Особенности психоэмоционального состояния подросткового возраста. «Психические состояния подростков» материал по психологии на тему

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)

Работу выполнила :

Козловская Ольга Викторовна

учитель биологии

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Сакская средняя школа №2»

г. Саки Республики Крым

г. САКИ-2016

ТЕЗИСЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К НЕВРОТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЯМ У ПОДРОСТКОВ

Актуальность исследования.

Цель исследования – изучение влияния стресса на формирование невротических состояний у подростков.

Задачи исследования :

В результате теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования установлено, что для подросткового возраста характерно развитие невротических состояний, которые чаще всего детерминированы наличием стресса.

Следует отметить, что формирование невротических состояний обусловлено высоким уровнем агрессивности, тревоги, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости. Проведенное нами исследование будет полезно и необходимо не только для родителей и педагогов, но и для школьных психологов, которые могут на ранней стадии формирования невротических состояний осуществлять психокоррекционную и психопрофилактическую работу.

С ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ... .................................................................. ..... .. 7

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста…….…..7

1.2. Особенности проявления психологического стресса………………..8

1.3. Психологические особенности проявления тревожности у подростков……………………………………………………………………....…12

1.4. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте ……………………………………………………………16

Выводы к разделу I ………………………………………………………..16

РАЗДЕЛ II . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ …………………………………………………………..…..…………..17

2.1. Характеристика групп испытуемых…………………………………17

2.2. Методы и методики исследования……………………………………17

2.3. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………..20

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……25

Список используемой литературы ……………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение проявления стресса у подростков является одной актуальных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей проявления стресса у подростков.

Невротическое состояние - защитное приспособление к реальности неуверенного в себе человека, вызванное психотравмирующей ситуацией. Невротические состояния очень часто приводят к неврозам, которые, в свою очередь делят на три вида: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию .

Таким образом, невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. Ранняя диагностика невротических состояний у подростков позволит предотвратить формирование неврозов и поможет учителям, школьным психологам и родителям своевременно обратить внимание на проблемы подросткового возраста.

Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс, и как следствие - развитие невротического состояния.

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль играют взаимоотношения со сверстниками, значимыми взрослыми, а также проблемы, которые возникают в школе (переутомляемость, большая загруженность в школе, астения, снижение концентрации внимания и общей работоспособности)

Объект исследования - психологические особенности проявления стресса у подростков.

Предмет исследования - особенности проявления стресса у девочек и мальчиков в подростковом возрасте.

Цель исследования - исследование влияния стресса на формирование невротических состояний у подростков.

Гипотеза исследования. Формирование невротических состояний у подростков определяется их уровнем и видом агрессивных реакций, тревожности, экстраверсии или интроверсии. Существуют различия в проявлении стрессовых реакций у мальчиков и девочек подросткового возраста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи :

1. Изучить особенности проявления и возникновения стресса у подростков.

2. Выявить причины стресса у подростков, а именно исследовать проявление агрессии и тревожности.

3. Определить механизм возникновения стресса у подростка.

4. Провести эмпирическое исследование, направленное на диагностику невротических состояний у подростков, установить разницу в их проявлении между мальчиками и девочками.

Методы исследования:

    Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина)

    Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)

    Опросник Г.Айзенка

Теоретико-методологической основой нашей работы послужили исследования известных психологов, которые посвящены проблемам подросткового возраста, взаимосвязи невротических расстройств с особенностями психического развитии, положениям о периодах возрастных кризисов.

РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Мы исходим из того, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией, которая в подростковом возрасте формируется с развитием самосознании.

Подростковый возраст является образованием культуры, имеющий историческую и социальную обусловленность. Подростковый этап в развитии личности не имеет стабильных границ и с развитием культуры отодвигается на все более старший возраст и увеличивается в продолжительности.

Подростковый возраст характеризуется потенциальной возможностью осознанного и целенаправленного вхождения человека в культуру Интеллектуальный потенциал в подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления подростка от взрослого заключается лишь в том, что у подростка меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры.

В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Особенностью подросткового возраста является формирование самосознания, характерная черта которого – появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую присущими именно ей, в отличие от других людей, качествами. В этот период жизни подросток начинает активно позлащать информацию.

1.2. Особенности проявления психологического стресса.

Формы проявления стресса.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).

Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию. На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.). Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состоянии) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности.

1.3. Особенности проявления тревожности у подростков

Важное место в современной психологии занимает изучение аспектов тревожного поведения. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростковый возраст часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место в подростковом возрасте, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги подросток переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у мальчиков и девочек подросткового возраста может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности подростков. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием мальчиков и девочек в наиболее значимых для них областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.

Наблюдения за поведением мальчиков и девочек не привели к обнаружению половых различий, однако при опросе учителей и самих испытуемых выяснилось, что девочки более робки и тревожны.

Так, половые различия по тревожности не связаны с возрастом испытуемых: они примерно одинаковы у детей и взрослых. Однако данные по различным видам тревожности (общая и социальная тревожность) противоречивы.

Таким образом, вопросы изучения подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов - выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения. Не последнее место занимает изучение гендерных различий в проявлении тревожности.

1.4. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравнению с младшим школьным возрастом, пик этих изменений приходится примерно на 12-13 лет. Подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека.

В подростковый период жизни человека, конечно же, и эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения. Что же происходит с развитием эмоциональной сферы подростка?

Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем старшие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.

Исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только с взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, так «на все сто», но сели его что- то расстроило, то он чувствует себя жутко несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает «черным» или «белым», но обычно «полосатое как зебра».

Такой всплеск в эмоциональной жизни подростков многие авторы прежде всего связывают с балансом двух основных видов нервных процессов- возбуждения и торможения. В подростковом возрасте, по сравнению со «средним детством» (возрастом 7-11 лет) и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения - ослабевают. Таким образом, получается, что одни и те же жизненные события вызывают у подростков более яркий эмоциональный отклик и успокоится им гораздо сложнее.

Между тем, эмоции и чувства подростков в большей степени относятся к их внутренней жизни. Внешне же они выражаются в меньшей степени, чем у детей. И даже в самых доверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своих переживаниях.

Еще одна важная особенность эмоциональной сферы подростков- возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности. Например, молодые люди могут любить и ненавидеть кого- то одновременно, и при этом оба чувства могут быть совершенно искренними.

Имеются данные, что так называемые «трудные» неблагополучные подростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) ярко отличаются от своих благополучных сверстников, в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой, разнообразной и интересной.

Эмоциональное развитие мальчиков - подростков отличается от развития девочек. Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков - нет.

Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере- резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения - например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же как таковые они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-либо в руках и т.п.). Подобные бурные реакции - попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях.

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет. Получается, что 13 лет - возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п.

Как считает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях» И без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом.

Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.

Вывод ы к разделу I

    Стресс - системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие,имеющая приспособительное значение.

    Невротические состояния могут быть вызван ы действием неблагоприятных факторов и выражающихся в нарушениях эмоциональной сферы человека и различных вегетативных расстройствах. Основной причиной невроза являются различного рода социальные конфликты (ссоры, обиды, несправедливое отношение со стороны других, эмоциональный стресс и т.п.), в результате которых у человека может возникнуть болезненное переживание неудачи, внутренние конфликты, чувство недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

    В качестве главных проявлений невротических состояний выступают различные нарушения эмоциональной сферы: подавленное настроение, слезливость, тревога, страх, повышенная тревожность, вербальная или косвенная агрессия, отчаяние, нетерпимость, раздражительность. В практической части нашей работы именно эти проявления мы постараемся изучить и показать разницу в их проявлении у мальчиков и девочек.

РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Характеристика групп испытуемых

Целью нашей работы является выявление невротических состояний у подростков. В исследовании приняли участие 30 (15 мальчиков и 15 девочек) подростков – учеников МБОУ «Сакская СШ № 2». Возраст подростков –12 -13 лет.

В нашей работе мы использовали следующие диагностические методики: опросник диагностики состояния агрессии Басса-Дарки, опросник тревожности Спилберга-Ханина, опросник Айзенка для диагностики эксраверсии, интроверсии и эмоциональной стабильности.

2.2 Методы и методики исследования

Для диагностики агрессивных и враждебных реакций подростков нами был использован опросник Басса-Дарки.

А. Басса, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) -1, 3, 7.

Тестирование проводилось в коллективной форме, в спокойной, непринужденной обстановке, где подросткам предлагалось 75 утверждений, на которые они должны были ответить либо «да», либо «нет».

Для диагностики тревожности подростков нами был использован опросник Спилберга-Ханина

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Для диагностики, направленной на выявление экстраверсии-интроверсии подростков нами был использован опросник Г. Айзенка, который включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник даёт возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

    1. Анализ полученных результатов и их интерпретация.

Результаты психологического тестирования с помощью опросника Айзенка для диагностики свойств и определения типа темперамента находятся в таблице 2. 3. 1.

Таблица 2.3.1

Данные опросника Айзенка

Экстраверсия – интроверсия

12(40 %)

18 (60 %)

Нейротизм – эмоц. стабильность

21 (70 %)

9 (30 %)

По результатам данной методики мы можем наблюдать, что у девочек экстраверсия выражена больше чем у мальчиков. 18 девочек, что составляет 60 % от всей выборки, более общительны, предприимчивы, неусидчивы, предпочитают проводить время в веселой компании, активны. Мальчики, в отличие от девочек, более эмоционально нестабильны. 21 мальчик, что составляет 70% от общего числа испытуемых, более неустойчивы, раздражительны, эмоционально лабильны, конфликтны возбудимы.

Данные тестирования по опроснику агрессивности Басса-Дарки расположены в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Опросник агрессивности Басса-Дарки

По результатам таблицы видно, что у мальчиков по сравнению с девочками больше выражена физическая и вербальная агрессия , а также общий индекс агрессивности. У девочек по сравнению с мальчиками наблюдается более высокий уровень негативизма, раздражительности, обиды, косвенной агрессии и выраженного чувства вины. Шкала подозрительности практически одинаково представлена и у мальчиков, и у девочек.

В таблице 2.3.3 отражены показатели по методике оценки тревожности и агрессивности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина .

Таблица 2.3.3

В результате проведения данной методики видно, что п оказатель тревожности преобладает больше у девочек, чем у мальчиков. У 18 девочек, что составляет 67 процента, тревожность наиболее высока, по сравнению с мальчиками, у которых уровень тревожности равен 33 %. Неагрессивные реакции одинаково представлены в обеих группах: у 10 % мальчиков, и у 11 % девочек. Следует отметить, что у девяти подростков неагрессивных реакций не было выявлено и вовсе. К агрессивным реакциям опять-таки склонны и девочки, и мальчики. 12% девочек и 13 % мальчиков проявляют повышенную агрессивность, тогда как у пяти подростков исследуемой группы данный показатель не обнаружен.

Выводы

    В результате теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования установлено, что для подросткового возраста характерно развитие невротических состояний, которые чаще всего детерминированы наличием стресса. Следует отметить, что формирование невротических состояний обусловлено высоким уровнем агрессивности, тревоги, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости.

    Установлено, что существуют различия в проявлении стрессовых реакций у девочек и мальчиков. Так, например, у девочек-подростков наиболее выражена склонность к косвенной и вербальной агрессии, а у мальчиков - к вербальной и физической агрессии. В целом же показатели видов агрессии у мальчиков и девочек подростков различаются незначительно.

    У девочек количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (ответы подростков содержат в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица), то есть, у данных испытуемых явно выражен мотив агрессии; кроме этого у девочек преобладает уровень негативизма, обиды раздражительности.

    У мальчиков количество агрессивных реакций доминирует над числом неагрессивных (ответы подростков содержат в себе явное оскорбление или угрозу в адрес другого лица), то есть, у данных испытуемых явно выражен мотив агрессии; однако, мальчики более эмоционально стабильны по сравнению с девочками. Кроме этого, девочки по отношению к мальчикам более экстравертированы.

    Таким образом, на основании проведенного э мпирического исследования мы можем сделать вывод о том, что степень выраженности компонентов , которые могут привести к невротическим состояниям, у подростков различна . В исследовании принимали участие 30 учеников средней школы и у 27 из них можно установить склонность к формированию невротических состояний. Проведенное нами исследование будет полезно и необходимо не только для родителей и педагогов, но и для школьных психологов, которые могут на ранней стадии формирования невротических состояний осуществлять психокоррекционную и психопрофилактическую работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется в частных сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Причины подростковых проблем разнообразны. Одна из них - желание утвердиться и выделиться, сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил. Этот протест может привести подростка в одну из многих неформальных групп различного толка, может подтолкнуть его к побегу их дома, бродяжничеству. В особо тяжелых ситуациях у подростков может проявиться суицидальное поведение - мысли о смерти, соответствующие угрозы, попытки самоубийства.

В нутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями: у юношей-подростков все показатели агрессии выражены гораздо более сильно, чем у девушек. У юношей, в отличие от девушек (у девушек агрессивность, в основном, существует потенциально - в формах страха или зависимости) агрессивность обнаруживается как тенденция или реальность поведения. У юношей-подростков преобладает прямая физическая и вербальная агрессия; в отличие от них, у девушек преобладает косвенная вербальная форма агрессии.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: существуют различия стрессовых реакций у мальчиков и девочек подросткового возраста. Целью проводимого в рамках нашей работы эмпирического исследования стало выявление различий в уровне агрессивности, невротизма, тревожности у девочек и мальчиков.

Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что степень выраженности компонентов агрессивного поведения, невротизма, тревожного поведения у подростков различна .

Таким образом, цель нашего исследования - изучить проблему проявления стрессовых реакций в подростковом возрасте между мальчиками и девочками, и выявить различия в уровне агрессивности у юношей и девушек - достигнута; задачи реализованы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.-369 с.

    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. –М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-384с.

    Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.- 288с

    Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. – 489 с.

    Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 320 с.

    Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: ПоР, 2006. – 160 с.

    Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры тревожности у подростков. // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 2003. С. 6–7.

    Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004. – 319 с.

    Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.Е.Артюхова

Студентка кафедры СПП, ВлГУ, Бобченко Т.Г.

К.пс.н., доцент СПП, ВлГУ г. Владимир, Российская Федерация

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье рассматривается понятие эмоциональных состояний, их особенности в подростковом возрасте, преобладающие эмоциональные состояния у подростков и уровень их выраженности, уровень тревожности и фрустрации в подростковом возрасте, определяются группы проблемных подростков.

Ключевые слова

Эмоциональные состояния, подростковый возраст, тревожность, фрустрация, группа проблемных подростков.

Изучение механизмов возникновения эмоциональных состояний актуально для психологической науки нашего времени, так как психическое состояние человека влияет на различные виды его деятельности, на качество жизни в целом. Такие исследования в отечественной психологии были проведены Е.П. Ильиным, В. Вилюнасом, А.О. Прохоровым, Л.В. Куликовым, Н.Д. Левитовым. Так Е.П. Ильин определяет эмоциональные состояния как психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения человека .

Эмоциональные состояния подростков характеризуются рядом особенностей: легкость возникновения эмоциональной напряженности и психологического стресса, постоянная смена настроения, частое появление аффективного состояния, они сильнее поддаются воздействию страстей, подросток цепляется за свои эмоции, что приводит к запиранию себя в бесконечный круг переживаний (В.Г. Казанская), старшие школьники имеют самый высокий уровень тревожности по сравнению с другими возрастами (В.Р. Кисловская), они часто испытывают чувство вины, в связи с этим у них все чаще появляется такое эмоциональное состояние как фрустрация, но при этом они склонны к проявлению радости больше, чем к проявлению негативных эмоций (Е.П. Ильин).

Цель проведенного нами исследования: выявить преобладающие эмоциональные состояния подростков - учащихся общеобразовательной школы и уровень их выраженности. Для достижения поставленной цели был использован метод тестирования ("Самооценка психических состояний" Г.Ю. Айзенка, «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ)» К. Изарда). База исследования: МАОУ СОШ № ХХ города Владимира. Исследуемую группу составили: ученики 8 класса (возраст - 14-15 лет). Количество исследуемых - 19 человек, 8 мальчиков, 11 девочек.Опишем полученные результаты.

1.Тест "Самооценка психических состояний " (Г. Ю. Айзенк).

У 41% подростков выявлен высокий уровень тревожности. Подростки с высоким уровнем тревожности испытывают неизвестную, неопределённую опасность, которая зачастую существует только в сознании этих подростков. Чаще всего ониотмечали у себя такие качества и состояния как неуверенность, беспокойный сон, уныние, наивность, боязнь трудностей.

Средний уровень тревожности имеют 38% испытуемых. Это более или менее спокойные подростки, достаточно активные и общительные, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №05/2017 ISSN 2410-6070_

Низкий уровень тревожности имеет 21% учащихся. Подростки, имеющие низкий уровень тревожности, общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различные жизненных ситуациях, сдержанность чувств.

Результаты исследования показали, что высокий уровень фрустрации имеют 30% исследуемых.Подростки с высоким уровнем фрустрации часто испытывают разочарование, тревогу, раздражение и даже отчаяние. Чаще всего они указывали на то, что падают духом при неудачах, чувствуют себя беззащитными, иногда испытывают состояние отчаяния, в трудные минуты хотят, чтобы их пожалели, теряются перед трудностями, считают свои недостатки неисправимыми.

Средний уровень фрустрации имеют 37% исследуемых. Средний уровень фрустрации говорит о том, что фрустрация имеет место, но не очень часто. Таких подростков сильно расстраивают неудачи, они часто испытывают состояние отчаяния, чувствуют растерянность перед трудностями, иногда ведут себя по-детски, чтобы их пожалели.

Низкий уровень фрустрации имеют 33% подростков. Такие подростки имеют высокую самооценку, неудачи и трудности их не пугают.

2. «Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ). К. Изарда.

Подростки отметили, что чаще всего испытывают следующие эмоциональные состояния уныние (13%), возбуждение (11%), внимание (10%), собранность (10%), наслаждение (15%), счастье (18%), радость (13%). Реже подростки наблюдали у себя наличие таких состояний как: удивленный (8%); изумленный (6%); пораженный (6%), гневный (8%), безумный (5%), чувствующий неприязнь (7%), чувствующий отвращение (8%), презрительный (6%), пренебрегающий (5%), пугающий (5%), страшный (7%), сеющий панику (7%), застенчивый (5%), робкий (9%), сожалеющий (8%), виноватый (6%), концентрированный (8%), печальный (9%).

По результатам исследования можно выделить три группы проблемных подростков. Первая группа -подростки с высоким уровнем тревожности, эти подростки часто испытывают такие эмоциональные состояния как уныние, робость, боязнь трудностей. Профилактическая работа с этой группой должна включать в себя повышение уровня эмоциональной стабильности, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации, снижение страхов. Вторая группа - подростки с высоким уровнем фрустрации, они отмечают у себя такие эмоциональные состояния как возбуждение, гнев, вина, страх, уныние, сломленность. Профилактическая работа с этой группой состоит из рассмотрения основных причин появления фрустрации и объяснения их подросткам, развития у детей правильного понимания трудностей, воспитания волевых черт характера, воспитание выносливости и самообладания, включения подростков в активную деятельность. Третья группа - подростки с высоким уровнем и тревожности, и фрустрации, они часто испытывают уныние, боязнь трудностей, неуверенность в себе, чувство беспомощности. Профилактическая работа в данной группе включает снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, повышение уровня эмоциональной стабильности, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, снижение страхов, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, развитие умения самоанализа, отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации. Работа должна проводиться не только с самими подростками, но и с их родителями, коллективом учителей в школе, также важно создание соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у подростка чувства защищенности.

Список использованной литературы:

1. Вилюнас В. Психология эмоций: хрестоматия. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 496 с.: ил. -(Хрестоматия по психологии).

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

3.Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - 2-е издание, дополненное. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 283 с.

4.Психические состояния. Хрестоматия / сост. Куликов Л.В. - СПб.: Питер, 2010 г. - 512 с

© Артюхова А.Е., 2017

Подростковый возраст является очень важным периодом в жизни каждого человека. Это время, когда ребенок находится на грани взросления. Он начинает осмыслять себя как личность, у него формируется система ценности, он задумывается над вопросами, которые пару лет назад не пришли бы ему в голову. Подобное «переформатирование», естественно, сопровождается целым рядом психических проявлений. Каких именно? Об этом мы сегодня и поговорим.

Не секрет, что настроение у подростков меняется по сто раз на дню: от открытости и доверительности он может переходить к агрессии и злобе, приступы откровенности сменяются часами замкнутости и отстраненности. Закономерно, что такое поведение вызывает беспокойство у родителей.

Следует помнить, что причиной всему является гормональная перестройка организма, которая не только характеризуется активным ростом и развитием тела, но и определенным образом отражается на состоянии психики.

Большинство исследователей сходятся на мысли, что психические состояния подростков также напрямую связаны с коммуникативной сферой: от того, с кем и как общается тинэйджер, зависит его самоощущение и, следовательно, поступки.

Психологи называют ряд черт, свойственных эмоциональной сфере детей в возрасте от 12 до 16 лет. Во-первых, это повышенная эмоциональная возбудимость: практически все подростки отличаются вспыльчивостью, страстностью, максимализмом . Они резки и нетерпимы, готовы горячо отстаивать свои взгляды, но при этом легко увлекаются новыми идеями и задачами. Вместе с тем их эмоциональные переживания по сравнению со, скажем, детьми младшего возраста, характеризуются большой устойчивостью.

Во-вторых, у многих подростков повышен уровень тревожности : они боятся показаться смешными, быть непринятыми в кругу сверстников и т.д. Значительная часть возникающих переживаний связывается с собственной . В-третьих, подростки, как никто другой, стремятся принадлежать к определенной социальной группе, а потому крайне болезненно переживают неодобрение товарищей. В этой связи можно назвать и сильный страх быть отвергнутым, которому подвержены практически все молодые люди.

Отрицательные психологические состояния подростков

Если говорить непосредственно о негативных проявлениях, то следует в первую очередь отметить постоянную раздражительность, внутренний дискомфорт, которым сопровождается взросление. Многие тинэйджеры на приеме у врача жалуются, что им тяжело собраться с мыслями, справиться со своими эмоциями, контролировать свое поведение. Как правило, их действия и поступки напрямую зависят от ситуации.

Как правило, отношение к окружающим при этом является скорее негативным, причем эти чувства могут быть направлены как на конкретный предмет (родителей, какого-то определенного педагога), так и на все сразу (всех взрослых, школу). Отсюда то и дело возникающие у подростков аффективные вспышки: приступы ярости, грубости, желание во что бы то ни стало нарушить дисциплину.

Следует отметить, что психические состояния подростков могут меняться на прямо противоположные: это время, когда ребенок раскачивается на своеобразных эмоциональных «качелях»: от уверенности в своих силах до осознания собственной ничтожности, от приподнятости до апатии, от радостного возбуждения до вялости и отстраненности. Чаще всего подобные проявления являются вариантом нормы, а потому не должны становится причиной для беспокойства.

Как помочь подростку в период кризиса?

Родители часто жалуются специалистом, что не могут справиться со своим непутевым чадом, более того – они попросту не представляют, как с ним общаться. В большинстве случаев врачи советуют просто переждать этот тяжелый период – рано или поздно он закончится, и поведение ребенка станет более ровным и сдержанным.

Конечно, жить под одной крышей с бунтующим тинэйджером – далеко не сахар, но именно в это время следует проявить понимание, терпение и мудрость. Если ваш сын или дочь выводят вас из себя, постарайтесь понять их. Поверьте, им тоже очень нелегко. Проявите к ним уважение, попробуйте общаться с ними на равных.

Не давите на ребенка, но и не попустительствуйте ему: необходимо нащупать тонкую грань, которая проходит между тотальным контролем и вседозволенностью. Помните о том, что в этом возрасте дети ощущают себя очень ранимыми и одинокими, даже если всеми силами пытаются продемонстрировать обратное. Они нуждаются в вас – в вашей помощи, доброте, внимании.

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Однако в этом случае необходимо различать общую эмоциональную реактивность и различные специфические аффекты и влечения. Некоторые особенности психических реакций переходного периода коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия, сплошь и рядом превалируют над возрастными. Одно из первых мест занимает эмоционально-психологическая атмосфера в семье. Чем более она неспокойна, напряжена, тем с большей яркостью будет проявляться эмоциональная неустойчивость у подростка (Лебединская К.С., 1988).

Тем большими по амплитуде будут перепады настроения, нервные срывы, тем большая вероятность развития сначала акцентуаций характера и личности, а затем психопатий. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.

Эмоциональные проблемы подросткового возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании - озабоченности своим телом и внешностью, страха или бреда физического недостатка. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся у подростков, - часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм (Крайг Г., 2008).

Рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствием определенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, а также конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особую значимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подросток активно борется за автономию. В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных психических состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного образования (Дубинко Н.А., 2007).

Фрустрационная теория упускает из виду, что на самом деле важнейшую роль для каждого конкретного человека играет психологическая значимость фрустрации. Завися от общей обстановки и особенностей индивида, его жизненного (адаптивного) опыта сила фрустрации может быть различной. Следовательно, именно психологическая значимость в этом случае определяет будут ли реакции человека агрессивными или нет. В связи с этим Э. Фромм (2004) указывал, что определяющим фактором для прогнозирования последствий фрустрации и их интенсивности является характер индивида. От его своеобразия зависит, во-первых, что вызывает в человеке фрустрацию и, во-вторых, насколько интенсивно и каким способом он будет реагировать на фрустрацию.

Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. Физиологи объясняют это бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Отличительной особенностью физиологических проявлений подростков является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. Наконец, может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызывает неожиданную, неадекватную реакцию.

В этот период жизни у девочек могут наблюдаться перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость. У мальчиков отмечается двигательная расторможенность, они чрезмерно подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя (Крайг Г., 2008).

Изменения во внешнем облике потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. Уверенность в собственной физической привлекательности также взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности. Правильно сформированное представление о себе, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе, успешной половой идентификации (Райс Ф., 2010).

Психическое развитие в подростковом возрасте напрямую связано с изменением отношений подростка со сверстниками и родителями. В то время как общение со сверстниками приобретает для него характер острой потребности, в отношениях с родителями наблюдается стремление к обособлению, эмансипации. Особенно значимыми в этот период становятся дружеские отношения, предполагающие стремление к полному пониманию и принятию другого. Хотя способность понимания эмоций другого человека в этом возрасте находится на начальном этапе своего развития, отмечается постепенное увеличение с возрастом способностей к сочувствию и содействию, являющихся компонентами общей способности к эмпатии. Согласно И.М. Юсупову (2002), эмпатия - это целостный психологический феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Данные зарубежных исследователей говорят о выраженных связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Именно способность к эмпатии, способствуя снижению общей, повышенной в подростковом возрасте тревожности и агрессивности, является основой для дружеских отношений. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, с другой стороны, дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку. Кроме того, экспериментально было выявлено, что установка на сочувственное отношение к другому способствует появлению чувства вины за наблюдаемое неблагополучие объекта, что может снизить вероятность проявления агрессии (Дмитриева Т., 2002).

У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего психического самочувствия. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20 процентов от общего числа, т.е. почти столько же, сколько и у взрослых (Румянцева Т.Г., 1992).

Обсуждение и анализ данных позволили определить различие в психологических особенностях личности детей с различным уровнем агрессивности. На основании проведенного корреляционного анализа была составлена типология агрессивных детей и установлены значимые независимые переменные, определяющие возникновение агрессивности в поведении.

Тип агрессивного подростка (мальчика) отличается относительным единообразием мотивационной сферы, в которой прослеживаются две тенденции: к поддержанию психического равновесия и социальному благополучию (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса). Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и отдыха, завоеванию влияния на окружающих, но вместе с тем, и об отсутствии мотивационных тенденций, связанных с самоактуализацией и стремлением к развитию личности. В рамках общей типологии агрессивного подростка можно выделить три группы детей (Семенюк Л.М., 2008, с. 74).

1. Мальчики с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

2. Мальчики с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся, поэтому странными и пародоксальными.

3. Мальчики с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационым событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. По данным В. Десятникова (2004), подростки с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома.

В общении агрессивные мальчики отдают предпочтение прямолинейно-агрессивному стилю межличностных отношений, характеризующемуся прямолинейностью, настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношении окружающих. Тип стиля межличностных отношений зависит от направленности и преобладающего вида агрессивных реакций детей.

Тип агрессивного подростка (девочки) отличается наличием мотивационных тенденций к поддержанию жизнеобеспечения, комфорта, общения. Это свидетельствует о преобладании в их мотивационной сфере мотивов поддержания над развивающими мотивами. Такую мотивационную структуру можно определить как потребительскую (регрессивный профиль), выполняющую, главным образом, обеспечивающую, а не развивающую личность функцию. Агрессивность в основном характерна для двух категорий детей.

1. Девочек с психотическими тенденциями. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение.

2. Девочки экстровертированного типа. Особенностью этих девочек является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает потребность в общении с людьми, стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают, агрессивны и вспыльчивы. Вместе с тем эти девочки обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют «настроиться и собраться», когда это необходимо (Семенюк Л.М., 2008).

Таким образом, указанные половые и личностные особенности в психических проявлениях агрессивных подростков должны быть учтены в разработки развивающих и психокоррекционных программ.

Для понимания механизмов развития психических свойств учащихся среднего школьного возраста необходимо иметь в поле зрения два основных их источника: природные данные (врожденные биологические, включая генетические) и социальные факторы (особенности семьи, воспитание, обучение и другие формы общественных отношений, формирующие личность).

Наиболее интересными в исследовании возраста вообще и подросткового возраста в частности до сих пор остаются классики отечественной психологии: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович. Значительны работы таких известных учёных как А. П. Краковского, В. А. Крутецкого, А. И. Кочетова, Д. И. Фельдштейна, Т. В. Драгуновой, Л. Ф. Обуховой, Г. А. Цукерман, С. А. Беличевой и многих других. В зарубежной психологии к изучению подросткового возраста обращались различные авторы: З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, А. Фрейд, Х. Ремшмидт, К. Левин, Э. Шпрангер, Ст. Холл и другие.

Отечественные исследования о подростках, появившиеся после 60-х годов ХХ века, условно можно разделить на работы до- и послеперестроечные. Разница между ними в том, что в последних чётко прослеживаются те две тенденции, о которых речь шла выше, а именно: определённое влияние западных теорий, с одной стороны, и нацеленность на современные изменения в обществе - с другой. Это достаточно заметно прослеживается в ряде последних публикаций, освещающих, в том числе, и подростковый возраст (работы Д.И. Фельдштейна, Л.Ф. Обуховой, Т.В. Драгуновой, Г.А. Цукерман и многих других).

Существует множество исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Большинство авторов определяют этот этап развития ребёнка как переход от детства к взрослости. Согласно Толковому словарю В. Даля, слово «подросток» обозначает «дитя на подросте». «В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него» (В. Даль, 1989).

Психологи придерживаются мнения, что любой возраст, в том числе и подростковый, не имеет чётких границ, а если они и есть, то очень условны. Это мнение продиктовано исследованиями антропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и других), которые, изучая ряд племён, обратили внимание на кратковременность и незаметность протекания там подросткового периода. Было убедительно продемонстрировано, что подростничество - не что иное, как факт именно нашей цивилизации, что характер подросткового возраста зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способа перехода из одной группы в другую. После работ М. Мид и целого ряда других исследований переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребёнка в социальную жизнь взрослого.

Т.В. Драгунова, анализируя взгляды на подростковый возраст не только антропологов, но и психологов, и биологов, утверждает, что данный период развития у различных народов и культур протекает по-разному и имеет различные возрастные границы. Она считает, что границы возраста могут как сближаться, так и расширяться, увеличивая переходный период. По мнению автора, количество лет на переход от детства к взрослости значительно увеличилось в современном обществе (Т.В. Драгунова, 1972).

Эта мысль совпадает с точкой зрения Л.С. Выготского, который отмечает, что три фазы созревания у подростков в цивилизованном обществе нередко не совпадают: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования» (Л.С. Выготский, 1984). Такое несовпадение фаз созревание порождает немалые трудности. Дело в том, что половое созревание опережает органическое, а то, в свою очередь - социальное, что приводит к некоторым разбалансировкам в развитии подростка. Интересной и продуктивной представляется мысль Л.С. Выготского о значении исторического времени для развития подростка. По его мнению, культурно-историческая среда и непосредственное окружение больше всего влияют именно на данный возраст. При этом влияние среды может как сузить, так и значительно расширить границы подросткового возраста. Чем в большей степени совпадают половое, органическое и социальное созревание, тем меньше во времени период перехода от детства к взрослости, а чем больше они расходятся во времени, тем более длительным становится этот период, тем продолжительней переход.

По мнению немецкого философа и психолога Э. Шпрангера, подростковый возраст - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Но рассмотрение подросткового возраста требует чёткого видения его границ. Существует несколько определений рубежей данного жизненного отрезка. Например, Г. Грим ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. По А. Геззелу, переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года. А Дж. Биррен считает, что этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлей данный возраст определяется 11-15 годами. На эту же продолжительность указывают авторы лонгитюдного исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже относит к подростковому возраст 12-15 лет (И.В. Дубровина, 1987).

Представляется, что наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 11-15 годами (Д.Б. Эльконин, 1989).

Рассмотрим основные новообразования в подростковом возрасте. Неравномерность, противоречивость, сложность психического развития в подростковом возрасте не случайны. Развитие характеризуется теми более или менее устойчивыми психическими особенностями, которые сложились, а также новыми качествами личности и деятельности, которые впервые появляются в данном возрасте при имеющемся обучении у данного ребёнка. Эти новые качественные изменения в структуре личности, в поведении, в деятельности ребёнка Л.С. Выготский назвал психическими новообразованиями возраста (Л.С. Выготский, 1984). И в подростковом возрасте существуют психологические особенности, которые присущи младшему школьному возрасту, и новые психологические образования, характерные для данной возрастной ступени развития.

Главное новообразование переходного возраста, по Л.С. Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» (Л.С. Выготский, 1984).

Как отмечают многие авторы, центральным моментом в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Подросток начинает себя ощущать взрослым, стремится быть и считаться таковым. Он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной полноценной взрослости, зато у него есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Д.Б. Эльконин важнейшими новообразованиями подросткового периода считает формирование самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни (Д.Б. Эльконин, 1989).

Главное новообразование этого возраста, по Шпранглеру, - открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и её свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идёт изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности (И.С. Кон, 1989).

Многие психологи (Геззел, Левин, Эриксон, Блос) пользовались понятием «задача развития». Так Э. Эриксон пишет, что подростковый возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Появляются чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном варианте - диффузное, расплывчатое «Я» (Э. Эриксон, 1996).

Главная мысль Ж. Пиаже об особенностях подростков заключается том, что у них развивается новая возрастная возможность - гипотетико-дедуктивное мышление. По мнению учёного, основным интеллектуальным новообразованием данного периода является способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами, мышление развивается до стадии формальных операций.

Мишель Кле отмечает, что развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: «развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы» (М. Кле, 1991). По М. Кле, подростковый возраст также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:

1)освобождение от родительской опёки;

2)постепенное вхождение в группу сверстников.

Многие психологи отмечают, что в подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребёнком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. Отрочество - это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде.

Переходный возраст - это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроения подростков (И.В. Запесоцкая, 2006).

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов деятельности, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, отрицательно - наоборот.

На основании материалов, полученных в исследованиях И.С. Кона и других психологов, можно утверждать, что в период подросткового возраста уже складывается определенная, относительно устойчивая направленность личности (И.С. Кон, 1989). Она определяет нравственную сторону его личности, а также многие особенности его поведения в деятельности.

Итак, потребности лежат в основе всех других побудителей человеческого поведения, в том числе и самых высоких. Мотивы представляют собой особый ряд побудителей поведения.

Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка. Ее формирование тесно связано с процессом самосознания, которое особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте дети часто ориентируются на оценку окружающих, особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважение.

Процесс становление самосознания и, прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания.

Как отмечает А.И. Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам (А.И. Захаров, 2000). Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Увеличивается в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, отмечавшееся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И. Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается.

И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях (А.М. Прихожан, 2000).

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом (Т.В. Молодцова, 1997).

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосознания. Некоторые его компоненты только формируются.

Эмоциональное неблагополучие подростков не связано напрямую с материальным благополучием семьи и далеко не всегда имеет отношение к тем параметрам, которые принято считать значимыми в этом возрасте: учеба, общение со сверстниками. Оказывается, что подростки больше всего страдают от потери или значительного ухудшения эмоциональных контактов с родителями (какими бы «взрослыми» и независимыми от родителей они ни старались казаться себе и окружающим).

К сожалению, родители в большинстве своем занятые своими проблемами, не очень часто задумываются о том, какую цену за их занятость могут заплатить и платят их взрослеющие дети. А ведь эмоциональная угнетенность современных подростков приводит к задержке социального развития, конфликтности характера и, в итоге, дезадаптации в обществе.

Таким образом, наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста (между 11-15 годами) в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Большинство исследователей определяют средний школьный возраст как переход от детства к взрослости (Д.Б. Эльконин, 1989).

К новообразованиям подросткового возраста следует отнести: формирование самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни, развитие интеллектуальной сферы. Переходный возраст - это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, тревожности, частой смене настроения подростков.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook