Модель организации образовательной деятельности по фгос в детском саду

МБДОУ «Федоровский детский сад «Теремок» Кайбицкого муниципального района РТ»

Доклад на тему: « Модель организации образовательного процесса

в контексте с ФГОС ДО»

Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Федоровского детского сада «Теремок» Кайбицкого муниципального района РТ»

Калашникова Г.И.

2015 год.

Модель организации образовательного процесса

в контексте с ФГОС ДО

В современных условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

_____________________________________________________________

Рассмотрим интегративный подход к построению целостной педагогической системы

Интегративные принципы планирования должны опираться на содержательные задачи по разным направлениям с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга, использование разных форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, через различные виды деятельности, которые формируют разнообразные связи в представлениях ребенка о мире.

Воспитатель анализирует, какие виды деятельности позволяют ребенку не только узнать новое и поиграть, но и на какой опыт можно опереться, какие задачи развития связаны с данными видами детских деятельностей, как можно объединить их друг с другом, как объединить разрозненные сведения в единое целое, освоить и обобщить материал, стимулировать детское творчество, поощрять коммуникацию, презентировать результат, учитывая точку зрения ребенка.

_____________________________________________________________

Модель интегративного планирования педагогического процесса с дошкольниками отличается общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности. Различные виды детской деятельности объединяются поставленными задачами, взрослые коллегиально относятся друг к другу, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и организованной деятельности. Логика развития от года к году сохраняется, но обогащается на новой ступени развития детского сообщества и каждого ребенка индивидуально с учетом возраста, времени года, момента педагогического процесса, актуального содержания окружающей действительности, что позволяет решать и спонтанно возникающие нравственные задачи. Самостоятельные виды деятельности (игра, события на прогулке, экспериментирование) соединяются с видами деятельности, организованными взрослыми.

_____________________________________________________________


Остановимся на современных требованиях к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование . План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.

Существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании :

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

_________________________________________________________________

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

_________________________________________________________________

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе. Этапы планирования:

  • Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
  • Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
  • Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
  • Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план . Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

  • перспективно-календарное планирование;
  • осуществление преемственности между ДОО и школой;
  • связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Анжелика Тимощенко
Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Модель воспитательно- образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей , форм образовательной деятельности . Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и комплексно - тематического планирования.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОУ в настоящее время.

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская : ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме . Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу . Однако в целом образовательный процесс направлен скорее , на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом .

3. Предметно-средовая модель

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели :

Исключение учебного блока (но не процесса обучения ) ;

Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность , осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность ;

Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность »

Изменения в образовательном процессе :

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса : в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей ) .

Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте

Структура образовательного процесса

В образовательном процессе включено два основных составляющих блока : совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет) . Специфика дошкольного образования заключается в том , что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д. Б. Эльконин.)

С точки зрения возрастных особенностей детей дошкольного возраста, предлагается строить образовательный процесс по так называемому «событийному» принципу (жизнь детей в детском саду должна стать более интересной, а образовательный процесс – мотивированным )

Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи , должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас» .

Алгоритм комплексно - тематического планирования

Перспективный комплексный план

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности , предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Организация совместной деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова)

Основные характеристики совместной деятельности

Формы организации совместной деятельности

Алгоритм организации совместной деятельности

НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач .

Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности «Образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности».

В формах НОД решаются задачи не одной, а нескольких образовательных областей , поскольку включаются в разные виды деятельности.

Схема развития деятельности

НОД организуется как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка

Совместная деятельность взрослого и ребенка…

Модель - это организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ , она состоит из 15 компонентов.

Первый компонент - это воспитательно-образовательный процесс в соответствии с программой образовательного учреждения , в котором реализуется цель программы. Исходя из цели формулируются задачи воспитательно-образовательного процесса . Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ , которое включает в себя взаимодействие педагога и воспитанника, сотрудничество с семей и различными социальными институтами, такими как библиотеки, педагогические университеты, школы, центры развития и прочее. Содержание работы реализуется в режиме дня, который включает в себя непосредственную образовательную деятельность , самостоятельную деятельность и деятельность в режимные моменты. Данная деятельность реализуется через следующий инструментарий : средства обучения и воспитания, современные формы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией, предметно-развивающая среда, которая организованна в соответствии с зональностью помещений в группе. Следующий компонент – мониторинг, который направлен на оценку сформированности интегративных качеств воспитанников и позволяет оценить уровень профессиональных компетенции педагогов. Мониторинг может быть либо авторским, либо разработанным специалистами ДОУ, либо разработанным на базе муниципальной системы образования . На основании мониторинга мы анализируем воспитательно-образовательную деятельность в ДОУ . По результатам анализа воспитательно-образовательного процесса выстраиваем дельнейшую траекторию своих действий. Если требуется корректировка какого-либо элемента воспитательно-образовательного процесса , то вносятся изменения в программу. На каждую структурную часть модели оказывают влияние определенные условия, зафиксированные в ФГТ : медико-социальное обеспечение, информационно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническая база.

Если в образовательном учреждении воспитательно-образовательный процесс будет реализован в соответствии со структурными частями модели , то педагогическая деятельность в ДОУ станет более эффективной.

Модель организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации образовательного процесса позволяет структурировать знания педагогов и специалистов ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования .

Современные требования к профессиональным умениям воспитателя

L/O/G/O Модель образовательного процесса ДОУ в контексте интеграции образовательных областей в связи с введением ФГОС ДО () Семёнова М.Л, к.п.н., доцент кафедры управления ДО ЧГПУ 1











УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ харак­теризуется организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности) функция (позиция) взрослого учительская: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому 5








КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника организация предметной среды более гибкая, постоянно подстраиваемая под развивающие задачи и инициативу детей 8








Оптимальная модель образовательного процесса должна учитывать: психологические особенности возраста (закономерности развития); ценностные ориентиры общества относительно образования дошкольника, т.е., в целом, исходить из интегрального нормативного «образа» ребенка на «выходе» из дошкольного возраста. 11


Возрастные особенности обучения ребенка (Л.С.Выготский) в раннем возрасте ребенок учится по спонтанным программам, в школьном по реактивным (идущим от требований взрослого учителя) дошкольном возрасте по спонтанно- реактивным (сочетающим собственные интересы ребенка и педагогические задачи взрослого) 12











Модель развивающего занятия Воспитатель Ребенок Создание проблемной ситуации, интриги Возникновение состояния «хочу» Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, поиск средств решения поставленной задачи, дополнительная мотивация Управление самостоятельным поиском Самостоятельный поиск Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез 16


Задачи «партнёрского» блока образовательного процесса развитие инициативности детей во всех сферах деятельности; развитие общих познавательных способностей; развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата 17


Организующие элементы формы совместной деятельности взрослого с детьми (игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская деятельность, чтение художественной литературы) тематические содержания, которые использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми. 18


Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально 19


Для старшего дошкольного возраста (5-7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели. (специально организованное обучение в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя регламента тора содержания и формы детской деятельности) 20





ФГОС дошкольного образования « … (3.2.1.) Для успешной реализации Программы:… «1) уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных силах и способностях… 2) построение ОД на основе взаимодействия с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка… 3) …взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности 4) возможности выбора детьми материла, видов активности, участников совместной деятельности» 22


Самостоятельная деятельность воспитанников свободная деятельность детей в условиях созданной педагогом предметно– развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам; организованная педагогом деятельность детей, направленная на решение задач, связанных с интересами других 23














Концепция дошкольного воспитания 1989 г. Формирование деятельно-практического отношения к миру Максимальная реализация возможностей ребенка в специфически детских видах деятельности. Один из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра 28




Модель – воспитательно образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Нормативно-правовая база.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

Проектирование образовательного процесса осуществляется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями и предполагает:

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.

Комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.

Принципы построения образовательного процесса в ДОУ.

1) Принцип развивающего образования целью которого является развитие ребенка ;

2)Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями образовательных областей;

«Интеграция содержания дошкольного образования» – объединение в единое целое отдельных частей, состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Виды интеграции

Интеграция содержания психолого – педагогической работы по образовательным областям.

Интеграция детской деятельности.

Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого – педагогических задач 2 – х и более областей.

Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом.

3) Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса

Описана в Научной концепции под редакцией (2005 года)

Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца

Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности

Основания для выбора темы.

Получить полный текст

События, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (своего города, страны, мирового сообщества);

Явления нравственной жизни (Дни доброты, спасибо, друзей и другие);

Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги , театра);

Традиционные праздничные события (В группе, в детском саду, семье, обществе, государства);

Проекты.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие ;

Н аправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонема тического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Получить полный текст

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с одним ребенком;

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.

Выбор количества детей зависит от:

Возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

Их интереса к данному занятию;

Сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности , игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Получить полный текст

Организованная образовательная деятельность

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми - занятие.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование , чтение, реализация проектов, мастерская и т. д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает:

Получить полный текст

Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Методологические подходы к организации занятий с детьми:

Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;

Обязательны смена мизансцен и движение;

Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;

Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;

Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;

Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;

В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Алгоритм планирования ОД.

· Образовательная деятельность

· Образовательная область

· Тема, группа, задачи

· Интеграция образовательных областей

· Форма организации детей на занятии

· Форма проведения

· Материалы и оборудование

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода

· Создание проблемной ситуации

· Целевая установка

· Мотивирование к деятельности

· Проектирование решений проблемной ситуации

· Выполнение действий (заданий)

· Анализ результатов деятельности

· Подведение итогов

Этапы деятельности

1. Создание проблемной ситуации

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры - драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Научная и научно-популярная литература" href="/text/category/nauchnaya_i_nauchno_populyarnaya_literatura/" rel="bookmark">научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Получить полный текст

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Грамотность

  • Анализ словообразовательных моделей как средство повышения орфографической грамотности учащихся
  • Обобщение опыта педагогической деятельности

Понравилось? Лайкни нас на Facebook