Название проекта по социализации детей. Проект по социализации дошкольников "я и другие"

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» — детский сад «Сказка».

Адрес: Я НАО г. Губкинский, мкр.4, дом 24.

Руководитель проекта: Кадочникова О.В.

Вид, тип проекта: межгрупповой, социальный, краткосрочный.

Цель: создание педагогических условий по формированию правовых основ ребёнка-дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Формирование навыков общения.
  • Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.
  • Повышение уровня коммуникативной компетентности.
  • Систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей.
  • Активизация желания искать пути разрешения проблемных ситуаций.
  • Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданского воспитания и семьи.
  • Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в вопросах правового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.

Краткое содержание проекта:

Накопление информационной базы по теме ранней социализации детей (правовое воспитание) 3 – 7 лет.
Обогащение стимулирующим активизирующим дидактическим материалом.
Обучение дошкольников необходимым коммуникативным навыкам.
Организация и проведение совместной деятельности в режимных моментах, направленных на воспитание правового сознания дошкольников.
Отражение знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой, театрализованной).

Сроки проведения: ноябрь

Возраст детей: 3 – 7 лет.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса в повседневной жизни).

Ожидаемые результаты:

— повышение уровня правовой культуры родителей, педагогов и воспитанников;

— формирование навыков нравственного поведения;

— повышение социальной компетентности дошкольников;

— расширение кругозора воспитанников;

— оптимизация использования ТСО;

— проявление положительных эмоций от участия в публичных выступлениях, от стремления к справедливым взаимоотношениям в разных видах деятельности;

— вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к общечеловеческим ценностям используются следующие виды деятельности:

Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная — позволяет ребёнку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребёнка в определённый период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребёнка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребёнка, удовлетворяет разнообразные потребности ребёнка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребёнка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – даёт возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс правового воспитания дошкольников.

Педагогические методы и средства , используемые в процессе реализации проекта:

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения;
  • элементарный анализ;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод проектной деятельности;
  • метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать;
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приёмы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребёнка на познание, обостряют желание ребёнка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • приём предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве;
  • беседа – является связующим звеном.

4. Методы коррекции и уточнения:

  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
  • метод обобщённого ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

План реализации

Первый этап – подготовительный.

  • Составление плана деятельности.
  • Подбор наглядной стендовой информации для родительского уголка.
  • Подбор художественных произведений для чтения, обсуждения с детьми.
  • Разработка конспектов бесед, занятий.
  • Подбор материала для деловой игры с педагогами.

Второй этап – основной.

Действия родителей:

Знакомятся с наглядной информацией в родительском уголке.

— Подбирают необходимый материал по просьбе педагога (фотографии, вырезки из журналов…).

— Принимают участие в оформлении выставки рисунков «Моя семья».

Действия педагога:

— Стимулирует интерес детей, используя метод опроса.

— Планирует дальнейшую деятельность.

— Создает условия для проектной деятельности (предметно-развивающая среда).

— Предлагает творческие домашние задания:

сфотографироваться всей семьей, нарисовать семью.

— Организует выставку рисунков, фотовыставку.

— Проводит беседы с детьми в кругу (открытые вопросы, закончи предложение).

— Общается с детьми в свободной деятельности: читает детям, учит с детьми стихи, загадки; рассматривают фотоальбомы, иллюстрации, организует игровую деятельность.

Действия детей:

— Отвечают на вопросы, задают сами.

— Слушают, наблюдают, рисуют, рассказывают, играют, общаются с родителями, сверстниками, педагогами.

Делают выводы, обобщают, учатся анализировать, сравнивать, составлять рассказы.

— Помогают воспитателю в оформлении выставок, стенгазеты.

— Высказывают свое мнение, рассуждают.

— Учат стихи.

Третий этап – Методический день.

Методический день, посвященный Всемирному дню детей и дню принятия Конвенции о правах ребенка.

Цель: формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Программа методического дня.

Предварительная работа: оформление в группах информационных стендов для родителей; выпуск стенгазеты «Мои права».

Взаимодействие с детьми

10.00 — 10.10 радиогазета «Наши права»

Группа: младшая «Право на семью»

Мероприятия:

Беседа: «С кем ты живешь?»

Рассматривание семейных фотографий, разучивание потешек о семье.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Чтение РНС «Теремок», «Три медведя».

С/р игры «Приходите в гости к нам», «Дочки-матери»

Ответственные: воспитатели.

Средняя: «Мы такие разные» (имя)

Мероприятия:

Лепка «Угощения для друга».

Конструирование «Дом, в котором я живу».

С/р игры «Семья», «Больница».

Д/и «Позови ласково», «Радио», «Обратись с просьбой».

Творческие игры: «Когда я стану взрослым».

Чтение стихотворений А.Барто

Ответственные: воспитатели

Старшая: «Поляна детства» (технология выбора)

Мероприятия:

Рисование на тему «Моя мечта».

Рассказывание сказок: «Гуси- лебеди», «Морозко», «12 месяцев», «Красная Шапочка», «Три поросенка».

Д/и «Сочиняем сказку», «Придумай другой конец сказки»

Викторина «Назови имя героя сказки».

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Ответственные: воспитатели

Подготовительная: «Наши права и обязанности»

Мероприятия:

Беседа «Что такое обязанность, что такое право?»,

«Я – гражданин России»

Игра-интервью «Расскажи о себе», «Что такое дружба?»

Д/и «Кто из героев нарушает право?», «Хорошо-плохо».

Домашнее задание: рассмотреть свидетельство о рождении, паспорт.

Выставка книг познавательного содержания (энциклопедии, словари, карты…)

Чтение: «Гадкий утенок» Г.К.Андерсен

С/р игры: «Школа, библиотека»

Ответственные: воспитатели

Взаимодействие с педагогами.

Деловая игра «По страницам Конвенции и декларации».

Цель: обновление содержания и методов работы с детьми по правовому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности.

Взаимодействие с родителями.

Консультация: «Азбука прав и ответственности»

Информационный листок: «Декларация о правах ребенка»

Приложение:

Радиогазета «Наши права»

20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на развитие, защиту от насилия и эксплуатации.

Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

Права и обязанности живут рядышком. Если есть права, то есть и обязанности. И не надо об этом забывать.

Сегодня, ребята, вы прогуляетесь по страницам ваших любимых сказок и посмотрите: где любимых героев обижают – значит, там нарушаются их права, а где они веселы, счастливы, смеются – там права соблюдаются.

Закон пошел бродить по белу свету.

У него особые приметы:

Кодекс, Декларация и право,

Конституция и разные уставы.

Их знать должны студенты,

Учителя и президенты.

Все должны их исполнять

И прав друг друга не лишать.

3. Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушались,

Мы учим закон, прилагая все силы,

Ведь именно нам жить в России!

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны.

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Еще право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Деловая игра с педагогами
«По страницам Конвенции и Декларации»

Подготовила: Беденко А.И.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д.- это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы с вами должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?»- обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключений, а государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?

Задание.

Выделите права, которыми пользуются дети в соответствии с российским законодательством.

Право на образование.
Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и востоновления здоровья.
Право на отдых и досуг.
Право на создание семьи.
Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Право на свободу мыслей, совести, религии.
Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
Право на личную жизнь.
Право пользования благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

И для этого выбираются ведущие для дошкольников виды деятельности: игровая и художественно – продуктивная.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.

Игра «Волшебный сундучок».

Чтобы подвести итог я предлагаю ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть.

Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

Что за документ? О каком праве он вам напоминает?

(Право на имя)

Сердечко

Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имущество)

Конверт

О чем напоминает этот конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма)

Букварь

О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу)

Игрушечный утенок и утка

О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть с мамой)

Все люди — маленькие и взрослые — имеют права, и никто не в праве их нарушать.

Я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь, и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди… и выпустите птичку на волю.

Сейчас вы почувствовали, как это приятно о ком — то заботиться – и как это ответственно.

Я надеюсь, что тема деловой игры никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что-то нужное и новое.

Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста. Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста. Актуальность проекта, его целевой и процессуальный аспекты. Условия реализации проекта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по дисциплине

"Теории и технологии социализации детей"

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Тольяттинский государственный университет"

Дисциплина "Теории и технологии социализации детей"

Проект социализации детей дошкольного возраста (область социальной действительности "родной город")

Выполнил:

Морозова А.В., группа ППОБз-1301

Преподаватель:

Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии

Тольятти-2017

Содержание

  • 1.2.1 Диагностическая карта
  • 2.1 Актуальность проекта
  • 2.2 Целевой компонент
  • 2.3 Процессуальный компонент
  • 4. Информационные условия

1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста

1.1 Семиотический аспект диагностики

1.1.1 Описание объекта социальной действительности

Родной город как объект социальной действительности - это объект, содержание которого несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. При этом воспитатель составляет "социальный портрет" окружения, и в этот "портрет" также входит и родной город, в котором ребенок проживает.

1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста (на примере области социальной действительности "родной город"

Подход II - подход С .А. Козловой :

Подход II - подход С .А. Козловой :

· когнитивный критерий : знания детей о родном городе, знания детей о достопримечательностях родного города, знания детей о символике города;

· эмоциональный критерий : проявление интереса у детей к истории возникновения родного города, проявление интереса у детей к труду взрослых;

· поведенческий критерий : умения детей использовать знания о родном городе.

социализация дошкольный возраст диагностика

1.2 Технический аспект диагностики

1.2.1 Диагностическая карта

Критерии

Показатели

Диагностические методики

Когнитивный

Знание детей о родном городе

Методика "Путешествие по городу"

Знание детей о достопримечательностях родного города

Методика "Родной город"

Знание детей об истории родного города

Методика " Символика родного города"

Эмоциональный

Проявления интереса к истории зарождения и развития родного города

Методика "История возникновения родного города"

Проявления у детей интереса к родному городу

Методика "Профессии родителей, жителей города"

Поведенческий

Умения использовать знания о родном городе в повседневной жизни.

Методика "Проблемные ситуации"

1.2.2 Описание диагностических методик

Диагностическая методика 1 . " Путешествие по городу "

Цель : определить уровень знаний о родном городе.

Материалы и оборудование : фотографии города Тольятти,карта-схема города, игра " Путешествие по городу".

Инструкция : воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии города. Проводится беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру. Объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный - двигайся назад, синий - вперед.

Процедура обработки полученных данных : уровень знаний о родном городе оценивается в баллах

Высокий уровень (3 балла)

Средний уровень (2 балла)

Низкий уровень (1 балл)

Диагностическая методика 2 . " Что я знаю о родном городе "

Цель : определить уровень знаний детей о достопримечательностях родного города.

Материалы и оборудование : карточки с номерами от 1 до 5 (половина листа формата А4); фотографии по номинациям ("Город", "Улицы", "Объекты", "Достопримечательности" - формат А4); 2 карточки "Кот в мешке", 1 карточка "Музыкальная пауза".

Инструкция : проводится экскурсия по достопримечательностям города. Затемвоспитатель предлагает поиграть в викторину. Зачитывает вопросы, отмечает на табло баллы каждому участнику. Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов. Победитель получает медаль "Самый умный дошкольник"

Процедура обработки полученных данных : уровень знаний детей о достопримечательностях города оценивается в баллах

Высокий уровень (10-15 баллов)

Ребенок знает название города, называет улицы, узнает достопримечательности и знает их название, знает историю объектов.

Средний уровень (5-10 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос не однозначно. Иногда обращается за помощью к воспитателю.

Низкий уровень (меньше 5 баллов)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не проявляет интерес к родному городу.

Диагностическая методика 3 . " Символика Тольятти "

Цель : определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.

Материалы и оборудование : герб города Тольятти.

Инструкция : воспитатель проводит беседу о гербе и города Тольятти, показывает карточки с их изображениями и описывает. Затем предлагает детям взять карточку и рассказать о символике Тольятти.

Процедура обработки полученных данных : уровень знаний детей о символике города оценивается в баллах

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не полностью описывает символику города. Иногда обращается за помощью к воспитателю.

Низкий уровень (1 баллов)

Ребенок не всегда правильно описывает символику города. Затрудняется при ответах. Не проявляет интерес к родному городу.

Диагностическая методика 4 . " История возникновения родного города "

Цель : определить уровеньпроявления интереса у детей к истории возникновения родного города.

Материалы и оборудование : фотографии, проектор, флешка.

Инструкция : воспитатель рассказывает об истории родного города. Рассказ сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами. В процессе рассказа обращается к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно.

Процедура обработки полученных данных : уровень заинтересованности детей к истории родного города оценивается в баллах

Высокий уровень (3 балла)

У ребенка устойчивый интерес к истории родного города, активное стремление и желание познавать. Высокая эмоциональная отзывчивость на познаваемые культурно-исторические события и знакомство с объектами родного города. Средний уровень (2 балла)

У ребенка неустойчивый интерес к познанию истории родного города. Средняя эмоциональная отзывчивость на познаваемые культурно-исторические события и знакомство с объектами родного города.

Низкий уровень (1 балл)

У ребенка выборочный интерес к культурно-историческим событиям и объектам родного края, крайне редкое проявление желания включаться в процесс познания.

Диагностическая методика 5 . " Профессии родителей, жителей города "

Цель : определить уровень проявления интереса у детей к труду взрослых.

Материалы и оборудование : иллюстрации предприятий города, бланк с вопросами.

Инструкция : Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос:

"Где работает мама, папа, кем они работают?",

"Какие еще профессии в нашем городе ты знаешь".

Процедура обработки полученных данных :

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей, другие профессии.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не точно называет профессии родителей и их место работы, называет мало других профессий.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других профессий.

Диагностическая методика 6 . " Проблемные ситуации "

Цель : определить уровень умения использовать знания о родном городе.

Материалы и оборудование : бланк с вопросами.

Инструкция : Беседа. Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы:

У тебя день рождения. Ты пригласил в гости своих лучших друзей. Один из них не знает, где ты живешь. Расскажи, как ему найти твой дом, квартиру; назови свой адрес.

К нам в детский сад приехали гости из другой области (района, города, страны). Какие интересные места, достопримечательности своего родного города (поселка) ты посоветовал бы им посетить? Расскажи, как найти наш детский сад, где он находится.

Процедура обработки полученных данных : уровень умения использовать знания о родном городе оценивается в баллах

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок знает название города, свой адрес, называет улицы, узнает знакомые объекты, знает их название, назначение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос не однозначно. Иногда обращается за помощью к воспитателю.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не проявляет интерес к родному городу.

1.3 Логический аспект диагностики

1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста

2. Проект социализации детей дошкольного возраста

2.1 Актуальность проекта

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что "детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия"

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Серпухов имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Воспитание любви к своему городу - это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к родному городу.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И мне хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Обращаясь к словам В.А. Сухомлинского: "В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы". Мне хотелось, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

2.2 Целевой компонент

Цель проектируемого процесса - спроектировать процесс ознакомления дошкольников сродным городом для решения задач социализации в целостном образовательном процессе.

Задачи проектируемого процесса

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:

1.1 Выявить и закрепить знания детей об истории родного города.

1.2 Формировать у детей представления о символике родного города.

1.3 Формировать у детей представления о достопримечательностях, культурных, архитектурных, исторических памятниках города.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально - оценочного опыта:

2.1 Воспитывать умение видеть красоту родного города и беречь ее.

2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.

2.3 Стимулировать эмоционально-положительное отношение к истории родного города.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:

3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.

3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о своем родном городе.

3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.

3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.

2.3 Процессуальный компонент

Цель / задачи

Способы и формы работы

Результат

мотивационный

Цель: вызвать у детей интерес к родному городу.

вызвать у детей желание изучать достопримечательности родного города, его историю и традиции, природу;

вызвать у детей желание изучать знаменитых личностей, связанных с родным городом;

вызвать эмоционально положительное отношение детей к изучению родного города.

Показ слайдов, презентаций;

чтение художественной литературы,

рассматривание иллюстраций, картин, фотоальбомов;

показ видеофильма.

Конспекты бесед;

проведение выставки фотографий и иллюстраций на тему "Мой родной город";

подборка слайдов, презентаций.

Интерес детей к род - ному городу, его достопримечательностям, истории и традициям, знаменитым личностям;

желание посещать архитектурные памятники, музеи, исторические места;

сформированы знания и представления о истории образования города.

Цель: формировать у детей представления об истории и достопримечательностях своего города.

расширять и систематизировать представления детей о достопримечательностях города в процессе посещения музеев, памятников, исторических мест.

вызвать у детей интерес к изучению памятных мест;

воспитывать доброе, бережное отношение к родному городу;

вызвать у детей желание рассказывать о родном городе.

Организация экскурсий в музеи, посвященные истории города, его природе и ландшафту, историческим личностям;

проведение прогулок по знаменитым и памятным местам;

рассматривание макетов улиц города.

рисование на тему "Памятники моего города".

Создание картотеки из фотографий, открыток, буклетов и рассказов, посвященных родному городу;

конспекты рассказов о родном городе.

выставка рисунков посвященная теме "Памятники моего города".

Наличие представлений о достопримечательностях родного города;

наличие знаний о том, как необходимо беречь красоту родного города;

наличие представлений об истории родного города, его прошлом и настоящем;

наличие желания и умение рассказывать о своём родном городе.

сформирован интерес к изучению памятных мест;

сформировано желание изучать историю родного города;

рефлексивный

Цель: побуждать детей применять полученные знания в повседневной жизни.

побуждать детей применять полученные знания в подвижных, дидактических играх;

побуждать детей заботиться о благоустройстве родного города;

закреплять полученные детьми знания о родном городе.

Создание выставки книг, рисунков о родном городе;

изготовление альбомов, буклетов;

чтение художественной литературы;

изготовление макета " Наш город".

Макет " Наш город".

проведение выставки рисунков " Мой родной город".

Закрепление знаний о родном городе;

сформированы умения изготавливать открытки, альбомы, макеты;

усвоений знаний об истории родного города, достопримечательностях и известных личностях, природы и ландшафта.

2.4 Условия реализации проекта

1 . Кадровые условия : воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, работники музея, экскурсовод

2 . Материально-технические условия : Ноутбук или компьютер, проектор, видео - и аудиоматериалы, интерактивная доска, материалы для изготовления макетов, буклетов, альбомов и открыток, доска для закрепления рисунков.

3 . Организационные условия : Непосредственно-образовательная совместная деятельность детей и воспитателя, организация предметно развивающие среды; разработка конспектов бесед, экскурсий; разработка конспектов; организация, контроль реализации проекта.

4. Информационные условия

1. Славина, Е. Юный Тольятти и седой Ставрополь - неразделимы [Текст] / Е. Славина // Тольятти сегодня. - 1997. - №12. - С.7.

2. Город Тольятти [Текст] / Куйбышев: Кн. Изд-во, 1987. - 203 с.

3. Александрова Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 112 с.

4. Казакова В.А. Ставрополь-на-Волге и его окрестности в воспоминаниях и документах [Текст] / В.А. Казакова, С.Г. Мельник. - Тольятти: Городской музейный комплекс "Наследие", 2004. - 340 с.

5. История Ставрополя - Тольятти: учебное пособие для учащихся 9-х классов г. о. Тольятти [Текст] / под. ред.П.С. Кабытова. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2009. - 315 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности течения развития ребенка до рождения. Основы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного возраста. Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей первого, второго и третьего года жизни.

    методичка , добавлен 15.09.2010

    Психофизиологические особенности современных детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста. Методика диагностики уровня развития творческих способностей дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Особенности социального развития детей дошкольного возраста. Роль игры в социализации личности дошкольника. Опытно-практическая работа по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Особенности и основные условия и средства развития художественного творчества и личности детей дошкольного возраста. Методики развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Сущность процесса социализации и адаптации ребенка к социуму. Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Базовая задача психологической реабилитации.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Дети дошкольного возраста: особенность развития. Роль игры в процессах социализации и социальной адаптации детей дошкольного возраста. Влияние занятий в дошкольных образовательных учреждениях на подготовку к школе. Игра - средство диагностики готовности.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Понятие и основное содержание социального развития, направления исследования данной тематики. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, основные закономерности их социального развития при задержке психологического развития.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2013

    Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, особенности ее диагностики. Виды и значение подвижных игр. Выявление и развитие ловкости в подвижных играх с бегом у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2013

    Дидактическая игра и развивающая среда как педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие. Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста".

