Первым видом искусства в истории первобытного. Функции искусства в первобытном и современном обществе

Роль искусства в первобытном обществе


Введение


Современная антропология не дает достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий путь. При этом эпоха первобытности - самый продолжительный период в истории человечества.

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Что именно послужило толчком к изображению тех или иных предметов у первобытного человека, неизвестно. То ли это была боевая раскраска тел, то ли отпечаток ступней человека или животного, то ли это была тень животного или человека, случайно увиденная им. На этот вопрос ответа так и не нашли. Древние люди могли прийти к идее изображать увиденное многими путями.

Целью этого реферата является определение роли искусства в первобытном обществе.

Исходя из цели можно поставить задачи:

.Изучение истории развития искусства

.Определение особенностей первобытного искусства

.Анализ его роли в первобытном обществе.


1. Зарождение искусства


История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность - детство человечества . Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Очевидно, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения - ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется осёдлое и организованное человечество.

Возникновение искусства - закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Увеличился объём его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Искусство - один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Искусство - столь яркий и значимый феномен человеческой деятельности, что его происхождение является следствием очень многих причин - и объективных, и субъективных. Важна в его становлении как социальная среда, так и гений некоего творца-одиночки.

Существует множество теорий, объясняющих, как возникло искусство. Довольно долго существовала религиозная теория происхождения искусства, сохраняя и сейчас господствующие позиции в ряде стран. Есть сторонники и у теории происхождения искусства из чувства мистического страха.

Многовековую традицию имеет теория игры, по которой искусство - разновидность игры. Игровую теорию впервые выдвинул Ф. Шиллер (1864-1937). Свойственный человеку избыток физических и духовных сил проявляется в игре - бесцельной деятельности. Наслаждению игрой способствует также биологически заложенное в человеке стремление к красоте. Это положение обосновал Г. Спенсер (1820-1903). Й. Хейзинга (1872-1945) указывал, что культура в целом возникает в форме игры. Таким образом появились как те виды деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей, например охота, так и искусство.

По эротической теории искусство возникает как средство приманивания особей другого пола.

З. Фрейд указывал, что источник искусства - в бессознательном. Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе.

Есть теория подражания, еще Демокрит говорил, что имитация пения птиц породила музыку. А Аристотель обосновал причину подражания.

Идеалистический вариант подражательной концепции получил название «теории вчувствования», согласно которой человек подражает проявлению его самого в природных предметах.

Чтобы понять, как зародилось искусство, необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, так как искусство существовало не всегда, а появилось в определенную эпоху.

Реконструкция духовной культуры первобытного общества возможна на основе изучения археологических находок - искусно обработанных камней, изделий из кости, керамики, наскальных рисунков и т.п., а также этнографических материалов, свидетельствующих о развитии религии, мифологии, морали, музыкального и художественного творчества отсталых народов. Г.В. Плеханов (1856-1918) писал, что в первобытном обществе «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Например, пляски представляют собой изображение производственных процессов. Поэтому «практически полезное предшествовало эстетически приятному» . Это суждение является крайним выражением материалистического понимания истории.

Ф. Энгельс проявлял большую осторожность в подобных реконструкциях. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделяет тот факт, что в ходе эволюции у человека наряду с развитием руки возникает членораздельная речь, появляются более совершенные органы чувств, вырабатываются человеческие эстетические чувства. Таким образом, искусство и трудовая деятельность развивались одновременно.

Важным является вопрос о цели, назначении первобытного искусства. Здесь также нет единого ответа. В советской историографии преобладало мнение, что искусство, как и знание, - это одна из форм познания реального мира. Для древнейших этапов истории характерна нерасчлененность (синкретизм) человеческого сознания, в котором переплетаются элементы нравственные, религиозные, эстетические, а также зачатки научных знаний, которые развиваются и используются в процессе практической деятельности.

Другой подход заключался в том, что искусство не зависит от общественной жизни и производственной практики. Эти взгляды лежат в основе представлений о «чистом искусстве», об «искусстве для искусства», т.е. идеалистических воззрений. Делается вывод, что корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы людям «свыше».

Археологические исследования показывают, что прежде чем прикоснуться к искусству, человек прошел длительный путь в своем развитии.

искусство палеолитический первобытный общество

2. Периодизация первобытной истории


Древнейший период человеческой истории (предыстории) - от появления первых людей до возникновения первых государств - получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века - каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч. - древний камень) - до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) - до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) - до 6 тыс. лет назад. Эпохи подразделяются на периоды - ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» - около города Шель в Северной Франции, «Костенки» - от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита - неандерталец, верхнего палеолита - кроманьонец. Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита - от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий - это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. В мезолите преобладают микролиты - орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит характеризуется изготовлением шлифованных орудий труда из мягких пород камня - нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника пиления и сверления отверстий в камне.

На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с меднокаменным инвентарем.

Бронзовый век (лат. - энеолит; греч. - халколит) начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации - Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке. На Нижнем Дону исследованы поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер.

Первые изделия из железа появляются на территории России в X-VII вв. до н.э. - среди племен, обитавших на Северном Кавказе, в Поволжье, Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные миграции различных народов с востока, проходившие через территорию Центральной России и донские степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных условиях развиться в цивилизации и государства.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. Период дикости - это время раннего родового строя, он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.

В 40-е годыXX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

·эпоха родового строя;

·эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).


3. Периодизация искусства первобытного общества


Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки, но мы будем рассматривать первобытное искусство по общепринятым названиям периодов:

1.Каменный век

1.1.Древнекаменный век - Палеолит… до 10-тыс. лет до н.э.

2.Среднекаменный век - Мезолит. 10-6 тыс. лет до н.э.

3.Новокаменный век - Неолит. С 6 до 2 тыс. лет до н.э.

2.Эпоха бронзы. 2 тыс до н.э.

3.Эпоха железа. 1 тыс до н.э.

Первобытное искусство возникло около 35-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

До недавнего времени среди ученых существовало два противоположных взгляда на историю первобытного искусства. Одни ученые считали древнейшей натуралистическую живопись, другие - схематические знаки и фигуры. Однако в настоящее время специалисты утверждают, что и те и другие формы появились приблизительно в одно и то же время. Например, к числу самых древних изображений эпохи палеолита на стенах пещер относятся отпечатки рук древнего человека и волнистые линии, продавленные в глине теми же самыми пальцами.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры.

Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Чаще всего рисовали животных, потому что их боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Особенности искусства палеолита

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н.э.). С этого времени на обширных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Леспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), селе Костёнки близ Воронежа (РСФСР) и во многих других местах. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.


Рисунок 1. Изображение бизонов. Роспись потолка пещеры Альтимира. Верхний палеолит


Рисунок 2. Изображение оленей. Рельеф из Лортэ. Верхний палеолит

Рисунок 3. Пасущийся северный олень. Живописное изображение в пещере Фон де Гом (Франция, департамент Дордонь). Верхний палеолит, Мадленское время


Наскальные, в том числе пещерные, изображения (рис. 1, 2 и 3) эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н.э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и северо-западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в окрестностях Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на р. Белая в Башкирской АССР). Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты. Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек. Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Искусство эпохи мезолита

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10-8-го тысячелетия до н.э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения (открытые главным образом в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т.п. Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом. Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие. В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен. К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам. В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках. Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, постепенно распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

Неолит - новокаменный век

За мезолитом последовал неолит - новокаменный век или век отполированного камня. В эпоху неолита процесс производства, а следовательно, и духовная жизнь несколько усложнилась.

Если в эпохи, предшевствовавшие неолиту, искусство развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта отнеолита Двуречья, неолит Европы от от неолита Сибири и т.д.

Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н.э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие - начало 1-го тысячелетия до н.э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента). Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность. Вместе с тем неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы. В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки, Европы. Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки. Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства (см. Ассирия, Вавилония, Египет Древний). Здесь уже в 3-м тысячелетии до н.э. сложились основные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись.


Заключение


В заключении хотелось бы сказать, что возникновение искусства в первобытном обществе сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. В духовной культуре первобытного человека искусство стало играть такую же роль, как и остро-заточенный камень в трудовой деятельности. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир.

Появление первобытного искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.

Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема - проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема - жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи - оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе - от России до Франции на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на восток - найдено огромное количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки некоторых образов.

Список литературы


1.История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. - М.: Логос, 2000. - 456 с.:

2.Культурология. Основные категории. Кравченко А.И. 4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.

3.Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме / Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004 - 480 с.

4.Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Соколова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

5.Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. - 102 с.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Лекция №2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориаль­но охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых на­родностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятель­ности - искусству - одно из величайших событий в истории человечест­ва. Первобытное искусство отразило первые представления человека об ок­ружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом, В духовной культуре первобыт­ного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую за­острённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображе­ний, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очер­тании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопро­сы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные при­держивались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натурали­стическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и гео­метрические фигуры. Сейчас боль­шинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы по­явились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплете­ния волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Условно культуру первобытного общества на несколько периодов:

Палеолит

нижний – до 150 тыс. до н. э.

средний – 150 – 40 тыс. до н. э.

поздний (верхний) – 40 – 10 тыс. до н. э. (Ориньяк-Солютрейский – 40 – 20 тыс.до н.э;

Мадлен – 20 – 10 тыс. до н.э.).

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

Первые произведения первобытно­го искусства созданы около тридца­ти тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменно­го века.

Самыми древними скульптурны­ми изображениями на сегодняш­ний день являются так называемые «палеолитические венеры» - при­митивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сход­ства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобыт­ных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заклю­чалась не в том, чтобы воспроизве­сти конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы оча­га. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: ло­шадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульп­тура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выде­ляют несколько периодов. В глубо­кой древности (примерно с XXX ты­сячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобыт­ные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллель­ными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться до­полнительными цветами (различ­ными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (на­пример, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случа­ях контуры или наиболее вырази­тельные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н. э. пещер­ное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени пере­давала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живо­писные «полотна», покрывшие сво­ды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселипо Саутуола, занимавшийся рас­копками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб­ных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пе­щер с изображениями первобыт­ного времени.

Выдающееся открытие было сде­лано совершенно случайно в сен­тябре 1940 г. Пещеру Ласко во Фран­ции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнару­жили четыре мальчика, которые, иг­рая, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеоли­та. Наиболее эффектны изображе­ния лошадей, например маленьких темных низкорослых степных ло­шадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ни­ми чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрас­но оборудованный музей.

В дальнейшем пещерные изо­бражения утратили живость, объём­ность; усилилась стилизация (обоб­щение и схематизация предметов). В последний период реалистиче­ские изображения отсутствуют со­всем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появи­лись беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схема­тические знаки.

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячеле­тии до п. э.), изменились климатиче­ские условия на планете. Одни жи­вотные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли дру­гие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приру­чили собаку. Все эти перемены, без­условно, оказали влияние на созна­ние первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, напри­мер, наскальные рисунки в при­брежных горных районах Восточ­ной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего худож­ника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеоли­тические рисунки представляли от­дельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сце­ны, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охот­ников того времени. Кроме различ­ных оттенков красной краски при­меняли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом слу­жили яичный белок, кровь и, воз­можно, мёд.

Центральное место в наскаль­ной живописи занимали сцепы охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачиваю­щимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, 11а бе­гу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельны у! удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изо­бражения драматических эпизодов военных столкновений между пле­менами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на пер­вом плане - фигура лежащего че­ловека, пронзённого стрелами, на втором - тесный ряд стрелков, под­нявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизнен­ны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для то­го, чтобы изображать массовые сце­ны. Первобытный художник освобо­дил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего, Человек для него - это прежде всего воплощённое движение.

ИСКУСТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.

Таяние ледников в неолите, или но­вом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение наро­ды, начавшие заселять новые про­странства. Усилилась межплемен­ная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпо­ху неолита человеку угрожала худ­шая из опасностей - другой чело­век! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на не­больших холмах, т. с. в местах, защи­щённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схе­матичной и условной: изображе­ния лишь слегка напоминают чело­века или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные па территории Норве­гии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, дости­гающие восьми метров в длину.

Помимо схематизма они отличают­ся небрежностью исполнения. На­ряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фи­гуры (круги, прямоугольники, ром­бы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и ко­рабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыгра­ло важную роль в истории и культу­ре древнейшего человечества. Нау­чившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некото­рую власть над временем. Воображе­ние человека воплотилось в новой

форме бытия - художественной развитие которой прослеживается историей искусства.

Типы мегалитических сооружений

Менгиры - вертикально поставленные обработанные или не обработанные камни. Они достигали высоты 20,5 м и весили 300 т.

В Бретани (Франция) сохранились целые поля менгиров. Мен­гиры ставились в Испании, в Армении, на Кавказе, в Сибири. Существует несколько версий назначения менгиров:

а) они посвящались памятным событиям, битвам;

б) служили памятниками над могилой или посвящались па­
мяти знаменитых людей;

в) были местом поклонения или церемоний.

Менгиры имели самые различные формы, зависящие от мест обитания человека: это и оленные камни, камни в форме рыбы-вишапы и др.

Дольмены - композиция из 2-х и более опорных камней, пе­рекрытых плитой - прототип стоечно-балонной конструктивной системы. Распространены они там же, где и менгиры, назначе­ние то же. Встречаются в основном в горах, на Северном Кавка­зе. Иногда дольмены использовались как гробницы, некоторые - в качестве временных жилищ. Встречаются дольмены круглые и многогранные в плане. Ранние дольмены небольшие - до 1,5 м в высоту из 2-3 вертикальных камней, накрытых одной плитой, поздние - более крупные. Иногда в них устраивали вход.

Кромлехи - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. В основном являлись местом религиозного поклонения. Возможно, были прообразом театра или цирка. Существует версия, что кромлехи использовались как астрономические обсервато­рии. Обычно они имеют близкую к овалу или круглую форму плана, состоят из отдельных менгиров, иногда в сочетании с дольменами. В некоторых из них намечен композиционный центр.

Наиболее сложным и крупным является кромлех Стоунхсндж в Англии (рис. 1). Он обладает геометричностью, хорошей обработкой камней и ярко выраженным композиционным центром в виде жертвенника – алтаря. Стоунхедж состоит из 2813 камней высотой до 15 м и весом до 40 тонн.

ИСКУСТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Этапы культуры Древнего Египта:

Додинастический и архаический периоды – с конца 4 тыс. до н.э;

Древнее (раннее) царство – 3000 – 2400 г.г. до н.э;

Среднее царство – 2100 – 1700 г.г. до н.э;

Новое царство – 1584 – 1071 г.г. до н.э;

Поздний Египет – 1071 – 332 г.г. до н.э;

Эллинистический период – 332 -30 г.г. до н.э;

В 30 г. до н.э. Египет становится одной из римских провинций.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геро­дот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет - страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная зем­ля». В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал па греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Ново­го царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впе­чатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны - узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, тес­нимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по сво­им законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта - просторы неба и земли, огненный диск солнца, ог­ромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые ро­щи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и фор­мы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на по­ля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и го­лод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разли­вами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повли­яло на развитие строительного искусства и точных наук. Чёткая организа­ция государственного управления стала возможной благодаря созданию ие­роглифической письменности.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фара­она (греч, «фарао», от егип. «пер-о» - «большой дом») - так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и но­сил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным цере­мониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расши­рял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, рас­тения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как со­единение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила под­земного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил стра­ной со своей сестрой и супругой Исидой - богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сы­ну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а так­же судьёй в загробном мире.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обы­чай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработ­ке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них оби­тала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу - архитектур­ное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знат­ности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться все­ми благами, окружавшими его при жизни.

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные к гробницах произведения искус­ства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обла­дали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестны­ми. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое поло­жение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством зна­ний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды ис­кусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единсгво.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

По преданию, первый фараон I династии Менее (около III тысячелетия до н. э.). объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом бе­регу Нила город Мемфис. В эпоху Древнего царства (ХХУШ-XXIII вв. до н. э.)

Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Древнее царство - эпоху создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества - можно считать подлинно золотым веком египетского искусства.

Этапы развития пирамид

1. Первоначально подземная часть захоронений делалась ввиде погребальной камеры, имеющей сверху земляную насыпь.В эпоху первых фараонов гробницы с наклонными стенами иплоской крышей, называемые мастаба (каменная скамья-араб.)
имели сходство с хижинами земледельцев. Постепенно подзем­ная часть расширялась, а надземную стали облицовывать кам­нем. Делалось несколько кенотафов - камер с ложными захо­ронениями, устраивались помещения для вложений домашнейутвари, украшений и делалось настоящее захоронение. При входена невысокой площадке размещали скульптурные головы быков(отголосок тотемистических верований).

Во внутренней отделке использовали дерево и камень. В бо­лее поздний период перед мастаба помнились дворики - молельни. В наземной части размещают заупокойные храмы со статуями богов и фараонов. С отмиранием тотемизма перед входом исче­зают головы быков.

2. Ступенчатые пирамиды появляются путем надстройкиодной мастаба над другой. Примером является пирамида Джосера в Саккара (2650 г. до н.э., архитектор - Имхотеп). Пирами­да построена на месте пирамиды основателя III династии Санах-та из мелких каменных блоков. В плане пирамида прямоуголь­ная (107 х 116м). Большую роль играет декоративное оформление комплекса. Молельня увенчана карнизом с уреями. В каменной кладке гробницы имитируются деревянные конструкции. В ор­наментике фризов и в капителях колонн использованы стилизо­ванные изображение бутонов лотосов, урей, цветов папируса.

Пирамида лишена декора, она проста, лаконична, динамична. Впервые применяются полуколонны и колонны, стоящие рядом со стеной и не несущие нагрузку. У пирамиды 6 ярусов и 1 под­земный этаж. Высота пирамиды 60 м. Внутри некоторых поме­щений сохранились панно из зеленых фаянсовых плиток.

Гениальность Имхотепа, являющегося первым строителем каменных зданий, астрономом и врачом, заключалась в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади в 1500 кв.м им был сформирован архитектурный комплекс. Вокруг главной постройки Имхотеп разместил^дворы, в том числе для ритуального бега фараона, молельни, заупокойные храмы, ко-ридорообразный проход, украшенный полуколоннами.

3. Трехступенчатая пирамида в Медуме (рис. 2а) является, посути, следующим этапом в строительстве пирамид. Она достро­ена на месте пирамиды фараона III династии. Первоначальнопирамида имела 7 ступеней, которые постепенно, при возведе­нии рядов кладки, облицовывались, а промежутки между нимизасыпались обломками строительного материала и тоже облицо­вывались. Сейчас пирамида имеет 2 ступени и верхнюю сильно
разрушенную часть.

4. Пирамида Снофру в Дашуре (рис. 26) представляет собойпирамиду не с прямыми, а изломанными гранями, верхняя имеетбольший уклон. Внутри ее впервые применены свободно стоящиестолбы, выполняющие конструктивную роль опор. Рядом нахо­дятся 2 заупокойных храма.

5. Классические пирамиды в Гизе, 27 в. до н.э. (рис. 3).
Знаменитые пирамиды в Гизе последовательно правивших

фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура, которых греки называли Хеопс, Хефрен и Миккерин, являются следующим логическим звеном в этой цепи построек. В них идея величия и мощи нашла свое наиболее полное воплощение. Пирамиды пра­вильно ориентированы, имеют кенотафы, сокровищницы, мно­жество ложных ходов и камер, всевозможные звуковые и дру­гие «охранные» эффекты.

Пирамида Хеопса имела высоту 146,6 м. (сейчас - 137 м) и длину основания 234 м. Архитектор Хемиун, племянник Хеопса. Пирамида сложена не из мелких блоков, вторящих кирпич­ной кладке, а из крупных блоков известняка, плотно подогнан­ных друг к другу без раствора. Вес их от 2 до 40 тонн.

Для распределения давления над погребальным покоем уст­роена система разгрузочных камер, регулирующих процесс усадки, и свод из двойных каменных блоков, притесанных наклонно друг к другу. Гранитный саркофаг пометен в небольшой камере, к которой ведет галерея длиной в 50 м. В пирамиде имеется сис­тема вентиляции и водоотводных каналов.

В течение 10 лет прокладывалась дорога для доставки бло­ков и 20 лет шло, по словам Геродота, строительство пирамиды. 100 тыс. рабов уложили 2.3 млн. каменных блоков, держащихся за счет силы тяжести. Пирамида была облицована отполирован­ными плитами из известняка, а верх пирамиды - алебастровы­ми плитами. Нижняя часть, возможно, была покрыта плитами из красного гранита.

Камень доставлялся из каменоломен на правом берегу Нила. Блоки вырубались при помощи смачиваемых кусков дерева (кли­ньев) и доставлялись на полозьях, смазываемых жиром или илом, а также на бревнах - катках. Через Нил камень переплавляли на плотах.

Пирамида Хефрена является второй по величине. Возле нее сохранился один из заупокойных храмов. Мощные блоки его гранитных архитравов поддерживают свободно стоящие массив­ные гранитные прямоугольные столбы. Стены выполнены из розового гранита, пол - из белого известняка. Статуи Хефрена, стоящие вдоль стен, выполнены из черно-зеленого диорита. Высота пирамиды 132 м, Рядом с пирамидой находится Большой сфинкс (длина 60 м) в образе льва с человеческой головой в цар­ском платке. Сфинксы меньшего размера установлены с 2 сторон прямоугольных входов в нижний заупокойный храм. Это самые крупные пирамиды Египта. Каждая из пирамид в Гизе окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мас-таба придворных.

6. Последней ступенью развития строительства пирамид ста­ли пирамиды среднего царства. Они намного ниже, очень часто вместо полноценной каменной постройки выполнялся только каменный остов пирамиды, между подпорными стенами кото­рого производилась засыпка из строительного мусора и битого т\ камня. Сверху пирамиды облицовывались каменными плитами.

ПИРАМИДЫ И БОЛЬШОЙ СФИНКС

Пирамида выдающегося военачаль­ника и основателя III династии фа­раона Джосера (XXVIII в. до н. э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она на­ходится в Саккаре, на южной окра­ине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложен­ная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зод­чим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Пта­ха - создателя Вселенной, покрови­теля искусств и ремёсел.

В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооруже­ний - гигантские размеры, пирами­дальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позд­нее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (грен. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Пирами­ды были когда-то облицованы глад­ко отполированными плитами бе­лого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид име­ет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные тре­угольники. Величайшая из них -пирамида Хеопса -- построена в XXVII в. до н. э. Её создатель - пле­мянник фараона Хемиун. Пирами­да (высотой около ста сорока семи те силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой ка­менные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают пол­миллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По венти­ляционной системе в камеру посту­пал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирами­ды первым из семи чудес света. Ар­хитектурные памятники последую­щих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы - со­бор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хе­опса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Вес сведения, факты, цифры, до­мыслы отступают на второй план при непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798- 1799 14 г.г. французский учёный Франсуа Жомар записал: «...когда вы подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясе­ния и подавленности, вызываемые величием и простотой форм, конт­растом между человеком и колос­сальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его...».

Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромного по­гребального ансамбля -с поми­нальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним.

В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Боль­шой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров - вы­рубленное в основной своей части из скалы изображение льва с чело­веческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос ГУ (XV в. до п. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменно­го исполина, просившего освобо­дить его от тяжести песка. Став фа­раоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфин­кса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

Судя по описаниям и гравюрам европейских художников, в начале XIX столетия снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо, обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа (величина которого достигала роста среднего человека). После того как вновь произвели раскопки, открылись могучее львиное тело и вытянутые вперёд когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо (некогда окрашенное в крас­ный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние, издав­на манившее к себе людей, вызыва­ет скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

СКУЛЬПТУРА В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ.

В искусстве Древнего царства ог­ромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись со­гласно канону (греч. «норма, «пра­вило») - строгим законам, которым подчинялось изобразительное ис­кусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой впе­рёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминаль­ные храмы и гробницы, статуи оли­цетворяли собой умерших и явля­лись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высе­калась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделы­валась в деталях.

Образы, созданные в придвор­ных мастерских Мемфиса, обрете­ны, как и всё древнеегипетское ис­кусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равнове­сие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстраст­ность лиц. В то же время они удиви­тельно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален. В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному, со­вершенному. Существовало не­сколько видов канонического изо­бражения фараона: идущего с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне - его руки ле­жат на коленях; усопшего - в обли­ке бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Ат­рибутами фараона были также клафт - полосатый платок с концами, спускающимися на пле­чи; немее - головная повязка: короны - белая, в форме кег­ли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым высту­пом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреп­лялся урей - изображение священной кобры, хранитель­ницы царской власти па зем­ле и небе. Непарадный голов­ной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике вла­стелина портретное сходство должно было обязательно со­четаться с торжественной мо­нументальностью и величием. Примером тому может слу­жить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемо­го богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизс).

Деревянная статуя вельмо­жи Каапера (середина III тыся­челетия до н. э.) - дородного степенного пожилого египтя­нина с посохом в руке - так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э.), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержан­ный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово сво­его властелина. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыся­челетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наив­ной чистоты, доверчивого приоб­щения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окраше­на в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет - в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой обле­гающей одежде и в коротком чёр­ном парике, на шее у неё" разноцвет­ное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, не­сколько тяжеловатое лицо, вырази­тельные глаза подкупают непосред­ственной жизненностью.

Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э.), построивший великую пирамиду Хеопса, - туч­ный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Его облик отме­чен несомненной интеллектуаль­ной незаурядностью.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на пло­скости) и настенных росписей ис­пользовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в про­филь, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища - в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались та­ким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. В созда­нии рельефов участвовало несколь­ко мастеров. Сначала опытный ху­дожник намечал общую композицию на стене, которую завершали в дета­лях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изо­бражении главную роль играла ли­ния, а не цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Стройная мускулистая фигу­ра с широким разворотом плеч, гор­дый орлиный профиль говорят о его внутренней силе.

Наряду с плоским, почти не вы­ступающим над поверхностью сте­пы рельефом возник, а позже широ­ко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изо­бражение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.

Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фи­гуры располагались вереницами - в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко вы­делялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые - женщин. Изо­бражались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная лов­ля, процессии носителей даров, по­гребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены.

«Владелец» гробницы как бы наблюдает за всем происходящим. Фараон, вельможа или хозяин

поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи расположена, согласно традиции, близ входа в гробницу. У его ноги сидит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и величест­венно даже в сценах, полных опас­ности и азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробни­ца Ти, XXVIII в. до н. э.).

Окружающий человека мир жи­вых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнооб­разные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения. В символиче­ских атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообра­зы: в урее (эмблеме власти) - встав­шая на хвост египетская кобра, в скарабее (солнечном талисмане) - африканский навозный жук. Эти об­разы навеяны самой природой.

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное госу­дарство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.) политический центр стра­ны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.

В этот период возросла само­стоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номар­хов), что привело к расцвечу мест­ных художественных школ. 11рисво-ив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти пол­ной независимости, номархи стро­или свои усыпальницы в собствен­ных владениях, а не у подножия Царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с проклад­кой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались.

Вырубленные в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около временного селения Бепи-Гасан, постепенно превратились в сокронцницы произведений искусства. Росписи преобладаю здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годился мягкий скальный известняк.

К наиболее известным произведе­ниям этого времени относятся изо­бражения сцен рыбной ловли и охо­ты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Ди­кая кошка прячется на прогнув­шемся под сё тяжестью стебле цве­тущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди них красавец удод, оранжевый, с чёрно-белыми крыльями.

В гробницах обнаружено множество деревянны

Итоговая контрольная работа по МХК за 10 класс

1. Первым видом искусства в истории первобытного общества было:

а) архитектура
б) танец
в) наскальная живопись


2. Культура палеолита охватывает период:


а) 100-35 тыс. лет назад
б) 2,5 млн. лет назад - 10 тыс. лет назад
в) 43-30 тыс. лет назад

3. Первыми рисовать на стенах с помощью красок стали:

а) неандертальцы
б) кроманьонцы
в) это науке не известно

4. Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках:

а) изображение животных
б) изображение людей и растений
в) и люди и животные изображались одинаково редко

5. Первые творения художественной культуры из камня в виде столбов, устремленных в небо, назывались ___________________

6.Сфинкс - это каменное сооружение в виде:

а) лев с головой человека
б) человек с головой шакала
в) кошка с головой человека

7 . Как называлась великая книга мудрости древнееврейского народа?

а) Новый завет
б) Библия
в) Евангелие

8. Статуи девушек, украшающие акрополь, назывались:


а) колонны
б) коры
в) скульптуры

9. Выберете правильное высказывание:


а) Создателем "Одиссеи" был Гомер
б) Гомер создал "Одиссею", а "Иллиаду" - Гесиод
в) Гомер написал и "Иллиаду" и "Одиссею"

10. Античной литературой называют:


а) Литературные произведения Древней Греции
б) Литературные произведения Древней Греции и Древнего Рима
в) Литературу Древнего Рима

11.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм?

а) Акрополь
б) Парфенон
в) Илион

12 . Создатель буддизма, царевич Гуатама, получил в народе имя Будда, что означает:


а) Мудрый
б) Просветлённый
в) Справедливый

13. Самые знаменитые индийские героические поэмы это "Махабхарата" и ___________________

14. Средние века охватывают период времени:

а) с V века до н. э. до V века н. э.
б) с V века н. э. до Х V века н. э
в) с Х века н. э. до Х VII века н. э.

15. Самый известный храм в Константинополе:

а) храм святой Софии
б) храм святой Ольги
в) храм святой Елены

16. Труверы, трубадуры, ваганты, голиарды - это:

а) средневековые воины
б) средневековые бродячие певцы
в) разбойники с большой дороги

17. Французский героический эпос называется:

а) «Песнь о Нибелунгах»
б) «Песнь о моем Сиде»
в) «Песнь о Роланде»

18. 9 кругов ада описаны в _______________________ Данте

19. В 13 веке появляется книга о жизни и обычаях народов Азии, долгое время служившая руководством для составления географических карт, написанная:


а) Фомой Аквинским;
б) венецианским купцом Марко Поло;
в) Роджером Бэконом

20. Расцвет городской литературы в 12 веке связан с творчеством вагонатов, которые были:


а) бродячими актёрами
б) школярами и студентами, ездившими по разным городам для продолжения учёбы
в) нищие бродяги


21. Стиль архитектуры, сложившийся в Европе в 12-15 века получил название:


а) романский
б) готический
в) ампир

22. В середине 14 века в Италии зарождается новая культура - культура _______________, которая потом распространится по всей Западной Европе, дав начало и название целой эпохе, которая продлится до середины 16 века.

23. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

а) искусство Западной Европы
б) искусство Древнего Востока
в) искусство Византии


24. Какое из данных ниже высказываний является верным:


а) "Повесть временных лет" была написана в 862 году;
б) "Повесть..." была написана в 12 веке, на основание нескольких, более древних источников
в) "Повесть временных лет" не более чем красивая поэтическая выдумка монаха Нестора

25. «Слово о полку Игореве» было написано:

а) в Х веке
б) в Х II веке
в) в Х VIII веке


26. Наиболее значительным видом искусства в Древней Руси было:

а) музыка
б) литература
в) храмовое зодчество

27. Храм Василия Блаженного был построен в честь победы

а) над шведами
б) над немцами
в) над татарами

28. Икона "Владимирской божьей матери" была написана:


а) Андреем Рублёвым
б) неизвестным греческим живописцем на рубеже 11-12 веков
в)Феофаном Греком

29. Московский Кремль был построен с помощью:

а) немцев
б) французов
в) итальянцев

30. Знаменитый Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 году имел _______ куполов.

31. Этот вид художественного изображения людей был наиболее слабо развит на Руси, одна из причин - негативное отношение церкви, видевшей схожесть между этими изображениями и языческими идолами. И только в 18 веке этот вид искусства станет активно развиваться. А речь идёт о...:


а) портретной живописи
б) скульптуре
в) иллюстрации в книгах

32. Расцвет каменного зодчества в 12 веке связан с именем князя ____________

33. Эпоха Возрождения в Европе охватывает:

а) Х I V века

б) Х IV VI века
в) Х VI VII века

34. Возрождение в Европе ярче всего проявилось:

а) во Франции
б) в Нидерландах
в) в Италии

35. Первые гуманисты ("любители мудрости") появились:


а) Во Франции
б) в Италии
в) Англии

36.Автором портрета Моны Лизы был:

а) Боттичелли
б) Рафаэль
в) Леонардо да Винчи

37. Картины "Рождение Венеры", "Весна" были созданны:

а) Рафаэлем
б) Сандро Боттичелли
в) Леонардо да Винчи

38. Скульптуру Давида изваял:

а) Донателло
б) Брунеллески
в) Микеланджело

39. Одним из первых гуманистов 14 века был:


а) Джованни Бокаччо
б) Франческо Петрарка
в) Лаура

40. Самым ярким представителем Возрождения во Франции был:

а) Франсуа Вийон
б) Франсуа Рабле
в) Пьер Ронсар

41. Центрами культуры раннего Возраждения в 15 веке были:


а) Флоренция и Милан
б)Венеция и Неапль
в) Рим
г) Все они являлись культурными центрами Возрождения

42. Выдающимся драматургом испанского Возрождения был:

а) Педро Кальдерон
б) Тирсо де Молина
в) Лопе де Вега

43. Великое научное открытие эпохи Возрождения совершил:


а) Н. Коперник: гелиоцентрическая система мира
б) И. Ньютон: закон всемирного тяготения
в) Д. Бруно: идея множественности миров

44. К эпохе Возрождения Не относится:


а)Франческо Петрарка
б) Данте Алигьери
в) Иоганн Гутенберг

45. Новый тип зданий - палацио, появившийся в период Возрождения это:


а) загородная вилла
б) городской дворец
в) купеческий особняк

46. Установите соответствие между именами художников Возрождения и названиями их работ:


а) Рафаэль; б) Леонардо да Винчи; в) Микеланджело Буаноротти;
1)Тайная вечеря; 2)статуя Давида; 3) Сикстинская Мадонна;

47. Томас Мор и Томмазо Кампанелла создали новый литературный жанр, в котором воплотили мечту о справедливом и счастливом обществе. Этот жанр получил название:

а) утопия
б) пастораль
в) идиллия

48. Гуманизм эпохи Возрождения подготовил:

а) крестьянские войны;

б) религиозные споры;

в) формирование национальных культур.

49. Гравюра - это:

а) вид изобразительного искусства, в основе которого лежит

использование линии и рисунка;

б) вид графики, вырезанный на гладкой поверхности рисунок и

его отпечаток;

в) стенная роспись по свежей штукатурке.

50.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:

1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».

2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума

3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре . В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.

А) Возрождение

Б) Средние века

В) Античность

Ключи

1 - б; 2 -б; 3 -б; 4 -б; 5 - менгиры; 6 - а; 7 - б; 8 - б; 9 - б; 10 - б; 11 -б; 12 -б; 13 - Рамаяна

14 - б; 15 -а; 16 - б; 17 - в; 18 - "Божественной комедии"; 19 - б; 20 - б; 21 - б; 22 - Возрождение.

23 -в; 24 -б; 25 - б ; 26 -в; 27 -в; 28 -б; 29 -в; 30 - "13"; 31 - б; 32 - Андрея Боголюбского

33 -б; 34 -в; 35 -б; 36 -в; 37 -б; 38 -в; 39 -б; 40 -б; 41 -г; 42 -в; 43 - а; 44 - б; 45 -б; 46 -а3,б1,в2; 47 – а;

48 - в ; 49 - б; 50 - 1б;2в;3а.

Промежуточная аттестация по МХК 10 класс

Блок: Художественная культура Древнего мира.

1. Первым видом искусства в истории первобытного общества было:

а) архитектура б) живопись в) танец

2. Первыми рисовать на стенах с помощью красок стали:

а) неандертальцы б) кроманьонцы в) это науке не известно

3. Что реже всего встречалось на ранних наскальных рисунках:

а) изображение животных б) изображение людей и растений

в) и люди и животные изображались одинаково редко

4. Какое из предложенных архитектурных сооружений не относится к Семи чудесам света:

а) Вавилонская башня б) Висячие сады Семирамиды

в)Александрийский маяк г)статуя Зевса в Олимпии

5. Сфинкс - это каменное сооружение в виде:

а) лев с головой человека б) человек с головой шакала в) кошка с головой человека

6. Как называлась великая книга мудрости древнееврейского народа?

а) Новый завет б) Библия в) Евангелие

7. Статуи девушек, украшающие акрополь, назывались :

а) колонны б) коры в) скульптуры

8. Выберете правильное высказывание:

а) Создателем "Одиссеи" был Гомер б) Гомер создал "Одиссею", а "Иллиаду" - Гесиод

в) Гомер написал и "Иллиаду" и "Одиссею"

9. Античной литературой называют:

а) Литературные произведения Древней Греции

б) Литературные произведения Древней Греции и Древнего Рима в) Литературу Древнего Рима

10.Как называется самый знаменитый древнегреческий храм?

а) Акрополь б) Парфенон в) Илион

11. Создатель буддизма, царевич Гуатама, получил в народе имя Будда, что означает:

а) Справедливый б) Мудрый в) Просветлённый

Блок: Искусство европейского Средневековья

12. Средние века охватывают период времени:

а) с V века до н. э. до V века н. э. б) с V века н. э. до ХV века н. э в) с Х века н. э. до ХVII века н.э.

13. Самый известный храм в Константинополе (ныне Стамбул):

а) храм святой Софии б) храм святой Ольги в) храм святой Елены

14. Труверы, трубадуры, ваганты, голиарды - это:

а) средневековые воины б) средневековые бродячие певцы в) разбойники с большой дороги

15. 9 кругов ада описаны в _______________________ Данте

16. В 13 веке появляется книга о жизни и обычаях народов Азии, долгое время служившая руководством для составления географических карт, написанная:

а) Фомой Аквинским; б) венецианским купцом Марко Поло; в) Роджером Бэконом

17. Стиль архитектуры, сложившийся в Европе в 12-15 века получил название:

а) романский б) готический в) ампир

18. В середине 14 века в Италии зарождается новая культура - культура _______________, которая потом распространится по всей Западной Европе, дав начало и название целой эпохе, которая продлится до середины 16 века.

Блок: Искусство Древней Руси

19. Основное влияние на искусство Древней Руси оказало:

а) искусство Западной Европы б) искусство Древнего Востока в) искусство Византии

20. Какое из данных ниже высказываний является верным:

а) "Повесть временных лет" была написана в 862 году;

б) "Повесть..." была написана в 12 веке, на основание нескольких, более древних источников

в) "Повесть временных лет" не более чем красивая поэтическая выдумка монаха Нестора

21. «Слово о полку Игореве» было написано:

а) в Х веке б) в ХII веке в) в ХVIII веке

22. Наиболее значительным видом искусства в Древней Руси было:

а) храмовое зодчество б) литература в) музыка

23. Храм Василия Блаженного был построен в честь победы

а) над шведами б) над немцами в) над татарами

24. Икона "Владимирской божьей матери" была написана:

а) Андреем Рублёвым б) неизвестным греческим живописцем на рубеже 11-12 веков

в)Феофаном Греком

25. Московский Кремль был построен с помощью:

а) итальянцев б) французов в) немцев

26. Этот вид художественного изображения людей был наиболее слабо развит на Руси, одна из причин - негативное отношение церкви, видевшей схожесть между этими изображениями и языческими идолами. И только в 18 веке этот вид искусства станет активно развиваться. А речь идёт о...:

а) портретной живописи б) скульптуре в) иллюстрации в книгах

Блок: Искусство европейского Возрождения

27. Эпоха Возрождения в Европе охватывает:

а) ХI-ХV века б) ХIV-ХVI века в) ХVI-ХVII века

28. Возрождение в Европе ярче всего проявилось:

а) во Франции б) в Нидерландах в) в Италии

а) Боттичелли б) Рафаэль в) Леонардо да Винчи

(1 балл)

30. Картины "Рождение Венеры", "Весна" были созданы:

а) Рафаэлем б) Сандро Боттичелли в) Леонардо да Винчи

31. Скульптуру Давида изваял:

а) Донателло б) Брунеллески в) Микеланджело

32. Центрами культуры раннего Возрождения в 15 веке были:

а) Флоренция и Милан б)Венеция и Неаполь в) Рим г) Все они являлись культурными центрами Возрождения

33. Великое научное открытие эпохи Возрождения совершил:

а) Н. Коперник: гелиоцентрическая система мира б) И. Ньютон: закон всемирного тяготения

в) Д. Бруно: идея множественности миров

34. К эпохе Возрождения не относится:

а)Франческо Петрарка б) Данте Алигьери в) Иоганн Гутенберг

35. Новый тип зданий - палацио, появившийся в период Возрождения это:

а) городской дворец б) загородная вилла в) купеческий особняк

36. Установите соответствие между именами художников Возрождения и названиями их работ:

а) Рафаэль; б) Леонардо да Винчи; в) Микеланджело Буаноротти;

1)Тайная вечеря; 2)статуя Давида; 3) Сикстинская Мадонна;

Ключи

1в 12б 19в 27б

2б 13а 20б 28в

3б 14б 21б 29в

4а 15 Божественная 22а 30б

5а комедия 23в 31в

6б 16б 24б 32г

7б 17б 25а 33а

8в 18 Возрождения 26б 34б

9б 35а

10б 36 а-3 б-1 в-2

11в

18 и меньше баллов - «2»

19-27 баллов - «3»

28-36 баллов - «4»

37-38 баллов -«5»

Понравилось? Лайкни нас на Facebook