Научно-методическая разработка на тему: " Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков". Международный студенческий научный вестник Методы и техники терапевтического воздействия

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Верх-Ичинская основная общеобразовательная школа»

«Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения учащихся»

Выполнила;

Маргарита Ивановна Смолина

классный руководитель 7-8- классов

с.Верх-Ича

2016 г.

Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Тенденция роста детской преступности и увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психолого - педагогических условий, предупреждающих эти опасные явления.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую,просто не знают, как справиться с их поведением.

Исследования показывают, что агрессивность достаточно стабильна во времени, и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей. Ребенок в детстве оценивавшийся сверстниками как агрессивный, став взрослым скорее всего будет оцениваться окружающими так же. Очевидно, что причины детской агрессивности зарождаются в семье, так как именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Для семей более характерными стали конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми. Это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей.

Для большинства детей характерны формы агрессии.

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

ВИДЫ АГРЕССИИ

    ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (человек не ставит своей целью действовать агрессивно);

    ПРЕДНАМЕРЕННАЯ АГРЕССИЯ (действия, которые имеют осознанный мотив).

    ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

    КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

    ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

    СКЛОННОСТЬ К РАЗДРАЖЕНИЮ

    НЕГАТИВИЗМ

Причинами агрессивных поступков являются:

- постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и у которых «заражается» их агрессивностью . Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей;

- проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира ;

-унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей, учителей;

- взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых дети узнают о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный - и мне все можно»);

- сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров , способствующие повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей..

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам .

О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.

Характерные черты агрессивных подростков.

  • бедность ценностных ориентаций,

    отсутствие увлечений,

    отсутствие духовных запросов,

    узость и неустойчивость интересов,

    низкий уровень интеллектуального развития,

    повышенная внушаемость,

    подражательность,

    неразвитость нравственных представлений,

    эмоциональная грубость, озлобленность,

    крайняя самооценка,

    повышенная тревожность,

    страх,

    эгоцентризм,

    неумение находить выход из трудных ситуаций,

    преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрацией своей самостоятельности, взрослости.

Психологами установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет.

У девочек наибольший уровень проявления агрессивного поведения

отмечается в 11 лет и 13 лет.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Т. П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков - 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

3. Развитие позитивной самооценки.

4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Отдельным блоком она выделила консультационную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1-2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста - не более 40 мин., младшего школьного возраста - не более 60 мин.

В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы в контакте с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи, направленной на отреагирование проблемных ситуаций и наработку навыков саморегуляции и контроля.

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом

Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

1) комкать и рвать бумагу;

2) бить подушку или боксерскую грушу;

3) топать ногами;

4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

5) пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);

6) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

7) втирать пластилин в картонку или бумагу;

8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам управления собственным гневом (навыкам саморегуляции) и контроля над ним

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки управления собственным гневом и контроля над ним, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей очень высок.

Коррекционная работа в данном направлении заключается;

1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;

2) закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

Цели и задачи коррекционного направления работы с агрессивными детьми - научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте снять) деструктивные элементы в поведении, развить позитивную самооценку

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка. На период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, т. к. вся семья в целом нуждается в поддержке, психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем, возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.

Список литературы

1. Гиппенрейтер, Ю. Б. / Ю. Б. Гиппенрейтер. - M.: ЧеРо, 2002.

2. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л, Неймера. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Левандовская Лина Владиславовна,

студентка IV курса факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте, описание психолого-педагогической программы для данного возраста. Рассмотрен феномен агрессивного поведения, формы агрессии, особенности проявления агрессии в старшем подростковом возрасте, описание старшего подросткового возраста как возрастного периода. Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция, агрессивное поведение, старший подростковый возраст, формы агрессии.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В современном мире тема агрессивного поведения очень актуальна. Многие исследователи разрабатывают эту проблему, а так же многие студенты берут её за основу своих курсовых работ. Это происходит потому, что общество в последнее время испытывает на себе увеличивающееся воздействие насилия и жестокости. Можно сказать о том, что насилие стало одной из характерных черт настоящего времени и проникает во многие сферы жизни. В изучении такого рода насилия особое значение уделяется исследованию агрессивного поведения личности человека.

Исследование агрессивного поведения особенно актуально в отношении подростков в связи с их усиленным психофизическим развитием, активным усвоением разных форм поведения, а также высокой вероятностью ситуативного поведения. Так же тревожным симптомом является рост числа подростков с отклоняющимся поведением, которое проявляется в асоциальных действиях, таких как алкоголизм, наркомания, хулиганство, нарушение порядка, вандализм и многое другое. В старшем подростковом возрасте - 13-16 лет - человеку доставляет большое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, поступки и чувства. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с чем подросток сталкивается в реальной действительности и это способствует развитию его эмоциональной сферы, которая во многом определяет взросление ребенка.

Если мы говорим об агрессивном поведении то, прежде всего, следует уточнить само определение агрессивности, под которым понимается свойство личности, так как оно является приобретенным качеством, продуктом социализации и основано на биологически адаптивных механизмах (Бандура А., Уолтерс Р., Фурманов И. А. и др. ). Во многих источниках и исследованиях агрессия рассматривается как поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, которое наносит вред объектам нападения, причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт. Можно сказать, что человеческая агрессивность это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Поэтому наше исследование посвящено решению проблемы коррекции агрессивного поведения именно в старшем подростковом возрасте и анализа эффективности коррекционной программы.

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте

науш.о-методический электронный журнал

Левандовская Л. В. Психолого-педагогическая кор-

рекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75039. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75039.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Имеются исследования, в которых авторы разрабатывают различные классификации типов агрессивного поведения. Наиболее подробной и понятной классификацией агрессивного поведения является классификация, разработанная А. Бассом, который выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия, прямая -косвенная агрессия, активная - пассивная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить 8 видов агрессивного поведения (Реан А. А., Трофимова Н. Б., Семенюк Л. М. ). Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили такие виды агрессивных реакций:

1. Физическая агрессия - рассматривают как использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - это агрессия, обходным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - обозначает готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Может проявляться в грубости и вспыльчивости.

4. Негативизм - это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - рассматривается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

В качестве факторов, повышающих агрессивность личности, можно назвать высокую плотность населения, уровень шума и многие другие. Основные психологические особенности старшего подросткового возраста состоят в том, что почти каждый ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в более раннем, стабильном возрасте. Происходит это от того, что изменения педагогической системы, применяемой к подростку, не успевают за быстрым формированием и развитием личности.

Материалы и методы

Исследование уровня агрессивного поведения проводилось на базе МБОУ гимназии № 63. В данное время на этой же базе исследований проводится психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Основной целью этого исследования является теоретическое описание результатов диагностики агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте. На основании этих результатов проводится коррекционная программа. При этом я предполагаю, что уровень агрессивного поведения старших подростков должен измениться при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

В данной работе мы представляю результаты первичной диагностики агрессивного поведения старших подростков, что будет основой для проведения коррекционной программы.

Эффективность коррекционной программы будет проверяться первичной

научно-методический электронный журнал

Левандовская Л. В. Психолого-педагогическая кор-

рекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75039. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75039.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

диагностикой перед проведением коррекционной программы и проведением диагностики после отработанной коррекционной программы. Затем результаты будут сравниваться, применяться методы математико-статистического анализа и таким образом мы выявим результативность коррекционной программы.

Наша программа психолого-педагогической коррекции предназначена для расширения основных социальных умений детей с агрессивным поведением. Психолого-педагогическая коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных форм психологического воздействия . Так как подростки не всегда знают, как справиться с негативными эмоциями, возникающими у них в сложных ситуациях, поэтому важно провести целевую психолого-педагогическую коррекцию, в процессе которой следует научить подростка работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. В программе использованы такие психолого-педагогические методы, которые помогают снизить общий уровень агрессивности подростков, и учат управлять собой в критических ситуациях (Бреслав Г. Э. ).

Агрессивные подростки, при всем различии личностных характеристик, отличаются некоторыми общими чертами. Многие авторы к таким чертам относят бедность ценностных ориентаций, вообще, и ценностных ориентаций образования, в частности, узость и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений, духовных запросов (Долгова В. И., Ниязбаева Н. Н. ). У таких детей, как правило повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща, эмоциональна грубость, крайняя самооценка, преобладание защитных механизмов поведения (Долгова В. И. ), низменные или извращенные потребности, озлобленность, страх перед широкими социальными контактами . Для того чтобы ребенок реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо, чтобы он обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с социальными конфликтами конструктивным способом. Кроме этого необходимо, чтобы он осознавал те чувства, которые вызывают у него агрессию, и умел выражать их другими способами. Предполагается также наличие хорошо развитого самоконтроля.

Основным новообразованием в подростковом возрасте является новый уровень самосознания, то есть интерес к собственному внутреннему миру. Одним из принципов составления психокоррекционных программ является принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков. Выявленные высокие результаты агрессивного поведения дают возможность сделать вывод о том, что наши подростки недостаточно хорошо осознают свои чувства и выстраивать программу коррекции необходимо в этом направлении.

Цели коррекционной программы:

1. Установление доверительных внутригрупповых отношений.

2. Поиск социально-приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими.

3. Психолого-педагогическая коррекция детских обид.

Задачи программы:

1. Отреагирование негативных эмоций.

2. Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.

3. Формирование адекватной самооценки.

4. Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов.

научно-методический электронный журнал сер^ги/2°15/75°39£^0т. - Гос рег Эл № ФС 77 ART 75039 УДК 159.9 . - .

5. Формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.

