Почему у китайцев желтая кожа. У китайцев желтый цвет кожи

При репосте или копи-пасте ссылка на оригинал обязательна. За картинки и фото спасибо Pinterest и Internet.

Цивилизационная автономия Китая не вызывает сомнения. Китайская культура необъятна и прекрасна. При этом мы категорически мало о ней знаем. Во-первых, языковой барьер трудно преодолим (изучающие китайский язык подтвердят, как сложно выучить необходимое количество иероглифов, чтобы свободно читать научную и художественную литературу). Во-вторых, чтобы понять китайскую специфику, необходимо отойти от европоцентричности(забыть, например, запад и восток - это не справа и слева от Европы) - что очень сложно сделать, ведь изучение происходит в первую очередь по книгам русских и европейских авторов. Тем не менее, давайте попробуем погрузиться в историю и символику, возникшую в рамках китайской цивилизации.

Возможно, ни в одной стране мира не относятся так ревностно к цвету, как в Китае. Скрытый смысл черного, красного, желтого будет преследовать вас повсюду.

Все «десять тысяч вещей» в природе имеют свой цвет. В реальной жизни мы встречаем огромное количество цветов и их оттенков. Как доказали ученые посредством анализа цветового спектра, в мире существует более 10 млн различных цветов. Но для китайцев дело обстоит гораздо проще: они считают, что базовыми выступают всего пять цветов, а именно: черный, красный, синий, белый и желтый. Эти цвета признаны «чистыми» (открытыми, беспримесными), а все остальные представляют собой не более чем различные комбинации упомянутых базовых цветов, смешанных в разных количествах и пропорциях. Китайцы называют такие цвета «смешанными». «Чистые цвета» знаменуют верность традиции, устойчивость, постоянство и благородство, в то время как «смешанные цвета» считаются вульгарными и даже низкопробными. Так, в Древнем Китае по цвету женской одежды можно было определить, кто из женщин является супругой, а кто наложницей. Согласно установлениям, женам следовало надевать одежду только «чистых цветов», а наложницам разрешалось носить наряды «смешанных цветов».

Почему китайцы выделяют именно упомянутые выше пять цветов? Это продиктовано представлениями об устройстве мироздания. Символику цвета следует рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов. Так, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Давайте представим на секунду, что окружало Китай в древности.
На востоке — бескрайние леса долины нижнего течения Хуанхэ. Стихия востока — дерево, цвет — сине-зеленый . Ему соответствует молодость, весна, ветер.
На юге — жаркое солнце, стихия юга — огонь, его цвет — красный . Это цвет радости, счастья, лета.
На западе — высочайшие горные вершины Азии. А в предгорьях когда-то добывали металлы. Поэтому западу и соответствует металл. Для китайцев долгое время запад ассоциировался с опасностью — в горах жили воинственные племена, предки тибетцев, с запада приходили кочевники. А холодные снежные вершины определили и цвет- белый . Оттуда дуют холодные ветра, это цвет траура, осени.

Север ассоциировался с водой и черным цветом — там, на север от Великой равнины, текли неведомые темные реки (не случайно по-китайски Амур звучит как Хэйлунцзян 龙江 — река черного дракона). Север также символизировал зиму и луну. Но это не цвет траура — это цвет сокровенного превращения (как зимой природа отдыхает, но таит в себе пышное пробуждение и рост весной). И потому китайские ученые носили одежды черного цвета.
И, наконец, центр - это Китай , ему соответствует желтый цвет. Эта связь легко объяснима: почвы в Китае — лессовые, желтого цвета (состоят из спрессованных мельчайших частичек песка, принесенного ветром из пустынь Центральной Азии).

Желтый цвет символизирует Центр мира, Поднебесную империю. Желтый - это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля - это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая).


В феодальном Китае желтый цвет считался самым почитаемым, чему существует несколько объяснений. По одной из версий, китайцы принадлежат к монголоидной расе и имеют желтоватый оттенок кожи, поэтому любовь к желтому цвету у них просто «в крови». По другой версии, именно потому, что Китайская цивилизация зародилась в бассейне реки, которая носит название Хуанхэ (Желтая река), эту реку называют «матерью» всех китайцев. Кроме того, первое протогосударство в Китае сформировалось в районе Лессового плато, в центральной части бассейна Хуанхэ, где земли отличаются высокой плодородностью. Ведь эта река на протяжении тысячелетий регулярно разливалась, оставляя лессовые наносы и постепенно формируя аккумулятивную равнину. Лессовое плато является колыбелью китайской нации и одновременно - неотъемлемой составляющей китайской культуры, а потому желтый цвет плодородных наносов наделен в Поднебесной особым значением.



На протяжении долгого времени в Китае считалось, что только императоры или очень знатные особы имеют право носить желтую одежду и аксессуары. Желтый цвет символизировал благородное происхождение и избранность, поэтому и парадная одежда императора с изображением дракона - мифического прародителя китайской нации, а также императорский дворец были именно желтого цвета. При династии Цин (1636-1911 гг.) император жаловал желтые куртки-«магуа» (куртка, надеваемая поверх халата) в качестве знака отличия имевшим значительные заслуги чиновникам. В народе желтый цвет ценили и уважали, так как это - цвет золота. В связи с этим в языке появилось немало слов и выражений, связанных с желтым (золотым) цветом. Например, китайцы наделили слово «золотой» переносным значением «счастливый, благоприятный» и стали называть так те периоды развития и жизни государства, которые характеризовались стабильностью и процветанием: «золотая эпоха».

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Сине-з еленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер, по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно с рождением новой жизни.



Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение.


Синий - это самый непостоянный цвет, который может в любой момент измениться. Иногда он «превращается» в зеленый - цвет Природы, полной жизненной энергии и сил, а иногда - в сине-зеленый или темно-синий цвет (иссиня-черный), может превратиться в фиолетовый.

Красный символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем - Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце - это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза.



Выражение 红火 (красный огонь) означает, что твоя жизнь развивается как красное пламя. И это очень хорошо! 火了 означает «популярный», а 火爆 (огонь и взрыв) — место с кучей народа или книгу/фильм с элементами боевика. Напомним, что красный — традиционный цвет для китайских праздников и вечеринок.
Китайцы считают красный цвет цветом торжества, празднеств, свадеб. В представлении китайцев этот цвет выступает символом радости, благодатных знамений, успеха и праздника. Во время свадебной церемонии невеста, по традиции, должна быть обряжена в красное одеяние, а в праздник Весны (Новый год по традиционному китайскому календарю) китайцы клеят на двери домов парные иероглифические надписи с благопожеланиями, написанными на красной бумаге, повсюду развешивают красные фонари. Награждая отличившихся в учебе и труде, китайцы преподносят красные цветы.



Когда какое-то предприятие или производство, добившись прибылей, выплачивает своим акционерам дивиденды, это называется «разделить красную прибыль». Красный цвет олицетворяет энтузиазм, справедливость и символизирует полноту энергии. Если у человека на щеках румянец, то этот человек здоров и бодр. Представления китайцев о красном цвете, его значении и отношении к нему китайцев прекрасно отражены в таких фильмах знаменитого китайского кинорежиссера Чжан Имоу, как «Красный гаолян» и «Зажечь красные фонари».

Белый цвет олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность - холод и стихию - металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны - владыка губительного для человека мира, а с другой - охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах.


Белый - это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами.


Черный цвет являлся цветом севера и связывался с чем-то таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является воин Сюаньу, «черная черепаха», представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса.


Тайна - это удел ученых, змея - мудрость, черепаха - долголетие, вода - проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета - познание и ученость, углубление в непознанное.

Теперь, я надеюсь, наше представление о цвете в китайской клуьтуре стало более обширным. Во второй части символика цвета будет раскрыта в быту и повседневности.
А сказка о китайской культуре не заканчивается, впереди нас ждут также орнамент, узоры и традиционные костюмы.

Список литературы:
Цвет в Китае.

Существует популярное заблуждение, будто бы у китайцев желтый цвет кожи .

Типичный китаец вовсе не желтее, чем тот же француз. При первых контактах европейцев с Дальним Востоком нигде не упоминалось о какой-либо «желтой расе». «Вроде нас» - такую характеристику дал именитый путешественник из Италии Андреа Корсали, посетивший Китай еще в 1515 году.

Через несколько лет тайный советник немецкого императора Трансильванус, беря за основу рассказы португальских моряков, описывал китайцев «Люди с белой кожей, с высоким уровнем устройства общества … на подобии нас, немцев».

При делении человечества на расы в 18 веке и появилось первое упоминание о желтом цвете кожи. Нужна была промежуточная раса между черными на юге и белыми на севере. Тут-то сперва подвернулись индийцы, а позже «желтыми» назначили и китайцев. В то время бешенной популярностью пользовалась книга профессора медицины И.Ф. Блуменбаха. В ней он упоминал о «кавказской расе» с белым цветом кожи, о монгольской с желтым, американской «красной, как медь» и о черных африканцах.

Эти заблуждения человечества были так ловко ему навязаны, можно точнее сказать из произведения Ильфа и Петрова – «И тут Остапа понесло…». За письменным столом, взявши за основу только лишь предположения (например утверждалось, что азиаты чаще болеют желтухой – отсюда они и остаются до конца жизни желтыми) целому человечеству было навязано сугубо субъективное мнение.
В довершении ко всему этому, теоретики, выдумавшие эту классификацию в глаза не видели никого, кроме европейцев.
Зачастую основа их предположений являлась представление самих китайцев.

«На все воспоминания детства как бы наброшена желтая вуаль, – пишет в своих записках последний китайский император Пу И. – Желтой была глазированная черепица на крышах домов, желтыми носилки, на которых меня носили, подкладка моего платья и шляп, покрывала… и тарелки, с которых я ел и пил, были желтого цвета… Вокруг меня не было ничего, что не носило бы желтого оттенка».
Эта любовь китайцев к желтому цвету («желтая река» Янцзы, мифологический «желтый император», вообще все большое и духовное было желтым) как бы подталкивала европейских классификаторов изобрести такую «желтую расу», не смотря на все эти теории кожа китайцев нисколько не пожелтела .

Еще одно заблуждение.

Все китайцы – на одно лицо .

Супруга последнего императора Пу И, единственного правителя Китая, который осмелился покинуть страну и посетить Европу, делится воспоминаниями, с каким трудом ей давалось участие в официальных церемониях или давать приемы только по одной причине, что ей трудно было различать лица – в частности, лица членов королевской семьи или родственников германского императора.
Для корейцев или японцев, впервые прибывших в Европу или Новый Свет, эта проблема поначалу также представляется трудноразрешимой.
Так что это – очередное предубеждение и только.

"Почему у той девушки нормальная, красивая и гладкая кожа, а у меня нет?" Многие девушки задаются этим вопросом, но продолжают пользоваться просроченными дешевыми кремами и лосьонами, которые купили ранее по акции, да еще и не подходящими по типу кожи, кушать доширак и совершенно не высыпаться. А так делать нельзя! Надо покупать подходящую уходовую и декоративную косметику к своему типу кожи, уметь отдыхать с пользой и правильно питаться. Тогда вы сразу увидите результат.

Для начала вам нужно узнать, какой у вас тип кожи, только этих типов вагон и тележка. Поэтому мы решили пойти по этническому признаку. Существуют различия в коже, помимо ее цвета, и что для каждых этнических типов кожи существуют особые требования по уходу. И начнем мы эту серию статей с азиатской кожи. В этой статье мы расскажем о 6 особенностях азиатской кожи и как лучше за ней ухаживать.

1. Азиатская кожа более подвержена чувствительности.

Так и есть, а все потому, что у данного типа кожи более тонкий роговой слой (самый внешний слой кожи) по сравнению с другими этническими группами. Из-за этого кожа становится чрезвычайно чувствительной к факторам окружающей среды и химическим веществам, которые могут нарушить pH баланс кожи.

Это означает: Нужно быть осторожной с тем, какие продукты и методы лечения используются на коже, потому что большинство азиаток не могут хорошо реагировать на суровые процедуры, такие как пилинг или химические растворы.

Чем пользоваться: Для ежедневного ухода, подойдет, например, гипоаллергенный корейский крем на основе козьего молока «Naturalth Goat Milk Aqua Whitening Cream». За счет воздушной текстуры крема, он мгновенно тает на коже, выравнивает тон лица, снимает раздражение, делает кожу нежной и эластичной, оставляя чувство мягкости и комфорта.

2. Частые шрамы на коже.

Из-за тонкого рогового слоя азиатская кожа генетически предрасположена к шрамам сильнее, чем другие. Следовательно, нужно проявлять большую осторожность в том случае, если у вас появились прыщи или когда вы исцеляетесь от некоторых рубцов кожи.

Это означает: Не выдавливайте прыщи самостоятельно. Используйте нежные продукты, такие как масло эму или витамин Е, чтобы исцелить шрамы.

Чем пользоваться: Вы можете воспользоваться пенкой для умывания для проблемной кожи «Tony Lab AC Acne Foam». Средство устраняет и предотвращает состояния, которые ведут к появлению прыщей, проникает глубоко в поры, очищает от загрязнений и черных точек, контролирует выделение кожного жира, улучшает циркуляцию крови, сужает поры и минимизирует покраснения. Экстракт зеленого чая оказывает антибактериальное действие. Содержит мягкий кислотный уровень, аналогичный pH кожи, не вызывает раздражений.

3. У азиатской кожи больше проблем с гиперпигментацией.

Вся кожа содержит примерно одинаковое количество меланоцитов, но количество меланина, которое они производят, варьируется. Меланин - натуральный пигмент кожи, который защищает кожу от УФ-излучений. Из этого выходит что, темнокожие люди производят больше меланина, а люди со светлой кожей производят меньше. Хотя исследования показали, что у азиатов больше фотозащитного пигмента, но на деле у азиатов много проблем с пигментными расстройствами, такими как: мелазма, веснушки, гиперпигментация, лентиго. Скорее всего это связано с повышенной чувствительностью кожи.

Это означает: Используйте солнцезащитные крема регулярно с ранних лет (15-16 лет), но ни к коем случае не покупайте средства, содержащие гидрохинон(токсичное отбеливающее вещество, которое входит в состав многих кремов).

Чем пользоваться: Для вас подойдет осветляющий крем для лица «Panda"s Dream White Magic Cream» Крем наполняет кожу влагой и идеально выравнивает тон кожи, эффективно борется со всеми видами пигментации на лице: возрастные изменения, неровный загар, веснушки, следы от прыщиков (постакне). Экстракт сока бамбука способствует мгновенному увлажнению кожи, дарит ей свежесть, яркость и жизненные силы. Экстракт красного женьшеня повышает иммунитет кожи и усиливает обменные процессы в клетках. Экстракт меда мануки обладает смягчающим и отшелушивающим действием, устраняет тусклость и улучшает цвет лица. Подойдет для чувствительной кожи, так как не содержит отрицательно влияющих на кожу веществ.

4. Азиатская кожа быстрее теряет влагу.

Вода не задерживается в нашем организме надолго. Значительная часть её проходит через эпидермис и испаряется с поверхности кожи. Азиатская кожа показала, что вода в ней испаряется больше, чем в других этнических группах. А все дело в климате, ведь во влажном азиатском климате кожа дольше сохраняет влагу, более увлажнённая даже без косметики, и кажется, что можно и не мазаться ничем. С климатом России такой номер не пройдёт.

Это означает: Нужно больше увлажнения кожи, и будет хорошо выбрать увлажняющий крем с высокими связующими в воде ингредиентами, такими как гиалуроновая кислота.

Чем пользоваться: Интенсивный увлажняющий гель Алоэ «Pure Eco Aloe Gel». Универсальный гель наполняет кожу влагой, успокаивает, убирает раздражения и шелушения, разглаживает и придает необыкновенную мягкость. Гель имеет широкий спектр применения: как увлажняющий крем или маску, бальзам после бритья, мазь после ожогов. Его можно наносить как и на лицо, так и на все тело.

5. Высокая жирность кожи.

Выяснилось, что в азиатской коже имеется большое количество сальных желез и из-за этого у многих азиаток появляется надоедливый жирный блеск на лица, появляются прыщи и закупориваются поры.

Это означает: Не используйте подсушивающие косметические средства для устранения жирного блеска с лица, производители которых обещают быстро достижимый эффект.

Чем пользоваться: Противовоспалительный осветляющий тоник для лица «Tony Lab AC Control Whitening Toner». Тоник предназначен для проблемной кожи, склонной к жирности и появлению акне. Эффективно осветляет пигментные пятна и рубцы постакне, успокаивает покраснения и снимает раздражение кожи. Входящий в состав экстракт Центеллы Азиатской снижает секрецию сальных желез, уменьшает выработку кожного сала, сужает поры. Растительные экстракты шалфея лекарственного и портулака огородного оказывают антисептическое и противовоспалительное действие. Экстракт чайного дерева способствует рассасыванию рубцов, снимает раздражение. Следы от акне становятся менее заметными, кожа приобретает здоровый, ухоженный вид.

6. Азиатская кожа более устойчива к старению.

Хотя у азиатской кожи есть более тонкий роговой слой, у нее также есть более толстая дерма, которая содержит больший коллаген.

Это означает: у азиаток меньше признаков преждевременного старения. УРА!

Все эти средства, которые представлены выше, вы можете купить на Яндекс Маркете, в магазине корейской косметики Tony Moly, или в интернет-магазине Sasha LAB.

Эта информация, в основном основанная на данных исследований, может не распространяться на всех азиатов по всем направлениям, поскольку она также зависит от того, где конкретно они живут.

А какой у вас тип кожи? И про что еще из раздела по уходу за кожей вы бы хотели узнать? Пишите в комментарии.

Я родилась и выросла на юге Бурятии, на самой границе между Россией и Монголией, и никогда я не задумывалась о разрезе глаз своих земляков, пока у меня не спросили, какой я национальности! После последовал не менее интересный вопрос о том, почему у азиатов глаза узкие ? Действительно, почему?

Почему у азиатов узкие глаза

Такой разрез глаз называется эпикантус - особое физиологическое явление, когда складка верхнего века прикрывает слезный бугорок. Как видите, физиологически - это всего лишь отличающееся строение глаза, которое встречается, кстати, не только у азиатов, но также и у некоторых племен Африки.

Наличие эпикантуса у целого ряда народов до сих пор не имеет научно обоснованного ответа, существуют лишь предположения. Изучив статьи в интернете и опросив своих друзей и знакомых, я пришла к выводу, что существует множество версий и объяснений происхождения этой особенности, которые можно распределить в несколько блоков:

  • религиозная версия;
  • эволюционная версия;
  • мифическая версия.

Религия в формировании разреза глаз

У азиатских народов существует притча о происхождении людей. Однажды, после того, как Бог создал мир и нашу планету, решил он населить ее людьми. Самый лучший способ создания - это вылепить фигурки людей из глины и обжечь их . И начал Бог работу.

Слепил он фигурки и поставил их в печь , но что-то отвлекло создателя, и не успел он вовремя вытащить фигуры из печки, да и обгорели они . Отправил Бог таких людей в Африку .

Слепил он еще фигурок и отправил их в печь , но в этот раз Бог слишком рано вытащил их из печи и получились фигурки слишком белые. Отправил создатель таких людей в Европу.

На третий раз Бог очень постарался , лица сделал фигуркам довольные и улыба ющиеся, глаза от этого получились уже, но Богу казалось это очень красивым. Поставил он их в печь, обжег в меру. Так и получились азиаты. С желтой кожей и узкими глазами.


Легенды и мифы в формировании разреза глаз

У китайцев существует легенда, что прародителем всех азиатов стал юноша Ян-Ди , сын женщины и небесного дракона. Драконы всегда являлись для китайцев символов победы и жизни, неудивительно, что на заре цивилизации многие девушки становились их жертвами. Ян-Ди, согласно легендам, выглядел не так, как обычные люди. Он был мощнее, красивее, а лицо его было особенным... У него были узкие глаза.


Узкие глаза - это признак эволюции

Самая обоснованная научная версия придерживается версии эволюции . Азиаты - народ, проживающий в обширных степях и пустынях, где всегда дуют сильные ветра с песком . Поэтому, спустя пару тысяч лет, у народов, проживающих в этих местах, появился эпикантус.

Также бытует мнение, что глаза сузились из-за постоянного прищуривания. Азия - это восточные страны, где на восходе солнце светит ярче, чем, к примеру, в Европе. Поэтому и залегла в их генофонд эта защитная реакция.


Кстати, существует и третья версия. Возникновение эпикантуса связано с низким переносьем и отложением жира в верхнем веке. Известно, что эпикантус - это жировая прослойка. У людей, имеющих достаточно жировых отложений, эпикантус более заметен, чем у остальных. Усиленное жироотложение на лице замечено практически у всех детей монголоидной расы. Ученые считают, что усиленное жироотложение на лице у детей связано с защитой от обмерзания и защитой от засушливого климата.

Европейцы называли жителей Восточной Азии «белыми» до конца 18 века. Но стоило китайцам и японцам начать сопротивляться культурной ассимиляции, они сразу же стали «желтыми», причем не только в глазах европейцев. Как получилось, что жители Восточной Азии стали называться желтокожими? Такое отношение стало результатом расистского восприятия мира и не имеет ничего общего с настоящим цветом кожи людей, рассказывает South China Morning Post.

Если в 16 веке речь заходила о цвете кожи, западные путешественники, миссионеры или послы называли восточных азиатов белыми. А в ряде случаев вообще говорили, что они «такие же белые, как и мы». К 17 веку китайцы и японцы начали постепенно «желтеть» в издаваемых в Европе текстах. Слово «желтый» стало периодически использоваться в конце 18 века и уже в 19 веке стабильно вошло в обиход европейцев. Китайцы постепенно начали терять прежнюю «белизну», так как стало ясно, что они желают участвовать в европейской системе торговли, религиозных и международных контактах.

Другими словами, «белизна» не имела ничего общего с цветом кожи. Она показывала уровень цивилизованности, культуры, грамотности и покорности (особенно если предстояло принять христианство).

Шведский ботаник и врач Карл Линней составил классификацию Homo Sapiens, разделив их на четыре вида согласно количеству континентов, известных в то время. Один из таких видов он назвал Homo Asiaticus. Для обозначения цвета этой группы он использовал латинское слово fuscus, что переводится как «темный» или «коричневый». Это произошло в 1735 году.

Расовая классификация Карла Линнея. Источник: SCMP

После этого возникли сложности с определением точного цвета для жителей Восточной Азии, так как другие расовые группы (европейская, африканская и американская) без проблем ассоциировались с белым, черным и красными цветами. В десятом издании классификации Линнея, опубликованном в 1758 году, слово fuscus было заменено на латинское слово luridus, которое переводится как «грязно-желтый», «желтоватый» или «бледно-желтый». Причины выбора не объяснялись, однако это слово и раньше встречалось в записях Линнея, правда, в отношении нездоровых и ядовитых растений. Неужели азиатский человек считался болезненным или опасным?

В 1795 году немецкий анатом Иоганн Фридрих Блюменбах предложил свою систему классификации из пяти рас, которая стала первой однозначной маркировкой восточноазиатской желтизны. Важным аспектом его концепции стало включение всех восточноазиатских народов в одну расовую группу, названную монголоидной.

«Желтый» стал расовым штампом, который означал только одно - отклонение от белой «нормальности». У Блюменбаха европейцы (или кавказская белая раса) находились в центре таблицы, окруженные монголоидной (желтый цвет), негроидной (черный), американоидной (красный) и малайской (коричневый) расами. Желтая раса стала ассоциироваться с физическими и культурными «отклонениями» от европейских норм белого человека. Некоторые мыслители выстроили целую расовую иерархию: на вершине находилась европейская белая раса, внизу - негроидная, а остальные между ними.

«Монгольская складка». Иллюстрация: Handout

В медицинском дискурсе 19 века начали проявляться физические «контуры» желтой расы. Акцент делался именно на «монголоидности», нежели на цвете. Медицинские исследования тех времен зачастую пытались определить монголоидную расу как совокупность определенных физических свойств, присущих только жителям Восточной Азии. Сюда относятся «монгольская складка» (или эпикантус - продолжение складки верхнего века, определяющее узкий разрез глаз), «монгольское пятно» (синеватая окраска кожи в области крестца, реже ягодиц или бедер) и «монголизм» (сегодня известный как синдром Дауна). Каждое из этих свойств приписывалось исключительно монголоидной расе, чтобы показать, как желтая раса отличается от здоровой и развитой белой.

Именно в конце 19 века слово «желтый» стало определять цвет кожи в европейских и восточноазиатских языках. Этому способствовала так называемая «желтая опасность» - концепция, связанная с потенциальной военной агрессией стран Восточной Азии. Наиболее очевидной угрозой того времени была Япония, которая одолела в вооруженном конфликте империю Цин (1894-95), начала строить свою империю и готовиться к войне с Российской империей.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook