Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Презентация на тему: Мониторинг качества образования в ДОУ, как единый управленческий подход

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Подготовила:

старший воспитатель

МДОУ детского сада №1

г.Ярославля

Фандюшина Ольга Вячеславовна

24.08.2012

Мониторинг – относительно недавно появившееся в лексиконе педагогике понятие. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как происходящее от латинского monitor (монитор) и обозначающее постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

По другой версии (См.: регион: управление образованием по результатам: Теория и практика/ под ред. П.И. Третьякова. М., 2001 г.), понятие мониторинг происходит от латинского слова monitor (монитор) – «предостерегающий» и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.

Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

Выделяют виды мониторинга:

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга - результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.

Медицинский мониторинг обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости - коррекция данных условий.

Психологический мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.

Управленческий мониторинг организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Предмет диагностики управленческого мониторинга – деятельность образовательного учреждения. Направления – диагностическая работа с детьми, с родителями, с сотрудниками.

Особенности мониторинга:

Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1-3- 5 лет.

Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

При проведении мониторинга основное внимание направляют на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

Мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой либо системы с намеченным.

Методы мониторинга:

Изучение продуктов детской деятельности;

Игровые, тестовые задания;

Проведение контрольно-оценочных занятий;

Собеседование с педагогами, родителями и детьми;

Анкетирование и опрос;

Анализ документации;

Наблюдение;

Структура мониторинга в ДОУ

1 блок Обеспечение условий осуществления образовательной деятельности

2 блок Качество деятельности учреждения

3 блок Результативность деятельности ДОУ

Структура мониторинга дает объективную информацию о деятельности дошкольного учреждения.

Новая личностно-ориентированная образовательная парадигма поставила в центр внимания личность ребенка с ее индивидуальным своеобразием, возрастными особенностями и темпом развития. Система дошкольного образования России стала качественно иной:

Изменились ценностные ориентации, определяющие цели дошкольного образования, его содержание, модель педагогического взаимодействия, педагогические технологии;

Система дошкольного образования стала вариативной;

Начал складываться качественно иной механизм экспертной оценки и мониторинга качества образовательных услуг.

В настоящее время педагогические исследования проблемы качества разрабатываются в следующих направлениях:

  • понятие качества образования;
  • способы оценивания качества образования;
  • механизм управления качеством образованием;
  • информационные технологии, мониторинг и качество образования ,
  • система управления качеством образования и др.

Различные методологические и теоретические подходы неоднозначно определяют качество образования:

в контексте личностно-ориентированной модели образования его качество определяется уровнем развития личности;

с позиций системного подхода – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую;

в аспекте деятельностного подхода - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений;

культуросообразная модель определяет качество как творчество личности;

программно-целевой подход, с точки зрения реализации целей;

представители результативного подхода считают, что оценка качества основывается на определении степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности за определенный период;

затратный подход определяет качество с точки зрения возможных и реальных затрат (финансовых, материальных, трудовых ресурсов) на достижение того или иного результата.

Проблема качества образования на сегодня является наиболее дискуссионной в теории и практике педагогики. Отсюда вытекает то многообразие подходов к реализации проблемы, которое мы отмечаем в практической деятельности руководителей образовательных учреждений.

На сегодняшний день у нас нет единых подходов в определении параметров, критериев, показателей, по которым можно было бы назвать и определить качество дошкольного образования, его результаты. К ним можно отнести:

  • знания, умения и навыки. Исключить ЗУНы из оценки качества образования также недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним.
  • показатели личностного развития, такие как креативность мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.
  • уровень готовности ребенка к школе, что является основанием преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования.
  • психолого-педагогические условия развития ребенка в ДОУ. Развитие ребенка предусматривает создание для этого специальных условий и именно поэтому государственные стандарты дошкольного образования разрабатывались как государственные требования к условиям.
  • изменение профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе. Качество образовательной работы в детском саду зависит от педагога, его профессиональной компетенции, мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т.д.
  • рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада является прямым следствием результатов образовательного процесса.

Это далеко не полный перечень результатов образования.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании» (c изменениями и дополнениями, внесенными в 2007г.) «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ…;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ».

Эта система, так называемых, 3-Т.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:

6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.

То есть если стандарт общего образования включает, условно говоря, – 3-Т. То стандарт дошкольного образования определяет только 2 требования: к структуре программы и к условиям.

Таким образом, на дошкольное образование не распространяется действие понятия «федеральный государственный образовательный стандарт», структура которого, согласно Закону, состоит не из двух, а из трех «Т» (дополнительно – требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы).

Многие ученые и практики задают вопрос: Возможно ли качественное построение образовательного процесса и, вообще, модернизация системы дошкольного образования, если этот процесс и эта система не ориентированы на результат?

Не оставляем надежды, что стандарт дошкольного образования будет, потому что эти 2 группы требований (к структуре программы и условиям ее реализации), не полны. Да, возможно, требования к результатам освоения программы будут специфическими. Все программы, которые сейчас существуют, начиная с Руководства для воспитателя детского сада (1945 года), определяют хоть какие-то результаты освоения программы.

В настоящее время нет единого мнения относительно того, что понимать под развитием детей дошкольного возраста. Нормы и критерии возрастного развития имеют чаще всего лишь условно – обобщенный вид. Анализ вариативных программ и технологий показал, что отсутствие государственных стандартов дошкольного образования приводит к тому, что минимальные и оптимальные нормы развития ребенка-дошкольника, определяемые авторами этих программно-методических пособий, нередко носят субъективный и произвольный характер.

Согласно Федеральным Государственным Требованиям

П.3.5 Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное образовательное учреждение несёт ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования своих выпускников (пп.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально - ориентированных методик не тестового типа; критериально - ориентированного тестирования, скрининг - тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. В тоже время, при создании данных рекомендаций по организации и содержанию системы мониторинга в ДОУ мы ориентировались на Федеральные требования, в которых сформулированны основные задачи образовательных областей и описаны примерные планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (интегративные качества ребенка).

Мониторинг детского развития носит индивидуальный характер и проводится воспитателями два раза в год (1-2 неделя сентября и 1-2 недели мая). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л,С.Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) и мониторинг детского развития . Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

При проведении мониторинга образовательного процесса проверяется уровень освоение ребенком всех образовательных областей («Здоровье» «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественной творчество», «Музыка»). На основе промежуточных критериев достижения ребенком планируемых результатов освоения программы воспитатель заполняются таблицы №2 (1), №2 (2), №2 (3). Результаты заносятся в итоговою таблицу №2.

Таблица 2

Группа ___________

Дата проведения мониторинга

Фамилия, имя ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Труд

Безопасность

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Музыка

Итоговый

результат

где оценивается освоение образовательных областей на начало и конец года и выводится итоговый результат по интегративному качеству «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Оценка производится по баллам.

1 балл - требуется внимание специалиста;

2 балла - требуется корректирующая работа педагога;

3 балла - средний уровень развития;

4 балла - уровень развития выше среднего;

5 баллов - высокий уровень развития.

Для получения итогового результата необходимо сложить к омплексные оценки всех 10 образовательных областей:

1 балл - требуется внимание специалиста – итоговая сумма менее 10;

2 балла - требуется корректирующая работа педагога – итоговая сумма 11-20;

3 балла - средний уровень развития – итоговая сумма 21-35;

4 балла - уровень развития выше среднего – итоговая сумма 36-44;

5 баллов - высокий уровень развития – итоговая сумма 45-50.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. По каждой образовательной области подобраны соответствующие методики диагностики, которые разрабатывались творческой группой педагогов, на основе изучения диагностической литературы.

Данные о результатах мониторинга образовательного процесса воспитатель заносит в специальную индивидуальную карту развития ребенка.

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

В Федеральных требованиях уточняется, что «...планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы».

Интегративные качества, представленные в Федеральных требованиях, выступают в роли характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного детства:

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности».

Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

При проведении мониторинга детского развития проводится оценка развитие интегративных качеств. Заполняются таблицы №1 (1), №1 (2), №1 (3). В графу оценки уровня интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками» заносится итоговый результат из таблицы №2. Подводя итоги развития интегративных качеств на начало и конец года заполняется таблица №1. На начало года таблица заполняется синей пастой, а на конец красной.

Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную индивидуальную карту развития ребенка. Где педагог строит диаграмму развития интегративных качеств. Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка. Для этого педагог отмечает в диаграмме количество набранных ребенком баллов по каждому интегративному качеству и соединяет показатели линией.

На диаграмме проведена горизонтальная пунктирная линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству располагается ниже этой линии, то необходимо провести дополнительную оценку развития данного качества другими специалистами. Если результат по одному или нескольким интегративным качествам равен 2 баллам, то требуется корректирующая работа педагога. Если результат равен 1 баллу, то требуется внимание специалиста.

Итоговый результат выставляется как «высокий уровень», если не менее чем по шести интегративным качествам оценки поставлены как «высокий уровень», а остальные выставлены не ниже «выше среднего уровня»

Итоговый результат выставляется как «выше среднего уровня»:

Если по всем интегративным качествам выставлен «выше среднего уровень»;

Если количество оценок «средний уровень» и «высокий уровень» совпадают;

Если «выше среднего уровень» выставлен не менее чем по шести интегративным качествам.

Итоговый результат «средний уровень» выставляется, если:

По всем интегративным качествам выставлен «средний уровень»;

Количество оценок «требует внимание специалиста и корректирующей работы педагога» и «высокий уровень» совпадают

-«средний уровень» выставлен более чем по шести интегративным качествам.

Итоговый результат «низкий уровень» выставляется, если более шести интегративных качества имеют оценку «требует внимание специалиста и корректирующей работы педагога».

Если будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, педагогу необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративных качеств. И отразить эту программу мероприятий в индивидуальной карте развития.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Подводя итоги мониторинга педагог заполняет аналитическую справку по результатам мониторинга освоения образовательного процесса и мониторинга детского развития.

Таким образом, система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Индивидуальная карта развития воспитанника

Особая проблема при психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка состоит в фиксировании его результатов. В нашем детском саду разработана карта индивидуального развития, которая является инструментом:

  • Для организации систематического, целенаправленного наблюдения за ребенком в течение всего периода пребывания его в детском саду;
  • Для фиксирования результатов психолого-педагогической диагностики;
  • Для координации деятельности всех специалистов учреждения;
  • Для живой связи педагогов с родителями воспитанников, учителями начальной школы

Такая карта заводится на каждого ребенка при поступлении в детский сад и сопровождает его на протяжении всего времени пребывания в нем. Карты хранятся в группах детского сада. Заполняется воспитателем и специалистами на начало и конец года учебного года. В карту вносятся рекомендации для активизации процесса развития интегративных качеств ребенка, а также рекомендации по освоению образовательных областей.

Для родителей предусмотрена анкета по выявлению склонностей и интересов ребенка, его особенностей. Предлагаем так же родителям написать небольшой рассказ о своем ребенке, о своей семье.

Такая карта помогает приучить педагогов к анализу и обобщению своих наблюдений, результатов диагностики ребенка. Каждый период должен заканчиваться обобщением-выводом, обозначением трудностей или особенностей развития ребенка и проектированием дальнейшей работы на основе сделанных выводов.

Желательно анализ результатов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка иллюстрировать детскими работами по изобразительной, речевой деятельности, познавательной деятельности, которые педагоги вкладывают в отдельные файлы.

Педагоги и специалисты должны понять, что карта – это «не лишняя писанина», а документ, в значительной степени отражающий их уровень профессионального мастерства, психолого-педагогической компетентности. Карта должна быть документом, четко отражающим динамику развития ребенка, как основной результат деятельности педагога.

monitor Длительное слежение за какими-либо Объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.

1 2 Модель профессиональ- ной компетентности педагога ДОУ 3 Виды мониторинга: Психологический мониторинг 4 Управленческий мониторинг 2 Медицинский мониторинг Педагогический мониторинг

Структура мониторинга в ДОУ 1 блок Обеспечение условий осуществления образовательной деятельности 2 блок Качество деятельности учреждения 3 блок Результативность деятельности ДОУ

Показатели качества дошкольного образования Знания, умения, навыки. параметры Уровень готовности ребенка к школе Рост и падение престижа ДОУ в социуме. Изменение профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе. Психолого-педагогические условия развития ребенка в ДОУ. Показатели личностного развития

Стандартизация – общемировая тенденция В России: Высшее образование Среднее общее образование ФГОС Начальное общее образование Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП

Дошкольное образование Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования Промежуточные Итоговые Описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы Раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей

Мониторинг образовательного процесса Мониторинг детского развития Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Мониторинг образовательного процесса Проверяется уровень освоения ребенком всех образовательных областей: «Здоровье» «Физическая культура» «Социализация «Труд» «Безопасность» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка »

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Любознательный, активный. Эмоционально отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Для организации систематического, целенаправленного наблюдения за ребенком в течение всего периода пребывания его в детском саду; Для фиксирования результатов психолого-педагогической диагностики; Для координации деятельности всех специалистов учреждения; Для живой связи педагогов с родителями воспитанников, учителями начальной школы

Кадровый потенциал Творческих успехов, оптимизма, высоких достижений, коллеги! С уважением Ольга Вячеславовна!


Масловская Марина Вячеславна

воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад

Новосибирская область, Краснозёрский район

Мини-проект по теме «Организация системы текущего мониторинга в детском саду».

Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам), что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определенных ресурсных затрат. Поэтому в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».

На мой взгляд, наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характеристика достижений ребенка 6 лет).

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.

Таким образом, по результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В теории менеджмента качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

К основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести: -знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним; -показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.; -уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования; -психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ: создание специальных условий; профессиональная компетентность педагога -рост или падение престижа ДОУ в социуме.

Для детей: «хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме… Для родителей: эффективное обучение и воспитание детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического… Для педагогов: сохранение психического, физического здоровья детей, положительная оценка руководителями ДОУ и родителями, успешное освоение ООП ДО воспитанниками поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием и т.д.

Для руководителей ДОУ: -сохранение психического и физического здоровья детей, успешность деятельности педагогов и воспитанников, -качественная реализация ООП ДО, -отсутствие предписаний контролирующих органов – отсутствие замечаний по внешней и внутренней оценке качества образования в ДОУ -повышение престижа ДОУ ФГОС ДО направлен на: «обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения…»

Управление (философия) - деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели. Управление - это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый [ для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации Теория управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Возможна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Эти два высказывания имеют большое значение для выработки эффективной технологии управления качеством дошкольного образования Для обеспечения качества недостаточно констатации брака, необходимо выявить и проанализировать причины его возникновения, а также спроектировать и организовать мероприятия по повышению уровня качества. Именно в этом и заключается управление качеством

Алгоритм действий по управлению качеством образования: -определение и обоснование объектов мониторинга; -проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга; -анализ, систематизация, структурирование -полученных эмпирических данных; -оценка и интерпретация полученных данных; -соотнесение с данными предшествующих мониторингов; -прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.

По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса: 1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация. 2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей. 3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Управление качеством на современном этапе – это «целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие». Обновление здесь предполагает: отказ от методов административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных личностей.

Мониторинг качества образования, как единый управленческий подход включает в себя: -ресурсное обеспечение или качество условий -качество деятельности дошкольного учреждения -качество результатов деятельности ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области «Мониторинг качества образования в ДОУ, как единый управленческий подход» С.В. Судкова старший воспитатель 1 категория

Предварительный просмотр:

МКДОУ № 22 г. Аши

для сборника

Мониторинг качества образования в ДОУ, как единый управленческий подход.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта.

Общественный - определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны ), социальный - соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

При этом качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Выделяется два подхода к управлению качеством : один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ .

Задача, стоящая перед образовательными учреждениями любого типа может быть сформулирована следующим образом.

Во-первых, нужно задать такие критерии, на основе которых из совокупного социального опыта можно выделить ту часть, что составит содержание образования, разработать процедуры, посредством которых это выделение окажется возможным осуществить фактически.

Во-вторых, нужно задать такие критерии и разработать такие процедуры, посредством которых можно распределить выделенное содержание в учебном пространстве и времени.

Управленческая деятельность в современном развивающемся дошкольном учреждении должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым качественным состоянием образовательного процесса; достигнутыми и требуемыми результатами развития детей согласно государственному стандарту образования с учетом возможностей каждого ребенка. В условиях обновления содержания образования и предъявляемых государством требований к его качеству значительно возрастает роль научного управления дошкольным образованием. Управлять научно - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе и направлять (планировать, организовывать) его в соответствии с этими тенденциями с учетом объективных возможностей.

Управление - это не декреты и указы, это механизм.

Поэтому сегодня мы рассматриваем мониторинг качества образования, как единый управленческий подход. Что это значит? Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг, проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности образовательного Учреждения стандартам и требованиям дошкольного образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном учреждении. Принятие управленческих решений, основанных на фактах и данных, требует точных данных и способствует своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.

Так как мониторинг качества образования включает наблюдение, оценку и прогноз , для разработки программы мониторинга качества образования в нашем Учреждении положен следующий алгоритм действий, которым мы руководствуемся:

определение и обоснование объектов мониторинга;

проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга;

анализ, систематизация, структурирование полученных эмпирических данных;

оценка и интерпретация полученных данных;

соотнесение с данными предшествующих мониторингов;

прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.

Система получения точных данных о состоянии деятельности Учреждения и принятия обоснованных решений обеспечивается посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать её развитие. В нашем дошкольном учреждении на современном этапе его развития динамично функционирует система мониторинга качества образования по шести блокам:

Менеджмент и качество управления;

Качество учебного плана, образовательной программы;

Достижения воспитанников. Здоровье и здоровый образ жизни;

Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов;

Культура образовательного учреждения, психологический климат;

Образовательные ресурсы ДОУ;

Выделяются объекты мониторинга, в частности качество: образовательного процесса; ресурсообеспечения; управления; результатов работы образовательной системы Учреждения.

Работа по проведению мониторинга качества образования в нашем Учреждении предполагает: наличие стандарта дошкольного образования, норм и требований (исходя из чего ставились цели и с чем будут сравниваться полученные результаты); выработку критериев оценки качества образовательного процесса и показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения соответствия стандартам (нормам); сбор данных о качестве образования в МКДОУ № 22 г.Аши и научно – педагогическую экспертизу; принятие и исполнение управленческого решения, и оценивание результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.

На основании обобщения различных подходов можно сформулировать принципы мониторинга качества образования, определить его функции, структуру и условия организации в дошкольном учреждении.

Принципы : научности, непрерывности, прогностичности, динамичности, междисциплинарности, гуманизации, коллегиальности.

К функциям относим: интегративную, диагностическую, экспертную, информационную, прагматическую.

Условиями для эффективной реализации мониторинга качества образования в МКДОУ № 22 г. Аши являются: компетентность и всесторнность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга;унифицированность форм предоставления информации; непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации; оптимальность количества объектов мониторинга качества, информационных данных; обеспечение быстрой обратной связи.

К методам мониторинга качества образования в Учреждении относятся: изучение продуктов детской деятельности; игровые тестовые задания; проведение контрольно – оценочных занятий; собеседования с педагогами, родителями и детьми; анкетирование;

анализ документации, хронометраж режима и др.

Обновление управления МКДОУ № 22 г.Аши, прежде всего, связывается с формированием системы информационно – аналитической деятельности как основного инструмента управления, мониторинга качества образования. Вся информация по мониторингу качества образования подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, заведующий Учреждением должен постоянно быть информирован о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного образования. Он должен своевременно получать информацию обо всех новых нормативно – директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. Немаловажной является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы учреждения. К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в Учреждении, которые определены в социальном заказе дошкольному учреждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, орган управления). Требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем для решения.

Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников, сведения о педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально – технической базе; об организации питания и медицинском обслуживании; сведения о внешних связях с другими организациями. Очень важно предъявить к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно краткой.

Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, в образовательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю, чтобы оценить работу учреждения за день, неделю, месяц, полугодие. Стратегическая информация – это данные об итогах учебного года, аттестации педагогических кадров, лицензировании и аккредитации всего дошкольного учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др., а, иначе говоря, провести мониторинг качества образования.

Эффективность организации и результатов мониторингового процесса в дошкольном учреждении достигается, когда отслеживание качества происходит на всех уровнях управления Учреждения : стратегическом, тактическом, оперативном. В связи с этим всегда возникает необходимость формирования общих целей по отслеживанию качества образования, распределения прав и обязанностей между работниками, организации непрерывности мониторинга, мотивации субъектов, координации, контроля и регулирования совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в экспертизе и оценки качества образования. Эти задачи решаются в детском саду комплексно и целенаправленно в процессе организационного управления мониторингом качества образования. В то же время процедуры по управлению качеством всегда предполагают процесс взаимодействия сотрудников по достижению качества запрограммированного результата, поэтому необходимым шагом в детском саду стало делегирование полномочий по управлению качеством образования субъектам управляющей подсистемы. В коллективе все должны быть заняты общим делом, вместе идти к намеченным целям – тогда коллектив добивается положительных результатов.

Управляющая подсистема, по определению М.М.Поташника, представляет собой «совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций».

В нашем дошкольном учреждении управляющая подсистема представлена коллективным субъектом – помимо заведующего это: старший воспитатель и заместитель по административно – хозяйственной работе, педагог – психолог, специалист по кадрам, юрист, старшая медсестра, воспитатель группы. Все они помогают заведующему в управлении; осуществляют опосредованное руководство в соответствии с заданными целями, программой развития учреждения и ожидаемыми результатами.

Новое понимание миссии управления в повышении качества образования требует переосмысления предназначения управляющей подсистемы в Учреждении и рассмотрения её как аппарата управления качеством. Управленческая команда в нашем МКДОУ № 22 г. Аши – это группа людей, связанных единством понимания перспективы развития системы Учреждения и методов её достижения, проводящих в коллективе единую согласованную политику по достижению поставленных целей. Другими словами – это эффективно действующая группа управленцев, сплотившихся вокруг своего лидера на профессиональной и личностной основе. Главным отличительным признаком «команды» мы считаем способность её членов к совместным действиям, направленным на достижение коллективно программируемых результатов. Иначе говоря, это совместная деятельность членов управленческой команды по организации мониторинга качества образования в Учреждении, консолидации усилий специалистов для решения задач, направленных на повышение качества образования, объединения усилия управленцев по отслеживанию и оценке качества образования, выработки перспективы развития дошкольного учреждения. Также управленческая команда вырабатывает единые подходы по качественной и количественной оценке результатов деятельности МКДОУ № 22 г. Аши. Командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, даёт возможность всем членам команды – рабочей группы, оценить качество образования в дошкольном учреждении со своей точки зрения, сделать экспертизу качества собственной деятельности и деятельности подчинённых, наметить «точки роста». Использование полученных мониторинговых данных для рефлексии и коррекции деятельности способствует профессиональному развитию субъектов, каждого члена коллектива образовательного учреждения, что находит своё отражение в повышении эффективности управления в МКДОУ № 22 г. Аши и качества услуг, предоставляемых дошкольным учреждением населению.

Условия формирования управленческой команды в любом образовательном Учреждении нам видятся следующим образом:

  • чёткое видение стратегических путей повышения качества образования, развития;
  • единство целей и ценностных ориентаций участников управленческой команды;
  • гуманистические и демократические приоритеты, как во взаимопонимании команды, так и в осмыслении ими сущности процесса мониторинга качества образования, в котором велика роль самоанализа, самооценки, самоактуализации, самоуправления;
  • коллективный поиск оптимального пути и решений проблемы информационного обеспечения управления качеством образования;
  • оптимальное распределение функций, прав и полномочий в мониторинговых процедурах;
  • определяющая роль руководителя, его уважение к членам команды, максимальное делегирование полномочий, обязанностей, организация устойчивых коммуникаций, чёткие координационные связи;
  • высокий уровень компетентности и культуры членов команды.

В нашем дошкольном учреждении обеспечивают деятельность по мониторингу качества образования пять членов управленческой команды:

заведующий МКДОУ № 22 г.Аши – общее руководство мониторингом качества образования и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа системе Учреждения и его выполнение (сбор информации о заказчиках: родителях, школе, их потребностях и удовлетворённости в услугах Учреждения); мониторинг кадрового обеспечения и др.;

старший воспитатель – педагогический мониторинг (отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса в дошкольном учреждении государственным стандартам: качество реализуемой программы воспитания и обучения детей и её выполнение; взаимоотношение взрослых и детей; предметно – развивающая среда; другие показатели образовательного процесса в Учреждении: уровень развития детей в разных видах деятельности в соответствии с установленной «зоной ближайшего развития» каждого ребёнка, готовность его к обучению в школе и др.);

заместитель заведующего по хозяйственной работе (мониторинг материально – технического обеспечения образовательного процесса);

старшая медсестра – мониторинг здоровья (отслеживание состояния, положительных и отрицательных тенденций здоровья воспитанников: заболеваемость, физическое развитие, состояние основных функциональных систем и др.; выявление факторов отрицательно влияющих на самочувствие и здоровье детей и др.);

педагог – психолог – социально – психологический мониторинг (система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития ребёнка; слежение за системой коллективно – групповых и личностных отношений детского и взрослого сообщества в Учреждении).

Все вышесказанное можно представить в виде модели управления мониторингом качеством образования, которая включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели Учреждения в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Модель можно разделить на составляющие элементы, при отсутствии хотя бы одного составляющего - модель работать не будет.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ. На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ. На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке. Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации - пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ. Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса. Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного образования - организация воспитательно-образовательного процесса. Уже отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитиеребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению воспитательно-образовательного процесса. Используется такая закономерность, как взаимное «пронизывание» различных видов детской деятельности.
Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации Учреждения необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения. По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса. Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий. Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. Данная информация необходима для оценки деятельности Учреждения по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Понятие качество образования – это баланс следующих составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты, спрогнозированный процесс и результаты. Сегодня, когда основными социальными заказчиками деятельности образовательных учреждений выступают прежде всего родители, школа, общество; деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Управление качеством на современном этапе - это «целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие». Обновление здесь предполагает: отказ от методов административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных личностей. Создание гибкой структуры неформальных отношений в переходе на более низкие структуры при принятии решений на совместную с работниками образовательных Учреждений выработку стратегии, проявляющуюся в видении новых коллегиальных органов управления и освоения демократического стиля руководства и контроля. Концептуальные основания такой оценки качества образования определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, в котором определены государственные гарантии качества образования.

Старший воспитатель МКДОУ № 22 г.Аши С.В.Судкова


Понравилось? Лайкни нас на Facebook