Предметом коррекции является не только агрессивное поведение детей, а так же эмоциональный, мотивационный, нравственный и волевой компоненты саморегуляции. Поэтому техники, используемые в моей программе коррекции, в основном, направлены на обучение подростков использованию отказа от нежелательного поведения вместо привычных для них способов агрессивного реагирования. Так же на обучение оценке социальных ситуаций, формирование более адаптивных поведенческих реакций, минимизацию тревожности.

Используемые техники: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, корректирующие психологические упражнения, психотехнические упражнения, дискуссии, проективное рисование.

Эмпирические: наблюдение, беседа, пилотажное исследование, эксперимент.

Теоретические: моделирование, системный подход и инновационные технологии (Долгова В. И., Ткаченко В. А. ).

Психодиагностические : методика «опросник агрессивности Басса -Дарки», методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев; тест «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера.

Методы формирующего эксперимента (комплексное взаимодействие с обучающимися в рамках проведения психолого-педагогической коррекции).

Результаты и обсуждение

Остановимся на результатах, полученных с помощью диагностических методик на начальном этапе исследования. Мной были выделены четыре уровня агрессивного поведения по методикам и отражены в таблице.

Низкий уровень свидетельствует о том, что поведение ребенка говорит об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических. В общем, ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью.

Средний уровень свидетельствует о том, что поведение ребенка говорит о присутствии незначительной тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии, подросток не в состоянии овладевать своей агрессивностью.

Уровень выше среднего может говорить об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических. Возможно, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением.

Высокий уровень характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает необходимость оказания психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Показатели уровней агрессивного поведения у старших подростков

до эксперимента

Группа Кол-во человек Высокий Выше среднего Средний Низкий

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %

До коррекци-онной программы 30 18 60 9 30 3 10 0 0

научно-методический электронный журнал

Левандовская Л. В. Психолого-педагогическая кор-

рекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75039. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75039.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Анализ продемонстрированных в таблице данных позволяет определить, достаточно высокий уровень агрессивности старших подростков до проведения коррекционной программы. Так можно увидеть, что у 60% учащихся находятся на высоком уровне агрессивного поведения, 30% подростков показали уровень агрессивности выше среднего, средний уровень определился только у 10% обучающихся, на низком уровне агрессивности не выявлено ни одного испытуемого. Такие результаты говорят, что работа с агрессией подростков крайне важна. Наша цель на период проведения коррекционной программы это понижение высокого уровня и уровня выше среднего, увеличение групп детей со средним и низким уровнем агрессии.

Проведенное исследование дает возможность предположить, что коррекционное психолого-педагогическое взаимодействие с агрессивными подростками может быть эффективно организовано на основе целенаправленной работы и комплексной программы коррекции. Целенаправленно организованная программа коррекции способна существенно понизить агрессивность подростков.

Программа коррекции может иметь разные аспекты практического применения, потому что она позволяет оперировать педагогическими средствами и трансформировать агрессивные проявления подростков в социально одобряемые формы поведения.

Обобщая данное исследование можно отметить, что агрессивное поведение это мотивированное отклоняющееся поведение, противоречащее нормам существования и общения людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессию так же можно рассматривать как конструктивную и деструктивную. Конструктивная агрессия проявляется в том случае, когда человек отстаивает свои права и при этом умеет контролировать свои эмоции. Но в большинстве случаев мы сталкиваемся деструктивной агрессией. При этом человек не умеет управлять своим эмоциональным состоянием. Подростки в данном случае попадают в зону риска. Это происходит из-за нестабильности их гормонального и эмоционального фона. Агрессия подростка проявляется для нас в виде проблем его поведения.

Агрессивное поведение подростков это достаточно сложный процесс, который требует внимательной проработки и исследования, результатом которого является составление коррекционных программ, снижающих уровень агрессии. Рост агрессивных реакций в подростковом возрасте отражает одну из важных социальных проблем современного общества, так как за последние годы резко возросли алкоголизм, наркомания, молодежная преступность.

Старший подростковый возраст охватывает период жизни от 13 до 16 лет. Он характеризуется бурным ростом всего организма в целом, началом и завершением полового созревания, изменением гормонального фона, повышением самосознания и формированием личности человека. Поэтому важно оказывать подросткам необходимую психологическую помощь, проводить диагностику и коррекцию их нестабильных состояний.

Диагностика выявила высокие результаты уровня агрессивного поведения подростков, и мы делаем предположение, что коррекционная программа поможет понизить этот уровень.

Левандовская Л. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75039. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-

научно-методический электронный журнал cept;|u/2015/75039ihtm. - рег Эл № ФС 77

Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.:Речь, 2006. -336с.

Анастази А. Психологическое тестирование / 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Эксмо - Пресс, 2010. - 512с. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2002. - 97 с.

Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) - Челябинск: Искра, 2012 - 229 с.

Долгова В. И., Ниязбаева Н. Н. Ценностное содержание современного образования: эмпирическое исследование//Вестник национального университета им. Абая. Серия «Педагогические науки. №2 (42). 2014. Алматы, 2014. - С. 29-32.

Долгова В. И., Ордина И. П. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников [Текст] / В. И. Долгова, И. П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. - 2012. - № 4. - С. 63-65 (0,5п. л. /0,25п. л.).

Реан А. А., Трофимова Н. Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - Мн.: Университетское образование, 2012. - 288с.

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Просвещение, 2003. - 38с.

Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах/материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (28-29 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. ]. Челябинск, 2008.

Lina Levandovska, issn 2304-120х

fourth-year student of the faculty of psychology, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

Psychological-pedagogical correction of aggressive behavior in late teen age Abstract. The article presents the analysis of the characteristics of aggressive ? 177231м 12U159 behavior in late teen age, description of psycho-educational programmes for this age. Examines the phenomenon of aggressive behavior, forms of aggression, particularly aggression in late teen age, description older adolescents as age period.

Key words: psycho-pedagogical correction, aggressive behavior, senior adolescence, forms of aggression. Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Методы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения

Анализ психологической и педагогической литературы позволяет указать на различного рода концепции, а также способы и методы воспитательных действий. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения занимались такие ученые, как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др.

Выбор и целесообразность использования того или иного метода коррекции обусловлены возрастными особенностями объекта коррекции, преобладающих в каждом конкретном случае факторов агрессивного поведения.

Смирнова Т.П. выделяет базовые направления коррекции агрессивного поведения :

1. Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

4. Снижение уровня личностной тревожности.

5. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

6. Развитие позитивной самооценки.

7. Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих.

Какой не была бы причина развития агрессивности у ребенка, психологи и педагоги должны иметь под рукой реальные инструменты ликвидации причин и последствий агрессивного поведения ребенка. Одну из моделей подобного инструмента предложила группа психологов, опираясь на характерологические особенности поведения агрессивного ребенка. Данная модель (Семенюк Л.М.) представлена ниже.

Таблица 1.1 Способы психолого-педагогической работы с агрессивными детьми

Характерологические особенности ребенка

Направления коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе..

Снижение уровня личностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация,

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния;

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния;

8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), когда…»

9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;

2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи;

3) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков

4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане;

2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) многократное повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;

4) рисование гнева, а также лепка из пластилина или глины, обсуждение, в каких ситуациях он испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации

5. Слабый контроль над своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом

1) релаксац. техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных действий в вербальный план;

3) ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»;

4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;

6) осознание своего гнева через сенсорные каналы;

7) осознание своего гнева через телесные ощущения

6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;

2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных на сотрудничество;

5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;

6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае с их соблюдения;

7) введение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

8) введение ребенком вместе с учителями карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) включение ребенка в спортивные командные игры

7. Работа с родителями и педагогами

Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

1) информирование педагогов и родителей об индивид.-психолог. особенностях агрессивного ребенка;

2) обучение распознанию собственных негативных эмоц.состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;

3) обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

7) включение ребенка в работу различных секций, кружков, студий.

Выводы по первой главе

В первой главе был проведен анализ научной и методической литературы в ходе которого удалось сформулировать базовые характеристики проявления агрессии у подростков.

Под агрессией понимают мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Среди факторов, провоцирующих развитие агрессии называют биологические и факторы среды - влияния социума на развитие человека.

Наиболее подверженным развитию агрессии возрастом является подростничество. Именно в подростковом возрасте особенности психофизиологического взросления ребенка сталкиваются с активным влиянием социальной среды, повышением уровня социальных ожиданий от ребенка.

Основой психолого-педагогической работы с агрессивными подростками является активное их вовлечение в социально одобряемую и привлекательную для них самих деятельность.

Тропина Лидия Булатовна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск[email protected]

Психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей агрессивного поведения старших подростков. Раскрыта модель психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.Ключевые слова: агрессия, агрессивность, подростковый возраст, психологопедагогическая коррекция.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность работы вызвана необходимостью определения психологических причин агрессивного поведения, раскрытия механизмов и психологопедагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Агрессивность –это намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное поведение–враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому лицу. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состояниями гнева, враждебности, ненависти, непонимания, деструктивной психологической защиты, аддиктивного поведения (В.И. Долгова, Р.Д. Дорофеева, В.Л. Юлдашев, А.Ф. Амиров, А.Н. Мартынов,Е.Г. Капитанец, О. А.Кондратьева ).Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально провести психологопедагогическую коррекцию агрессивного поведения старших подростков. Предмет исследования: психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков.Методыи методики:Методика А.БассаА.Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.Для получения достоверных данных об агрессивном поведении в ходе исследования так же использовался опросник Г. Айзенка.Опросник Г. Айзенка включает в себя описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник даёт возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности .Опросник предназначен для изучения индивидуальнопсихологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма. Методика позволяет достаточно точно выявить особенности, располагающие к суицидальному поведению. Проективные методик это методики, направленные на исследование личности и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Проективный метод был осуществлен с помощью рисуночной методики «Несуществующее животное» .Обсудим далее распределение результатов исследования по методике БассаДарки.Индекс агрессивности –это суммарный индекс физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения и вербальной агрессии.Высокий уровень 72,72%(16 человек). Подросткиотмечают, что испытывают желание причинить вред окружающим, а также используют физическую силу против другого человека.Подростки выражают свои негативные эмоции через ссору, крики, угрозы оппоненту. Мы наблюдаем недисциплинированность, которая проявляется как сознательное нарушение общепринятых социальных норм и правил поведения, игнорирование просьб. Средний уровень 18,18%(4 человека). Подростки с данным уровнем агрессивности отмечают, что находят конструктивные выходы в проблемной ситуации. Они указывают, что не способны ударить человека, так как уверены, что любой спор можно решить без споров и конфликтов. В проблемных ситуациях ведут себя адекватно, могут отстоять свою точку зрения, не прибегая на насильственным методам.Низкий уровень 9,1%(2 человека). Подростки отмечают, что не испытывают чувства раздрожения. Они не выражают свои негативные чувства через грубость. Нее способны использовать физическую силу против другого человека. Как показывают результаты диагностики, подростки с низким уровнем агресссивности обладают низкой мотивацией, что может впоследствии сказаться на межличностном общении. У старших подростков выявлено четыре уровня агрессивности. Высокий уровень 9,1%(2 человека). Подростки отмечают,что в разговоре часто перебивают собеседника, испытывают желание быть авторитетом для окружающих людей, предпочитают руководить, чем подчиняться, повышают голос. В споре не могут сдержать свои чувства под контролем, что приводит к повышению голоса, грубости по отношению к другим людям. Легко возбудимы и раздрожимы.Уровень выше среднего 54,5%(12 человек). Подростки, имеющие уровень выше среднего отмечают, что иногда им трудно в споре сдержать себя, иногда бывают легко возбудимы, раздражительны.Средний уровень 31,9%(7 человек). Подростки отмечают, что в споре ведут себя сдержанно и не испытавают чувства раздрожения к окружающим людям. В ходе решения какихлибо конфликтов ведут себя адекватно, обдумувают каждое действие и поступок.Низкий уровень 4,5%(1 человек). Подростки с низким уровнем агрессивности отмечают, что они предпочитают подчиняться, чем руководить, не вступают в конфликты. Их трудно расстроить или разозлить. В любом деле проявляют пассивность, довольствуются малым. Считают, что не способны организовать даже маленький коллектив.Высокий уровень 54,5%(12 человек). В рисунках участников данного уровня агрессивность проявляется в прорисовке рта с зубами, это свидетельствует о том, что подростки огрызаются, задираются, грубят в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, но в большинстве случаев это идет как защитная реакция.На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога, по сочетанию с другими признаками –когтями, щетиной, иглами –характер этой агрессии: спонтанная или защитноответная. Большие глаза признак того, что подростки испытывают неуверенность, страх, боязнь по отношению к окружающим. Общая энергия рисунков обладает резкой агрессивностью, об этом свидетельствует резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки).Высокая степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии –когти, зубы, клювы.Средний уровень 41% (9 человек). На среднем уровне агрессивности у подростков в их рисунках прослеживаются детали, несущие малую агрессию. Углы в рисунках не используются. Отмечаются небольшие когти, рот без зубов и клыков. Нажим изменчивый –это признак того, что подростки умеют приспосабливаться к изменяющимся условиям, пластичны в деятельности. Минимальная штриховка свидетельствует об относительном спокойствии старших подростков.Прорисовка и затемнение нижних контуров фигуры свидетельствует о том, что подростки данногоуровня используют агрессивное поведение как защиту против насмешек, непризнания у младших, боязнь осуждения.Низкий уровень 4,5%(1 человек). В рисунках подростков данного уровня не находится никаких признаков, свидетельствующих об агрессивной тенденции. Изображают маленькие глаза –признак того, что ребенок часто уходит в себя, очень застенчив. В основном используются такие детали как изменчивые, разнообразные штрихи. Из этого можно сделать вывод, что у подростка недостаток упорства, настойчивости. Отсутствует защищенность.После проведения проективной методики «Рисунок несуществующего животного» было выявлено, что 54,5%(12 человек) в своих рисунках отмечают большое количество деталей, указывающих на агрессивное поведение. 41% (9 человек) в своих рисункахуказывают не значительное проявление агрессивного поведения. И всего лишь 4,5% (1 человек) не отмечают детали, указывающие на агрессивные тенденции, рисунки относительно спокойны.Таким образом, подводя итоги по этой методике можно сказать о том, что в этом классе высокий уровень агрессивного поведения. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что 13 подростков нуждаются в психологопедагогической коррекции агрессивного поведения. С высоким уровнем агрессивности 11 человек и 1 человек с низким уровнем агрессивности. Для подростков с высоким уровнем агрессивности программа психологопедагогической коррекции призвана снизить уровень агрессивного поведения. Для подростков с низким уровнем агрессивности психологопедагогическая коррекция будет способствовать обретению уверенности в себе, повысить самооценку. Для коррекции агрессивного поведения старших подростков была составлена программа психологопедагогической коррекции агрессивного поведения.Программа состоит из десяти занятий направленных на снятие уровня агрессивного поведения старших подростков. Данная коррекционная программа поможет подросткам поверить в свои положительные качества, умение конструктивно выходить из конфликтной ситуации. После окончания коррекционной работы мы повторно замерили уровень агрессивного поведения.По итогам тестирования учеников мы определили уровень различных видов агрессии после проведения коррекционной программы.У старших подростков после проведения коррекционных занятий по индексу враждебности выявлено два уровня агрессивных реакций.Высокий уровень 46,15% (6 человек). Подростки продолжают проявлять обособленность в поведении, демонстрируют ненависть к окружающим, в их поведении чувствуется напряженность. Подростки также отмечают, что в классе их часто охватывает чувство ярости, легко раздражимы. Средний уровень 53,85%(7 человек). Подростки продолжают отмечать, что в редких случаях испытывают ненависть и зависть к другим людям. Подростки научились не давать волю эмоциям в проблемных ситуациях, адекватно реагируют на окружающих. Нераздражительны, не имеют врагов. Способны управлять своим поведением. У старших подростков, после проведения коррекционных занятий, по индексу агрессивности, выделено два уровня агрессивных реакций.Высокий уровень 61,54%(8 человек). Подростки по прежнему отмечают, что испытывают желание причинить вред окружающим, а также используют физическую силу против другого человека.Подростки продолжают выражать свои негативные эмоции через ссору, крики, угрозы оппоненту. Средний уровень 38,46% (5 человека). 38,46%подростковв классе не испытывают чувства злости, зависти и раздрожительности. Они указывают, что не способны ударить человека, так как уверены, что любой спор можно решить без споров и конфликтов. Подрости отмечают, что в проблемных ситуациях ведут себя адекватно, могут отстоять свою точку зрения, не прибегая на насильственным методам. Выводы:После проведения кррекционной прораммы все указывает на то, что до проведения коррекционных занятий высокий уровень имели 92,3%подростков, а после коррекции этот уровень агрессивных реакций снизился до 61,54%. Это говорит о том, что для четверых подростков коррекция агрессивного поведения имела большое значение. Так же мы можем наблюдать, что количество подростков со средним уровнем агрессивности заметно увеличилось. До коррекции изначально было 0% подростков, которые имели средний уровень агрессивности, а после коррекции количество человек увеличилось на 38,46%. Это позволяет нам судить о том, что коррекция агрессивного поведения была полезна и дала результаты. После проведения коррекционных занятий никто из учеников не занял низкий уровень агрессивности. Это говорит о том, что возможно подростки приобрели мотивацию к деятельности, в дальнейшем способны пересмотреть свои эмоции и поведение.У старших подростков после проведения коррекционных занятий выявлено два уровня агрессивных реакций.

Ссылки на источники1.Долгова В. И. Коррекционноразвивающая работа с подростками, оставшимися без попечения родителей (монография).–Челябинск: Издво «АТОКСО», 2010. –124 с.Дорофеева Р. Д., Долгова В. И., Юлдашев В. Л., Амиров А. Ф., Мартынов А. Н.Факторы риска формирования аддиктивного поведения у учащейся молодежи по данным анонимного анкетирования// Вопросы наркологии.–2007.–№1.–С. 26–31.3.Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. –М.: Издво Перо, 2014.–160 с.4.Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психологопедагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков (монография).–Челябинск: Издво «АТОКСО», 2010.–110 с.5.Батаршев А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. –М.: Владоспресс, 2011. –334 с.

Lydia Tropina, graduate student in the psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, [email protected] correction of aggressive behavior of older adolescentsAbstract. The article presents the analysis of the characteristics of the aggressive behavior of older adolescents. Disclosed model of psychologicalpedagogical correction of aggressive behavior of older adolescents.Key words:aggression, aggressiveness, adolescence, psychologicalpedagogical correction.

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

1

1. Тугулева, Г.В., Куприянова, А.А. Психологическое сопровождение агрессивного поведения старших дошкольников / Г.В. Тугулева, А.А. Куприянов // Мир детства и образование: сб. материалов VIII очно-заочной Всероссийской науч.-практ. конференции с приглашением представителей стран СНГ. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. – 282 с., С. 191 – 196.

2. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

Одной из актуальных проблем социально - личностного развития детей является преодоление агрессивности, так как наличие агрессивности оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Среди агрессивных детей мы выделили четыре группы агрессивного поведения детей:

По внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий;

По своим психологическим характеристикам (уровню мышления, произвольности);

По уровню развития игровой деятельности;

По своему социальному статусу в группе сверстников.

Изученные психолого-педагогические особенности агрессивного поведения детей позволили выделить приемы работы при агрессивных проявлениях детей:

Полное игнорирование реакций ребенка;

Выражение понимания чувств ребенка;

Позитивное обозначение поведения;

Контроль над собственными негативными эмоциями;

Снижение напряжения ситуации;

Обсуждение проступка;

Сохранение положительной репутации ребенка;

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Для преодоления агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста мы разработали технологию, реализация которой была проверена в ходе производственной практики.

В контексте нашего исследования коррекционно-развивающая технология - это система педагогических и психологических мероприятий (совокупность средств и методов теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания), способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии. Исходя из данного определения и представляем содержание технологии психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста:

Занятие 1. »Будь смелым». Цель: создание условий для снижения тревожности через закрепление ребенком позиции режиссера.

Задачи: создавать условия для снижения напряжения у детей; способствовать формированию веры детей в свои силы, умению вести себя конструктивно в новой ситуации.

Материал: шапочки для брата Бом и Минь. Лист бумаги, краски.

Ход занятия:

Добрый день ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга.

1. Приветствие «Подари подарок другу»:

Изобразите подарок, который вы можете изобразить пантомимой.

2. Беседа: «Что значит быть смелым?»

3. Продолжи сказку:

Сейчас мы разыграем с вами сказку. Кто из вас какую роль хотел бы играть?

Дети выбирают. Педагог-психолог читает, дети показывают.

«Жили, были два брата - Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать(психолог показывает боязливого, плаксивого брата; просит ребенка повторить). Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь).

Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить). Тогда, Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал, (показывает, как. Бом простился со всеми и поскакал на коне; просит ребенка повторить). Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (показывает, как Минь боялся; просит ребенка повторить).

Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Миня выручать брата и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего - собрался он, сел на коня и отправился в путь (показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребенка повторить). Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (изображает камень; просит ребенка повторить). Испугался Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался; просит ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»

Детям предлагается ответить на проблемные вопросы:

4.Рисование-обсуждение. Детям предлагается нарисовать понравившегося героя сказки.

5. Релаксация «Шарик»:

Представьте себе, что сейчас мы будем с тобой надувать шарики. Вдохните воздух, поднимите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как растут узоры на нем. Дуйте осторожно. А теперь покажите их друг другу.

6. Ритуал прощания «Подари улыбку другу». Дети, сидя по кругу передают свою улыбку друг другу.

Занятие 2. »Развитие эмпатии». Цель: формирование эмпатийного поведения.

Задачи: эмоциональное оживление детей; формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия товарищу; способствовать развитию эмпатии к сверстникам; воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Ход занятия:

1. Приветствие «Подарим улыбку друг другу». Дети, стоя в кругу, поворачиваются друг к другу и по цепочке приветствуют друг друга улыбкой.

2. «Подари подарок другу». Детям предлагается нарисовать и изобразить пантомимой подарок другу.

3. Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель приводит примеры пословиц и поговорок о друге и дружбе. Говорит о том, что в нашей помощи нуждаются птицы, предлагает спасти маленького птенца:

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!

4. Ритуал прощания «В кругу друзей».

Занятие 3. »Будь доброжелательным».

1. Приветствие. Дети, стоя в кругу, по цепочке приветствуют друг друга сжимая ладонь, стоящего справа.

2. Игра «Аэробус». В игре «Аэробус» дети работают небольшими группами и должны действовать очень согласовано - ведь Маленькому аэробусу надо придать чувство уверенности и плавного полета. Когда Маленький аэробус почувствует, что он может доверять несущим его детям, он закроет глаза и насладится полетом.

Ход игры: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким аэробусом? Остальные ребята класса будут помогать Аэробусу «лететь». Хорошо, Петя, ты - первый Аэробус, который должен «лететь». Ложись животом вниз на одеяло и разведи руки в стороны как крылья самолета. Теперь я хотела бы, чтобы с каждой стороны Аэробуса встало по одному человеку. Присядьте и просуньте руки под его ноги, живот и грудь. Один из вас должен медленно сосчитать до трех, и тогда все сообща встают и поднимают Аэробус с поля... (Подождите, пока дети поднимут Самолет.)

Так, теперь можно потихоньку поносить Самолет по нашему помещению. Когда Петя будет совсем уверенно себя чувствовать, он закроет глаза. Пусть Самолет совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на одеяло.

Когда Аэробус «летит», Вы можете комментировать его «полет» и обращать особое внимание на аккуратность и бережное отношение детей к водящему. Затем другие дети играют эту роль. Вы можете попросить Аэробус самому выбрать тех, кто его понесет. Когда Вы увидите, что у детей все получается хорошо, то можно будет «запустить» два Аэробуса одновременно».

Анализ упражнения: Как ты чувствовал себя в качестве Аэробуса? Доверял ли ты тем, кто тебя нес? Когда ты начал чувствовать себя уверенно? Как ты чувствовал себя в качестве Носильщика Аэробуса? Дружно ли работали Носильщики? Кому из детей ты охотно доверишь нести себя?

3. Игра «Бумажные мячики». Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Игровые материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его, скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!».

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию.

4. Игра «Дракон».

Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник «голова», последний - «хвост». «Голова» - должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

5. Прощание. Дети, взявшись за руки говорят: «До свидания!».

Занятие 4. »Верь в себя».

1. Приветствие.

2. Рисование «Жемчужина моей души».

Дети передают свое настроение, свои мысли, страхи в форме рисунка.

Педагог-психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, что они нарисовали.

3. Рассказ медитация «Моя душа».

Предложите ребенку сесть и расслабиться. Пусть он закроет глаза и несколько раз глубоко вдохнет и выдохнет. Теперь можно приглашать его в путешествие по внутренним просторам. Идеально, если в качестве музыкального сопровождения у вас найдется мелодия, включающая звуки моря (разумеется, без слов).

Можно начинать рассказ-медитацию: »Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давай попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Видишь, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только ты можешь взять ее в руки. Подплыви ближе и рассмотри ее. Какой она излучает свет? Какие у нее размеры? На чем она лежит? Возьми ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых. Слышишь звуки? Наверное, она хочет сказать тебе что-то важное о тебе самом! Послушай ее внимательно, ведь она знает, что ты уникальный, хороший, особенный. Ты хорошо расслышал, что она тебе поведала? Если да, то бережно опусти жемчужину снова на дно твоей души. Поблагодари ее за то, что ты можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, ты подплывешь к поверхности моря, вынырнешь и откроешь глаза».

Примечание. Эта игра незаметно выполнит сразу две задачи: снятие мышечного и эмоционального напряжения у ребенка и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность и нужность.

4. Прощание. Дети, взявшись за руки, по кругу называют имя стоящего справа и прощаются.

Занятие 5. «Тебя любят».

1. Приветствие. 2. Упражнение «Зеркало».

«Сейчас вам нужно выполнить несколько несложных заданий, точнее - изобразить их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре: 1) пришиваем пуговицу; 2) собираемся в дорогу; 3) печем пирог; 4) выступаем в цирке.

Каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору».

Один - исполнитель, а другой - его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники в двух ролях.

2. Рисование «Волшебное путешествие». Детям предлагается нарисовать ту страну, город или место, где бы они хотели побывать.

Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, что они нарисовали.

3. Игра «Принц и принцесса».

Дети делятся парами: мальчик - девочка. По очереди, каждой паре предлагается изобразить принцессу и принца. В разных видах деятельности, например: как читают сказку, как они танцуют, как гуляют, рисуют, играют и т.д.

Все ребята молодцы! Вы настоящие принцы и принцессы!

4. Игра «Добрые - злые кошки».

Ход игры: Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую- презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в »волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

5. Прощание.

Занятие 6. »Люби близких». 1. Приветствие «Круг друзей». Дети стоят в кругу, взявшись за руки, приветствуют друг друга по имени.

2. Упражнение «За что меня любит семья».

Детям предлагается рассказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Рисунок «Праздник дома!».

4. Игра «Солнышко». Детям предлагается назвать своего соседа справа ласково.

5. Ритуал прощания «Подари улыбку другу».

Занятие 7. »Умей справляться с агрессией». 1.Приветствие.

2.Упражнение - релаксация «Корабль и ветер».

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.

3. Игра «Уходи, злость, уходи».

Ребенку предлагается лечь на спину на ковер и около него справа и слева положить подушки. Затем предложите ребенку закрыть глаза, и быть ногами по полу, а руками по подушкам и кричать «Уходи, злость, уходи!». Упражнение длится около 3 минут, а затем такое же время (минуты 3), ребенок спокойно лежит на спине, раскинув руки и ноги, и слушает спокойную музыку.

4. Игра «Упрямая подушка».

Ход игры. Психолог подготавливает заранее волшебную подушку (подушка с черной наволочкой, и обращаясь к детям говорит: «Волшебница Фея подарила мне подушку, она не простая, а волшебная. Внутри неё живут упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться, давайте их прогоним». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее», когда движения ребенка становятся медленнее, упражнения останавливается. Затем педагог предлагает послушать: «Упрямки в подушке?», ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. - Упрямки испугались и молчат в подушке.

5. Прощание.

Занятие 8. »Итоговое». 1. Приветствие «Круг друзей». 2. Упражнение-релаксация «Шарик». (Дети сидят на стульчиках). Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот - это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие и рот.Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

3. Ритуал прощания «Солнечные лучики». Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.

Библиографическая ссылка

Куприянова А.А., Тугулева Г.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13303 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Понравилось? Лайкни нас на Facebook