Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция. Агрессия у подростков: причины и рекомендации Почему подростки становятся агрессивными

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и неуправляем. Что мне делать?» Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать: «Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце. Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?»

Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:

«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение» . Веселый смайлик в конце.

Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

За гранью нормальности

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

    ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

    истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

    издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают своё место!»);

    избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподаёт физкультуру!»);

    надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

    отомстить бывшему возлюбленному (так одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей «неверной Джульетте»).

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать « нормой» подросткового поведения?

Что такое агрессивность

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает «нападение», «враждебность». Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

2. Косвенная.

3. Негативизм.

4. Обида, зависть, ненависть.

5. Подозрительность.

6. Чувство вины.

7. Вербальная агрессия.

8. Раздражение.

Как видим, у агрессии - разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой - возникает в процессе социального научения.

Нужно для жизни

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко:

Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...

Другая по дороге в детский сад учит:

Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

Подростки

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребёнку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.

Лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле, это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом, достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, садизм.

Для ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала на девочек, а потом на женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, «качает» права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для - некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного - умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону - мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник, и тогда он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...

Важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: «Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась».

Больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Предсказуемое поведение анально-звуковых подростков в тяжелом состоянии обиды и ненависти к жизни и людям. Без понимания психики таких подростков внешне подобное их состояние может оставаться незамеченным вплоть до трагической развязки.

Подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища «прилипают» обычно на всю жизнь.

Вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию «выжить во что бы то ни стало», подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать своё отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребёнка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы, возвращаясь из школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.

Корректор: Валерия Старкова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
  1. Первый класс – агрессия на уровне деятельности, мотивированная, контролируемая на личностном уровне. Например: отказ разговаривать (прямая, пассивная, вербальная), оскорбление (прямая, активная, вербальная), заговор с целью нанесения физического вреда (активная, физическая, непрямая).
  2. Второй класс: имеют более низкий уровень контроля, находятся не в рамках деятельности, а в рамках действий, большое значение имеет сила эмоционального напряжения, аффект, ситуация.
  3. Третий класс касается высокой степени аффекта, когда действия минимально контролируются, способность целостно оценить ситуацию утрачена практически полностью.

Основные формы агрессивного поведения:

  1. Физическая: наиболее явная форма, проявляется в виде применения прямой силы против объекта. Результат – нанесение повреждений физическим путем, которые могут привести к серьезным последствиям. Противоположность – вербальная : словесное нападение, заключается в угрозах, уничижительных изречениях в адрес объекта, цель – нанести психологический вред, самоутвердиться, унизить выбранную «жертву».
  2. Косвенная: действия направлены на определенный объект, но не осознаются объектом, используются окольные пути, чтобы «доставить» информацию к цели – сплетни, саркастические шутки. Противоположность – прямая форма, в которой применяются различные приемы непосредственно в адрес определенного лица.
  3. В зависимости от цели проявления, выделяют агрессию защиты и агрессию-провокацию. Первый тип – ответ на деструктивные воздействия от другого лица или группы лиц. Второй – нанесение первого «удара», с целью получения определенной реакции.
  4. Полярные формы – враждебная и инструментальная агрессия. Первый тип является целью сам по себе, проявляется в физической или вербальной формах, иногда – в комплексе, источник – гнев, желание нанести вред, как психологический, так и физический ущерб. Инструментальная форма – использование агрессии, как средства достижения цели, само по себе нападение – не самоцель.

Инструментальная форма может существовать без нанесения вреда другим лицам, но не предусматривается и избегание этого.

По вектору направленности выделяют внешнюю и внутреннюю формы. Первый тип направлен на окружающий мир, второй – внутрь себя (аутоагрессия).

Важно! Один из наиболее известных исследователей инструментальной агрессии Фешбах отмечал, что она является обязательной в современном мире, необходимой для достижения цели в условиях конкуренции, является важным элементом адаптации человека, позволяет защитить свои права и личные границы.


Исследования подростковой агрессии: история и особенности

Анализ детской и подростковой агрессивности – популярная тема исследований, что связано с ростом проблем в обществе, связанных с девиантным поведением , ростом подростковой жесткости по отношению к сверстникам, животным, близким, одноклассникам. Западная психология более 10 лет глубоко изучает корни проблемы – выдвинуты десятки гипотез, предполагающих факторы и основные причины агрессивного поведения подростков.


Основные направления исследований зарубежных специалистов:

  • гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
  • особенности соотношения между агрессивностью ребенка-подростка и поведениям, формами общения в его семье;
  • характеристика отношения родителей/опекунов к поведению подростка;
  • изучение соотношения уровня интеллекта и агрессивности подростков.

В основе две идеи:

  1. Агрессивность – природная особенность любого человека, заложенная на уровне инстинктов.
  2. Агрессивное поведение приобретается в ходе развития, воспитания, взаимодействия с социумом.

Отечественная психология работает в таких направлениях:

  • изучение взаимосвязи агрессивности и самосознания;
  • исследование эмоциональных нарушений, их влияния на уровень агрессивности;
  • изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростков;
  • общение в социуме – в семье, школе, дружеском сообществе – как фактор развития агрессивности;
  • исследование биологических факторов, которые влияют на развитие деструктивного, враждебного поведения.

Важно! Основное направление в работе зарубежных и отечественных психологов – найти пути эффективной профилактики и борьбы с агрессивным поведением подростков.


Психологические особенности агрессивности подростков


Почему подростки агрессивны?

Детерминанты агрессивного поведения подростков делятся на четыре типа, согласно исследованиям Р.Бэрона и Д.Ричардсона:

  1. Биологические.
  2. Социальные.
  3. Персональные/индивидуальные.
  4. Внешние.

Важно! Известно, что «социальный вакуум» не может породить агрессию, другими словами – мы не можем быть агрессивны без определенного окружения.


Наиболее распространенные факторы развития агрессии:

  • проявления ненависти по отношению к расе, полу, внешности от окружения;
  • провокации вербального характера;
  • фрустрация.

Внешняя среда, не только социум, также оказывают влияние на формирование агрессивности:

  • стабильное воздействие шума;
  • жара, теснота и другие условия, создающие дискомфорт;
  • средства массовой информации.

Обратите внимание! Бэрон и Ричардсон отмечают, что для подросткового возраста в формировании агрессивности особо важны индивидуальные качества личности. Но их нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Значение имеет только комплексный подход, анализ целостной структуры личности. Попытки отдельно анализировать эмпатию , эмоциональные проявления, ценности не дали результата в попытке связать их с агрессивностью.

В итоге многолетних исследований специалисты пришли к выводу, что формирование агрессивных форм действий формируется в результате воспитания, биологических, социальных причин.

Всего выделили четыре основных фактора:

  1. Агрессия – биологический прием защиты своего вида, сформировалась в процессе эволюции. Это мнение основано на позиции Фрейда и Лоренца. Агрессивное поведение – природное, естественное для человека, как представителя своего вида.
  2. Агрессия, как проявление невротического расстройства, реакция на фрустрацию. Подросток чувствует неспособность реализовать свои планы и намерения, что и вызывает негативные последствия.
  3. Приобретенная агрессия, как последствие влияния социума, близкого окружения, внешней среды.
  4. Агрессия, как форма защиты от постоянных, стабильно воздействующих на личность подростка, неприятностей, стрессов, переживаний.

Мнения специалистов долгое время разделялись относительного того, можно ли найти истинную причину деструктивного поведения подростка.

Современные психологи считают, что можно выделить комплекс факторов:

  • ощущение себя непринятым социальной группой;
  • отсутствие позитивного подкрепления действий со стороны окружения;
  • нехватка ощущения причастности, ценности своей личности;
  • переживание стабильного насилия – физического, сексуального, психологического;
  • постоянное ощущение опасности;
  • индивидуальные склонности к противоправным действиям, девиации.

Агрессивного ребенка можно узнать просто по ряду признаков:

  • раздражительность и вспыльчивость;
  • отсутствие интересов;
  • явный негативизм;
  • яркие, аффективные реакции на стимулы;
  • подросток активно вступает в словесные перепалки, драки, портит имущество.

Важно! Бесцельное времяпрепровождение – и причина, и следствие агрессивности. Отсутствие смысла в жизнедеятельности ребенка позволяет заполнить пустоту чем угодно. Это редко бывает что-то светлое и позитивное. Чаще пустота заполняется насилием, злобой, которую подросток видит в сети Интернет, по телевизору.

Последствия – подросток не видит смысла ни в чем, кроме массовой культуры, которая успешно разрушает неокрепшую психику.


«Куда смотрят родители?»

Популярный вопрос, которым задаются многие, глядя на современных подростков. Именно в семье, чаще всего, ребенок получает базовую модель поведения, обстановка, царящая в ближайшем окружении – образец для него.

Не сложно понять, что семья, в которой царят конфликты, не может выпустить в мир спокойного, уравновешенного, уверенного в себе гражданина. Советы по регуляции поведения помогут нормализовать отношения подростка с окружающим миром.

Конфликты мнений на почве воспитания: важно, чтобы родители и другие родственники, участвующие в воспитании, шли в одном направлении. Частая проблема – конфликт между мнениями мамы, папы, бабушек и дедушек, каждый «тащит» ребенка в свою сторону, критикуя методы воспитания других. Результат: внутриличностные конфликты, неврозы, низкая самооценка, агрессивность.

Реакция на гнев родителей, суровые наказания, неадекватные проступку ребенка, порождают ответную реакцию. Спокойного ребенка воспитывает спокойствие, мудрость, понимание, принятие и любовь. В данном случае, принцип, «как аукнется, так и откликнется» работает на все 100 процентов!

Игнорирование ребенка: родители не проявляют вовлеченность, они неэмоциональны, безучастны по отношению к ребенку. Результат – ребенок с раннего возраста стремится «добыть» внимание любым путем, не всегда это выглядит здорово. Он специально провоцирует родителя на агрессию, гнев, и так получает то, что хочет. В дальнейшей жизни его модель поведения не изменится.

Гиперопека: одна сторона медали, с другой – игнорирования. Лучший вариант – золотая середина, но к этому приходят не все. Чрезмерная опека приводит к подавлению личности, теплые эмоциональные отношения не возникают, как и в случае с игнорированием.

Обратите внимание! Статистика говорит следующее: в 40% семей подростков-правонарушителей наблюдались регулярные семейные конфликты, физическое насилие, драки (в 25% случаев), постоянная враждебность (12% случаев). Более половины трудных подростков указали семейные проблемы, как главную причину своих переживаний и стрессов (55% мальчиков, 78% девочек).


«Учат в школе…»

Школа на протяжении около 10 лет является основным социальным окружением ребенка, наравне с семьей. Учителя и соученики участвуют в становлении личности на важнейшем этапе – в подростковый период.

Агрессивность как форма защиты или средство ранжирования, способ привлечь внимание и вызвать уважение, страх, часто применяется в среде школьников, которые пришли из семей с особенностями, описанными выше.


Что с ребенком в подростковом возрасте в школе?

Проблемы адаптации, не способность принять новые нормы и стандарты общности, неумение вписаться в среду, проблемы с коммуникацией.

Неуспеваемость – серьезный фактор развития агрессии и враждебности, как следствие постоянной критики, унижений, наказания.

«Синдром жертвы»: каждый может вспомнить в своем классе ребенка, который регулярно становится «мальчиком для битья». Его по ряду причин выбирает типичный агрессор-хулиган в качестве своей постоянной цели для издевательств. На самом деле, в данном случае помощи требует не только «жертва», но и его мучитель – его выраженное агрессивное поведение растет из личностных проблем, семейных конфликтов и других факторов.

Важно! Самая страшная причина активного роста агрессивности подростков – равнодушие и попытка свалить ответственность на «более умного и компетентного». Речь идет о конфликте «школа – родители» — кто же должен бороться с этой серьезной проблемой? Секрет успеха – внимательное отношение обеих сторон, участие, внимание и взаимная поддержка в треугольнике «семья – педагоги – психолог».


Факторы риска развития агрессивности

Группа факторов Примеры
Персональные Заниженная самооценка Склонность к употреблению наркотических средств Девиантное поведение Склонность к нарушениям поведения
Групповые (факторы риска в группе одноклассников, сверстников) Давление группы Дружба с компанией, в которой участники склонны к нарушениям поведения, вредным привычкам
Семейные Постоянные конфликты в семье Низкий уровень дисциплины Родители с вредными привычками Насилие в семье Безнадзорность
Социальные Окружение, которое способствует развитию тяги к спиртному и наркотикам Низкий уровень жизни Экономическая нестабильность

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Адекватная и действенная коррекция возможна только при выполнении точной диагностики, с применением комплексных методик. Диагностика агрессивного поведения подростков осуществляется в двух направлениях:

  • анализ уровня агрессивности подростков и типичных форм ее проявления, чтобы индивидуальная коррекция была результативной;
  • определение триггеров, основных факторов, которые влияют на проявления различных форм агрессивного поведения.

Для выбора правильного метода борьбы с негативными поведенческими проявлениями, программа диагностики должна давать возможность выполнять такие задачи:

  1. Получение данных, относительно особенностей личности агрессивных подростков: темперамент, эмоциональная сфера, интеллект, характер, нравственные нормы и другое.
  2. Изучение нюансов семейного окружения, воспитания в семье, ее структуры, анализ проблем: атмосфера в семье, воспитательные меры, микроклимат, отношения между всеми членами семьи.
  3. Анализ отношений в системе «подросток – сверстники»: отношение группы к подростку и его к группе, социальная роль подростка, удовлетворенность отношения, статус.
  4. Отношения с педагогами анализируется по критериям стиля отношений, педагогических влияний, методов воспитания.

Обратите внимание! Если в результате диагностики выявлено, что основная проблема лежит в семье, в этом направлении и нужно направлять усилия. Педагогическая коррекция помогает гармонично взаимодействовать с подростками в отношениях «педагог – ученик».


Психолого-педагогическая коррекция и ее особенности

Причина проблем – в семейном воспитании: психолог предпринимает меры по работе с родителями или опекунами детей, подростков, дает рекомендации. Что нужно сделать? Гармонизировать отношения, выполнить корректировку отношений, установок, взглядов, ценностей. Задача психолога – помочь родителям найти оптимальный вариант коммуникации с подростком, подобрать правильную тактику дальнейших действий. Формы работы: беседа, лекция, тренинг. Просвещение родителей крайне важно, поскольку ужасающее количество родителей не имеют даже базовых представлений о воспитании.

Важно! Психологическая программа тренинга позволяет одновременно работать с несколькими семьями, в которых наблюдается идентичная проблема. В рамках тренинга психолог предлагает решать задачи, делать упражнения, обсуждать некоторые вопросы, вырабатывать новые для родителей педагогические приемы, специалист также тренирует навыки коммуникации .

Если суть проблемы в коллективе школьников, важно учитывать, что именно школьный коллектив на определенном этапе развития личности – основной. Это референтная группа , в рамках которой подросток проявляет себя, свою индивидуальность. Популярные и действенные приемы работы: внутришкольная и внешкольная деятельность, которая связана с творчеством, и требует внимания всего школьного коллектива. В рамках подобной деятельности подросток может зарекомендовать себя, активно вступать в коммуникацию с другими.

Важно! Л.Семенюк отмечает, что лидер на разных этапах деятельности должен меняться – не стоит формировать «актив» лидеров, важно менять роли, позволять каждому показать себя. Отличное средство нивелирования агрессии – удовлетворение от деятельности.

Информирование и обучение педагогов приемам работы с агрессивными подростками – важный шаг в борьбе с негативными поведенческими проявлениями. Рекомендуется обучать способам решения конфликтов, нивелирования отрицательных эмоций, регуляции психического равновесия, выбору эффективного стиля преподавания.

Важно! Профилактика агрессивного поведения подростков – важный момент в работе школьного психолога.

В результате анализа всех способов психокоррекционной работы, удалось выделить два направления:

  • рационализация педагогического процесса;
  • методы психологии и психотерапии.

Важно! Нельзя использовать исключительно один метод, при помощи которого выполняется психологическая коррекция, необходимо рассматривать комплекс приемов, индивидуальные особенности каждого подростка.


Основные направления работы с подростками:

  • социально-педагогическая коррекция поведения;
  • работа с нарушениями эмоциональной, мотивационной, волевой сфер;
  • работа с семьей, коррекция семейного воспитания – разрабатывается специальная программа действий;
  • гармонизация отношений в коллективе школьников;
  • просвещение педагогов в работе с трудными, агрессивными подростками;
  • психолог дает рекомендации по саморегуляции поведения.

Обратите внимание! Для работы с подростками, родителями используют широкий спектр методов: тренинги, занятия по психодраме , профилактика, беседы.

Очень важно не просто правильно диагностировать причины агрессивности, но и научить подростка справляться с волнами гнева и агрессии. Анализ многих факторов позволяет психологам выбрать оптимальные пути работы с агрессивными подростками – психокоррекционная программа основывается на данных исследований.
http://bibliotekar.kz/

Почему так происходит?

Существует множество гипотез насчет того, откуда берется агрессивное поведение подростков.

Дискуссии и исследования о природе подростковой агрессии особенно активно ведутся в последнее время, и остается большой пласт нерешенных вопросов.

Влияет ли медиа, игры и поп-культура на агрессивность?

Очевидно, что с помощью насилия и открытой злости подростки выражают, или ищут пути выражения, личных переживаний. Подобным поведением, они неосознанно дают понять о своих внутренних конфликтах.

Или подростки с трудным детством и неблагоприятной средой воспитания. Большинство взрослых людей даже не пытаются думать о чувствах агрессивного ребенка, примитивно загоняя его в шаблон “трудного подростка”, “хулигана”. Такой ребенок достоин только наказания, а не помощи. Так с «плохим» поведением не справиться. Это провоцирует новые вспышки враждебности. В том числе и аутоагрессии.

Аутоагрессия — активность, нацеленная, осознанно или неосознанно, на причинение себе вреда в физической и психической сферах.

С точки зрения психоанализа она относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется саморазрушительным поведением. Всамообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства.

«Агрессивное поведение» и «агрессивность»

Многие путают эти два понятия. Разница заключается в постоянстве и природе действий, которые мы называем жестокими. Агрессивность — это качество личности, возможно приобретенное. Личность у несовершеннолетних только формируется и это качество может легко встроиться в нее. По поведению - это ситуативные поступки, которым часто могут удивляться.

Агрессивным человеком можно назвать, например, мальчика, издевающегося над кошками во дворе и крадущего телефоны на улице. Человеком с агрессивным поведением может быть подросток, который подрался с одноклассником, по какой-либо причине.

Причины агрессии - взгляд со стороны науки

Выделяют несколько теорий возникновения агрессии: теория инстинкта Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, фрустрационная теория Джона Долларда. Предлагаю рассмотреть возможными причинами агрессии подростков на основе этих теорий.

  • Теория инстинкта

    Эта теория рассматривает агрессию как врожденную и органическую реакцию, основанную на фрустрации.

    Фрустрация - это состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения какой-либо потребности, когда человек не может получить того, чего хочет.

    У подростков все инстинктивные реакции становятся ярче, и контролировать их сложно из-за стресса и гормонального всплеска. И это выражается деструктивным поведением, вспышками.

    Фрейд говорит, что агрессия появляется из «спора» влечения к жизни, созиданию, и влечения к разрушению, которые заложены в человеке с самого рождения. Агрессивным поведением проявляется защита. Она дает не разрушать самого себя, разрушая вместо этого мир вокруг. В переходном периоде жизни тема противоречий и внутренних споров крайне обострена и актуальна.

    Подросток подсознательно учится использовать защитные механизмы, хоть и не всегда удачно и безопасно.

  • Фрустрационная теория

    Определение фрустрации мы дали выше. Теория фрустрации говорит об агрессии как о продукте переживаний, связанных с непреодолимыми трудностями.

    В случае тинейджеров большим препятствием для реализации идей и желаний часто становится угнетение, или просто подавление всех стремлений со стороны родителей, учителей и сверстников. В огромном количестве случаев психологическим препятствием становятся фразы, подобные таким.

  1. «Ты еще маленький»
  2. «Не лезь туда, ты недостаточно…. Взрослый, компетентный, умный…»
  3. «Мы лучше знаем, что для тебя нужно, сиди тихо»

В таких случаях злость со стороны юноши или девушки направлена на давящую сторону и косвенно на себя.

Родители, употребляя подобные фразы в общении с подростками знайте, к чему они могут привести!

Фрустрация, вызывающая аутоагрессию может быть спровоцирована и сомнением в своих силах, что характерно для многих подростков. Сомнение может перерастать в самоуничижение и ощущение полной невозможности делать что-либо. Что особенно свойственно людям, склонным к депрессивным состояниям. Больше . При таких обстоятельствах внутренняя агрессия сильнее внешней.

Фрустрация проявляется не только из-за неудач в самореализации. Причиной агрессивного поведения может быть и банальное неудовлетворение потребностей. Кроме потребности в любви и одобрении со стороны семьи, у тинейджеров появляются новые нужды. Это принятие важным сообществом, уважение, возможность открыто высказываться и прочие. Эти новые потребности часто не замечают и игнорируют, что приводит к фрустрации. Долгий период фрустрации вызывает либо стресс, который тоже ведет к агрессии из-за истощения, либо озлобленность на тех людей, которые должны были учитывать потребности молодого человека.

В общении с подростками и их воспитании нужно очень много внимания. Но важно не нарушать личное пространство. Ведь потребность в его уважении тоже очень важна

  • Теория социального научения

    Согласно этой теории, люди «учатся» агрессивному поведению, наблюдая за постоянным окружением.

    Если ребенок на протяжении своей сознательной жизни видит, как родители кричат друг на друга и на окружающих, он с большой вероятностью вырастет жестоким подростком.

    Враждебность становится условным рефлексом. Кажется, что бороться с таким поведением невозможно. Но это не так. Его можно тормозить, просто не давая подкрепления. Во-первых, подросток должен видеть пример не агрессивного поведения в окружении. Во-вторых, он не должен получать ответной агрессии в ответ на свои нападки.

    Копирование поведения старших характерно для тинейджеров. У них возникает потребность в ролевой модели.

Формы агрессивного поведения подростков

Говоря об агрессивном поведении по форме можно его разделить на:

  1. Физическую агрессию. Это причинение материального ущерба объекту, физическое насилие, что понятно из названия. Часто применяется подростками в случаях драк, жестокости по отношению к животным.
  2. Вербальная агрессия. Она может выражаться в оскорблениях, пассивной агрессии, бойкотах и спорах, перерастающих в перепалку. Вербальная агрессия направлена на причинение морального ущерба. На это в основном жалуются родители, устанавливая клеймо «трудного подростка».

По цели проявления агрессии бывает:

  1. Агрессия защиты. По большей части защитный механизм, провоцируемый насилием со стороны окружающих — семьи и сверстников. «Петя оскорбил мою девушку — я встречу его после школы и подерусь с ним».
  2. Агрессия-провокация. Это то, чем занимается тот самый Петя, чтобы удовлетворить любопытство, поиздеваться или получить реакцию.
  3. Инструментальная агрессия — случай, в котором агрессия является не самоцелью, а способом достижения цели. Я ударю человека и получу то, что мне нужно.

Влияние переходного возраста на жестокость

Современные дети подросткового возраста действительно, более агрессивны. Причем у девочек трудности с регуляцией жесткости появляются раньше, в 13-14 лет. У мальчиков этот процесс начинается чуть позже, обычно в 14-16 лет.

По большей части на поведение тинейджеров влияют изменения, которые происходят в них. У подростков активно формируется личность и самосознание, меняется восприятие себя и отношение к ним со стороны общества. Они переживают гормональный всплеск. Это способствует агрессивному поведению.

На поведение подростков оказывают влияние все сферы жизни, которое их окружают: семья, детский социум, СМИ.

Но каждый подросток в одних и тех же условия ведёт себя по-разному. Это зависит от его личностных особенностей.

Но не стоит забывать, что агрессия - не только «плохое» поведение. Это необходимость, защитная реакция организма, один из способов добиться желаемого.

Особенности агрессивного поведения у подростков

  1. Физическая агрессия как самый простой способ выражения враждебности, постепенно даёт место вербальной агрессии, которая не причиняет такого сильного видимого вреда;
  2. Несмотря на это, на протяжении всего подросткового возраста для девочек более характерна вербальная агрессивность. А мальчики «предпочитают» физическую.

Первое, что необходимо знать родителям - это теорию об агрессии. Для этого мы написали эту статью. А теперь - практика.

Чего делать с агрессивными подростками нельзя

  1. Игнорировать;
  2. Вступать в постоянные неконтролируемые конфликты в семье;
  3. Ставить крест на ребенке, увидев неугодные проявления личности;
  4. Клеймить и осуждать;
  5. Применять гиперопеку.

Подобные действия ведут за собой негативное отношение к семье, иногда аутоагрессию «Мне говорят, что я безнадежное разочарование и глупый ребёнок. Может, это правда? Может, я заслуживаю такого обращения?»

Подобные мысли могут сильно подорвать самооценку ребенка. Учитывая то, что не всегда у подростка получается контролировать свою агрессию.

При конфликтах в семье в игру вступает социальное научение, о котором мы говорили. Родители так себя ведут - значит это правильно

Игнорирование заставляет ребенка справляться со всем самому, что повышает уровень стресса и фрустрации, сложности с определением категорий «хорошо» и «плохо».

Что делать можно и нужно:

  1. Обращать внимание на подростка, по возможности говорить с ним о том, что его волнует и что может вызывать агрессию;
  2. Если произошла вспышка агрессии обсудить этот случай, поговорить о чувствах, которые испытывал ребенок;
  3. Контролировать жестокость в самих себе;
  4. Не разрешать, но спокойно и уверенно, проявление агрессии в свою сторону;
  5. Не поднимать панику. То, что не нравиться родителям и кажется невероятным, часто является нормой поведения тинейджера;
  6. Принимать ребенка, воспринимать его, как настоящего человека с чувствами;
  7. Если не справляетесь - стоит , не дожидаясь наступления серьезных проблем. С его согласия, конечно же.

Действовать надо спокойно и уверенно. Находить причины агрессивного поведения, обсуждать с подростковом его чувства, помогать ему найти социально - приемлемые способы выражения его чувств. Так можно не только смягчать негативные вспышки, но и в целом улучшить отношения.

Переходный возраст — сложный период для каждого человека, и самого подростка, и его окружения. Но справиться с этим и не допустить болезненных последствий вполне возможно.

В центре К.О.Т. разработана , на которой подростки учатся понимать с выражать в свои эмоции, работать со своим с поведением. Это реальная эффективная помощь самому современному подростку и его семье.

Интересно узнать на сколько ли подросток контролировать свои эмоции? Пройдите простой тест и получите советы психологов!

Занимайтесь самообразованием, не забывайте думать, прежде чем говорить и делать. Вдох, выдох, сохраняйте спокойствие и человеческое отношение. «Трудный подросток» — только вершина айсберга, смотрите глубже и не отчаивайтесь.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я бы хотела поговорить о серьезной проблеме - почему подростки агрессивны к родителям. И по большей части вся проблема заключается не в детях, которые неадекватно ведут себя, а в родителях, которые не знают что с этим делать, а порой ведут себя еще более неадекватно. Давайте рассмотрим причины подобного поведения у детей, выясним как с этим следует поступить и не испортить ситуацию.

Физиология

Конечно же, подростки становятся старше. И в первую очередь это ощущается на физиологическом уровне. У мальчиков ломается голос, начинают расти усы или борода, появляется сексуальное неконтролируемое желание. Девочки знакомятся с менструацией, становятся более раздражительными.

В целом гормональный фон человека меняется. Не зря существует отдельное название для этого процесса - пубертатный период. Именно в это время подростки сталкиваются с изменениями в своем теле, всплеском гормонов, переменой настроения.

У одной моей клиентки есть дочь. Прилежная, послушная, девочка-цветочек. Но стоило ей переступить порог четырнадцатилетия и ее стало не узнать, словно подменили. Поведение совершенно не сравнимо с тем милым ребенком, которым она была.

В том-то и дело. Это больше не ребенок. В подростковый период переживаются самые сложные эмоции за всю жизнь. Ты еще не взрослый, но уже и не ребенок. Нет всех прав, но есть куча обязательств. А еще при этом каждый норовит дать тебе совет.

Не забывайте про физиологию. Будьте к этому готовы. Если все слишком серьезно и вы замечаете катастрофические перемены в поведение, то обратитесь к врачу, который пропишет необходимые гормоны или другие препараты, которые облегчат вашему ребенку период созревания.

Две стороны одной медали

Еще один фактор, который может быть причиной повышенной агрессивности - внимание. Здесь мы говорим как о переизбытке, так и о недостатке. Давайте вначале разберем вариант чрезмерной опеки.

Сын может затаить обиду из-за того, что он сравнивает с неуважением и недоверием. Ему кажется, что он взрослый и сам может принимать решения, сам отвечать за свои поступки.

Помните поговорку «как курица с яйцом»? Не надо так поступать. Дайте свободу, откройте границы, доверьтесь чутью вашего ребенка. Не пытайтесь контролировать его жизнь. Ему уже пора учиться делать это самостоятельно. Что он будет делать, когда вас не окажется рядом?

И отсутствие внимания влияет также плохо на подростка. Ему кажется, что вам все равно, что на него всем наплевать и никто не ценит его. Человеку важно чувствовать поддержку и опору, особенно, в подростковый период.

Вы можете быть очень заняты на работе, у вас , вы из кожи вон лезете, чтобы обеспечить сыну или дочери хорошее образование, которое, естественно, стоит немалых денег.

Только вот он об этом как должен догадаться? Поговорите с ним. Постарайтесь все объяснить, выслушайте его претензии и обиды. Возможно, именно вместе вы найдете выход из ситуации. И не бойтесь просить помощи у своих детей. Они уже достаточно взрослые, чтобы быть и вам опорой.

Здесь очень важно уловить ту тонкую грань и найти золотую середину. Вам необходимо научиться давать подрастающему человеку свободу и не превратить это во вседозволенность.

Важный момент - к собственному ребенку. Без него вы далеко не уйдете. Только уважая своего сына или дочь, вы сможете договориться.

Если вы не чувствуете в себе сил чтобы справиться со страхом за сына или дочь, то непременно прочитайте статью « ». Поймите, вам необходимо его выпустить из-под своего крыла, только так он начнет свою жизнь.

Раздражители

Не только . По большей части это относится ко всем взрослым. Учителя, дяди и тети, бабушки и дедушки, продавщицы в магазине, старшекурсники и старшеклассники.

Не знаю почему, но каждый взрослый считает своей обязанностью дать напутствующий совет подростку. Объяснить принцип жизни, рассказать «правду», показать правила игры. Только никто не учитывает, что у каждого правила свои. Да и по большей части никто даже не интересуется, а нужен ли ему этот совет.

Помните, совет ценен тогда, когда он приходится в нужное время.

Причины появления агрессии могут крыться . У одной моей знакомой после развода чрез несколько лет появился ухажер. Дочка никак не могла найти с ним общий язык, всячески дерзила и грубила мужчине. Просто по причине, что ей казалось будто он занимает в ее жизни место отца.

Только вы можете объяснить ребенку, что это не так. Что родители навсегда остаются родителями, мама будет мамой, а папа - папой. И никто никогда не заменит их. Встаньте на место ребенка, прежде чем ругать его за невоспитанность.

Еще один вариант - смена тактики поведения родителей. Когда малыш был ребеночком ему все разрешали, покупали новые гаджеты, дарили подарки, меняли одну игрушку на другую. Стоило же сыну стать подростком и мама тут же начинает запрещать. Запрещает гулять допоздна, долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

А у подростка вопрос - с чего вдруг ему стали что-то запрещать? Внимательно следите за собой.

Первая любовь. Ох, сколько существует печальных историй о первой любви. И это тоже может сделать человека жутко раздражительным и агрессивным. Сильные эмоции и переживания, первое свидание. Вспомните себя в эти золотые годы.

Стать взрослым

Стать взрослым я предлагаю вам. А именно - научиться совмещать в общении с подростком роль родителя и взрослого. Научитесь общаться с ним по-взрослому. Не думайте, что он по-прежнему маленький ребеночек, который ничего не умеет делать самостоятельно.

Что делать и как вести себя?

Во-первых, уважайте его . Не входите в комнату без стука, и точно не заходите туда, пока подростка нет дома. Это прямое нарушение личного пространства. Вы должны понимать, что ему нужно это пространство, куда никто не будет совать свой нос, где он может побыть в спокойствие и одиночестве.

Ведь вам вряд ли будет приятно, если супруг или дочь без спроса будут копаться в вашей сумочке или ящике с нижним бельем.

Во-вторых, установите взрослый контакт с подростком. Что это значит. Объясните, что вы не будете вмешиваться, давать огромную кучу советов и лезть в каждое дело. Дайте понять, что вы всегда рядом, готовы помочь, выслушать, и если ему будет надо, то вы с готовностью поделитесь своим опытом и дадите совет. Но только тогда, когда вас попросят об этом. И не секундой раньше.

В-третьих, не наказывайте и не ругайте за агрессивное поведение. Постарайтесь выяснить, почему так происходит. Из-за школы или института, из-за друзей или подруг, из-за учителей и так далее. Дайте понять, что вы переживаете, но не вмешивайтесь туда, где уже не ваша территория. Читайте пункт выше про совет в подходящее время.

В-четвертых, ни в коем случае не орите на подростка в ответ. Это худший вариант, который вы можете выбрать. Терпение подходит к концу? Применяйте дыхательные техники, найдите способ высвобождать свои негативные эмоции, только не на своих детей.

Да, воспитание дело очень непростое и нервное. Но при грамотном подходе вы получите здравомыслящего, умного и самостоятельного человека, который сможет добиться большим успехов в жизни.

Как вы думаете, почему дети агрессивные? Что подталкивает их к подобному поведению? Как вы реагируете на раздражительность своих детей? И как у вас проходил подростковый период?

Любите своих детей и доверяйте им!

Почему так активировалось агрессивное поведение подростков в 21-м веке — не влияние ли это того же ТВ, Интернета, компьютерных игр, современных фильмов, виртуальной реальности, зависимостей? А может на подростковую агрессию влияет, в основе своей, современная, часто негармоничная семья, методы воспитания и детско-родительские отношения, школа, с эмоционально-психологически безучастными педагогами, и улица, которой иногда предоставлены дети-подростки?

Давайте разберемся детальней в причинах агрессивного поведения подростков, методах коррекции этого поведения и профилактики спонтанной, неконтролируемой, и часто неосознанной агрессии у подростков.

Агрессивное поведение подростков: причины, коррекция и профилактика подростковой агрессии

Сама по себе агрессия имеет частично врожденные корни у каждого человека, но какое именно будет агрессивное поведение, в той или иной ситуации, и какие внутренние или внешние стимулы (раздражители и провокации) активируют ее — напрямую зависит от приобретенных во внешней среде (семье, детсаду, школе, на улице, виртуальном мире, фильмах и книгах), установок, внутренних убеждений человека: взрослого, ребенка или подростка.
Словом, агрессивность подростка, да и взрослого тоже, зависит от жизненного сценария — запрограммированного мышления, чувствования и поведения в той или иной ситуации, при том или ином жизненном событии.

Агрессивное поведение, как и девиантное , анти и асоциальное, делинквентное, у подростков возникает не на основе врожденного инстинкта агрессии, работающего по принципу защиты жизни и здоровья человека в опасных ситуациях, в виде нападения на источник опасности (врожденный механизм психики «бей или беги»).

Например , подросток, в силу неокрепшей психики и еще незрелой личности, в случае реальной или надуманной (мнимой) опасности (здесь неважна цель предполагаемой угрозы: жизнь, здоровье, социальный статус, личность, свое «Я»…) может иметь глубинное убеждение — «убегать стыдно, унизительно и т.п.», поэтому спасительный рефлекс «бей или беги» запускается в сторону нападения («бей»), т.е. подросток проявляет агрессию к другому человеку, животному или неодушевленному предмету (явлению).

И не важно какая будет эта подростковая агрессия: эмоционально-психическая — вербальная (словесная — угрозы, ругань…), невербальная (агрессивная мимика, позы, жестикуляции), физическая (явное нападение с целью нанесения физического ущерба, скажем, побоев), либо скрытая агрессия, косвенная (в виде сплетен, негативных разговоров за спиной и т.п.), а также более примитивная детско-подростковая агрессивность в виде негативизма (агрессивная оппозиция, типа делать все назло, мстить и т.д.).

Основные причины подростковой агрессии

Основные причины подростковой агрессии кроются не в негативном телевещании, интернете, и даже не в компьютерных играх или жестоких боевиках, фильмах ужасов… Хотя, эти источники информации все же играют косвенную роль в укреплении чувства гнева, и основанной на нем активации агрессии.

Агрессивность в подростковом поведении обусловлена, в первую очередь, заложенными извне в психику ребенка негативами, окрашенными нелюбовью к себе и другим людям, порой ненавистью, с довлеющей эмоцией гнева и ее производных (от легкой раздражительности до ярости), и соответственно — агрессией подростка в поведенческих реакциях на, зачастую неверно, иллюзорно интерпретируемое происходящее.

Именно то подростковое агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении.

Например, агрессия в отношении врага нашей родины, или насильника, педофила, киднепера (похитителя детей), садиста, серийного маньяка и пр., даже если противоречит закону, но морально оправдывается обществом. Это так же заложенные извне установки и убеждения — это не врожденная агрессивность и гневливость.

Подобная, приобретенная агрессия и гневливость у подростков начинает развиваться с раннего детства, посредством так называемого «родительского программирования» (воспитания), детско-родительских взаимоотношений, методов и стилей воспитания.
Именно при дисгармонии в семье отношений с ребенком, последний и может уйти в себя, в фильмы, телепередачи непонятного толка, в компьютерные игры и виртуальный мир интернета — последние не создадут агрессивность у подростка, а укрепят и разовьют ее.

Элементарно дети могут копировать агрессивность с близких и важных для них взрослых, и необязательно, что эта агрессия направлена на ребенка — это может быть агрессивное поведение в семье между мамой и папой, младшим и старшим поколениями, с соседями, даже агрессивная критика фильмов, политиков, жизни в целом, может наложить отпечаток на психику ребенка и сделать его агрессивным подростком и взрослым.

А нелюбовь, неуважение к ребенку со стороны важных, значимых людей, непринятие его как личности, дефицит внимания к малышу, сенсорная депривация, непонимание его и отсутствие психологической поддержки, а уж тем паче прямая психологическая или физическая агрессия, направленная на детей, естественно сыграют свою злую роль — подросток может стать агрессивным, особенно по отношению к слабым (проявить агрессию на кошку может каждый, а на амурского тигра?! Хотя и здесь, человек как «властелин» мира, может применить оружие…).

Психо-коррекция агрессивного поведения подростков

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков довольно сложна. Проблема не в том, что трудно перепрограммировать установки и убеждения у самого ребенка, приводящие к необоснованному гневу и агрессии. Проблема в том, что здесь необходима психотерапевтическая работа со всей семьей, а также, трудность в том, что зачастую довольно сложно уговорить подростка на посещение психолога или психотерапевта, тем более совместно с родителями. (установка, типа «я не псих»).

Изменение семейного эмоционально-психологического климата и взаимоотношений между родителями, родителями с бабушками и дедушками и т.д., и, конечно, самих детско-родительских взаимоотношений — важнейшая задача коррекции агрессивного поведения у подростка.

Главное здесь, не делать, не менять ничего резко и напролом (прямо в лоб). Только мягкое, косвенное влияние на изменение мышления, чувствования (гнева) и, соответственно поведения (агрессии) подростка (иначе, сработает защита, негативизм, сопротивление, возможно как раз с активацией агрессивности).

Психологическая работа с семьей и с самим подростком, хоть и не обременительная, но не быстрая, однако результаты не заставят себя ждать. После курса психотерапии подросток перестанет быть агрессивным, а вся семья станет гармоничной и счастливой.

Профилактика агрессии у подростков

То же касается и профилактики агрессии у подростков — в первую очередь необходимо создать гармоничные отношения в семье, желательно, начиная с момента беременности мамы будущего подростка.

Или, хотя бы начать создавать здоровый эмоционально-психологический климат в семье пока ваше дитя еще буквально «ребенок» (переход в подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет).

Читайте психологические статьи для родителей и воспитателей.

Нужно, для начала, осознать свои ошибки в воспитании и отношениях мама-папа, бабушка-дедушка, мама-бабушка (дедушка), папа-бабушка (дедушка) и т.д. Выбрать правильные стили воспитания и взаимодействия с самим ребенком. Если уже проявляется негативизм и детская агрессия — возможно понадобится консультация детского психолога или семейного психолога.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook