Основные определения и статистические понятия, характеризующие антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды жизни. Сколько длится перинатальный период? Значение перинатального периода

Пренатальный и перинатальный периоды развития

Пренатальный период

Начиная с работ Л. С. Выготского, в отечественной возрастной психологии период эмбрионального развития ребенка обычно исключается из схем возрастных периодизаций, поскольку он представляет собой «совершенно особый тип развития, подчиненный другим закономерностям, чем начинающееся с момента рождения развитие личности ребенка» [Выготский, 1984, с. 256]. Однако истоки психического развития закладываются именно в пренатальный период, особенности протекания которого сказываются на последующем постнатальном развитии ребенка, поэтому современная психология развития обращается к характеристике пренатального развития и к процессу родов.

Пренатальное , или внутриутробное, развитие – это классический пример процесса созревания, в ходе которого в жестко заданной и генетически закрепленной последовательности происходит превращение оплодотворенной яйцеклетки в новорожденного младенца. Период пренатального развития, длящийся в среднем 38 недель, традиционно подразделяют на три стадии : стадию зиготы (около двух недель), стадию эмбриона (со 2-й по 8-ю неделю) и стадию плода (с 9-й недели до рождения). Кратко рассмотрим каждый из них.

Стадия зиготы (герминальный период). Первый период внутриутробного развития начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается, когда оплодотворенная яйцеклетка, называемая зиготой , или зародышем, имплантируется в стенку матки. Через несколько часов после оплодотворения (обычно в пределах 36 ч) происходит первое дробление зиготы: сначала она делится на две клетки, затем каждые 12 ч происходит новое деление клеток, которое постепенно ускоряется, и к концу первой недели зигота состоит примерно из 100 клеток и представляет собой полый шар (бластоциста ), заполненный жидкостью. Иногда зигота разделяется на две группы клеток, и это приводит к развитию монозиготных (однояйцевых) близнецов. Дизиготные (разнояйцевые) близнецы развиваются в том случае, когда две яйцеклетки созревают одновременно и оплодотворяются разными сперматозоидами.

Достигая матки, зигота на 7–9-й день начинает погружаться в стенку матки и присоединяться к материнским кровеносным сосудам. Этот процесс называется имплантацией . Одновременно с ним идет процесс дифференциации клеток: из внутренних клеток зиготы образуется зародышевый диск , из которого впоследствии развивается плод. Из клеток, непосредственно прилегающих к стенке матки (внешний защитный слой – трофобласт ), развиваются структуры, обеспечивающие защиту и питание развивающегося организма. Трофобласт начинает интенсивно увеличиваться. Он формирует амнион , оболочку, заполненную амниотической жидкостью, окружающей развивающийся организм. Амнион помогает удерживать температуру пренатального мира на постоянном уровне, выполняет функцию защиты против любых толчков, вызванных движениями матери. Кроме того, появляется амниотический мешок , вырабатывающий кровяные тельца до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созревают настолько, чтобы взять на себя эту функцию [Берк, 2006]. К концу второй недели после зачатия клетки трофобласта формируют другую защитную мембрану, хорион , которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, выполняющие функцию кровеносных сосудов. После того как эти ворсинки имплантируются в стенку матки, начинает развиваться специальный орган, обеспечивающий обмен веществ между организмом матери и эмбрионом, называемый плацентой . Плацента соединяется с развивающимся организмом посредством пуповины (пупочного канатика), содержащей две артерии и одну вену, доставляющие ему питательные вещества и выводящие продукты жизнедеятельности.

Стадия эмбриона (эмбриональный период). Зиготу, полностью внедрившуюся в стенку матки, называют эмбрионом . В эмбриональный период происходят самые быстрые пренатальные изменения: закладываются основания всех структур тела и внутренних органов. Сразу после имплантации клетки эмбриона начи нают дифференцироваться на три отдельных слоя: из наружного слоя, эктодермы , впоследствии развиваются кожа и нервная система; из среднего слоя, мезодермы , образуются мышечная и костная ткань, кровеносная и выделительная системы; из внутреннего слоя, эндодермы , впоследствии образуются пищеварительная система, легкие, мочевой канал и миндалины. Эти три слоя являются фундаментом для формирования всех частей тела.

Сначала наиболее быстрым развитием характеризуется нервная система: формируется невральная трубка или примитивный спинной мозг, а к 3,5 недели начинает формироваться головной мозг. На четвертой неделе начинает функционировать сердце, появляются мышцы, позвоночник, ребра, формируются пищеварительная и выделительная системы, легкие, но пока они еще не работают. В течение второго месяца формируются глаза, нос, челюсть и шея, конечности, пальцы рук и ног; внутренние органы становятся более различимыми: в сердце формируются различные камеры, печень и селезенка берут на себя выработку кровяных телец.

Если эмбрион в возрасте 3 недель достигает не более 2 мм в длину, то к концу 8-й недели его размер составляет уже 2,5 см, а вес – приблизительно 4–6 г. Эмбрион уже может двигаться, хотя из-за его небольшого размера мать еще не ощущает слабых движений эмбриона.

Стадия плода (фетальный период). Начиная с 9-й недели и до рождения ребенка продолжается период плода , иногда называемый «фазой роста и завершения» [Берк, 2006]. На этой стадии значительно увеличиваются размеры тела плода и начинают функционировать системы его организма.

Пренатальное развитие часто разделяется на триместры , или на три равных периода времени. Первый триместр завершается к концу 3-го месяца. К этому возрасту размер плода составляет около 8 см, а вес – около 28 г. У плода развиваются щитовидная и поджелудочная железы, почки, начинает функционировать печень, происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов, т. е. наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко с помощью ультразвукового исследования определить пол плода. Появляются и другие «завершающие штрихи», такие как ногти на пальцах рук и ног, зачатки зубов и веки, которые открываются и закрываются, усиливается ритм работы сердца, он уже может быть услышан с помощью стетоскопа.

Во втором триместре плод покрывается белой субстанцией, называемой первородной смазкой , которая защищает кожу ребенка от растрескивания вследствие долгого пребывания в амниотической жидкости. Кроме того, все тело плода покрывают белые пушистые волосы (лануго ), помогающие первородной смазке прикрепиться к коже. К концу второго триместра (24-я неделя) многие органы характеризуются хорошим развитием. Развитие головного мозга достигает основного этапа: к 24-й неделе сформированы все нейроны головного мозга. Развитие мозга влечет за собой новые возможности. Начиная с 20-недельного возраста плод может реагировать на звук и свет. Например, если врач исследует содержимое матки с помощью фетоскопии, плод старается ручками закрыть глаза.

На стадии плода возникает поведение – активность плода, выражающаяся в хорошо координированных паттернах движений, основные из которых представлены в табл. 3.1.


Таблица 3.1

Развитие паттернов движений у плода

Источник : [Баттерворт, Харрис, 2000, с. 72].


Активное поведение плода способствует нормальному развитию суставов, органов чувств, предотвращает «прилипание» к стенке матки, позволяет занять более удобное положение в утробе матери [Баттерворт, Харрис, 2000]. Как видно из табл. 3.1, с 17-й по 24-ю неделю активность плода падает, что, по-видимому, обусловлено формированием в этот период тех высших центров головного мозга, которые координируют поведение, ранее контролируемое среднемозговыми структурами. После 24-й недели наблюдаются более тонкие движения, включая экспрессивную лицевую мимику.

К последнему, третьему триместру большинство систем плода функционируют достаточно надежно, что дает шанс на выживание вне материнского организма преждевременно рожденному ребенку. Возраст, начиная с которого ребенок способен выжить, называется возрастом жизнеспособности , он наступает в интервале между 22-й и 26-й неделями беременности [Берк, 2006]. Однако так рано родившийся ребенок выжить может только при условии интенсивной поддержки и особого ухода, и в дальнейшем он с большой долей вероятности столкнется с серьезными проблемами в физическом и психическом развитии.

На протяжении последних трех месяцев головной мозг продолжает быстро развиваться: увеличивается в размерах кора головного мозга, совершенствуется неврологическая организация, и плод проводит больше времени в бодрствующем состоянии. К 20-й неделе вариации сердечного ритма указывают на то, что плод все время спит, однако к 28-й неделе плод бодрствует уже примерно 11 % времени, а незадолго до рождения – 16 % [Там же]. При переходе на 9-й месяц пренатального развития у плода устанавливаются циклы сна и бодрствования. В 30 недель у плода регистрируются быстрые движения глаз, это та фаза сна, которая у взрослых сопровождается сновидениями.

В третьем триместре также растет восприимчивость плода к внешней стимуляции. Примерно на 24-й неделе плод впервые ощущает боль. Поэтому после этого времени при любых пренатальных хирургических операциях должны применяться анестезирующие средства. К 25-й неделе плод реагирует на раздающиеся рядом звуки посредством телодвижений. На последних неделях беременности плод начинает различать тон и ритм голоса матери. В ходе одного исследования [Кайл, 2002] беременных женщин просили читать вслух рассказ доктора Сьюза «Кот в колпаке» дважды в день на протяжении последних полутора месяцев беременности. К моменту рождения каждый ребенок, будучи на стадии плода, слушал этот рассказ в общей сложности не менее 3 ч. Затем новорожденным позволяли сосать пустышку, соединенную с магнитофоном так, чтобы сосущий младенец мог включать или выключать проигрывание записи. Исследователи обнаружили, что новорожденные сосали пустышку, чтобы включить запись материнского чтения рассказа «Кот в колпаке», но не хотели слушать записи других рассказов, читаемых матерью. По-видимому, новорожденные узнавали ритмический строй рассказа, запомнившегося им до рождения.

Исследования, в ходе которых изучались реакции плода, показали, что паттерны активности плода позволяют предсказать темперамент младенца, проявляющийся между 3-м и 6-м месяцами жизни после рождения. Те плоды, которые чередовали спокойное и активное поведение, обычно становились спокойными младенцами с предсказуемыми ритмами сна – бодрствования. И наоборот, те плоды, которые были склонны к долговременным периодам активности, в младенчестве чаще становились детьми с трудным темпераментом, демонстрируя суетливость, отвержение нового опыта, нерегулярность циклов питания и засыпания, высокую активность [Берк, 2006].

В течение последнего месяца беременности у плода образуется подкожный жировой слой, помогающий осуществлять температурную регуляцию; из организма матери начинают передаваться антитела для защиты плода от болезней и поддержки его собственной развивающейся иммунной системы. К концу 9-го месяца плод достигает веса, обычно превышающего 3 кг, и вырастает чуть более 50 см. По мере того как он заполняет матку, его движения постепенно становятся менее частыми, чему способствует также развитие головного мозга, которое позволяет организму затормаживать свои импульсы. Темп прибавления веса у плода снижается, в последние недели большинство плодов принимают положение вниз головой, клетки плаценты начинают дегенерировать – ребенок готов к рождению.

В табл. 3.2 представлены основные вехи пренатального развития.

В процессе пренатального развития обнаруживаются следующие общие тенденции [Крайг, 2000, с. 165–166]:

цефалокаудальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении «от головы к ногам»;

проксимодистальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении от центра тела к периферии;

от общего к специфическому – тенденция развития, заключающаяся в переходе от генерализованных, охватывающих все тело реакций к более локальным и специфическим реакциям;

дифференциация – в пренатальном биологическом развитии это процесс, в ходе которого недифференцированные клетки становятся все более специализированными;

интеграция – организация дифференцированных клеток в органы и системы.

Ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенка называют новорожденным в течение 4 недель. Перинатальная психология (peri-вокруг; natalis - относящийся к рождению) - это наука о психической жизни в перинатальном периоде, ее влиянии на формирование личности человека, а так же о связи плода и новорожденного с матерью и о влиянии психической жизни матери на ребенка. Перинатальная психология - новое направление в психологии. Как наука оно существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, имеющая свои отделения в различных городах и странах.

Перинатальная психология исходит из двух основных утверждений: наличия у плода психической жизни, а также наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека. Особенно сильно перинатальные события влияют на поведение человека в критических ситуациях (стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.). Кроме того, перинатальный период оказывает влияние на отношение человека к службе в армии, войне, сексу, азартным играм, а также ответственен за тягу человека к экстремальным видам спорта, и вообще ко всему "острому".

Основателем теоретической базы считается С. Гроф, который предложил теорию «перинатальных матриц». Кратко его основные положения заключаются в следующем: у человека перинатальные события фиксируются в виде клише (штампов) - стойких функциональных структур, являющихся базовыми для его психических и физических реакций и соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они и называются базовыми перинатальными матрицами. С. Гроф выделяет четыре основных матрицы.



Матрица наивности (амниотическая Вселенная).

Биологическую основу этой матрицы составляет симбиотический союз плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо помех, такая жизнь близка к идеальной. Однако различные факторы физической, химической, биологической и физиологической природы могут отрицательно повлиять на это состояние. На более поздних стадиях ситуация может стать менее благоприятной также из-за размера плода, механического сжатия или неудовлетворительной работы плаценты. Для формирования матрицы наивности необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода. Таким образом, ее формирование относят к 22-24 неделе беременности. Некоторыми авторами предполагается наличие клеточной и волновой памяти, а, следовательно, матрица наивности может начать формироваться сразу после зачатия и даже до него.

Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством очень давно.

Матрица жертвы.

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки, что примерно соответствует первому периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока и есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть адаптироваться. С этой точки зрения стимуляция родов нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода, формируя патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери перед родами провоцирует выброс матерью гормонов стресса, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода, что также формирует патологическую матрицу жертвы. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны переживания нахождения в замкнутом пространстве, чувство загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, в то время как при экстренном кесаревом сечении она формируется.

Матрица борьбы.

Онаф ормируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка, что п римерно соответствует 2 периоду родов. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это считается спорным. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

Матрица свободы.

Эта матрица начинает формироваться с момента рождения. Ее формирование заканчивается либо в период первых семи дней после рождения, либо в первый месяц после рождения. Считают, что эта матрица может пересматриваться всю жизнь человека, т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. У исследователей нет единства по вопросу продолжительности формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то возникает важный практический вопрос о возможности его внутриутробного воспитания. Перинатальная психология утверждает, что это не только возможно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания, в которых подчеркивается значимость достаточного количества положительных эмоций, испытываемых матерью. Во все времена беременным рекомендовали смотреть на красивое вокруг (природа, море), не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если будущая мать будет рисовать (даже не умея этого делать) и в рисунке будет передавать свои ожидания, тревоги и мечты. Кроме того, большой положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится и так называемая "мышечная радость", которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при продолжительных прогулках.

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения эта гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.

В последнее время появились новые наблюдения, расширяющие положение о роли перинатальных матриц. Есть подтвержденное психотерапией мнение о возможности активации матриц как механизма усилия естественных эволюционно выработанных способов физиологической защиты и выздоровления организма.

Если признавать наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной к плоду и обратно. Согласно современным представлениям существуют несколько основных путей такой передачи. Считают, что передача информации может осуществляться через маточно-плацентарный кровоток (через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями). Есть гипотеза (волновой путь), что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения, а оплодотворенная яйцеклетка также извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне. Вода также может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма (водный путь).

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Находясь в утробе матери, дети тоже слышат. Однако, им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее, а недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох. Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно, и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения, а дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

Кризис рождения

Развитие ребенка начинается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, имеющим название новорожденности. Ребенок во время родов физически отделяется от матери. Зарубежными учеными предложена теория родовой травмы. Появление ребенка на свет – это травматический момент, который сказывается на всей последующей жизни. С этой точки зрения появление на свет является потрясением, а первый крик – это крик ужаса. Большое значение представители данной теории придают переживаниям, которые сопровождают процесс рождения. Рождающийся ребенок, проходя через родовые пути, может испытывать ряд переживаний: страх, безысходность, отчаяние. Данные переживания могут проявляться и у взрослого человека, что может стать причиной невроза.

Существуют рекомендации по смягчению родовой травмы: поддерживать мягкое освещение, не шуметь, не ругаться, не греметь инструментами, использовать мягкую музыку, на какое-то время положить новорожденного на живот матери.

Противоположный взгляд на психическую жизнь новорожденного высказывали отечественные рефлексологи: никаких серьезных переживаний в жизни новорожденного быть не может, психической жизни еще нет, психика новорожденного складывается из одних рефлексов.

Современный подход к рассмотрению психической жизни новорожденного ставит под сомнение обе, приведенные выше, концепции. Психическая жизнь у новорожденного уже есть, но в силу незрелости нервной системы все органы чувств имеют довольно высокий порог (низкую чувствительность).

Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер. Однако рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.

Период новорожденности считают кризисным. Этот период психического развития ребенка как критический был описан одним из последних. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима. Она определяется двумя важными обстоятельствами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка. Без взрослого он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности, в связи с чем младенец является максимально социальным существом. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом.

Основное новообразование этого периода – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, так как, согласно Л.С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка взрослых людей. У ребенка появляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Появление комплекса оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления служат основным критерием оценки адекватности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Перинатальный период (буквально «околородовой период») – период, начинающийся с полных 22 недель, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов (7 суток) после рождения. Продолжительность перинатального периода может быть разной. Например, у ребенка, рожденного в сроке 22 недель, он значительно короче, чем у рожденного в 38 недель. Самый длительный перинатальный период получается у женщин с переношенной беременностью.

Перинатальные период подразделяется на антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды.

Антенатальный период – это период внутриутробного развития ребенка.

В период с 22 недель до родов происходит постепенное формирование органов и систем плода, созревание функциональных систем и подготовка к внеутробной жизни. В этот период крайне важно достаточное поступление необходимых питательных веществ, витаминов (в частности фолиевой кислоты), микроэлементов (особенно кальция и йода), отсутствие токсических влияний (курение, алкоголь, наркотические препараты) и инфекций. Недостаточность питания, хроническая гипоксия (кислородная недостаточность), интоксикации ведут к задержке роста и развития плода (ЗРП), формированию пороков развития (при недостатке фолиевой кислоты повышен риск формирование дефектов нервной трубки плода), повышается риск преждевременных родов. Нелеченые инфекции (кариес, ОРВИ, кольпит и так далее), перенесенные матерью, несут риск внутриутробного инфицирования плода (от пузырчатки новорожденных до врожденного сепсиса).

Обследование в антенатальном периоде производится в соответствии с приказом Минздрава России от 01.11.2012 N572н.

Беременной женщине выполняют общие анализ крови и мочи, биохимический анализ крови, обследование на ВИЧ и гепатиты В и С, ЭКГ, осмотры терапевта, ЛОР-врача, стоматолога в указанные сроки. Другие обследования (исследование на инфекции, гормональный профиль и другие) производятся по показаниям.

УЗИ-скрининг плода производится трижды за беременность (11-16 недель, 16-22 недели, 30-34 недели), биохимический скрининг на хромосомные патологии, кардиотокографическое исследование (сердцебиение и шевеления плода, сократительная активность матки) с 34 недель.

А также выполняется аускультация сердцебиения, измерения высоты стояния дна матки каждую явку к участковому акушеру-гинекологу.

Подсчет шевелений плода женщина производит самостоятельно.

Интранатальный период – это период от начала схваток до изгнания плода из матки. У первородящих роды длятся до 18 часов, в среднем 10-12 часов. У повторнородящих длительность родов несколько сокращается, но это определяется индивидуально.

Интранатальный период, несмотря на относительно малую длительность, весьма важен. Именно в этот период есть риск родовой травмы матери и плода, особенно при наличии предрасполагающих факторов (большая или малая к сроку масса плода, несоответствие размеров таза матери и головки плода, стремительные или затяжные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода). Отдельно учитываются риски при оперативном родоразрешении. Однако даже во время физиологических родов плод испытывает интенсивное воздействие и вследствие этого активизируются адаптационные механизмы систем дыхания, кровоснабжения, эндокринной и кроветворной систем.

В период родов производится контроль сердцебиения плода (с помощью акушерского стетоскопа или аппарата КТГ), оценивается динамика схваток и раскрытия шейки матки, характер и количество вод.

Ранний неонатальный период – период от момента перевязки пуповины до полных 7 суток жизни. Это период адаптации малыша к условиям внеутробной жизни, начинается самостоятельное дыхание, изменяется кровообращение, начинает функционировать собственное кроветворение, а также регуляция теплообмена и терморегуляции.

Физиологические состояния в раннем неонатальном периоде:

Физиологическая потеря массы тела (не более 5-8% от исходной массы),
- физиологическое шелушение кожи,
- конъюгационная желтуха,
- половой криз (набухание грудных желез у детей обоих полов и выделения из половой щели у девочек).

С момента рождения ребенок начинает питаться энтеральным путем (получая пищу через рот) и адаптироваться к этому помогает раннее прикладывание к груди и вскармливание по требованию малыша. У ребенка формируются навыки сосания. В роддоме есть специалист по грудному вскармливанию, который поможет молодой маме приобрести необходимые навыки.

В этот период все функциональные системы ребенка неустойчивы и подвержены внешним воздействиям, также именно в эти сроки выявляются пороки развития, фетопатии (специфические поражения плода – алкогольная, диабетическая и т.д.), наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденных, инфицирование, последствия гипоксии или вдыхания околоплодных вод.

Выкладывание ребенка на живот матери помогает быстро заселить кожу малыша флорой с кожи матери и таким образом помочь ему уберечься от многих заболеваний. Это также имеет значение в формировании эмоционального контакта матери и ребенка.

В раннем неонатальном периоде наблюдение осуществляет врач-неонатолог.

Производятся общий осмотр, выслушивание дыхания и сердечных тонов, проверка рефлексов и подвижности суставов, общий анализ крови, биохимический анализ крови, обследование на генетически наследуемые заболевания, проверка слуха и прививки. Все манипуляции производятся с согласия матери.

По отдельным показаниям выполняют рентгенографию легких и костей, УЗИ внутренних органов и сердца и другие специальные исследования.

Заболевания, возникающие в перинатальном периоде

Поражения плода и новорожденного, обусловленные состояниями матери, осложнениями беременности, родов и родоразрешения
Расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода
Родовая травма
Дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, характерные для перинатального периода
Инфекционные болезни, специфичные для перинатального периода
Геморрагические и гематологические нарушения у плода и новорожденного
Преходящие эндокринные нарушения и нарушения обмена веществ, специфичные для плода и новорожденного
Расстройства системы пищеварения у плода и новорожденного
Состояния, вовлекающие наружные покровы и терморегуляцию плода и новорожденного
Другие нарушения, возникающие в перинатальном периоде

Неонатологу необходимо знать международные определения и использовать их в повседневной практике. Приведённые ниже критерии употребления ряда понятий (таких как недоношенность, переношенность и др.) обеспечивают сопоставимость результатов работы и достоверность сравнительного анализа.

Знание статистических терминов и методик расчёта статистических величин необходимо для анализа результатов работы акушерского стационара и объективных сопоставлений показателей на разных территориях.

В определениях многих терминов, касающихся неонатологии, используют понятие о гестационном возрасте. Под термином «гестационный возраст» понимают продолжительность срока беременности, которую высчитывают от первого дня последней нормальной менструации и выражают в полных днях или полных неделях. При отсутствии данных о последней менструации оценку гестационного срока базируют на доступных клинических исследованиях. Для ясности вычисления рекомендуют подсчитывать как недели, так и дни, прошедшие от первого дня последней менструации (пример: гестационный возраст 31 нед и 4 дня соответствует 31 полной неделе). Любой плод (мертворождённый или живорождённый), родившийся после 20 нед гестации, должен быть взвешен в первые минуты или час после рождения. Масса тела при рождении - результат первого взвешивания новорождённого, зарегистрированный в течение первого часа жизни (т.е. до того, как в постнатальном периоде произойдёт потеря массы). Большинство (более 85-90%) новорождённых имеют массу тела 2500-4000 г и длину тела 46-52 см.

Доношенным считают ребёнка, родившегося при сроке беременности 38-42 нед. Большинство доношенных имеет массу тела более 2500 г и длину тела более 46 см, однако у 10% новорождённых отмечают как более низкие, так и более высокие показатели массы и длины тела.

Недоношенным считают ребёнка, родившегося до окончания 37-й недели беременности. 70-80% недоношенных детей имеют массу тела менее 2500 г и длину тела менее 45 см, 20-30% - массу и рост, характерные для доношенных новорождённых. Независимо от массы тела недоношенные дети обычно морфофункционально незрелы. Морфологические признаки недоношенности описаны в главе «Недоношенные дети».

Переношенным считают ребёнка, родившегося при сроке беременности 42 нед и более. Масса и длина его тела могут значительно превышать показатели доношенных детей, однако в ряде случаев встречают относительно низкие антропометрические показатели, что связано с прогрессирующей плацентарной недостаточностью. Морфологические признаки переношенности - сухость, шелушение, мацерация кожи, прокрашивание меконием пуповины, оболочек последа, наличие ядер окостенения проксимального эпифиза большеберцовой и плечевой кости.

Независимо от гестационного возраста на основании результата первого взвешивания выделяют следующие категории детей:

Ребёнок с низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 2500 г;

Ребёнок с очень низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1500 г;

Ребёнок с экстремально низкой массой тела при рождении - ребёнок любого срока гестации, имеющий при рождении массу тела менее 1000 г.

Перинатальный период

Согласно определению, приведённому в Международной классификации болезней и причин смерти десятого пересмотра (МКБ-10), перинатальный период начинается с 22 полных недель беременности (154 дня) и завершается на 7-й полный день после родов. Несмотря на то, что перинатальный период заканчивается: первой неделей жизни, клинические проявления заболеваний, возникших в это время, могут сохраняться в течение нескольких месяцев, а их неблагоприятные последствия - в течение многих лет жизни. Перинатальные заболевания возникают вследствие воздействия на плод патогенных факторов, тесно связанных с экстрагенитальной и акушерской патологией матери.

Перинатальный период разделяют на три периода: антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный.

Антенатальный период

Антенатальный период начинается с момента образования зиготы и заканчивается началом родов. С онтогенетической точки зрения антенатальный период целесообразно делить на эмбриональный, ранний фетальный и поздний фетальный. Различные неблагоприятные факторы, воздействующие на организм человека в антенатальном периоде, могут приводить к врождённым порокам развития и спонтанному прерыванию беременности на ранних сроках.

Неблагоприятные воздействия на плод в раннем фетальном периоде нередко приводят к уменьшению массы органов и тканей плода, а также к гипоплазии плаценты. Наиболее типичное клиническое проявление внутриутробных заболеваний в этом периоде - симметричная форма задержки внутриутробного развития плода (ЗВУР) и выраженная недостаточность маточно-плацентарного кровообращения. Различные неблагоприятные воздействия на плод в позднем фетальном периоде приводят к нарушению процессов морфофункционального созревания плода. Хроническая недостаточность маточно-плацентарного кровообращения сопровождается развитием асимметричной формы ЗВУР, иммунные и инфекционные факторы вызывают острые врождённые заболевания - гемолитическая болезнь новорождённых (ГБН), гепатиты, пневмонии, миокардиты, энцефалиты и др.

Интранатальный период

Интранатальный период исчисляют от начала родовой деятельности до рождения ребёнка. Несмотря на свою непродолжительность, данный период имеет чрезвычайное значение для здоровья плода и новорождённого, так как осложнения процесса родов приводят к неблагоприятным последствиям в виде тяжёлой асфиксии плода и родовой травмы.

Неонатальный период

Неонатальный период начинается от момента рождения и заканчивается через 28 полных дней после рождения. В рамках неонатального периода выделяют ранний неонатальный период (с момента рождения до 6 дней 23 ч и 59 мин жизни) и поздний неонатальный период (7 дней - 27 дней 23 ч 59 мин).

В раннем неонатальном периоде на организм ребёнка могут оказывать неблагоприятное влияние некоторые антенатальные факторы (биохимические последствия хронической внутриутробной гипоксии плода, цитопатогенное действие антител (AT) матери при иммунном конфликте, инфекционный процесс, связанный с врождённой инфекцией), а также факторы, возникшие в неонатальном периоде (гипотермия, дефицит сурфактанта, госпитальная инфекция и др.).

Большинство заболеваний новорождённых, связанных с воздействием на плод в перинатальном периоде различных неблагоприятных факторов, в МКБ-10 представлены XVI классом «Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде». В этот раздел включены поражения плода и новорождённого, обусловленные патологическим состоянием матери, осложнениями беременности и родов, расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода, а также поражения плода и новорождённого, специфические для перинатального периода. Отдельно от этих состояний учитывают врождённые пороки развития плода и новорождённого, а также некоторые специфические инфекции.

Чрезвычайно важны определения живорождения и мертворождения. Живорождением называют полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, в случае наличия у него хотя бы одного из признаков жизни (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или явные движения произвольной мускулатуры) независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Каждый продукт такого рождения считают живорождённым. Мертворождением называют смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности. Смерть определяют по отсутствию дыхания и любых других признаков жизни у плода. Для анализа качества акушерской помощи целесообразно выделять антенатальную и интранатальную смерть плода, при этом величина антенатальной смертности характеризует качество помощи на амбулаторном этапе, а интранатальная смертность - качество помощи в родах. Дополнительно предлагают выделять раннюю смерть плода (смерть до 20 нед беременности), промежуточную смерть плода (смерть в период 20-28 нед беременности) и позднюю смерть плода (смерть на 28-й неделе беременности и позднее). Аборт (выкидыш) - прерывание беременности сроком до 22 нед гестации при массе плода менее 500 г. Для оценки качества перинатальной медицинской помощи предлагают отдельно учитывать частоту смерти плода до госпитализации - соотношение числа случаев внутриматочных смертей после 20 нед беременности до госпитализации к числу всех беременностей сроком более 20 нед, выраженное в процентах.

Важными показателями, характеризующими как состояние здоровья женщин, так и качество помощи матерям и детям, считают показатели смертности новорождённых. Выделяют перинатальную смертность, мертворождаемость, раннюю неонатальную, позднюю неонатальную, неонатальную, постнеонатальную и младенческую смертность. Принципиально важный момент - гестационный возраст (масса тела), начиная с которого вычисляют показатели смертности. В МКБ-10 рекомендовано при расчёте национального показателя перинатальной смертности учитывать смерти, наступившие с 22-й недели беременности (вес 500 г и более), а для международных сопоставлений рассчитывать этот показатель, начиная с 28 нед (вес 1000 г и более). В Чехии, Швеции и других странах проводят комбинированный расчёт показателя (мертворождаемость рассчитывают с 28 нед, а раннюю неонатальную смертность - с 22 нед беременности), некоторые страны учитывают в показателях перинатальной и младенческой смертности всех новорождённых, начиная с массы тела 500 г (22 нед гестации).

Документом, регламентирующим учёт перинатальных потерь в Российской Федерации (РФ), считают действующий приказ Минздрава РФ № 318 от 04.12.1992 г. «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) критерии живорождения и мертворождения». Согласно этому документу перинатальный период начинается с 28 нед беременности, включает период родов и заканчивается через 7 дней жизни новорождённого (168 ч). Исходя из этого определения, при расчёте статистических показателей перинатальной смертности детей, родившихся до 28-й недели гестации и умерших ранее 6 дней 23 ч 59 мин, не учитывают как новорождённых. При этом плодовые потери на 22-27-й неделе учитывают в статистической форме № 13 «Сведения о прерывании беременности» и № 32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам». В форме № 32 регистрируют число родившихся живыми, мертвыми и умерших новорождённых с массой тела 500-999 г, а также перечень их заболеваний и причин смерти.

В соответствии с информационным письмом Минздрава России от 01.07.2002 г., если родился живой плод в период 2227 нед беременности, прожил 168 ч и более, следует выдать «Медицинское свидетельство о рождении», ребёнка зарегистрировать в органах записи актов гражданского состояния как живорождённого, а матери оформить листок нетрудоспособности по беременности и родам.

Показатель перинатальной смертности в разных странах мира составляет от 4%о до 60%о. За последние 15 лет этот показатель в России снизился в 1,7 раза и достиг уровня 10%о. На рис. 1-1 (см. цв. вклейку) представлена динамика перинатальной смертности и её составляющих (мертворождаемости и ранней неонатальной смертности). Расчёт перинатальной смертности проводят по следующей формуле

(число мертворождённых + число умерших в первую неделю / общее число детей, родившихся живыми и мертвыми) х 1000.

Структура причин перинатальной смертности представлена на рис. 1-2 (см. цв. вклейку)

Исходя из деления периода новорождённости, рассчитывают показатели ранней неонатальной, поздней неонатальной и неонатальной смертности. Раннюю неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

(число детей, умерших в первую неделю жизни / число детей, родившихся живыми) х 1000.

Позднюю неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

{Число детей, умерших на 2-4-й неделе жизни (168 ч-27 дней 23 ч 59 мин) /

Число детей, родившихся живыми] х 1000. Неонатальную смертность рассчитывают по формуле:

[число детей, умерших в первые 28 дней жизни (27 дней 23 ч 59 мин) / число детей, родившихся живыми] х 1000.

70-75% ежегодного количества детей, умерших в периоде новорождённости, погибает в раннем неонатальном периоде. Показатель поздней неонатальной смертности во многом отражает частоту случаев отсроченной смерти по врождённым и перинатальным причинам и составляет 20-25% всех умерших в периоде новорождённости. Структура причин ранней неонатальной смертности представлена на рис. 1-3 (см. цв. вклейку). Важно отметить, что в периоде новорождённости в России умирает около половины детей от числа умерших в возрасте до 1 г. Постнеонатальная смертность - более управляемый показатель, чем неонатальная, поэтому по мере улучшения качества педиатрической помощи доля неонатальной смертности в структуре младенческой возрастает. Благодаря совершенствованию перинатальных технологий за последние 10 лет младенческая смертность в нашей стране существенно уменьшилась (рис. 1-4).

Перинатальный период - это период, который начинается с двадцать восьмой недели и заканчивается первой неделей жизни ребенка.

Характерно, что с двадцать восьмой недели развитие ребенка настолько становится совершенным, что он чувствует, как бьется сердце его матери, различает оттенки ее голоса. Поэтому очень важно постоянно обращаться к ребенку как можно более ласковым и спокойным голосом. Нужно постоянно легонько поглаживать живот, потому что любое прикосновение он тоже чувствует и очень часто на него по-своему реагирует, улыбаясь или хмурясь при этом. Легкие ребенка еще недоразвиты, но если он пожелает родиться, то больших проблем для него не будет, ведь ему всегда помогут справиться с трудностями опытные специалисты.

Перинатальный период развития ребенка характеризуется его активностью на двадцать девятой и тридцатой неделе. Он уже свободно двигает ручками и ножками, умеет потягиваться и даже морщиться. Если ребенка что-то тревожит, он реагирует на это более сильными толчками, и это должно насторожить маму.

Очень быстро начинает крепнуть организм ребенка, и к концу тридцать первой недели он начинает накапливать мышечную массу. Но все же еще не совсем развиты некоторые органы. Пупок еще расположен низко. У мальчиков еще не опускаются в мошонку яички, а у девочек половые губы не совсем закрыты. Благодаря появлению слоя в альвеолярных мешочках, у ребенка расправляются легкие, и он уже может вполне самостоятельно дышать. Кровь матери имеет уникальную особенность. Несмотря на очень тонкую плаценту, она никогда не попадает в кровь ребенка и не смешивается с ней, хотя вода и отходы свободно проникают через плаценту.

Перинатальное на тридцать второй неделе примечательно тем, что он располагается головкой вниз, то есть в такой позе он и приготовился уже родиться. Эта поза для свершения родовой деятельности считается правильной, и называется это Но бывает и так, что ребенок может повернуться ягодицами вниз. Это уже сопряжено с определенными трудностями и считается патологией, поэтому здесь уже требуется специальная помощь акушеров.

Тридцать третья и тридцать четвертая недели характерны тем, что ребенок уже вовсю готовится к своему рождению. Вес его доходит примерно до двух килограммов. Волосы на голове становятся все более густыми. Если бы ребенок родился сейчас, то недоношенным он бы уже не считался, дышал бы он уже самостоятельно и большого беспокойства не вызывал.

Перинатальный период на тридцать пятой неделе характерен тем, что у ребенка уже полностью выросли ноготки, причем они бывают такие длинные, что он может даже поцарапать себя еще до своего рождения. Постоянно откладывается жировая клетчатка, благодаря которой плечики ребенка приобретают округлость и мягкость. Цвет глаз у всех новорожденных одинаковый - голубой. Но по истечении некоторого времени он меняется.

Тридцать шестая неделя обусловлена тем, что личико уже имеет все формы настоящего младенца. Щечки полненькие и гладенькие, мышцы губ достаточно развиты, так как ребенок еще в утробе матери интенсивно сосет пальчики. Череп у него мягкий и при рождении имеет свойство немного сплющиваться, но ничего страшного в этом нет.

А появление на свет младенца стремительно приближается. Растет он, как говорится, «не по дням, а по часам». Наступает тридцать седьмая неделя, в период которой жировые клетки интенсивно продолжают накапливаться и отложение жира составляет примерно четырнадцать граммов в день. Ребенок постоянно увеличивается в объеме и опускается все ниже и ниже в тазобедренную область тела матери. В этот период она чувствует, что ей становится легче дышать. Матка с большой силой давит на мочевой пузырь, поэтому опорожнять его приходится намного чаще.

Наиболее интенсивное развитие в перинатальный период наблюдается на тридцать восьмой и тридцать девятой неделе. Вес плода доходит приблизительно до трех килограммов.

Роды могут наступить в любой момент. Шейка матки может начать раскрываться, и плод в любой момент может появиться на свет. Поэтому постоянно надо реагировать на любые, даже малейшие изменения организма.

Итак, наступает долгожданная сороковая неделя, беременность подходит к своей завершающей стадии. Плод окончательно готов к появлению на свет.

Новорожденный, обычно, имеет длину от сорока восьми до пятидесяти одного сантиметра и вес около трех с половиной килограмма.

При первом вздохе ребенка легкие заполняются воздухом, кровь постепенно обогащается кислородом. Основные системы жизнеобеспечения полностью перестраиваются. Главным источником получения питательных веществ является материнское молоко. Масса тела ребенка в первые дни после рождения может незначительно снизиться. Это обусловлено тем, что организм не готов сразу приспособиться к новым условиям внешней среды.

Перепады температуры тоже неблагоприятно сказываются на состоянии организма младенца. Но очень скоро организм приспосабливается к внешнему миру перинатальный период на этом заканчивается.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook