действуя в соответствии с этим прогнозом, Шилов добивается успеха.
Говоря о прогнозировании в деятельности, нужно указать на следующее их соотношение: специфические особенности деятельности определяют и специфику способности прогнозирования. Прогнозирование включено в любую человеческую деятельность. Но можно назвать такие виды деятельности, где прогнозирование является основным содержанием. Естественно, что особыми являются и требования этой деятельности к прогностическим способностям человека. А таких видов деятельности становится все больше и больше: перспективное планирование в различных отраслях народного хозяйства; определение последствий вмешательства человека в природу; моделирование развития различных социально-общественных явлений и т. п.
Любая сознательная деятельность представляет собой единство содержательных, операционных и мотивационных компонентов.
Как показывают результаты психологических исследований, для прогнозирования не менее важны знания о настоящем - знание текущей информации об объекте прогноза. Действительно, существует множество ситуаций, когда человек прогнозирует, не имея возможности провести глубокий ретроспективный анализ, а вынужден использовать для прогноза ту информацию, которая поступает здесь и сейчас. Причем протекание событий, о которых строится прогноз, характеризуется неопределенностью (будет - не будет). Изучение текущей информации - ее восприятие, запоминание, сопоставление предшествующей и последующей - и составляет одно из оснований для предположений о будущем в подобных ситуациях. Проблема соотношения знаний о настоящем и знаний о прошлом - одна из главных в работах по вероятностному прогнозированию, которое И М. Фейгенбергом и В. А. Иванниковым (1978) определяется как сопоставление поступающей информации о наличной ситуации с хранящейся в памяти о прошлом опыте. На основании сличения прошлого с настоящим строятся гипотезы о предстоящих событиях, и им приписывается та или иная вероятность. Работы по исследованию вероятностного прогнозирования показали, что благодаря сопоставлению текущей информации с данными о тенденциях и закономерностях поведения прогнозируемых объектов в прошлом снижается неопределенность среды, что и приводит к уменьшению ошибок прогноза.
При анализе содержательной стороны прогнозирования встает вопрос об объеме знаний, необходимых для получения прогноза. Причина в том, что знания об объекте прогноза, не являясь в настоящее время значимыми, могут стать существенными в будущем или на состояние прогнозируемого объекта могут существенное влияние оказать случайные причины. Например, в октябре 2002 г. немецкие ученые объявили населению о том, что они ценой больших усилий создали модель, позволяющую прогнозировать появление «пробок» на дорогах. Если бы в эту модель не нужно было закладывать учет случайностей, то, как говорят авторы, она могла бы свестись к нескольким простым уравнениям. Основная трудность - учесть при прогнозировании случайные факты. Поэтому при прогнозировании привлекается заведомо широкий круг знаний, включая те, которые в настоящее время кажутся малозначительными. Но при таком широком содержательном анализе знаний сохраняется необходимость их избирательного использования. Этому, как правило, способствует актуализация необходимых знаний на различных этапах прогнозирования.
Таким образом, содержательная сторона познавательной прогностической деятельности включает: а) основания прогнозирования, то есть знания, которые отражают объективно существующие связи и тенденции развития прогнозируемых явлений; б) особенности соотношения этих знаний с текущей информацией о прогнозируемом объекте;
В) ..очеловеченные» знания, которыми располагает прогнозирующий субъект и которым присущи различные качественные характеристики: избирательность, полнота, осознанность, правильность и пр.
Операциональный состав прогностической деятельности, как и любой другой, складывается из действий. Наряду
С такими характеристиками действий, как единство внутреннего и внешнего, содержательность, операциональность, мы хотели бы обратить внимание на преобразовательные особенности действий. Действие как единица прогностической деятельности интересно именно потому, что в процессе овладения действием происходит формирование соответствующих психических свойств, качеств, а значит, и способностей.
Одним из оснований для выделения действий, необходимых и достаточных при прогнозировании, является принципиальная возможность познания будущего благодаря объективно существующей причинно-следственной зависимости явлений и процессов. Еще Давид Юм (1711-1776) писал: «По-видимому, единственное отношение, которое может выводить нас за пределы наших чувств и которое сообщает нам о существовании и объектах, нами невидимых и неосязаемых, есть причинность» (Д. Юм, 1998, с. 131). Через эту форму связи и взаимообусловленности раскрывается такое соотношение явлений, при котором одно из них порождает другое. «Если я знаю причину появления песка на моем столе, я не просто удовлетворяю свое любопытство и понимаю необычное событие, я получаю возможность предсказать дальнейшее и защитить себя от неприятных последствий... От приписывания причин другого (или результатов его действия) ему как личности, предмету действия или ситуационным условиям в значительной мере зависит целесообразность моего поведения» (X. Хек - хаузен, 1986, т. 2, с. 72). В закономерно развивающихся причинно-следственных отношениях зафиксированы временные отношения явлений объективного мира. Причина обращена к прошлому, а следствие - к будущему. Причинно-следственная связь, существующая всегда в потоке времени, позволяет осуществлять в познавательной деятельности переход от знания прошлого к настоящему и будущему. Действие установления причинно-следственной связи можно рассматривать как одно из действий, входящих в операционный состав прогностической деятельности.
Возможности познания будущего заключены в активной, преобразующей сущности человеческого сознания.
Это свойство сознания теснейшим образом связано с познанием будущего. Значимой оказывается преобразующая сила человеческого сознания в моделировании образов будущего. Будущее - та познавательная категория, в которой отражение находит свое самое активное проявление. Будущее конструируется, проектируется, в конце концов создается самим субъектом на основе преобразования. Эти особенности отражения будущего и обязывают предполагать, что действия по преобразованию знаний (особенно представлений) - один из видов действий, осуществляемых при прогнозировании.
Умственные действия преобразования представлений составляют содержание процесса воображения. При анализе познавательных возможностей, которые обеспечивают человеку отражение будущего, не случайно указывается именно на воображение. Этот познавательный психический процесс позволяет «оторваться» (отойти) от реально существующей в настоящем действительности и через ее преобразование получить принципиально новые образы. Л. С. Выготскдй_(1967) считал, одной из главных функций воображения ориентировку в будущем. Реализация этой функции воображения требует от человека творческого преобразования образов настоящего и прошлого. Творче - стВств"Данном случай состоит в получении нового образа, не существовавшего ранее. Через такой результат будущее как бы приходит в настоящее. Второе действие, включенное в познавательную прогностическую деятельность, - действие реконструкции и преобразования представлений.
В теории познания в качестве формы развития любой отрасли знаний рассматривается гипотеза. Гипотеза выполняет эту функцию прежде всего потому, что она заключает в себе, с одной стороны, определенный уровень знаний о прошлом - «объективную истину», а с другой - знание, которое не имеет достоверного объяснения. Форма, в которой фиксируется это противоречивое единство, - гипотеза, обеспечивающая переход от старого знания к новому. Не всякая гипотеза есть прогноз, поскольку гипотеза может относиться и к прошлому, и к настоящему, но прогноз может существовать только в форме гипотезы. Знание о будущем отличают те противоречия, которые заключает в себе гипотеза: между тем, что известно и что еще не стало достоверным знанием. Содержание гипотезы составляет предвосхищаемая картина ожидаемой действительности. Гипотеза-предположение может относиться к следствиям, выводимым на основе знания причин; к планам, отражающим как конечную цель действий, так и их последовательность; к моделям, отражающим образы будущего.
Гипотеза как форма познания будущего наиболее полно и точно отражает специфику будущего, учитывая его относительную достоверность, вероятностный характер, различную перспективность. Будет ли гипотеза частной или общей, описательной или объяснительной, в любом случае она направлена на познание тех явлений, связей, отношений, которые еще предстоит установить, обосновать их истинность.
Выдвижение и анализ гипотез является одним из необходимых действий познавательной прогностической деятельности.
Знание о будущем может быть для человека и необходимостью, и потребностью. Вся история развития активной творческой деятельности человека подтверждает необходимость прогнозирования для ее успешной организации. Действия человека, совершенные им без оценки последствий, без учета тех связей, которые возникнут в результате его вмешательства в биологические или социальные процессы, оказываются в лучшем случае бесполезными, а часто вредными.
Связующим звеном между получением информации о будущем и включением этой информации в организацию деятельности и управлением ею является план. По представлениям А. Бауэра (1979), план фиксирует систему целей и средств, предусматривающих направленное изменение объекта при данных или предполагаемых обстоятельствах. В цели плана формулируется желаемое, намечаемое состояние в будущем. Именно цель осуществляет в плане функцию предвидения. Чем более удаленной от настоящего является цель, тем более перспективен план. Планы без целей теряют свой смысл именно потому, что теряется образ будущего результата, к которому должны вести планируемые действия. Если план содержит в себе перспективные цели и способы «превращения цели как замысла в цель как достижение» (С. Н. Архангельский, 1960), то такой план всегда есть прогноз. В плане заложена и возможность оценки правильности прогнозируемых целей и действий. Этим план-прогноз отличается от других форм, в которых отражается знание о будущем.
В операционный состав познавательной прогностической деятельности входит умственное действие планирования.
Как известно, действия подчиняются частным целям (А. Н. Леонтьев, 1975), поскольку они сами являются элементами какой-либо деятельности, имеющей более общую цель, чем цепь составляющих ее элементов. Значит, в процессе познавательной прогностической деятельности установление связей, формулирование гипотез, создание образов на основе преобразования представлений, составление плана могут быть самостоятельными частными целями, подчиненными общей цели познания будущего. Это положение является принципиально важным, поскольку позволяет подойти к характеристике познавательной прогностической способности через изучение тех особенностей человека, которые будут проявляться при установлении причинно-следственных связей, выдвижении и анализе гипотез, преобразовании представлений, планировании.
В зависимости от цели познавательной прогностической деятельности, то есть от общей цели, эти действия могут иметь в реальном процессе прогнозирования различную иерархию, в любом варианте соподчинения отражающую их взаимосвязь.
Выделенные действия не только необходимы для прогнозирования, но и достаточны для полной характеристики операционного состава прогностической деятельности. Каждое из рассмотренных действий учитывает объективные связи, но каждое может стать достоянием субъекта. Представленный через данные действия состав прогностической деятельности воплощает единство ее формы и содержания, единство ее когнитивной и регулятивной функции, единство цели и средств прогнозирования.
Таким образом, операционная сторона познавательной прогностической деятельности складывается из установления причинно-следственных связей, реконструкции и преобразования представлений, выдвижения и анализа гипотез, планирования.
Мотивация как компонент прогностической деятельности проявляется достаточно многопланово. Но здесь важно подчеркнуть двустороннюю связь этих явлений. Антиципирующая, прогностическая составляющая входит в содержание и структуру мотивации любой деятельности. Сошлемся на вывод Мак-Клелланда и соавторов, сделанный при обобщении результатов экспериментов по изучению мотивации достижения с применением ТАТ: «Большинство, если не все они, направлены в будущее - например, установленные желания достижения, успешная инструментальная деятельность, антиципирующие целевые реакции и позитивные эмоции в конце рассказа. Вместе с тем категории не меняются, что, казалось бы, больше относится к объективному описанию ситуации... без устремления или момента предвосхищения. Это... означает, что одна из основных характеристик мотивации,- по крайней мере, мотивации достижения - быть антиципирующей или опережающей» (D. С. McClelland, R. A. Clark, Т. В. Robv, J. W. Atkinson, 1949, 39, р 253). При исследовании различных аспектов мотивов и мотивации психологи все в большей мере усматривали прогностические аспекты мотивации, и эта тенденция позволила X. Хекхаузену заключить: «Вряд ли существует такой класс содержания мотиваций, в котором последовательность действий не проецировалась бы на отдаленное будущее, а степень значимости этих действий не определялась бы главной целью» (X. Хекхаузен, 1986, т. 2, с. 40).
Для прогнозирования характерны, вероятно, все те мотивы, которые присущи любой познавательной деятельности, но есть основания говорить и о специфических мотивах прогнозирования.
Мотивом познавательной прогностической деятельности может выступать потребность «экстраполировать себя в будущее», потребность «выходить за свои пределы». Эта потребность и ее удовлетворение, по данным JI. И. Анциферовой (1981), становятся «важнейшей детерминантой жизненного пути личности и его временной_организации». Определение мотива, данное Д. Мак-Клелландом, напрямую указывает на его очевидный прогностический характер. «Мотив - это сильная аффективная ассоциация, отличающаяся антиципацией целевой реакции и основанная на прошлой связи определенных стимулов с позитивным или негативным аффектом» (С. Мадди, 2002, с. 501).
Одно из направлений связи мотива и прогнозирования - вероятностное прогнозирование успеха и неудачи. Возникновение поведения, мотивированного достижением, имеет определенные предпосылки и показатели. К ним относятся: центрирование на самостоятельно достигнутом результате, связь результата с самооценкой возможностей, различение трудности задачи и собственных возможностей, разделение детерминант способностей и усилия и, наконец, субъективная вероятность успеха (X. Хекзаузен, 1986, т. 2, с. 274-284). За субъективной вероятностью успеха стоит накопление опыта успешного и неуспешного поведения, субъективные прогнозы успехов, осознание в качестве оснований таких прогнозов меры своих возможностей и усилий. «В мотиве происходит сознательное отражение будущего на основании использования прошлого опыта» (Е. П. Ильин, 1998, с. 69).
Мотив - антиципируемая смена аффектов, основанная на прошлом опыте (1965). Мотив - отражение в психике человека будущего с учетом прошлого (намерение к действию, поступкуТ.
Потребность личности экстраполировать себя в будущее порождает новое противоречие, несоответствие между этой потребностью и возможностями в настоящий момент. Можно полагать, что каждый раз, когда человеку удается снять это противоречие, совершенствуется прогностическая деятельность. В такие моменты (процессы, пери
Оды) перспективы, намечаемые на будущее, приводятся в соответствие с возможностями, а последние перестраиваются с ориентацией на будущее. Мотив_ы прогнозирования специфичны тем, что фиксируют желаемое будущее, побуждают к активной деятельности, чтобы снять это противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим.
Прогнозирование может быть мотивировано необходимостью включать знание о будущем в свою жизнедеятельность и тем самым обеспечивать «преднастройку», готовность к встрече с этими событиями.
Необходимость как мотив прогнозирования возникает в силу того, что без знания о будущем невозможны адаптация к меняющимся условиям среды, оптимальная саморегуляция поведения, а тем более активная преобразующая деятельность. Поэтому не случайно уже младенцы, когда их руки тянутся к предмету, ожидают получить осязательную информацию, то есть предвосхищают результат своего движения. К году на основе этих ожиданий формируется преднастройка движений, которая снимает напряжение рук при схватывании предмета.
Дошкольники, как показывают результаты многочисленных исследований, также прогнозируют (А. А. Алексеев, 1980; А. В. Запорожец, 1974; Н. Н. Поддьяков, 1977; Я. 3. Неверович, 1974; В. С. Мухина, 1980 и др.). В общении со взрослыми и сверстниками у них возникают эмоциональные ожидания оценки своих поступков и высказываний, они предвидят последствия своих поступков и часто формулируют их в словах. В ситуативной деятельности возникает предвидение возможных изменений ситуации, поведения людей и т. п. Необходимость учитывать развитие событий в будущем побуждает дошкольников к предвосхищающей эмоциональной коррекции поведения, хотя их специально ей не учат.
Необходимость как мотив прогнозирования выступает в тех случаях, когда оно включено в систему профессиональной деятельности. В частности, установлено, что в деятельности оператора на основе предвосхищения сигналов обеспечивается максимальная готовность к реагированию.
На личностном уровне ожидаемое будущее включается в формирование уровня притязаний, в механизмы самоконтроля, эмоциональную коррекцию поведения. Например, один из выводов, полученных В. В. Давыдовым и А. К. Марковой (1978) при изучении учебной деятельности школьников, состоит в том, что по мере овладения ею самоконтроль осуществляется с ориентацией на все более отодвинутый во времени результат.
Познавательная прогностическая деятельность сама может быть источником, порождающим мотивацию. Убедительно это доказано в исследованиях А. В. Брушлинского (1983) и его учеников. На первом этапе была доказана гипотеза о том, что предвидение искомого, отдельных ходов, построение модели будущего решения или способа имеют место при работе над любой мыслительной задачей. В одно время с фактами, характеризующими мышление как прогнозирование, были получены данные о том, что прогнозирование оказывается регулятором мыслительного поиска, поскольку через него формируется у человека познавательная мотивация. Она проявляется в виде направленности на предвосхищение (прогнозирование) строго определенных свойств познаваемого объекта и способов его познания.
Таким образом, прогнозирование представляет собой познавательную прогностическую деятельность, которая характеризуется единством содержательных, операционных и мотивационных компонентов. Содержательная сторона прогнозирования включает знания о тенденциях развития объекта прогноза в прошлом и знание текущей информации о нем.
В операционный состав прогнозирования входят как необходимые и достаточные следующие умственные действия: установление причинно-следственных связей, реконструкция и преобразование представлений, выдвижение и анализ гипотез, планирование.
Источником мотивации познавательной прогностической деятельности является «потребность выходить за свои пределы», экстраполировать себя в будущее и необходимость использовать знания о будущем для наиболее целесообразной организации своей жизнедеятельности и опти
Мального преобразующего воздействия на природу и общество. Познавательная прогностическая деятельность сама является источником мотивации.