THE PROJECT ACTIVITY AS AN INSTRUMENT OF POSITIVE CHILDREN’S SOCIALIZATION IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Elena Tokach

Russia, St. Petersburg

Natalia Bobkova

music Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Nursery School № 127 of Vyborgskiy District, St. Petersburg,

Russia, St. Petersburg

Elena Ershova

nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Nursery School № 127 of Vyborgskiy District, St. Petersburg,

Russia, St. Petersburg

Natalia Panaksheva

nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Nursery School № 127 of Vyborgskiy District, St. Petersburg,

Russia, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

В своей статье авторы предлагают личный взгляд на проблему социализации детей в коллективе. Дефицит общения приводит к тому, что у нынешнего подрастающего поколения слабо сформирован навык коммуникативной культуры. Проектная деятельность в ДОУ предлагается авторами в качестве инструмента решения данной проблемы.

ABSTRACT

In the article, the authors offer a personal view on the issue of children’s socialization in a group. Lack of communication leads to the current younger generation has poorly formed skill of the communicative culture. The project activity in preschool educational institution is offered by the authors as a tool to solve this problem.

Ключевые слова: проектная деятельность, позитивная социализация.

Keywords: project activity; positive socialization.

В современном обществе перед педагогами и психологами встала острая проблема социализации в детском коллективе. В чём причина? Прогресс предопределяет новые формы общения посредством компьютеров и гаджетов. Это приводит к тому, что люди уходят от реальности, погружаются в иллюзорный виртуальный мир.

Дети первыми на себе ощутили негативные стороны компьютерного прогресса. Нормой стала ситуация: папа – в компьютере, мама – в телефоне, ребёнок или предоставлен сам себе, или занят освоением новой компьютерной игры. В былое ушли тёплые семейные традиции: чтение книг, домашние посиделки, совместное кулинарное творчество, организация коллективного семейного досуга, рукоделие, колыбельные песни перед сном.

Обидно за подрастающее поколение, не знающее волшебного слова «двор» в его воспитательном значении, где зарождались основы социализации, стоящие на высокоморальных человеческих качествах: доброте, благородстве, милосердии. В разновозрастной среде формировались такие жизненно необходимые свойства личности как, умение дружить, пожертвовать чем-то ради друзей, радоваться победам других и достойно переносить собственные поражения.

Современная действительность с её прогрессивными технологиями вносит поправки в способы взаимодействия между людьми, в частности между детьми. Ребёнок, попадая в коллектив, испытывает огромные трудности в общении. Личное пространство ребёнка выросло до таких размеров, что напоминает героя Д. Дефо Робинзона Крузо на необитаемом острове.

Мы педагоги – практики, для которых коллектив – это живой организм, с каждым годом отмечаем ухудшение «состояния здоровья» этого организма. Какими «болезнями» страдает современный детский коллектив? С одной стороны, ориентация ребёнка на его собственное «я» в ущерб окружающим, с другой стороны – немотивированная агрессия по отношению к другим членам коллектива. С точки зрения педагогов причина обусловлена отсутствием навыков коммуникации и пресыщенностью материальными благами. Дети теряют интерес к общению, самостоятельным играм, совместной деятельности.

Первоначальные навыки социализации, как правило, формируются в семье. К сожалению, родители, зачастую заменяют собственное ежедневное общение с детьми на приобретение новых дорогих игрушек, просмотр мультфильмов, развлечения с аниматорами, таким образом, пытаясь «откупиться» от собственных чад, и тем самым лишая их способности легко и гармонично социализироваться в современном детском коллективе.

Что же мы имеем в виду под понятием социализации? Социализация – это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми (со сверстниками, взрослыми и семьёй), выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая собственные потребности и интересы других.

В обществе назрели противоречия, пути устранения которых, сформулированы в принципиально новом направлении развития сферы образования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного образования. «Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации программы дошкольного образования» . ФГОС, прежде всего, адресован нам педагогам. На какие же цели он нас ориентирует? Современное дошкольное образование должно формировать у детей компетентно – личностные качества и умения, позволяющие ребёнку успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в современном мире. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребёнка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребёнком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений» Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации. Какую социализацию уместно назвать позитивной? Позитивная социализация – это освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства, происходящее в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленное на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

Какие компоненты позитивной социализации можно выделить? Первое – это эмоциональное благополучие ребенка в любом коллективе; второе – позитивное восприятие окружающего мира; третье – коммуникативная компетентность дошкольника; четвёртое – развитие социальных навыков детей соответственно возрасту. Дошкольный возраст – «начальный период осознания ребёнком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений» .

Сложный процесс формирования личности нельзя пустить на «самотёк».

Проблемы личностного развития ребёнка волнуют не только нас педагогов, но и затрагивают интересы родителей, которые нацелены на то, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным в себе, творческим, инициативным, а главное счастливым, добрым и успешным.

Освоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей, «устанавливать межличностные контакты» , достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности, положительно воспринимать как свои неудачи, так и неудачи других людей – вот запрос общества на современном этапе.

Лишь при постоянном взаимодействии всех участников образовательного процесса (дети-семья-педагоги) формируется фундамент становления духовно-нравственной личности.

Формирование навыков позитивной социализации у дошкольников базируется на приобретении нового опыта с удовольствием, радостью и обязательно сопровождается положительными эмоциями.

Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные перед нами задачи в области позитивной социализации, мы выделили определённые инструменты, представляющие интерес не только для нас, но и для других участников образовательного процесса. Наиболее эффективным в условиях ДОУ, по нашему опыту, является метод проектной деятельности. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть, в чём преимущества этого метода. Эта форма работы не нова для педагогики в целом, скорее она является инновационной в сфере дошкольного образования.

Всё новое кажется непонятным и пугающим, но дорогу осилит идущий. Анализируя свою деятельность в новых условиях, мы сделали вывод, что форма работы, объединяющая воедино все виды деятельности и вовлекающая всех участников воспитательного процесса, включающая все компоненты позитивной социализации это проектная деятельность.

Проектная деятельность в ДОУ – это специально организованная взрослым и выполняемая детьми деятельность, завершающаяся созданием творческих работ.

Проекты в ДОУ бывают различными по длительности и направленности. По продолжительности они бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные. Опираясь на собственный опыт, наиболее эффективными в плане результативности и поддержания интереса участников проекта, являются проекты длительностью 3–6 месяцев.

По тематической направленности наиболее часто встречаются в детском саду следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие: основываются на экспериментировании, поиске ответов на проблемные вопросы, продуктом данного проекта являются творческие работы детей, игры – драматизации, коллажи, выставки поделок;
  2. игровые: направлены на обогащение игрового опыта детей, за счёт литературных сюжетов, положительных примеров социальной действительности, образцов внутрисемейных традиций, результатом этого вида проектов является расширение тематического спектра детских игр, пополнение игровой среды атрибутами, сделанными руками детей и родителей, изготовление тематических книжек-самоделок;
  3. информационно-практико-ориентированные: основываются на сборе информации участниками проекта и практическом применении ее, ориентируясь на социальные интересы конкретной возрастной группы, продуктом этого вида проектов являются макеты, модели, альбомы тематические;
  4. творческие: направлены на раскрытие творческого потенциала и способностей детей, поддержку инициативы, фантазии, смелости мысли детей, результатом этой деятельности являются участие детей и родителей в различных открытых творческих мероприятиях: капустники, фестивали, недели театра, книги, песни, праздники, тематические вечера развлечений.

В основе реализации проектов лежит метод драмогерменевтики, который является кульминацией социоигрового метода обучения. И не удивительно, что проектная деятельность нашла своё место в дошкольной педагогике, т. к. именно в дошкольном возрасте, по мнению педагогов-классиков, игра является основным видом деятельности ребёнка.

Анализируя собственный опыт работы, можем рекомендовать смело включать в проектную деятельность, как детей одной группы, так и несколько возрастных групп, что позитивно сказывается на формировании коммуникативной культуры. Особенно интересными нам показались творческие проекты, итоговым мероприятием которых становятся большие концерты, фестивали, праздники, объединяющие детей, родителей, педагогов, приглашённых гостей, что позволяет расширить круг социального партнёрства, путём единения интересов. «Взаимодействие с социальными партнёрами с целью создания открытого образовательного пространства, эффективной организации образовательной деятельности, социализации детей, расширении их кругозора рассматривается в качестве актуального направления развития дошкольной образовательной организации» Благодаря таким проектам детский сад превращается в одну дружную семью, команду единомышленников, объединенную общей идеей, творческим порывом. В то же время участники проекта получают возможность проявить свою яркую индивидуальность, расширить рамки собственного общения, ощутить себя значимой частицей единого организма.

Стоит отметить также влияние проектной деятельности на социализацию родителей. Как правило, родители, подключаются к проекту с известной долей скептицизма. Но проживая все этапы проекта на равных со своими детьми и педагогами, являясь не сторонними наблюдателями и исполнителями, а инициаторами и творческими лидерами, они резко меняют вектор своих взглядов на ценность проектной деятельности. Родители сами превращаются в детей, уходят закрепощённость, замкнутость, агрессия, высокомерие. Возникает желание общаться, играть, творить, созидать.

Почему мы считаем проектную деятельность важным инструментом позитивной социализации? Проектная деятельность устанавливает контакты в различном сочетании: взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок, семья-ребёнок, педагог-родители; даёт представления ребёнку о планировании собственной деятельности, возможность поставить вопрос (проблему) и определить пути решения, т. е. делает его социально-компетентным; расширяет кругозор детей, пытливость ума, творческие способности, когнитивные качества; вооружает ребёнка инструментами позволяющими, решать любые творческие и естественно – практические задачи; даёт возможность детям различных возрастов сотрудничать, перенимать опыт; даёт родителям возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения; даёт возможность детям почувствовать свою значимость, а родителям увидеть успешность своих детей.

Проектная деятельность в детском саду является источником положительных эмоций, способствует развитию коммуникативных процессов, погружает ребёнка в атмосферу радости, творчества создаёт фундамент формирования человека созидательного, устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, менее подверженного стрессам и разочарованиям, владеющим формулой успешности в обществе – умением общаться с людьми. А по выражению Антуана де Сент-Экзюпери единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Список литературы:

  1. Агафонова И.Н., Князева Н.А., Цветкова Е.В, Корниенко О.С. Развитие взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 – № 4 – С. 34–41.
  2. Гидревич Е.В. Социальное партнёрство ДОО как фактор повышения качества дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014 – № 7 – С. 20–25.
  3. Лихачёва Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Диагностика, программа занятий. Методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.
  4. Майер А.А., Тимофеева Л.Л Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014 – № 4 – С. 25–33.

средняя группа

Тип проекта : информационно - исследовательский долгосрочный, групповой

Срок проведения: 5 месяцев

Участники: дети, педагоги, родители

Гипотеза : Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

Актуальность:

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема проекта: «Ребенок в окружении людей».

Цель: развитие социально-нравственного развития детей 4-5 летнего возраста.

Задачи: для детей: конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о взаимоотношениях в семье; формировать представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, оразличных эмоциональных состояниях, оправилах взаимоотношений с детьми и взрослыми способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности. Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, егоинтеллектуальное, эмоциональное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи для педагогов: создать условия для социально-личностного развития детей.

Предполагаемый результат: Дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; формируется навык общения со сверстниками и взрослыми. Родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – личность».

План реализации проекта:

Подготовительный этап.

Мероприятия

ответственный

1.

Подборка материала по теме проекта

воспитатели
2.

Планирование деятельности по теме

Систематизировать полученный материал

воспитатели
3.

Познакомить родителей с проектом

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта

воспитатели

Диагностика социально- нравственного развития детей (Приложение №1)

Выявить уровень социально-нравственного развития

воспитатели

Основной этап

Мероприятия

ответственный

Беседы:

«Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Поведение в общественных местах», «Мои лучшие качества», «Хорошие поступки», «Задушевные посиделки».

Выявить у ребенка отношение в семье, отношения в группе, уточнить поведение, которое считается нормой поведения в социуме, выявить самооценку ребенка.

воспитатели

Занятия: «На чем мы ездим», «Поведение в общественном транспорте», «Как я помогаю взрослым», «Во что я люблю играть», «Я такой», «Наша дружная семья», «Наше настроение», «Наш любимый детский сад»

Развитие социально-личностных качеств: трудолюбие, сопереживание, эмоциональное восприятие, взаимопомощь.

воспитатели

Изодеятельность:

“Я в детском саду”, “Мое настроение”, “Как я дома помогаю”, “Подводное царство»

Развитие умений и навыков, воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.

воспитатели

в течение проекта

Социально – ролевые игры :

«Семья», «Аптека»,

«Кафе», «Магазин», «Автобус», «Детский сад», «Шофер», «Доктор»

Развить сюжет игры, игровой диалог, формировать культуру общения между детьми

воспитатели

в течение проекта

Дидактические игры :

Как избежать неприятностей?

Кто в домике живёт

Найди отличия

Собери картинку

Первая помощь

Профессии

Основы безопасности

Уточнить знания детей о разнообразии профессий

воспитатели

в течение проекта

Слушание сказок:

Как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим

Воспитатели, родители

в течение проекта

Экскурсии:

В костюмерную

В прачечную

Расширить кругозор детей, воспитывать культуру поведения.

воспитатели

Игры на комуникотивно-эмоцианальную сферу: Подвижная игра “Морские волны”, “Большой круг-маленький круг”, “Зеркало”, “Строители” , “Ожерелье”, «День рождение»; Сказкатерапия: «Волшебная история», “Я все смогу”

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы

воспитатели

в течении проекта

Развлечение :

Развитие речи и интеллекта, воспитание выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности.

воспитатели

Рассматривание альбомов:

« Профессии»,

«Правила поведения с незнакомыми людьми»,

« Строение тела»,

«Как вести себя в детском саду», «Первая помощь»

Воспитание чувство ответственности

воспитатели

в течение проекта

Работа с родителями :

Папки- передвижки:

Социально-личностное воспитание.

Учим ребенка общаться.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка

Совместное издание альбома: «Вот я какой» и коробочек «добрых дел»- (для детей)

Пропаганда активного семейного отдыха, создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между детьми, родителями и педагогами в воспитании детей

Воспитатели, родители, дети

Встреча с интересными людьми:

Кастеляншей,

Прачкой

Формировать представления о данных профессиях

воспитатели

Мероприятие: «День добрых дел»- родители занимаются ремонтом игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Создание положительной атмосферы и уюта в группе

воспитатели, родители

Заключительный этап

мероприятия

ответственный

Проект-слайд шоу: «Социально-личностное развитие в группе»

воспитатели

Повторная диагностика социально- нравственного развития детей

Выявить изменения

воспитатели

Педагогический проект

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности ребенка

дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский

«ФОРМРОВАИНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

" Учимся общаться"

Продолжительность проекта : Долгосрочный сентябрь - май.

Участники проекта :

дети средней группы,

воспитатель Чернышева Л.Б.

родители воспитанников .

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать

легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками .

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать;

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома.

То развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Поиск более эффективных приёмов и методов образовательной работы по

формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного

возраста реализуемых в ДОУ и семье.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

*разработать систему образовательной работы по

формированию у детей среднего дошкольного возраста

коммуникативных навыков;

*отобрать игры, направленные на улучшение качества

образовательной работы по формированию у детей коммуникативных навыков;

* привлечь родителей в процесс формирования коммуникативных навыков у детей;

*способствовать созданию предметно-развивающей

среды в домашних условиях и детском саду.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап

Информационно-аналитическое обеспечение проекта

Задачи: сбор и анализ информации, анализ

и совершенствование предметно-игровой деятельности.

2 этап

Работа с детьми

Задача: развитие у детей коммуникативных навыков

через игровую деятельность

3 этап

работа с родителями

Задача : создание единого образовательного пространства «детский

сад – семья» для формирования коммуникативных навыков у детей.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

*Изучение передового педагогического опыта работы по формированию

коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

*Подбор методов педагогической диагностики детей.

*Анализ результатов начальной диагностики.

*Создание в группе предметно-игровой среды.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

*Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков

у детей среднего дошкольного возраста.

*Создание картотек подвижных, дидактических, словесных,

театрализованных игр, игр-драматизаций,

игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и

навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых

и режиссерских игр.

*Разработка консультативного материала для родителей.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

*Проведение диагностики развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.

*Реализация перспективного плана работы, формирование коммуникативных навыков общения детей через игры.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Включение родителей в непосредственное общение с детьми.

*Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

*Подведение итогов проекта.

*Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.

*Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ТЕКСТОМ

Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности

реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров.

Непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила. Дают богатый материал для развития диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью,

совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и формированию грамматического строя языка.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

В этих играх ребенок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли,

упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя

свои «пьески».

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ

Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не

только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-

драматизации.

Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

*проведение совместных мероприятий, мастер-классов, практикумов,

консультаций, родительских гостиных,

*оформление информационных бюллетеней, буклетов «Средства развития

навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных

навыков»;

*оформление тематических выставок, стендов, дидактического материала;

*проведение Дней открытых дверей;

*совместные посиделки, чаепития. Положительная установка взаимодействующих сторон

на совместную работу.

Задачи

Формы работы с детьми и родителями

Дата

Кто проводит

Создание атмосферы праздника для детей и родителей.

«Арбузник»

Фотовыставка«Наш праздник».

Картотека игр «социально-коммукативное развитие»

Сентябрь

Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером.

«День именинника»

Игра импровизация по сказке «Колосок»

Праздник осени.

Октябрь

Родители. Косарева Е.М

Давыдова М.Л

Формировать диалогическую и связную речь; умение отчетливо и внятно произносить слова.

Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Помочь родителям установить эмоционально-тактильный контакт в совместной с детьми двигательной деятельности.

Игра драматизация «Как котенок маму искал».

Конкурс «Волшебный театр».

Развлечение «Вместе с бабушкой Ягой».

Ноябрь

Чернышева Л.Б.

Родители

Кляусова Т.Б

Чернышева Л.Б

Создать атмосферу праздника, вызвать положительные эмоции.

Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, родителей и детей. Укрепление связей детского сада и семьи.

Театр «Экологическая сказка»

Н.Челны.

Конкурс «Новогодний костюм»

Театральная постановка.

Конкурсы: «Новогодняя открытка», «Игрушка для елки»

Декабрь.

Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Давыдова М.Л

Родители

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота.

Развивать эмоционально-чувственную сферу детей. Образное мышление. Творческое воображение. Выразительную речь.

«Мы мороза не боимся»

Спортивное развлечение.

«Колядки», развлечение в детской библиотеке

Январь.

Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Вотинова Л.В

Развивать ловкость, быстроту, внимание, мышление, творческие способности детей, через участие в конкурсах, эмоциональное настроение, чувство радости.

Повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития.

«Не перевелись ещё богатыри на Руси

Родительская гостиная

«Сам себе логопед».

Февраль

инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»; воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней

Учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.

Книжкина неделя.

Тетрализованная постановка «Заюшкина избушка»

Март.

Чернышева Л.Б. инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Давыдова М.Л

Наберухина Е.Н

родители

подвести итоги за прошедший год о взаимодействии воспитателя и родителей.

выявить индивидуальные особенности в развитии детей и наметить пути их развития; способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.

«Фестиваль детских достижений,».

апрель Чернышева Л.Б.

Формировать опыт социального взаимодействия. Воспитывать справедливое отношение друг к другу. Развивать способность к сопереживанию. Учить управлять своими чувствами и эмоциями.

Когда мои друзья со мной»

Май.

инструктор по ф/к Кляусова Т.Б.

Литература и интернет-ресурсы

    Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.

    Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 1989.

    Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.

    Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.

    Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М., 19

    Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2004.

    Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Просвещение

    Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976

    Григорьева Юлия Сергеевна

Понравилось? Лайкни нас на Facebook