Что такое почва? Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Почва-живая земля» (Образовательная область «Познание»)

«Давайте оживим землю»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.

Задачи.

Познавательны е :

познакомить детей с составом земли;

познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие :

упражнять в умении сравнивать, анализировать;

формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные :

учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;

воспитывать любовь к природе;

учить видеть необычное в обычном;

формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование:

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;

вода, ложечки для воды;

салфетки;

трубочки для коктейля;

поднос для «создания» земли;

поднос с землей и проросшими побегами овса;

иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;

пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Методические приёмы:

загадывание загадки;

вопросы к детям;

дидактическая игра «Откуда горсть земли?»

экспериментирование;

исследование;

использование физминутки

Предварительная работа:

наблюдения на прогулкеза почвой, песком;

рассматривание камней;

экскурсия в парковую зону;

раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя)

Ход занятия.

Организационная часть.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру, я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Я прошу поднять одну руку тех, у кого есть любимое животное, другую руку тех, кому нравится помогать взрослым ухаживать за растениями. Пусть хлопнут в ладоши те, кому нравится пение птиц, возьмут себя за нос те, кто подкармливал их зимой.

Ребята, я вижу, что вы любите природу. А насколько вы ее знаете, я хочу проверить.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку.

И топчут ее, и режут ее,

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать? (Земля)

Сообщение темы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-земля», «матушка»? Какая земля у нас под ногами - твердая или мягкая?

Дети. (Твердая, крепкая, надежная.)

Воспитатель. А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными (предлагает детям надеть шапочки магистров) . Кто знает, чем занимаются ученые?

Дети. (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

(Воспитатель переодевается в магистра неживой п рироды, подводит детей к столам с оборудованием для опытов) .

Здравствуйте ребята! Я – магистр неживой природы и очень рад, что вы заглянули ко мне. В своей лаборатории я провожу опыты. Опыты как фокусы, только им всегда можно дать объяснение.

Экспериментирование .

Исследование песка.

(Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, поч вой.)

Воспитатель. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.

(Дети называют предметы.)

Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок) .

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. (Сыпучий.)

Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. (Нет, сыпучий только сухой.)

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

(Дети рассматривают иллюстрацию пус тыни.)

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вы вод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, пес чинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Исследование глины.

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Какая она?

Дети. (Твердая , состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.)

Воспитатель. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?

Дети. (Она плохо прохо дит сквозь глину.)

Воспитатель. Как изменилась глина?

Дети. (Стала плас тичной, мягкой, из нее можно лепить.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Глина со стоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она ста новится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».

Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.

РАЗ - и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА - и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ - сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ - камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ - я почва - верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы друзья!

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней

Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? \

Дети. (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.)

Воспитатель. Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?

Дети. (Нет.)

Воспитатель. Как они изменились?

Дети. (Стали ярче, красивее.)

Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни и где это было?

В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они «живут «н а земле, под зем лей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намо чить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впи талась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться».)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображе ния крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «По чва - это «живая» земля. Без нее не могут жить расте ния. В почве обитает много разных животных. Она состо ит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и дру гих остатков растений » .

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.

(Дети говорят добрые сло ва. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани, раскрашенной в технике батик.)

А теперь давайте поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображе ниями разных природных ландшафтов нашей

планеты. Они ра змещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепес т ок - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - камени ст ый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусо вой почвой).

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много ка мешков - на лепесток с изображением гор, пакетик с чер ной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песча ной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского бере га.)

Заключительная часть .

Воспитатель. Вам понравилось в моей лаборатории? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накры тый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в зем ле выросли молодые по беги овса - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побе гами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

Литература.

1. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа» — изд. «Линка-Пресс», г. Москва, 1998 г.

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» — изд. «Детство- пресс», г. Санкт-Петербург, 2004 г.;

3. Т.И. Попова «Мир вокруг нас» — изд. «Линка-Пресс», г. Москва, 1998 г.;

4. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» — изд. «ТЦ Сфера», г. Москва, 2004 г.

Конспект ННОД Экспериментальная деятельность "Почему земля кормит"
Цель: познакомить детей с почвой.
Задачи:
Познакомить детей с видами почвы как почва образуется.
Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха и воды.
Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов.
Развивать мышление, речь, внимание.
Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества.
Пополнить словарный запас детей.
Материал:
Комочки сухой почвы.
Колба с водой.
Белый лист бумаги, палочки, лупы.
Свечка, стеклышко, ложка.
Таблица “Почва”.
Семена растений, ёмкости для посадки, лейка, палочки, плёнка.
Ход деятельности
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
-Что это? (Земля)
- О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве)
- Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?
« Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
-Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
-А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)
- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)
-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)А что такое почва?
– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
-Как называется такая почва? (Глинистая.)
- Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.)
-Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
-Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)
- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)
- Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)
- Как вы думаете, что это? (Песок)
А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?(Оранжевым, рыжим)
- А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)
-А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.
Физкультминутка.
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва,земля). Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

Опыт №1. Что спрятано в комочке?

Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)

Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)

Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)

А вы знаете, как образуется почва?

Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”

Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)

Опыт № 2. В земле есть воздух.

Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?

Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).

Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Опыт № 3. Есть ли в почве вода?

Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)

Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком.

(Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)

Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)

Вот какие чудеса таит в себе почва.

А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?

Физкультминутка.

В огород пойдем,

(Маршировать на месте)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

(Имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показать руками)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Идти по кругу, взявшись за руки)

А вы хотите посадить наш огород в группе? (Перед детьми торфяные горшочки, семена редиса, василька, салата, перца, цветной капусты, базилика, моркови, лейка с водой, палочки для посадки)

А что нужно растениям, чтобы они росли?

Скажите, а в какую землю нужно сажать семена? (Во влажную) Почему?

Верно, нам необходимо поливать землю, если она сухая, когда будем сажать растения. Во влажную землю сажать легче.

(Деятельность педагога с детьми по посадке растений)

Ребята, а хотите ещё один эксперимент? Как вы думаете, если мы накроем семена плёнкой они быстрее взойдут или нет?

Хорошо, это мы и проверим.

Итог деятельности

Что узнали о почве?

Какие свойства почвы знаете?

Почему её называют кормилицей?

Как образуется почва?

Что понравилось?

В дальнейшем, вместе с детьми, мы наблюдали за всходами, измеряли их, записывали свои наблюдения и измерения в таблицу. Ребята убедились, что семена под плёнкой взошли быстрее. Выращенную рассаду перца, цветной капусты, мы пересадили в грунт, на участок, а василёк радовал нас своими цветами на уличной клумбе всё лето.

Экспериментальная деятельность даёт почувствовать дошкольникам себя настоящими учёными-исследователями, которые сами могут добывать знания, что является ценным для будущих школьников.

«Давайте оживим землю»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.

Задачи.

Познавательные:

познакомить детей с составом земли;

познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие:

упражнять в умении сравнивать, анализировать;

формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные:

учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;

воспитывать любовь к природе;

учить видеть необычное в обычном;

формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование:

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;

вода, ложечки для воды;

салфетки;

трубочки для коктейля;

поднос для «создания» земли;

поднос с землей и проросшими побегами овса;

иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;

пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Методические приёмы:

загадывание загадки;

вопросы к детям;

дидактическая игра «Откуда горсть земли?»

экспериментирование;

исследование;

использование физминутки

Предварительная работа:

наблюдения на прогулке за почвой, песком;

рассматривание камней;

экскурсия в парковую зону;

раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя)

Ход занятия.

Организационная часть.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру, я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Я прошу поднять одну руку тех, у кого есть любимое животное, другую руку тех, кому нравится помогать взрослым ухаживать за растениями. Пусть хлопнут в ладоши те, кому нравится пение птиц, возьмут себя за нос те, кто подкармливал их зимой.

Ребята, я вижу, что вы любите природу. А насколько вы ее знаете, я хочу проверить.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку.

И топчут ее, и режут ее,

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать? (Земля)

Сообщение темы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-земля», «матушка»? Какая земля у нас под ногами - твердая или мягкая?

Дети. (Твердая, крепкая, надежная.)

Воспитатель. А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными (предлагает детям надеть шапочки магистров) . Кто знает, чем занимаются ученые?

Дети. (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

(Воспитатель переодевается в магистра неживой природы, подводит детей к столам с оборудованием для опытов).

Здравствуйте ребята! Я – магистр неживой природы и очень рад, что вы заглянули ко мне. В своей лаборатории я провожу опыты. Опыты как фокусы, только им всегда можно дать объяснение.

Экспериментирование.

Исследование песка.

(Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.)

Воспитатель. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.

(Дети называют предметы.)

Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок).

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. (Сыпучий.)

Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. (Нет, сыпучий только сухой.)

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Исследование глины.

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Какая она?

Дети. (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.)

Воспитатель. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?

Дети. (Она плохо проходит сквозь глину.)

Воспитатель. Как изменилась глина?

Дети. (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».

Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.

РАЗ - и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА - и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ - сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ - камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ - я почва - верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы друзья!

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней

Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? \

Дети. (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.)

Воспитатель. Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?

Дети. (Нет.)

Воспитатель. Как они изменились?

Дети. (Стали ярче, красивее.)

Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни и где это было?

В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут"на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться».)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва - это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений».

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.

(Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани, раскрашенной в технике батик.)

А теперь давайте поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей

планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - каменистый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков - на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песчаной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского берега.)

Заключительная часть.

Воспитатель. Вам понравилось в моей лаборатории? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

Литература.

1. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа» - изд. «Линка-Пресс», г. Москва, 1998 г.

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - изд. «Детство- пресс», г. Санкт-Петербург, 2004 г.;

3. Т.И. Попова «Мир вокруг нас» - изд. «Линка-Пресс», г. Москва, 1998 г.;

4. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - изд. «ТЦ Сфера», г. Москва, 2004 г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №136»

Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста.

«Давайте оживим землю!»

Нижний Новгород

2016г

Цель: Формировать у детей основы экологической культуры.

Познавательные задачи:

Познакомить детей составом земли.

Познакомить детей тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

Формировать у дошкольников представление о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие задачи:

Упражнять в умении сравнивать, анализировать;

Формировать у детей интерес к объектам живой и неживой природы;

Активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый,пустыня,плодородная.

Воспитательные задачи:

Учить детей работать парами, формировать коммуникативные

навыки;

Воспитывать любовь к природе;

Учить видеть необычное в обычном;

Материалы и оборудование: мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля; поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами овса.

Ход занятия:

Организационный момент

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

1 . И топчут её ,и режут её ,

Она не серчает,

Добром отвечает.

2. Кто нам общая мать?

(Земля)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Почему говорят что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют « мать-земля», « матушка «? Какая земля у вас под ногами – твёрдая или мягкая? (Твёрдая,крепкая,надёжная.)

А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами постараемся сегодня ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

Экспериментирование.

Исследование песка.

Воспитатель: Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией . (Дети , садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной,камнями,почвой. ) Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит. (Дети называют предметы.) Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Сыпучий.) А теперь возьмите трубочку и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей и проведение опыта) Куда делась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой.) Из какого песка легче делать постройку – из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды.Такие места называются песчаными пустынями. (Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.) По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключении воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных.Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки.Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Исследование глины.

Воспитатель: Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной.Как вы догадались, что это глина?(Ответы детей.) Внимательно рассмотрите её. Какая она? (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга .) Давайте нальём в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину .) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из неё можно лепить.) Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться.Ещё в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

В заключении воспитатель делает вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек.Когда глина сухая, она крепкая , твердая, но если её намочить, она становится мягкой и пластичной

Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины.)Её используют в строительстве .

Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения

РАЗ- и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА- и в миг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик на дворе не - ходите вы по мне!

ТРИ – сейчас я холм зыбучий,очень желтый и сыпучий. Осторожней, люди, будьте, если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ- камни мы, крепкие ребята.

И бросать в окошко нас никому не надо.

ПЯТЬ – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной, и деревья и кусты,

Червяки, жуки,кроты.

Всем живущим говорю: « Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы - друзья!

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование.камней

Воспитатель:Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твердые ,холодные,шероховатые и т. п .) Налейте на камни немного воды. Что получилось?Стали ли камни от этого мягче,как глина? Может они слиплись?Куда делась вода? Она впиталась в камни ? (Нет )Как они изменились? (Стали ярче,красивее .) Кто знает где живут камушки? (В горах,в море, в реке, в озере, в пещерах и т.п.) Кто из вас видел камни и где это было?

В заключении воспитатель с детьми делает вывод:»Камни твердые ,крепкие.Они «живут « на земле,под землей, в земле,на дне морей,озер,рек,в вулканах.Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить,они становятся ярче, загадочнее,но не делаются мягче.»

Исследование почвы.

Воспитатель:Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней?Здесь находится особая земля – почва. Рассмотрите её внимательно,исследуйте из чего она состоит. (В ней есть частички черного цвета ,сухие листочки,веточки, песчинки, камешки и т.д .) Почва образуется из опавших листьев и веточек,погибших животных,камешков,песчинок. В ней находится «еда « для растений. Чем больше такой еды, тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло ? (Вода впиталась,почва стала влажной .) Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений,на клумбе. Куда при этом девается вода? (Она уходит в почву, и растение может « напиться «.) А кто живет в почве? (Дети перечисляют,воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т.д.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва – это «живая земля. Без неё не могут жить растения.В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины , песчинок, камушков, корней и других остатков растений.Мы с вами исследовали составные части земли.Назовите их,пожалуйста.(Ответы детей) У нас под ногами – песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.»

Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.Что получилось ?(Земля ) Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей» , «матушкой – землей «.Почему ? (Ответы детей.) На земле растут деревья,травы, кустарники.Земля это ещё и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке –Земле « несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, « живую землю « , на которой всё оживает. Пусть каждый из вас произнесет своё пожелание земле. (Дети говорят добрые слова.В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани,раскрашенной в технике батик.)

Заключительная часть.Мы с вами провели интересные исследования.Что мы выяснили ? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по -другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите,какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся « с землей. (Берет поднос,накрытый тканью,и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса – во время беседы педагог незаметно меняет поднос в землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова.Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Будем наблюдать, что произойдет с землей и растениями дальше.

Что такое почва?

Полезно0

Ответы на вопрос (16)

Помню, в детской энциклопедии был описан эксперимент: надо было подержать тыквенное семечко на влажной тряпочке, а когда оно прорастет, посадить в землю . Сразу же по приезде в деревню я попробовала выполнить эту нехитрую инструкцию. Долгие месяцы прополки, поливов – и я даже смогла получить первый урожай: маленькую тыкву с папин кулак размером. Это было мое первое знакомство с почвой.

Что такое почва

Почва – это верхний плодородный слой земли, где и можно посадить растения. А все почвы нашей планеты вместе называются педосферой.



Она важна для нас по нескольким причинам:

  • В ней появляются и питаются растения , которые, в свою очередь, употребляем в пищу мы сами.
  • В ней обитает множество живых организмов.
  • На ней располагается множество важных объектов – например, здания и дороги.

Обитатели почвы

Долгое время я была уверена, что в почве никто не живет – максимум, какие-нибудь личинки или червячки . На деле, почвенный мир очень богат и разнообразен.

Это и пушистые суслики , проживающие в своих норах и питающиеся не только растениями на лугах , но и подземными насекомыми и кореньями.



И очаровательные кролики . Да-да, в дикой природе они тоже выкапывают норки, чтобы в безопасности от хищников ночевать там.



И даже сурки . В честь них даже есть специальный праздник, «День сурка». В этот весенний день сонного беднягу вытаскивают из уютной норки. Если он убегает обратно – считается, что еще полтора месяца быть холодам. Иначе все празднуют скорое потепление.



Под землей ползают кроты, роющие длинные подземные коридоры. Из-за такого образа жизни они имеют мощные передние лапы и практически полностью слепы.



Как человек вредит почве

Занимаясь хозяйственной деятельностью, мы иногда наносим почве непоправимый вред:



Другой пример – сбор урожая . Не оставляя на полях плодов, мы не даем им сгнивать , лишая почву полезных удобрений.



Что с этим делать

Чтобы исправить нанесенный вред, надо заботиться о почвах. Почву, используемую в сельском хозяйстве, необходимо поливать и удобрять , как и места выпаса животных.



От опустынивания поможет посадка деревьев – они не дают вымываться и выветриваться всем полезным веществам и жидкостям из земли.

Полезно4

В детстве, будучи совсем мальчишкой, я очень любил ковыряться в земле «в поисках кладов» . Сейчас мне кажется это смешным, но тогда я относился к этой затее со всей серьезностью. Порой удавалось вырыть довольно внушительные ямы, однако, свое сокровище я так и не нашел:(Таков мой первый опыт в изучении почвы .



Что такое почва

Почва - тончайший слой земной коры , без него невозможно существование растений . Можно рассматривать почву как живое , так и неживое природное вещество. В почвенном слое происходит тесное взаимодействие таких оболочек как:

  • атмосфера;
  • гидросфера;
  • биосфера;
  • литосфера.

Одним из важнейших качеств является обеспечение растений необходимыми для существования веществами и водой . В составе содержатся минералы, вода, воздух , обилие микроорганизмов и частички органики , представляющие собой отходы растительного происхождения. В зависимости от района, толщина этого слоя может колебаться от 4 метров до нескольких сантиметров .



Как появилась на Земле

В далекие времена поверхность нашей планеты представляла собой голую каменистую пустыню . Шли годы, и со временем, под влиянием разрушительной силы ветра , породы разрушались , превращаясь в мельчайшие частички . Они и стали той основой, на которой стало возможным формирование почвы . Перепады температур создавали в горных породах трещины , ветер и водные потоки уносили остатки. После прямо на скалах стали появляться первые «поселенцы» - растения . Из поколения в поколение растения росли и гибли, перемешиваясь с минералами , и постепенно образовали новое вещество - почву .



Формирование почв

Существует понятие как материнские породы , а именно горные , на которых возможно почвообразование . Они выступают в роли источника минеральных компонентов, и характеризуют химический состав и механические особенности. Такие режимы слоя как водный и тепловой , скорость выветривания, зависят от климатических особенностей района расположения. В свою очередь микроклимат зависим от растительного покрова , снабжающего слой органикой . Важную роль играют представители живого мира , населяющие почву , способствуя скорому разложению органических отходов и разрыхлению . Образование плодородного слоя происходит по определенному сценарию:

  • выветривание - процесс разрушения горной породы;
  • поселение бактерий , водорослей и грибов;
  • формирование пленки, в результате деятельности микроорганизмов;
  • на пленке поселяются лишайники и мхи - представители низших растений;
  • со временем количество органики увеличивается , ее перерабатывают бактерии;
  • образование перегноя - субстанция черного цвета, именуемая гумусом ;
  • непосредственное появление растений , благодаря наличию необходимых веществ в перегное.


Типы почв

Эти процессы проистекаю достаточно длительное время , результатом становится расщепление слоя на горизонты - однородные слои одинакового цвета, структуры и строения. В зависимости от выражения тех или иных горизонтов, их составу, происходит классификация почв по типам :

  • пойменные - вдоль речных русел;
  • серобурые и буры е - в пустынях;
  • каштановые - сухие степи;
  • черноземы - степные области;
  • лесные серые - лиственные леса;
  • подзолистые - смешанный лес, тайга;
  • глеевые - тундра;
  • арктические - район Арктики .

Почва как природный капкан

Всем известно такое явление как зыбучие пески, формирующееся за счет образования корки в верхнем высушенном слое песка .



Наступив на такой участок, человек рискует провалиться в своеобразный песчаный капкан и самостоятельно выбраться будет очень трудно .

Полезно1

Если мне хочется вспомнить моменты из детства, то в голове сразу всплывают воспоминания, как я ездила на лето к бабушке и копалась в земле. Самым интересным занятием я считала именно такие себе детские раскопки, потому что думала, что где-то точно зарыт клад! Но натыкалась я на разных червячков, жучков, и чем дальше копала, тем интереснее и волнующе для меня было обнаружить что-то ценное. Найти клад мне так и не удавалось, я расстраивалась, поэтому бабушка сказала, что настоящий клад - это наша почва. Она поведала мне научную и интересную историю, которой я с вами сейчас поделюсь.



Что же такое почва

Почва - это верхний плодородный слой земли, с помощью которого растения обеспечиваются водой, воздухом и необходимыми питательными веществами. Также почва необходима для существования всех живых организмов. Именно поэтому в почве можно встретить дождевых червей, муравьев и прочих млекопитающих, например, тушканчиков и сусликов, которые питаются на поверхности, а спасаются от врагов именно в почве.

Слои почвы

Состав почвы меняется в зависимости от глубины. Если изучать почву с помощью разреза, то можно заметить, что она состоит из таких частей:

  • твердой;
  • жидкой;
  • газообразной;
  • живой.

В твердой части превалируют минеральные вещества , которые с обломками горных пород образуют крупные фракции и формируются в процессе выветривания. Размеры обломков могут достигать нескольких сантиметров. Это является причиной рыхлости почвы. В жидкой фазе преобладает вода с растворенными газами и органическими веществами, которые попали при просачивании . Почвенный воздух занимает поры, которые не заняты водой, поэтому в состав газообразной части почвы входят органические соединения (N2, СО2 и др.), которые определяются характером химических и биологических процессов, протекающих в почве. В живую часть почвы входят микроорганизмы и представители беспозвоночных .



Виды почв

Почвы подразделяются на:

  • черноземы;
  • лесные;
  • подзолистые;
  • каштановые;
  • слабоподзолистые;
  • тундровые и другие.

По исследованиям геологов существует более 100 типов почвы, однако самым плодородным из них является чернозем.



Уход за почвой

Почва является источником урожая . Однако после его сбора содержание гумуса уменьшается, поэтому землевладельцы удобряют почву. Ежегодно почву необходимо перекапывать для пропускания воздуха и воды.



Рыхлить ее необходимо уже перед самым посевом. Также необходимо удобрять минеральными солями. Из природных удобрений можно выделить навоз и торф.

Полезно1

И снова немного воспоминаний из университетских лет. Постараюсь объяснить все просто и понятно. Для начала напомню, что такое почва. П очва - это комплекс минералов, воды, воздуха, органических веществ, а также бесчисленных живых организмов . Почву можно назвать «кожей земли». Почва поддерживает жизнь в растениях и является незаменимой для существования жизни на планете. И это поразительно!



Основные функции почвы

У почвы есть множество функций. Почва играет очень важную роль для существования любой экосистемы: леса, огорода, прерии, гор, пригородов и т. д. Существует 6 основных функций почвы:

  1. Почва способствует росту всех растений.
  2. Почва изменяет атмосферу поглощая и «выдыхая» газы.
  3. Почва - это дом для животных , которые живут в ней, например, мыши. Также почва является местом обитания бактерий, червей, насекомых, грибов, вирусов и т. д.
  4. Почва поглощает, сохраняет, отдаёт и, что самое важное, очищает, опресняет и наполняет полезными минералами и веществами большинство вод на Земле.
  5. Почва производит и перерабатывает питательные и полезные вещества, включая углерод, необходимый для поддержания жизни на планете.
  6. Почва является фундаментом мира : дорог, мостов, зданий и т. д.


Виды почв

Существует множество видов почв, и у каждой есть свои характеристики. У каждого вида почвы есть своя история и свои слои. Обычно почвы состоят из 3–4 слоев. Чаще всего, первый слой - это органический слой . Бывает разной толщины. Второй - минеральный. Следующий слой почвы - это комбинация минералов, органических веществ и глины. Может содержать концентрации солей и песка. Часто присутствует в более старых видах почв и в лесных территориях. Последний слой почвы - это камни, такие как гранит, базальт и другие крепкие породы. Каждый из слоев наполняет и дополняет другой. Сделав разрез почвы, можно рассказать ее историю на протяжении тысяч лет.



Без почвы, как и без воды существование жизни на планете невозможно . Почва обеспечивает нас продуктами питания, растениями, чистой водой и служит фундаментом для наших домов.

Полезно0

Моя мама заядлый дачник-огородник, и с детства она пыталась привить любовь к огороду и мне, я в основном занималась сбором ягод и прополкой грядок и клумб от сорняков, поэтому, что такое почва знаю не понаслышке, для тех, кто не в курсе, давайте расскажу поподробнее…



Почва и земля одно и то же или нет

Если говорить простым человеческим языком, то почва - это то, что мы привыкли называть землей . Все, что мы видим вокруг себя, растет в почве :

  • трава;
  • цветы;
  • деревья;
  • грибы;
  • кустарники и др.

Так как в почве содержится много полезных элементов , она является идеальным местом для прорастания различных культур .



Состав почвы

Когда я была маленькой, то часто задумывалась, из чего же состоит почва, рассматривала ее, а сейчас, после полученных знаний в школе, уже точно знаю, что в состав почвы входят :

  • различные минеральные вещества;
  • вода;
  • воздух;
  • органические вещества.


Минеральных веществ в почве содержится больше всего - это песок, алеврит и глинистые минералы. Воды в почве содержится 20–30% , этот процент увеличивается в период дождей и сокращается в период засухи. Воздух также важен для нормального роста и развития растений , воздухообмен в почве не позволяет загнивать корням. А органические вещества представляют собой останки отмерших корней, растений и животных , по другому, это можно назвать перегной . На даче мы дополнительно вносим перегной в почву, с ним растения лучше растут.

Виды почв

На территории России наиболее распространены следующие виды почв:

  • чернозём;
  • суглинистая;
  • глинистая;
  • песчаная;
  • супесчаная;
  • известковая
  • болотистая.

К наиболее благоприятным для выращивания огородных и садовых культур относят чернозём и суглинистую почву , они содержат большое количество полезных микроэлементов , достаточное количество органических веществ , они также удерживают тепло и влагу и обладают хорошим уровнем воздухообмена , поэтому на таких почвах все растет быстро, и получают большой урожай .



Остальные почвы (глинистые, песчаные, супесчаные, известковые, болотистые) называют «бедные» и на них сложно что-либо вырастить.

Улучшить состав почвы и приспособить ее под выращивание различных культур можно с помощью торфа, золы, навоза, перегноя и др.

Полезно0

Почву изучают специалисты - почвоведы .Так как я учусь на биологическом факультете, то на первом курсе у нас была дисциплина почвоведение. На ней я узнала много нового, почва - это не просто земля (почвоведы считают это самой грубой ошибкой, когда почву называют землей). Сейчас расскажу, что же в ней есть интересного.



Компоненты почвы

Выделяют 4 основных компонента почвы:

  • На первом месте минеральные вещества : (50-60% ), они образуются в процессе разложения серы, азота, фосфора. Они содержатся в почве + поступают от живых организмов. В дальнейшем эти вещества участвуют в круговороте и в итоге опять возвращаются.
  • Меньше содержится воды (25-30%) . Различают лед, пар, химически связанную воду (с примесями) и свободная вода .
  • Воздух , необходимый почвенным организмам, колеблется в пределах 15-20% .
  • Органические вещества , оставшиеся от живых веществ, занимают 10% почвы.


Теперь, зная состав, можно определить понятие почвы .

Почва - относительно неглубокий плодородный слой литосферы, в котором происходит активный круговорот веществ.

Каждый квалифицированный почвовед знает фамилию Докучаева . Он создал в конце 19 века классификацию почв , которой пользуются до сих пор! Например, глеевые, подзолистые и так далее, эта тема заслуживает отдельного поста. :)



Изучается в лаборатории

Основные характеристики почвы можно определить с помощью химической реакции : содержание карбонатов с проверяют добавлением серной кислоты, тогда углекислый газ выделяется, и мы видим бурление.

Если в почве есть блестящие крупинки, то там есть кремнезем , также могут быть включения (камни, органические остатки), окись или закись железа, глей . Все эти вещества очень влияют на плодородие почв. Многие почвы привязаны к определенным участкам земного шара, но люди ее изменяют.



При изменении почв страдают ее жители . Ее населяют микроорганизмы, простейшие , множество беспозвоночных и даже некоторые позвоночные животные.

За состоянием почв нужно следить, удабривать, но не переусердствовать с удобрениями, чтобы она не стала ядовитой, а помогала нам, как и мы ей. :)

Полезно0

Почва наша кормилица , я это знаю наверняка, ведь все свое детство я прожила в деревне. У нас был огромный участок, на котором мы выращивали различные овощи, ягоды и даже некоторые виды фруктов. Сейчас я уже живу и работаю в городе, но все же подумываю о покупке небольшого дачного участка, ведь так приятно осенью собирать свой урожай.



Понятие почвы и ее отличие от грунта

Очень часто почву называют грунтом, но на самом деле, почва – это лишь верхняя часть грунта (верхнего слоя литосферы), переработанная растениями и живыми организмами и обладающая плодородием.



Структура почвы состоит из четырех фаз:



Плодородие почвы

Плодородие - самая важная характеристика почвы, определяющая способность покрова обеспечить растительность необходимыми для нее питательными элементами, водой, кислородом и воздухом .

Плодородие почвы может быть нескольких видов:



Самой плодородной почвой считается чернозем , слой гумуса (перегноя) такой почвы может достигать толщины в 1 метр. Черноземные почвы идеально подходят для выращивания всех культур, а так же для животноводства. Суглинистые почвы тоже могут быть использованы для выращивания неплохих урожаев, а вот остальные виды почв обладают низкой плодородностью.

Полезно0

Когда я была маленькой, я часто ходила на огород. Однажды мы с бабушкой собирали урожай, и она произнесла слова, которые я запомнила на всю жизнь: «Земля-матушка родит. Спасибо ей за это!». Тогда я еще не совсем поняла смысл сказанного. Осознание пришло ко мне несколько позднее. Мне кажется, эти слова отражают значимость почв для всего живого. С тех далеких пор почва , в моем понимании, это неизменный источник пропитания , а значит и источник жизни.



Что такое почва с научной точки зрения

Почвой называется природный компонент, сформировавшийся в верхней части земной коры в результате деятельности людей и животных, влияния растений, особенностей рельефа, а также климатических факторов.

Что такое плодородие почв

Я думаю, понятие «плодородие почв» знакомо всем. Особенно актуально оно для садоводов и огородников. Плодородными почвами называются те, которые способны обеспечить произрастающие на них растения необходимыми для их развития и воспроизводства питательными веществами и влагой. С таких почв можно получить хороший урожай. Поэтому дачники так и стараются «удобрить» землю на своих участках. Мы на своем огороде тоже ежегодно занимались удобрением земли, чередовали высадку различных культур на одном месте, а иногда и попросту давали земле заслуженный отдых.



Виды плодородия почв:



Элементы плодородия почв

Плодородие почв напрямую зависит от многих факторов. К ним можно отнести:

  • Тепловая энергия.
  • Географическое положение.
  • Уровень увлажнения почв.
  • Качество воды.
  • Глубинная структура.
  • Минеральный состав.

Полезно0

Ответ на этот вопрос я постигла ещё в детстве, когда родители начали меня брать с собой на дачу. Из почвы мне приходилось выдёргивать сорняки и поливать её, чтобы лучше росли помидорки с петрушкой. Из влажной земли можно было лепить шарики и с соседскими детьми швырять их в столб «на меткость». А ещё на ней росли мои любимые груши и персики. В общем, познакомилась я с почвой очень близко, и когда в школе на уроке естествознания нас спросили, почему землю называют кормилицей, у меня уже был готов ответ.



Почва - это тонкий слой земли

Это, относительно всей планеты, достаточно тонкий слой, состоящий из раскрошившихся горных пород и продуктов жизнедеятельности разных организмов . Количество этих самых «продуктов» определяет гумусность почвы , то есть её плодородие . Объясняется это просто. Разные микроорганизмы, черви и одноклеточные разлагают органику (съедают с вытекающими последствиями) на микроэлементы. Этот «коктейль» отлично усваивается растениями, придаёт им сил и бодрости. :) По сути это самое лучшее и экологически чистое удобрение, которое только можно придумать. Существуют даже специальные «гумусные фермы», где земляные червяки трудятся не покладая хвоста, вырабатывая удобрения.



Обитатели почвы

Почва - это целый густонаселённый микромир. В одном кубическом метре земли может содержаться до 10 в четырнадцатой степени (надо 10х10 и так 14 раз) организмов . Даже сложно себе представить. Но, как и в любой экосистеме, у всех обитателей есть свои «ниши»:

  • бактерии и простейшие (нанофауна) обитают в почвенной воде , для них это целые озёра;
  • для более крупных дышащих воздухом двухвосток и клещей (микрофауна) - почва представляется пещерами;


  • многоножки и земляные черви (мезофауна) из-за своих габаритов уже вынуждены рыть себе тоннели, как шахтёры;


  • Что такое почва

    Мы каждый день ходим по земле. Она нас кормит, поэтому мы должны быть благодарны ей .

    Почва - это самый верхний уникальный и плодородный слой земной коры , который имеет свои особенности. К основным свойствам почвы я бы отнесла такие:

    • плодородность - для человека главная особенность, потому что мы используем земли для ведения сельского хозяйства;
    • водопроницаемость и влагоемкость - земля пропускает через себя и удерживает влагу;
    • порозность и скважность - в земле всегда есть поры, через которые попадают в нее воздух и вода (без них земля станет сухой, а растения погибнут);
    • твердость и липкость почвы.

    Поверьте, что если бы не было этих свойств, то наши земли были бы совершенно другими. Возможно, это были бы просто камни или вязкая и липкая глина. Природа умна, она дает нам много возможностей. Человеку же остается заботиться о наших почвах и природе в целом.



    Типы почв

    Наши почвы очень разнообразные. В степях - это чернозем, а в пустынях - сыпучие пески. В разных местах - разные почвы.

    Задумывались ли Вы, почему на разных территориях разных почвы? Например, в школе я задавала учительнице это вопрос. Тогда она мне ответила, что все зависит от географической широты и климата местности. Сейчас я знаю, что это правда, потому что т ип почв зависит от климата местности .



    Какие бы ни были земли, человек смог найти к ним подход. На разных почвах можно садить разные виды растений, для которых подходит именно данный климат.

    Полезно0

    что такое почва представление имею и вам расскажу. Даже научу, как ее механический состав определить . Вдруг кому пригодится.



    Что такое почва

    Почва - это особое природное образование, являющееся переходным между веществом живым и мертвым, тонкая прослойка земной коры, в которой происходит взаимодействие всех частей геосферы . Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера здесь очень тесно сотрудничают, именно в результате этого почва и образуется. Такой вот замкнутый круг получается! Благодаря литосфере формируется механический и минеральный состав почвы, происходит распределение влаги и тепла. Биосфера снабжает почву органикой, способствует ее рыхлению и перемешиванию. Но главный творец в деле почвообразования - это климат . Ведь как раз от него зависит влажность и температура почвенного покрова, типы и скорость химических реакций происходящий здесь, видовой состав растений и живых организмов.



    Как образуется почва

    Толщина слоя почвы везде разная : где-то она составляет всего несколько сантиметров, а где-то - до трех метров. Образовывается она о-о-очень медленно , например, чтобы полностью обновился минеральный состав почвы на метровую глубину, должно пройти не менее 10 тысяч лет. Расскажу поподробнее, как происходит этот важный процесс. Горные породы постепенно разрушаются и крошатся, на этой мягкой (относительно, конечно) субстанции, после попадания влаги поселяются первые жители: водоросли, грибы и бактерии. От их деятельности образуется тончайшая органическая пленочка, способная дать приют мхам и лишайникам. Дальше - больше: количество органических веществ постепенно увеличивается, и почва становится… плодородной . А в этом и заключается главная ее ценность!



    Немного практики

    Классификаций почв по различным показателям очень много . А вот понять, почему морковка на огороде расти не хочет, а вместо красивой и длинной получается корявой и монстрообразной, поможет разделение почв по механическому составу . Они бывают:

    • легкие (песчаники и супесчаники);
    • среднетяжелые (суглинки);
    • тяжелые (глинистые).

    Так вот, приехав в деревню, попрактикуйтесь: возьмите горсть земли, намочите, чтобы получилось подобие пластилина, и начните катать «колбаску», толщиной 2-3 мм. Получилось? Теперь попробуйте свернуть из нее кольцо. Варианта всего четыре:

    • кольцо красивое и прочное - это тяжелая почва , для получения хорошего урожая моркови в нее надо добавить песка;
    • «колбаска» хорошая, а вот кольцо трескается и разворачивается - среднетяжелая почва , самая подходящая для морковки;
    • скатать «колбаску» удалось, но в кольцо она никак не сворачивается - легкая почва , супесчаная , тоже подойдет для выращивания корнеплода;
    • не получилось даже «колбаску» слепить - почва легкая, песчаная , капризный овощ в ней расти не будет.

    Удивите бабушку своими глубокими познаниями в почвоведении! :)

Понравилось? Лайкни нас на Facebook