Детские страхи — как с ними бороться? Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами У ребенка много страхов что делать.

Хэллоуин, хоть и зарубежный праздник с мрачной историей, может стать прекрасным поводом повеселиться. Придумать костюмы, приготовить тыквенный пирог, собрать друзей и устроить для детей квест с вампирами, ведьмами и другими жуткими персонажами из сказок. А еще - это повод поговорить о настоящих детских страхах, которые кажутся ерундой только взрослым.

Мир ребенка во многом фантазийный: в темной комнате обитают чудовища, а мелкая ссора становится для него катастрофой. К этому нужно относиться внимательно и прорабатывать каждую такую фобию. Иначе страхи могут перекочевать во взрослую жизнь в форме комплексов. Мы рассмотрели пять видов страхов, которые чаще всего встречаются у малышей, и методы борьбы с ними.

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ

Под общественными страхами или социальными фобиями подразумевается комплекс опасений: страх потери уважения, любви и своей ценности в глазах сверстников, страх совершить ошибку и получить критику, страх несоответствия ожиданиям взрослых, страх привлечь внимание окружающих. Мы попросили рассказать о социальных страхах детского психолога Екатерину Ильичеву.

Факторами возникновения таких страхов служат личностные черты: застенчивость, обидчивость, избыточная чувствительность, если родители проявляют по отношению к ребенку излишнюю строгость и высокие требования, гиперопеку, негативно оценивают самого ребенка, а не его поведение. Дети - наше зеркало: они подражают взрослым, и если те ведут себя неконструктивно, такого же поведения стоит ожидать и от малышей.

- К чему это приводит?

К страху потерять уважение, любовь близкого человека. Ребенок слабо контролирует свое поведение, и когда что-то идет не так, закатывает истерики в надежде вернуть любовь и внимание. Это лишь один из примеров. Социальные фобии бывают самые разные - от страха совершить ошибку («я этого делать не буду, у меня все равно не получится!») до страха привлечь к себе внимание (гиперболизированная форма стеснения).

- Какие есть методы борьбы со страхами?

Для того, чтобы бороться со страхом, прежде всего необходимо признать его. Ни в коем случае не отрицайте детские страхи, не говорите, что все это ерунда, ты уже большой, мальчики ничего не должны бояться и прочее. Объясните ребенку, что все люди чего-то боятся, просто в разном возрасте разные страхи. Говорите с ребенком о его страхах, придумайте сказочную историю, в которой вы можете приручить страх или сделать его смешным. Еще один способ - визуализировать страх. Слепите его вместе с ребенком, нарисуйте, сделайте из бумаги: после этого ребенок сам решит, что он захочет с ним сделать, порвать, выбросить или спрятать подальше в шкаф. Поиграйте в страхи. Ведущая деятельность ребенка - игра, именно через нее дети познают мир, так почему бы не сразиться со страхом в игре? Научив малыша справляться с возникшими проблемами, вы заложите фундамент. В будущем он будет уже уметь решать свои проблемы.

СТРАХ ОСТАТЬСЯ БЕЗ МАМЫ

Когда я впервые своей дочери читала «Золушку», в том месте, когда к героине приходит Фея, дочь показала на картинку и сказала: «Мама». Я ей начала объяснять, что у Золушки не было мамы, у некоторых детей так бывает, а это пришла тетя. Но она показывала пальчиком на Фею и твердила: «Мама». С тех пор в этой сказке помочь Золушке приходит мама.

Дети бояться остаться без самого близкого человека. Они остро реагируют на уход мамы, просят маму вместе поиграть, быть всегда рядом. Зачастую это связано с недостатком общения. Особенно остро это проявляется, когда мама выходит на работу или ребенок идет в сад. Резко сокращается время совместного досуга, ребенку не хватает мамы, он истерит, требуя к себе внимания.

Каждый день находите несколько минут, чтобы просто пообниматься, чтобы ощутить тактильный контакт. Чаще говорите ребенку, что он самый дорогой человек на земле и что вы будете всегда рядом. Заранее предупреждайте о своем уходе. Это может вызвать негативную реакцию, но вы рядом и сможете его успокоить. Он будет готов к вашему отсутствию, и быстрее вернется в обычное состояние после вашего ухода. По возможности заранее определите конкретное время возвращения («я приду, когда ты пообедаешь») и выполняйте свои обещания!

СТРАХ БЫТЬ БРОШЕННЫМ

У поисковых отрядов есть правило: если ребенок потерялся на улице и родители не могут долгое время его найти, родственников уговаривают пойти… домой. Дело в том, что по логике детей мама не потерялась, а ушла домой. И действительно, часто оказывается, что ребенок, поняв, что не может найти родных, идет домой (если, конечно, он не слишком мал, чтобы запомнить дорогу).


Страх быть брошенным - один из самых сильных.

Представляете, насколько для детей само собой разумеющееся, что мама или папа могут их бросить и уйти домой? Взрослым это кажется абсурдным, но не детям. Этот страх широко распространен, поэтому родителям не следует использовать его ни в качестве угрозы, чтобы поддержать дисциплину, ни в качестве «шутки». Каждый раз, когда ваш ребенок выражает этот страх, используйте методы эмоционального воспитания, чтобы признать его чувства. Убеждайте детей, что вы всегда будете любить его, хорошо о нем заботиться. Скажите ребенку, что будете рядом, несмотря ни на что.

СТРАХ СНА

Однажды ребенок решает, что больше спать не будет. Причины могут быть разные. Или ребенку приснился кошмар, или он долго лежал в кровати и не мог уснуть, или его что-то напугало вечером. Словом, в один момент у ребенка появился страх сна.

Что делать? Один из вариантов - перед сном читать книгу «Кролик, который хочет уснуть» . Эта сказка построена на особых психологических техниках, которые помогают детям легче и быстрее засыпать. Путешествуя вместе с кроликом Роджером (или Слоненком из аналогичной книги «Слоненок, который хочет уснуть»), ребенок расслабится и заснет. Книги написаны профессиональным психологом, а техники основаны на методе гипноза Эриксона. Сказки совершенно безопасны для малышей и эффективны: многие засыпают уже к середине повествования.

СТРАХ ТЕМНОТЫ

Для детей темнота воплощает великое неизвестное, это то место, где обитают все монстры. Если не обращать внимания на этот страх (само пройдет!), можно надолго сохранить у ребенка потребность спать с кем-то или при включенном свете. Нужно мягко и постепенно избавляться от боязни темноты, тогда малыш будет без проблем спать в одиночестве без света.


Многие родители пытаются помочь ребенку, убеждая его, что это пустяки. Не стоит этого делать, он вам все равно не поверит. Скорее, малыш решит, что вы его просто не понимаете. Лучше используйте метод из детской книги «Я не боюсь темноты!» . Сначала на примере книги, а потом и в реальной комнате покажите, что страшные вещи, которые кажутся таковыми в темноте, совсем милые и безобидные, когда включается свет!

СТРАХ РОДИТЕЛЬСКИХ ССОР

Ссоры родителей могут сильно огорчать детей - они чувствуют, что это угроза их безопасности. Становясь старше, дети узнают, к чему могут привести родительские скандалы, и опасаются, что конфликт родителей закончится разводом. Кроме того, дети часто берут на себя ответственность за конфликт, считая, что они стали причиной ссоры родителей. Зачастую дети полагают, что они ответственны за сохранение семьи и в силах разрешить конфликт.

Детские страхи… Что же это такое и как с ними бороться? Как правило, реакция взрослых на страхи детей бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать любимому чаду успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой. Третьи же начинают ругать и даже наказывать ни в чем не повинного малыша, полагая, что все страхи он выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии.

И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. А ведь это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара. Своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития.

Даже в том случае, если невроза получилось избежать, страхи у ребенка, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве.

Суть детского страха

Что же такое детские страхи и какова их природа происхождения? Страх – это эмоциональная реакция психики на воздействие угрожающих факторов. Однако, как показывает психоанализ детских страхов, специфика их такова, что реальной угрозы, как правило, не существует, а само возникновение проблемы обусловлено очень богатым и ярким детским воображением. Источником для воображения ребёнка является его окружение, в частности, взрослые люди, чрезмерно эмоционально обсуждающие в присутствии детей проблемы пожаров, стихийных бедствий, ДТП и прочих несчастных случаев.

Детские ночные страхи могут быть вызваны просмотром фильмов ужасов. Зачастую нам кажется, что ребёнок занят своими делами и не обращает никакого внимания на происходящее на экране. Однако на самом деле это впечатление очень обманчиво – малыш, словно губка, впитывает всю информацию. А так как он не всегда до конца способен отличить правду от вымысла, это впоследствии приводит к возникновению детских страхов.

Причины возникновения страхов у детей

Также существует множество различных предпосылок для развития страхов у детей. Причины возникновения их зачастую спрятаны гораздо глубже, чем кажется. Там, где взрослые и не догадываются искать их. Психологи называют основные из них:

  1. Каким бы это ни показалось странным, но урбанизация внесла свою огромную лепту в учащение случаев возникновения детских страхов

    Ребёнок может чувствовать себя одиноким, уставшим от постоянного изобилия новой, зачастую абсолютно ненужной ему информации. Кроме того, городские дети, как правило, зачастую страдают от гипертрофированной опеки родителей, что тоже весьма неблагоприятно сказывается на детской психике, делает ребёнка неуверенным в себе и боязливым.

  2. Нехватка общения со взрослыми людьми также далеко не безобидна

    Никакие компьютерные игры, телевизор и самые дорогие игрушки не могут заменить ребёнку живого человеческого общения. Отсутствие тесного эмоционального контакта с родителями в половине всех случаев является причиной возникновения детских страхов. Очень часто для полного их устранения достаточно просто проводить с ребёнком больше времени. И не просто находиться рядом, а именно общаться: совершать совместные прогулки, играть, читать.

  3. Психологи заметили некую закономерность: те дети, которые не получают необходимую им по возрасту физическую нагрузку, гораздо чаще сталкиваются с проблемой возникновения у них страхов.
  4. Доминантное поведение матери также является причиной возникновения детских страхов

    Если женщина занимает лидирующую роль в семье, позволяет себе агрессивное поведение по отношению к остальным членам семьи, страхи у ребенка в подобном случае ему обеспечены.

  5. Ссоры в доме также почти неизбежно приводят к появлению сильных детских страхов

    Ребёнок не до конца осознает, что же происходит в его семье, однако то, что что-то не ладно, он прекрасно чувствует. И эти тревоги воплощаются в страхах, хотя истинные причины детских страхов так и остаются загадкой для родителей.

Диагностика детских страхов

Немаловажной составляющей частью работы психолога с детскими страхами заключается в их диагностике и установлении причин. Как правило, для детских психологов диагностика детских страхов не составляет никакого труда. Все они очень схожи между собой. У каждого психолога существует своя методика выявления детских страхов. Но в целом, по своей сути, они все очень похожи и основываются на основных типичных особенностях детской психики.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только разновидности психологической болезни, но и причину ее возникновения. Одни специалисты используют для этого рисование, другие – лепку, а третьи предпочитают беседы с малышом. Сложно назвать наилучшую диагностику детских страхов, так как все эти способы дают одинаково эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд индивидуальных психологических и возрастных особенностей каждого ребенка.

Классификация детских страхов выделяет два основных типа:

  1. «Немые» страхи

    Это когда сам ребёнок отрицает наличие проблемы, однако оно абсолютно очевидно для родителей. Сюда чаще всего относятся страхи животных, громких звуков, незнакомых людей и непривычной обстановки.

  2. Страхи – «невидимки»

    Здесь все наоборот. Малыш осознает свои страхи, а вот взрослые, напротив, не замечают никаких признаков их присутствия у ребенка. Невидимые страхи гораздо более разнообразны, психологи определили огромное их количество. Мы же приводим наиболее часто встречающиеся:

  • Страх ребёнка перед наказанием за какой–либо проступок

    Причём ошибка может быть настолько незначительной, что взрослые просто не обратят на нее никакого внимания. Наличие подобных страхов свидетельствует о серьёзных проблемах во взаимоотношениях ребёнка с родителями, порой даже может являться следствием чрезмерного строго обращения с малышом. В случае появления подобного страха родители должны серьёзно задуматься о своей модели поведения с ребёнком и пересмотреть её, во избежание серьёзных проблем.

  • Страх крови

    Очень многие детки при виде маленькой капельки крови, показавшейся из ободранной коленке, начинают кричать с такой силой, что можно подумать, что ранка – это не маленькая царапина, а снятая живьём кожа, которую, ко всему прочему, посыпают пачкой соли. На самом деле ребёнок кричит не от боли, а от панического страха. Это абсолютно неподконтрольное ребёнку чувство, поэтому подсмеиваться над ним не стоит. Страх перед кровью обусловлен чаще всего банальным незнанием физиологии – малышу кажется, что вся кровь вытечет и он умрет. Собственно говоря, боязнь крови является производной страха смерти.

  • Смерть родителей – также довольно часто встречающаяся разновидность детских страхов, зачастую порожденная самими же взрослыми.

Как вы можете сами убедиться, далек не всегда тот факт, что ребёнок не говорит родителям о своих страхах, означает, что их нет на самом деле. В том случае, если родители отрицают явление детских страхов как таковых, а, соответственно, не видят необходимости работы с ними, они могут протекать бессимптомно. Однако в подобном случае негативные последствия для детской психики будут в разы тяжелее, чем если бы родители признали проблему и помогли ребёнку в преодолении детских страхов.

Однако те родители, которые сами обладают мнительным характером и излишней впечатлительностью, также могут усугубить ситуацию, создав вокруг неё ненужную суматоху, тем самым концентрируя и закрепляя внимание малыша на имеющейся проблеме. А ведь работа с детскими страхами заключается как раз в том, чтобы выявить страхи и заставить ребёнка забыть их, не акцентируя на них внимание ребёнка.

Порой даже встречаются ситуации, в которых родители невольно, на подсознательном уровне, могут проецировать собственные страхи на своих детей. Это, как правило, боязнь смерти родителей, который рано или поздно испытывает любой ребёнок, страх наказания (чаще всего встречается у мужчин). Как правило, если родителям удастся найти их общие с детьми страхи, преодоление их становится гораздо быстрее и легче.

Выявляем причины детских страхов

Как уже было сказано, для того, чтобы успешно преодолеть страхи у ребенка, необходимо с помощью психоанализа выяснить их причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы:

  • Рисование

    Даже в том случае, если ваш ребёнок не обладает особыми художественными талантами, вы можете попросить его нарисовать то, что его тревожит. Однако просьба должна быть в очень мягкой тактичной форме и ни в коем случае не должна носить приказной характер. Лепка из пластилина подойдёт тем детям, которые не любят рисовать. Рекомендации родителям в данном случае абсолютно идентичны.

  • Если вышеназванный способ не помог определить причин возникновения детских страхов, вы можете предложить ребёнку придумать сказку, в которой будет рассказано именно о том, что тревожит малыша

    Как правило, этот метод идеально подходит для определения детских страхов после пяти лет. Обязательно запишите сказку на бумагу. Во-первых, таким образом производится визуализация страхов, что является задачей абсолютно любой методики диагностики, а во вторых, может пригодиться вам в будущем, в случае повторного возникновения тревоги и страхов у ребёнка.

Ещё одним действенным способом того, как победить страхи у детей, является разговор с ребёнком на волнующую его тему. Взрослый человек, которому предстоит беседа с ребёнком, должен серьёзно подойти к этому вопросу и заранее обдумать список вопросов, которые он задаст ребёнку. Также обратите внимание, чтобы все вопросы задавались на доступном для детского понимания уровне. Не стоит торопить ребёнка с ответом, необходимо дать ему время подумать. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на какой–либо одной причине, так как это может привести к возникновению нового страха.

Классификация детских страхов по возрасту

Существуют различные классификации детских страхов, понятных лишь психологам, поэтому приводить их все нет смысла. Однако ниже перечислен наиболее полный список часто встречающихся детских страхов, с учётом возрастных особенностей, ведь этот синдром различен в разных возрастных категориях.

Детские страхи у малышей от 0 до 3 лет

  • Каким бы странным это ни казалось, но дети первого года жизни также подвержены детским страхам

    Например, это может быть страх перед новой обстановкой. Наверняка любая мама замечала, как меняется малыш, стоит ему попасть в незнакомое помещение.

  • Также у малышей распространен страх потерять маму

    Он настолько распространен, что описывать проблему просто не имеет смысла. Однако, к сожалению, очень часто подобный страх принимается за избалованность и капризы ребенка.

  • В возрасте от одного до трёх лет появляются новые детские страхи, невольными виновниками которых становятся родители крохи

    К примеру, страх темноты, когда ребенка пугают «бабайкой» и прочими мифическими персонажами.

  • Существует также страх ребенка остаться одному хотя бы на минуту

    Как правило, возникает он именно из-за того, что элементарную потребность малыша в родителях в первый год жизни взрослые сочли за обычную избалованность, и ребенок был лишён постоянного тесного контакта с мамой.

  • Ночные страхи. В большинстве случаев они являются продолжение страха темноты. Помните о том, что просмотр некоторых современных мультиков способен значительно усугубить ситуацию.

Детские страхи у детей 3-5 лет

  • Панический страх перед одиночеством;
  • Страх темноты.
  • Также в этом возрасте некоторые родители с удивлением замечают, что у их крохи появился страх замкнутого пространства, например, ребёнок может отказаться заходить в лифт или начать требовать оставить открытой дверь в спальню. Психокоррекция такого детского страха обязательна, в противном случае этот страх может всплыть во взрослом возрасте, обернувшись клаустрофобией.
  • Детский ночной страх в этом возрасте вызывается сказочными персонажами, так ребёнок в этом возрасте отождествляет их с вполне реальными людьми.

Страхи у детей 5-7 лет

В возрасте 5-7 лет синдромы детских патологических страхов становятся гораздо разнообразнее. Кругозор ребёнка расширяется, а вместе с ним в жизни маленького человечка могут появиться новые страхи.

  • К примеру, ночные страхи в 7 лет приобретают новую форму – ребёнок начинает бояться засыпать, так как во сне он видит страшные сны. А это является весьма серьёзной нагрузкой на нервную систему ребёнка, поэтому коррекция ночных страхов 7 лет просто обязательна.
  • Появляется боязнь перед наказанием. Как уже говорилось, это весьма тревожный сигнал о том, что с отношениями между родителями и детьми не всё в порядке. Психокоррекция детских страхов перед наказанием должна начинаться с изменения подхода родителей к процессу воспитания ребёнка. Давно признан тот факт, что физическое воздействие на малыша не приносит ничего, кроме вреда.
  • Под воздействием разговоров взрослых людей и просмотров телепередач у ребёнка может возникнуть непреодолимый страх перед животными, чаще всего собаками. Кстати, зачастую взрослые усиливают сей страх, излишне опекая ребёнка.
  • В этом возрасте ребёнок сталкивается с таким печальным явлением человеческой жизни, как смерть. Однако осознать до конца этого ребёнок ещё не может, и поэтому у малыша появляется страх перед собственной смертью, смертью родителей.
  • Кроме того, страх смерти у ребенка, как следствие, влечёт за собой возникновение страха перед всевозможными пожарами, стихийными бедствиями, ДТП и прочее.

Страхи у детей 7-11 лет

У детей в возрастном промежутке от 7 до 11 лет появляются новые страхи, связанные с новым этапом в их жизни.

  • Страх перед школой.
  • Страх коллектива, вызванный сложной адаптацией.
  • Страхи перед получением плохой оценки.

В рамках программы коррекции детских страхов психологи дают несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95% всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны мама и папа малыша.

  • Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения

    Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие–либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это ни звучало, меньше нервничать во время беременности.

  • Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность вы ни занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама

    Замечено, что у детей властных, строгих матерей страхи встречаются гораздо чаще и в более тяжёлой форме. Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.

  • Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным

    Даже если вы почти всё время проводите на работе или же у вас родился младший ребёнок, или по каким-либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо, превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.

  • Однако и прививать ребёнку чувство собственной исключительности также не стоит

    Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.

  • Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

    Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.

  • Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

Говоря о том, как побороть страхи у детей, хотелось бы отметить тот приятный факт, что, к счастью, почти все они носят временный характер и прекрасно поддаются коррекции. Однако для этого необходимо, чтобы родители со всей серьёзностью отнеслись к данному вопросу. В том же случае, если у вас не получается самостоятельно справиться с детскими страхами и вы не знаете, как бороться с их последствиями, вы всегда можете обратиться за помощью к психологу, который подскажет вам, как избавиться от проблемы. Как правило, проблему можно устранить в любом, даже самом тяжёлом и запущенном случае, однако желательно не тянуть время, чтобы не травмировать детскую психику.

Справляемся с детским страхом

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Статья предназначена для педагогов, родителей и специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. В статье кратко изложены причины детских страхов, частые ошибки взрослых и методы профилактики, используемые в работе со страхами. По данным многочисленных исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее подверженная им категория детей - от двух до девяти лет. Сегодня мы постараемся разобраться в причинах, вызывающих детский страх, а также поговорим о мерах их профилактики.
Каждый страх индивидуален и психологи при работе с детскими страхами обращают внимание не столько на их содержание, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов. Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее.

Основные причины детских страхов:
1. Самая первая причина – произошедший конкретный случай, с которым ребенок самостоятельно не смог справиться.
2. Особенности характера ребенка: мнительность, тревожность, неуверенность.
3. Чрезмерная детская фантазия, у которой нет границ.
4. Тревожные родители – «благодатная почва» для навязывания и развития разного рода страхов.
5. Запугивающее воспитание – одна из самых страшных причин, при которой с одной стороны взрослые облегчают себе жизнь (напугал – ребенок сделал), с другой стороны получают детский невроз, который рано или поздно приведет к еще более серьезным проблемам.

В проблеме детских страхов есть несколько моментов, на которые родителям и педагогам нужно обратить особое внимание:
1. Детей не следует пугать чужими дядями, страшными сказочными героями, злыми животными ради того, чтобы они стали послушнее и быстрее выполняли просьбы взрослых.
Воспитание страхом – это тяжелое и жестокое воспитание, вследствие которого ребенок может стать чрезмерно мнительным, пугливым, осторожным, нерешительным. Ребенку трудно сделать первый шаг, снижается самостоятельность, ему часто снятся страшные сны, как результат - тревожно – мнительное развитие личности.
2. Никогда не стыдите ребенка за возникший страх, особенно публично. Это двойное переживание. Стыд и страх очень плотно связаны друг с другом. От испытываемого стыда ребенок начинает скрывать свой страх, как следствие возникают вредные привычки, на которые взрослые могут ориентироваться: ребенок грызет ногти, сосет пальцы, кусает губы, учащенно моргает, потеет и так далее.
3. Ребенок исследует то, что ему непонятно или неизвестно только рядом со взрослым. Неизвестность пугает. Спокойные пояснения присутствующего рядом взрослого, дают уверенность и понимание происходящего.
Важно не оставлять ребенка в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми.

Рекомендации по взаимодействию с ребенком, который боится:
1. Предложите ребенку в подробностях рассказать о своем страхе, когда это происходит, с чем это связано, как или чем Вы можете ему помочь и так далее. Для ребенка очень важно иметь возможность выражать свои чувства.

2. Предложите ребенку нарисовать свой страх в подробностях, исходя из возможностей ребенка. Обычно дети это делают темным цветом или простым карандашом. А дальше посоветуйте дорисовать ему разного цвета смешные детали так, чтобы ему стало весело, а чувство страха заметно уменьшилось.

3. В продолжение темы рисования: пусть он нарисует свой страх и себя рядом с ним, но только сильного, мужественного и может быть даже вооруженного. Дайте ребенку провести на бумаге этот бой и пожелайте победы.

4. Если ребенок боится выезжать на природу, боится леса – предложите ему сделать рисунок или аппликацию леса, при этом, выстригая и приклеивая добрых животных на лист бумаги, можно дать им имена и называть друзьями.

5. Когда мой сын боялся спать в своей комнате зимой, мы поступили с ним так: взяли небольшую коробочку, каждый страх проговорили вслух и мысленно сложили их всех в эту коробочку. Затем, когда пошли на прогулку взяли коробочку с собой и прихватили лопату. Раскопали в снегу ямку, положили туда коробочку, попрощались с ней и закопали. После этой процедуры сон стал спокойнее.

6. Есть еще масса интересных способов устранения страхов, например при помощи метлы. Возьмите метлу, ходите с ребенком по квартире, заглядывая во все углы, даже можно в шкафах посмотреть и громко, весело покрикивать на страх: «Ах ты, негодник, а ну вылезай, сейчас мы тебе зададим жару, кыш из нашего дома» и, как бы подгоняя страх метлой, выгоняете за входную дверь. По окончании действия громко и весело скажите: «Мы с ними покончили!!! Пойдем пить чай с вкусненьким».

7. Этот способ из серии «работа с агрессией, тревожностью». Вам понадобятся плотные диванные подушки. Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции – вдоволь поколотить подушку, представляя борьбу со страхом. Закончить битву желательно «верхом на коне» с победным криком «Я победил».

8. Случай из практики. Девочка боялась спать на своей кровати, несмотря на то, что рядом спала сестричка. В процессе рисования у нас обнаружилась одна деталь: оказывается, мама весила в их комнату на гвоздик халат, и девочке казалось, что кто-то присутствует в комнате. После беседы, мама убрала из комнаты девочек гвоздик с одеждой, и все постепенно нормализовалось.

9. Скажите ребенку по секрету, что его страх ужасно боится детского смеха, как только услышит детский смех, так сразу лопает, как воздушный шарик.

10. Если ребенок боится хулиганов, предложите ему заняться спортом.

11. Если ребенок боится темноты, предложите поиграть в прятки, только прятаться надо не включая свет. Первое время не заставляйте его долго Вас ждать, находите ребенка быстро; затем время на поиски постепенно отодвигайте.

12. Как только представится такая ситуация, в которой Вы сможете сказать ему «ты храбрый, ты смелый», обязательно сделайте это. Таким образом, Вы повысите ребенку самооценку.
13. Читайте книги, сказки о смелых людях, животных.

14. Смотрите мультфильмы о том, как дети или животные преодолевали свой страх, например «Ничуть не страшно», «О бегемоте, который боялся прививок» и другие. Советские мультфильмы в этом смысле самые лучшие.

15. Почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах.

Иногда в своей работе я использую рассказ «Скульптор и страх», автора я, к сожалению, не знаю, взяла из Интернета. Я его немного изменила: скульптор превратился в художника, так как тема рисования детям ближе и иногда чуть смягчаю первую часть. В процессе чтения рассказа важна интонация, голосовые акценты, особенно в диалоге героев.

"Жил в одном городе художник Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в своих картинах все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы - и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался запомнить его и нарисовать на холсте или бумаге. Но таких образов становилось все меньше.
И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. За окном темнело. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни становилось тревожно. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел, было, убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.
Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза. "Кто ты?" - едва выдохнул испуганный Денни. "Я твой страх, великий и непобедимый!" Художник онемел от ужаса.
Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль - может быть, нарисовать этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: "Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?" Страх совершенно растерялся. "Чего?"- переспросил он. «Позвольте, я нарисую вас, чтобы вас боялись и узнавали", - предложил мастер. Страх не ожидал такого поворота событий и промямлил: "Ну ладно, валяй, только быстро!" Началась работа. Денни взял кисти, краски и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.
Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть свой страх. Это был даже не страх, а, скорее, маленький страшилка, щупленький, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: "Не дергайся, а то на картине ты выйдешь криво". Страх ему подчинился.
Наконец картина была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого страшилку, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол страшилку и спросил: "Ну, чего делать-то будем?" Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: "Да пойду я, наверное". "А чего приходил-то?" - поинтересовался Денни. "Да скучно одному стало!" - отвечал страшилка. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной картиной. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с таким страхом".

Помимо всего вышесказанного предлагаю Вам использовать в работе со страхами пословицы и поговорки о храбрости.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Смелость города берет.
Где смелость, там и победа.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Не думай о страхе, так его и не будет.
На смелого собака только лает, а труса кусает.
Будь храбрым - и ты будешь сильным.
Кто храбр, того любое испытание только красит.
Умелого, смелого страх не возьмёт и враг не побьёт.

Страх
Мы везде искали СТРАХ.
Может, СТРАХ
Сидит в кустах?
Очень страшные кусты!
Но кусты,
Они пусты...

Может, СТРАХ
Залез в овраг?
Мы обшарили овраг!
Мы обшарили весь лес!
Нету СТРАХА!
СТРАХ исчез.
(из Интернета)

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом. Они не усиливаются и не задерживаются только в тех случаях, когда взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалу в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи. Любите, цените и понимайте Ваших детей, и тогда детство у них будет ярким, счастливым и безмятежным.

Детские страхи у младших школьников 7-11 лет

Страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности , об упрочении чувства ответственности , долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

Рассмотренные ранее страхи «не успеть», «опоздать» и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников - тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте.


Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности . Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности . Можно, опять же, «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но окружающими людьми.

Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи . Рассмотрим это подробнее. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха. Длительно существующее, устойчивое состояние страха определим как боязнь. В свою очередь, тревожность в отличие от тревоги, проявляемой в зависимости от ситуации, как и боязнь, - более устойчивое психическое состояние, лежащее в основе опасений. Если страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного, то беспокойство и опасения - подросткового возраста. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Тревога же как преходящее чувство беспокойства возможна в любом возрасте и психологически повреждены социально-правовые устои жизни в обществе.

Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу , то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко - социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе , любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В любом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее. И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать, с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как он был вызван эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят. Тогда мальчик сам принял решение - больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии - природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил - наследие средневековья с его культом демономании (на Руси - вера в чертей, леших, водяных и оборотней). Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы . Черная Рука - это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть влияние Кощея Бессмертного, точнее - всего того, что осталось от него, как, впрочем, и скелета, которого так же часто боятся в младшем школьном возрасте. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама - такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет: «Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. „Может быть, пойдем к врачу?", - сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!»

В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

И, наконец, Пиковая Дама - это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения. В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет - боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов , прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Светлана Сушинских
Психолог
По материалам книг А.И. Захарова «Что снится нашим детям», «Детские неврозы»

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook